Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2013 ПО ДЕЛУ N А33-20604/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2013 г. по делу N А33-20604/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "21" мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" июня 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Споткай Л.Е., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савицкас Н.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (истца) - Черепахиной Г.В., представителя по доверенности от 18 декабря 2012 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" февраля 2013 года по делу N А33-20604/2012, принятое судьей Шишкиной И.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (ИНН 2465095739, ОГРН 1052465161110; далее по тексту также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 1), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757; далее также кадастровая палата) и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с адресом: г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, с кадастровым номером 24:50:0300294:73, с площадью 11050 кв. м - в размере 9 180 000 рублей, представил отчет об оценке участка на указанную сумму.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 7 февраля 2013 года принят отказ общества с ограниченной ответственностью "Олимп" от исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, производство по делу в отношении указанного лица прекращено.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 февраля 2013 года исковые требования удовлетворены.
Судом установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300294:73 категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства торгово-складской базы с инженерным обеспечением общей площадью 11 050 кв. м по адресу: г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, в размере его рыночной стоимости, равной 9 180 000 рублей.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец является арендатором земельных участков, арендная плата в отношении которых является регулируемой и определяется, в том числе на основании кадастровой стоимости земельных участков, он вправе обратиться в установленном порядке с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Не согласившись с данным судебным актом, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 февраля 2013 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению кадастровой палаты, решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11.
Судом неверно истолкован пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная норма применяется только в ситуации, когда имеется полученная в установленном порядке информация о рыночной стоимости объекта на момент осуществления кадастровой оценки. В настоящем деле рыночная оценка проведена после указанного момента, в связи с чем у органа, утвердившего результаты кадастровой оценки, отсутствуют основания для установления кадастровой стоимости в размере рыночной.
В исковых требованиях и в отчете о рыночной стоимости отсутствует удельный показатель кадастровой стоимости земель, необходимость указания которого предусмотрена пунктом 66 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости", в связи с чем исполнение решения по настоящему делу будет противоречить названному пункту правил. Оценка отчету от 29 июня 2012 года N 249 судом первой инстанции не была дана, тогда как положительное экспертное заключение на отчет само по себе должно быть предметом оценки, как и сам отчет, а не подменять собой оценку доказательства судом. Отчет действителен только на дату 1 января 2011 года, а не на момент обращения в суд или рассмотрения дела судом; исковые требования рассматриваются в 2013 году и законные основания вносить в государственный кадастр недвижимости сведения, которые действительны только на 1 января 2011 года отсутствуют. Таким образом, разрыв между датой оценки и датой составления отчета превышает 3 месяца, что противоречит пункту 8 Федерального стандарта оценки N 1 "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 256.
Кадастровая палата не имеет правовой заинтересованности, согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" кадастровая палата как орган учета не принимает участия в спорах по поводу непосредственного размера кадастровой стоимости, доказательства того, что именно кадастровая палата осуществляет функции органа по кадастровой оценке, отсутствуют. Кроме того, исходя из искового заявления, истец не оспаривает, а устанавливает кадастровую стоимость земельного участка, то есть истцом избран неверный способ защиты.
В нарушение статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле не было привлечено Правительство Красноярского края.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2013 года апелляционная жалоба федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 21 мая 2013 года.
В судебное заседание представители федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрации города Красноярска и Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска не прибыли.
От привлеченных к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, отзывы на апелляционную жалобу суду апелляционной инстанции не поступали.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (т. 1, л.д. 3-7).
Копии определений о принятии апелляционных жалоб направлялись лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 17 апреля 2013 года.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрацию города Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве.
По мнению истца, решение суда первой инстанции законно и обоснованно.
Согласно части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" кадастровая стоимость земельного участка должна устанавливаться в размере его рыночной стоимости.
Законодательные акты не содержат указания на то, что при определении рыночной стоимости земельного участка необходимо устанавливать удельный показатель кадастровой стоимости, отсутствие данного показателя в отчете оценщика не делает данный отчет недействительным, кроме того, согласно Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости" данные сведения вносятся в реестр дополнительно, наличие в решении суда основного критерия - кадастровой стоимости делает решение суда исполнимым для ответчика. Ответчик не высказывал в суде первой инстанции сомнений в достоверности отчета оценщика, о проведении судебной экспертизы не заявлял.
В отношении истца не было принято решение Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, тогда как только решение может быть оспорено в арбитражном суде, следовательно, истец не лишен права оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде. При этом, именно орган кадастрового учета вносит результат судебного разбирательства - установленную судом кадастровую стоимость в государственный кадастр.
Ответчик не обосновал необходимость привлечения к участию в деле Правительства Красноярского края. Сам нормативный акт в рамках настоящего дела не оспаривается.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с договором аренды от 9 октября 2008 года N 2602 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Олимп" (арендатор) (т. 1, л.д. 39), обществу с ограниченной ответственностью "Олимп" предоставлен в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с площадью 11050 кв. м с кадастровым номером 24:50:0300294:73, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе - для использования в целях строительства торгово-складской базы с инженерным обеспечением.
Согласно пункту 2.1 договора аренды от 9 октября 2008 года N 2602 договор заключен на срок с 18 июня 2008 года по 17 июня 2011 года.
Пунктом 3.1 договора аренды установлено, что размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с действующим федеральным, региональным, местным законодательством, без дополнительного соглашении к договору, путем направления соответствующего уведомления с даты вступления в силу нормативного акта, послужившего основанием для изменения арендной платы независимо от даты получения арендатором такого уведомления.
В соответствии с регистрационной надписью, договор аренды от 9 октября 2008 года N 2602 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 30 октября 2008 года (т. 1, л.д. 52).
Дополнением от 11 ноября 2011 года N 7172 срок действия договора аренды от 9 октября 2008 года N 2602 продлен по 17 июня 2014 года (т. 1, л.д. 53). В соответствии с регистрационной надписью дополнения от 11 ноября 2011 года N 7172 к договору аренды от 9 октября 2008 года N 2602 зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 8 декабря 2011 года (т. 1, л.д. 53).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 30 августа 2011 года N 24ЗУ/11-139039 кадастровая стоимость арендуемого земельного участка 24:50:0300294:73 составила 15 735 200 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости - 1 424 рубля за кв. м.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на 24 декабря 2012 года N 24/12-424037 (т. 2, л.д. 127) кадастровая стоимость арендуемого земельного участка 24:50:0300294:73 равна 69 388 475 рублям, удельный показатель кадастровой стоимости - 6 279 рублей 50 копеек.
Согласно отзыву федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю кадастровая стоимость названного выше земельного участка определена в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-П (л.д. 179).
Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" (т. 1, л.д. 164) по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 1 января 2011 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300294:73 утверждена в размере 69 388 475 рублей.
Истец обратился к услугам независимого оценщика для определения рыночной стоимости арендуемого земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года.
Согласно отчету от 29 июня 2012 года N 249, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "Аудит-Стандарт" (т. 1, л.д. 57), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300294:73 по состоянию на 1 января 2011 года составляет 9 180 000 рублей (стр. 5 отчета).
Данный отчет независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью "Аудит-Стандарт" имеет положительное экспертное заключение от 18 июля 2012 года N 447/07/12 Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" (т. 1, л.д. 42), в котором отражено, что содержание отчета соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
23 июля 2012 года общество с ограниченной ответственностью "Олимп" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка 24:50:0300294:73, просило установить ее размер 9 180 000 рублей (т. 2, л.д. 3).
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю от 20 августа 2012 года N 10 (т. 2, л.д. 5) по указанному выше обращению общества с ограниченной ответственностью "Олимп" решение принято не было в связи с голосованием одного из членов комиссии против.
По настоящему иску общество с ограниченной ответственностью "Олимп" просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 29 июня 2012 года N 249, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Аудит-Стандарт" на дату 1 января 2011 года, в размере 9 180 000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), определение кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость
В виду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы кадастровой палаты о неверном толковании судом первой инстанции положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что в отношении принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка с кадастровыми номерами 24:50:0300294:73, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, по состоянию на 1 января 2011 года определена кадастровая стоимость в размере 69 388 475 рублей (Постановление Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-П), тогда как согласно отчету об оценке от 29 июня 2012 года N 249, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" по состоянию на 1 января 2011 года, рыночная стоимость данного земельного участка составляет на дату оценки 9 180 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской в совокупности с частью 5 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" для определения арендной платы используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте.
При таких обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей определения размера платы за пользование землей и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении арендной платы, при исчислении арендной платы используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте, существенное расхождение данных о рыночной стоимости спорных земельных участков и их кадастровой стоимости нарушает права истца как арендатора, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца. Нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Доводы кадастровой палаты об избрании истцом неверного способа защиты не обоснованы.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Управлению Росреестра по Красноярскому краю от 20 августа 2012 года N 10, за удовлетворение заявления истца проголосовали два члена комиссии из трех, один член комиссии проголосовал против.
Вместе с тем, согласно пункту 12 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, действующего на момент проведения Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Управлению Росреестра по Красноярскому краю 20 августа 2012 года, решение комиссии по всем вопросам принимается единогласно.
Таким образом, в отсутствие единогласного решения членов Комиссии, решение комиссией принято не было, тогда как в соответствии с абзацем 5 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" только решения Комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Непринятие комиссией решения не лишает истца права оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде. Такое толкование следует из абзаца первого статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривающей возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Возможность оспаривания (наличие спора) результатов, предполагает исковой порядок защиты права.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемого им земельного участка со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, определенной оценщиком.
Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета оценки от 29 июня 2012 года N 249 суду апелляционной инстанции не представлены, тогда как в материалы дела представлено экспертное заключение от 18 июля 2012 года N 447/07/12, подготовленное Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческим партнерством "Деловой союз оценщиков" на отчет от 29 июня 2012 года N 249 об оценке рыночной стоимости земельных участков, в соответствии которым отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, о проведении иной оценки ответчики в суде первой инстанции не заявляли.
Отсутствие в отчете рыночной стоимости земельного участка величины удельного показателя кадастровой стоимости не влияет на достоверность отчета об оценке, так как указанный показатель может быть определен исходя из кадастровой стоимости и площади земельного участка.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участков в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценки от 29 июня 2012 года N 249.
Доводы ответчика о том, что указанная в отчете оценка не может быть принята судом, поскольку с даты оценки до даты составления отчета об оценке прошло более трех месяцев, (пункт 8 ФСО N 1), правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку соблюдение такого срока изначально невозможно, учитывая дату, на которую проводилась оценка кадастровой стоимости - 1 января 2011 года и дату принятия нормативного акта об утверждении ее результатов - Постановление Правительства Красноярского края от 22 ноября 2012 года N 708-п, а также требования статьи 24.19 Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Доводы ответчика о том, что он не являются надлежащим ответчиком по делу, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20. Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, при разрешении споров о результатах определения кадастровой стоимости, в процедуре внесения соответствующих результатов в государственный кадастр недвижимости задействовано два органа: орган кадастровой оценки и орган кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- - осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- - организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
Следовательно, истец обоснованно заявил требование к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" как лицу, непосредственно осуществляющему ведение кадастрового учета и уполномоченного на внесение изменений в кадастр недвижимости. Ввиду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика об отсутствии у него имущественного интереса и финансовой заинтересованности в установлении кадастровой стоимости земельного участка.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о нарушении судом первой инстанции положений статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с не привлечением к участию в деле Правительства Красноярского края отклоняются судом апелляционной инстанции, как необоснованный. Законность принятого названным органом нормативного акта является предметом рассмотрения по настоящему делу, что следует из правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11. Ответчиком какое-либо правовое обоснование необходимости привлечения Правительства Красноярского края не приведено, тогда как само названное лицо о необходимости вступления в дело в суде апелляционной инстанции не заявляло, не считает свои права нарушенными.
Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции по основаниям, изложенным в настоящем постановлении.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика, однако, поскольку он освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1 статьи 333.37 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" февраля 2013 года по делу N А33-20604/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Т.С.ГУРОВА

Судьи
Л.Е.СПОТКАЙ
И.А.ХАСАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)