Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "28" февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен "1" марта 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Клочковой Н.А., Тимаева Ф.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кванта", Саратовская область, г. Балаково,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года,
по делу N А57-1910/2012, (судья Елистратов К.А.)
по иску ООО "Кванта" г. Москва, (ИНН 7734611165 ОГРН 1097746132175)
к ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича", г. Москва, Поволжский филиал, г. Саратов, (ИНН 7710011592 ОГРН 1027700530835)
Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, (ИНН 6455039436 ОГРН 1056405504671)
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 7705401340 ОГРН 1027700485757)
Третьи лица:
Правительство Саратовской области; (ИНН 6450526524 ОГРН 1026402203068)
Комитет по управлению имуществом Саратовской области; (ИНН 6450000788 ОГРН 1026402196622)
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области; (ИНН 6439071030 ОГРН 1096439000932),
Комитет финансов администрации Балаковского муниципального района
Саратовской области; (ИНН 6439028959 ОГРН 1026401410078)
Управление по распоряжению муниципальной собственности и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН 6439071023 ОГРН 1096439000943)
о признании недостоверным результата государственной оценки земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Кванта" - Залетова И.А., по доверенности, выданной 09.01.2013, Кокшарова Н.А. по доверенности, выданной 06.02.2013, Кульпина Е.Н. по доверенности от 2.10.2012,
от ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича" - не явились, извещены,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области - не явились, извещены,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области - Алхимов Р.В. по доверенности N 64/2013-01, выданной 28.01.2013,
от Правительства Саратовской области - не явились, извещены,
от Комитета по управлению имуществом Саратовской области - Ярыш И.А. по доверенности N 4461б, выданной 26.09.2012,
от Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - не явились, извещены,
от Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - не явились, извещены,
от Управления по распоряжению муниципальной собственности и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - не явились, извещены,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась ООО "Кванта" к ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича", г. Москва, Поволжский филиал, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области о признании недостоверным результата государственной оценки земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125, расположенного по адресу г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 1510,04 руб., внесенного в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-1910/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Кванта" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-1910/2012.
Представители ООО "Кванта"в судебное заседание явились, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области в судебное заседание явился, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Комитета по управлению имуществом Саратовской области в судебное заседание явился, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 80986 приобщено к материалам дела).
Представитель Правительства Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 80988 приобщено к материалам дела).
Представитель Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 80990 приобщено к материалам дела).
Представитель Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 80991 приобщено к материалам дела).
Представитель Управления по распоряжению муниципальной собственности и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 80992 приобщено к материалам дела).
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
В судебном заседании от ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ путем преобразования в ОАО "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ.
В обоснование данного ходатайство представлены следующие документы: копия свидетельства от 23.10.2012, копия свидетельства о государственной регистрации от 23.10.2012, копия приказа от 23.10.2012 N 1-л, копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.12.2012 N 7723.
Лица, присутствующие в судебном заседании, не возражают против процессуального правопреемства.
Суд апелляционной инстанции определил в порядке статье 48 АПК РФ удовлетворить заявленное ходатайство о процессуальном правопреемстве произвел процессуальное правопреемство ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ на ОАО "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ и определил третьим лицом по делу считать ОАО "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены судебного акта в части отказа в удовлетворении исковых требований к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, На основании государственного контракта от 27 июня 2007 года N Зк/07 заключенного Комитетом по управлению имуществом Саратовской области (заказчиком) с Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок" - ВИСХАГИ (Поволжский филиал) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков населенных пунктов Балаковского района Саратовской области по результатам которых составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 года (далее -Отчет).
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник -Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии; далее -федеральное агентство) составлен Акт проверки отчета N 7 от 18.02.2009 года, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Правительства Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:125 площадью 49 309 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 Лет Победы, д. 76, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО "Кванта", был определен в размере 1 510 рублей 04 копейки за 1 кв. метр, сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. Спорный земельный участок относится к 9 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначение размещения торговых, офисных, производственных зданий и помещений.
Истец считает, что сведения об удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости, недостоверными; так как кадастровая стоимость, определяемая по удельному показателю данного кадастрового квартала многократно превышает рыночную стоимость, получена с нарушением требований статьи 66 Земельного кодекса, Правил проведения государственной кадастровой оценки поселений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 да 2000 года N 316 и Методических указаний по государственной кадастров оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ ода февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания).
Определение рыночной стоимости земельных участков в Отчете N 6-Н/07 оценщик, по мнению истца, произвел с грубыми нарушениями требований Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных Распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 N 568-р. Для расчета рыночной стоимости земельных участков оценщик применил Инструкцию, не имеющую нормативного статуса, информацию о стоимости предложений единых объектов недвижимости фальсифицировал.
Подтверждением вышеизложенного служит проведенная обществом с ограниченной ответственностью "Поволжское Агентство Оценки" (оценщиком) рыночная оценка смежного Земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:52, находящегося в том же кадастровом квартале, по тому адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 Лет Победы, д. 76, которая показала, что кадастровая стоимость завышена как минимум в 10 раз.
Несоответствие определенного в установленном порядке и внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, нарушает права общества, так как оно обязано вносить арендную плату за пользование земельным участком в размере 2% кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено п. 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г., установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Саратовской области, наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
16 января 2012 года Истцом получен "Отчет N 2712.11Б об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 49 309 кв. м, кадастровый номер 64:40:20214:125, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 на дату 08 декабря 2009 г.", выполненный ООО "Бюро оценки собственности".
Указанный отчет, по мнению истца, подтверждает недостоверность произведенной кадастровой оценки земельного участка Истца, поскольку определенная оценщиком рыночная стоимость земельного участка составляет 9 200 000 руб., в то время как содержащаяся в настоящее время в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость этого же земельного участка составляет 74 458 562,36 руб.
В суде первой инстанции ООО "Кванта" было заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы для определения возможных нарушений при определении размера удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков 9 вида разрешенного использования населенных пунктов Саратовской области.
Определением по делу N А57-1910/2012 от 26.03.2012 производство по делу приостановлено и назначена судебная экспертиза.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы.
1. Были ли при определении размера удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков 9 вида разрешенного использования населенных пунктов Саратовской области допущены нарушения положений Правил проведения государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утвержденных приказом "Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года N ПЮ152, иных нормативных актов, регулирующих определение данного вида стоимости?
- если были допущены нарушения, то какие?
- являются ли экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:125, в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1510 руб. 04 коп. за квадратный метр определенные Отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 года, датой его утверждения 18 февраля 2009 года достоверными и экономически обоснованными?
Заключением эксперта были выявлены нарушения при определении размера удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что в соответствии с абзацем 2 статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, истцом представлен отчет независимого оценщика по состоянию на 08.12.2009, то есть составленный на иную дату, чем была произведена и утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка 01.01.2007.
При этом, суд первой инстанции, назначая экспертизу не поставил на разрешение эксперта вопрос определения рыночной стоимости объекта недвижимостина дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (01.01.2007), несмотря на то, что данный вопрос является основным при разрешении данной категории дел, в связи с чем необоснованно отказа в удостоверении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции учитывая, что истцом представлен отчет независимого оценщика по состоянию на 08.12.2009, то есть составленный на иную дату, чем была произведена и утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, удовлетворил ходатайство ООО "Кванта" о назначении дополнительной судебной экспертизы для определения действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, поручив проведение экспертизы потребительскому обществу "Областная коллегия оценщиков".
Согласно заключению эксперта от 18.01.2013 N 26-С/01 с учетом исправленной ошибки, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:125, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76, общей площадью 49 309 по состоянию на 01.01.2007 составила 8 875 620 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости кадастрового квартала 64:40:020214 земельных участков 9 вида разрешенного использования по состоянию на 01.01.2007 составил 180 рублей.
Ответчик не оспорил рыночную стоимость земельного участка, установленную в заключении эксперта.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости, поэтому исковые требования заявленные к ФГБУ "ФКП Росреестра" подлежат удовлетворению, в части заявленных исковых требований к ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича", г. Москва, Поволжский филиал, г. Саратов, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов суд первой инстанции правомерно отказал.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что в нарушение положений статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда первой инстанции основаны на неполном выяснений обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого дела, судом первой инстанции не применены нормы материального права, подлежащие применению в данном случае.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области подлежит отмене, в отмененной части исковые требования подлежат удовлетворению, в части отказа в удовлетворении исковых требований к ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича", г. Москва, Поволжский филиал, г. Саратов, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, в связи с чем с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Общества ограниченной ответственностью "Кванта" подлежат взысканию расходы по государственной пошлине по иску в размере 4 000 рублей, по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей, за проведение экспертизы в размере 20 000 рублей в суде апелляционной инстанции, а также с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу потребительского общества "Областная коллегия оценщиков" подлежат взысканию денежные средства в размере 40 000 рублей за проведение экспертизы в суде первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-1910/2012 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в отмененной части исковые требования удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 площадью 49 309 кв. м, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 по состоянию на 01.01.2007 равной его рыночной стоимости в размере 8 875 620 рублей.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 площадью 49 309 кв. м, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 по состоянию на 01.01.2007 равной его рыночной стоимости в размере 8 875 620 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 в сумме 180 рублей.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Общества ограниченной ответственностью "Кванта" расходы по государственной пошлине по иску в размере 4 000 рублей, по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей, за проведение экспертизы в размере 20 000 рублей.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу потребительского общества "Областная коллегия оценщиков" денежные средства в размере 40 000 рублей за проведение экспертизы.
Финансово-экономическому отделу перечислить с депозитного счета суда на счет потребительского общества "Областная коллегия оценщиков" денежные средства в размере 20 000 рублей за проведение экспертизы в суде апелляционной инстанции, уплаченные по платежному поручению N 175 от 23.11.2012.
Суду первой инстанции в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Ф.И.ТИМАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.03.2013 ПО ДЕЛУ N А57-1910/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2013 г. по делу N А57-1910/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "28" февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен "1" марта 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Клочковой Н.А., Тимаева Ф.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кванта", Саратовская область, г. Балаково,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года,
по делу N А57-1910/2012, (судья Елистратов К.А.)
по иску ООО "Кванта" г. Москва, (ИНН 7734611165 ОГРН 1097746132175)
к ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича", г. Москва, Поволжский филиал, г. Саратов, (ИНН 7710011592 ОГРН 1027700530835)
Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, (ИНН 6455039436 ОГРН 1056405504671)
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 7705401340 ОГРН 1027700485757)
Третьи лица:
Правительство Саратовской области; (ИНН 6450526524 ОГРН 1026402203068)
Комитет по управлению имуществом Саратовской области; (ИНН 6450000788 ОГРН 1026402196622)
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области; (ИНН 6439071030 ОГРН 1096439000932),
Комитет финансов администрации Балаковского муниципального района
Саратовской области; (ИНН 6439028959 ОГРН 1026401410078)
Управление по распоряжению муниципальной собственности и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН 6439071023 ОГРН 1096439000943)
о признании недостоверным результата государственной оценки земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Кванта" - Залетова И.А., по доверенности, выданной 09.01.2013, Кокшарова Н.А. по доверенности, выданной 06.02.2013, Кульпина Е.Н. по доверенности от 2.10.2012,
от ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича" - не явились, извещены,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области - не явились, извещены,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области - Алхимов Р.В. по доверенности N 64/2013-01, выданной 28.01.2013,
от Правительства Саратовской области - не явились, извещены,
от Комитета по управлению имуществом Саратовской области - Ярыш И.А. по доверенности N 4461б, выданной 26.09.2012,
от Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - не явились, извещены,
от Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - не явились, извещены,
от Управления по распоряжению муниципальной собственности и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - не явились, извещены,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась ООО "Кванта" к ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича", г. Москва, Поволжский филиал, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области о признании недостоверным результата государственной оценки земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125, расположенного по адресу г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 1510,04 руб., внесенного в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-1910/2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Кванта" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-1910/2012.
Представители ООО "Кванта"в судебное заседание явились, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области в судебное заседание явился, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Комитета по управлению имуществом Саратовской области в судебное заседание явился, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 80986 приобщено к материалам дела).
Представитель Правительства Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 80988 приобщено к материалам дела).
Представитель Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 80990 приобщено к материалам дела).
Представитель Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 80991 приобщено к материалам дела).
Представитель Управления по распоряжению муниципальной собственности и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 80992 приобщено к материалам дела).
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
В судебном заседании от ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ путем преобразования в ОАО "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ.
В обоснование данного ходатайство представлены следующие документы: копия свидетельства от 23.10.2012, копия свидетельства о государственной регистрации от 23.10.2012, копия приказа от 23.10.2012 N 1-л, копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.12.2012 N 7723.
Лица, присутствующие в судебном заседании, не возражают против процессуального правопреемства.
Суд апелляционной инстанции определил в порядке статье 48 АПК РФ удовлетворить заявленное ходатайство о процессуальном правопреемстве произвел процессуальное правопреемство ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ на ОАО "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ и определил третьим лицом по делу считать ОАО "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены судебного акта в части отказа в удовлетворении исковых требований к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, На основании государственного контракта от 27 июня 2007 года N Зк/07 заключенного Комитетом по управлению имуществом Саратовской области (заказчиком) с Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок" - ВИСХАГИ (Поволжский филиал) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков населенных пунктов Балаковского района Саратовской области по результатам которых составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 года (далее -Отчет).
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник -Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии; далее -федеральное агентство) составлен Акт проверки отчета N 7 от 18.02.2009 года, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Правительства Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:125 площадью 49 309 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 Лет Победы, д. 76, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО "Кванта", был определен в размере 1 510 рублей 04 копейки за 1 кв. метр, сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. Спорный земельный участок относится к 9 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначение размещения торговых, офисных, производственных зданий и помещений.
Истец считает, что сведения об удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости, недостоверными; так как кадастровая стоимость, определяемая по удельному показателю данного кадастрового квартала многократно превышает рыночную стоимость, получена с нарушением требований статьи 66 Земельного кодекса, Правил проведения государственной кадастровой оценки поселений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 да 2000 года N 316 и Методических указаний по государственной кадастров оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ ода февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания).
Определение рыночной стоимости земельных участков в Отчете N 6-Н/07 оценщик, по мнению истца, произвел с грубыми нарушениями требований Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных Распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 N 568-р. Для расчета рыночной стоимости земельных участков оценщик применил Инструкцию, не имеющую нормативного статуса, информацию о стоимости предложений единых объектов недвижимости фальсифицировал.
Подтверждением вышеизложенного служит проведенная обществом с ограниченной ответственностью "Поволжское Агентство Оценки" (оценщиком) рыночная оценка смежного Земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:52, находящегося в том же кадастровом квартале, по тому адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 Лет Победы, д. 76, которая показала, что кадастровая стоимость завышена как минимум в 10 раз.
Несоответствие определенного в установленном порядке и внесенного в государственный кадастр недвижимости удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, нарушает права общества, так как оно обязано вносить арендную плату за пользование земельным участком в размере 2% кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено п. 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г., установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Саратовской области, наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
16 января 2012 года Истцом получен "Отчет N 2712.11Б об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 49 309 кв. м, кадастровый номер 64:40:20214:125, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 на дату 08 декабря 2009 г.", выполненный ООО "Бюро оценки собственности".
Указанный отчет, по мнению истца, подтверждает недостоверность произведенной кадастровой оценки земельного участка Истца, поскольку определенная оценщиком рыночная стоимость земельного участка составляет 9 200 000 руб., в то время как содержащаяся в настоящее время в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость этого же земельного участка составляет 74 458 562,36 руб.
В суде первой инстанции ООО "Кванта" было заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы для определения возможных нарушений при определении размера удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков 9 вида разрешенного использования населенных пунктов Саратовской области.
Определением по делу N А57-1910/2012 от 26.03.2012 производство по делу приостановлено и назначена судебная экспертиза.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы.
1. Были ли при определении размера удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков 9 вида разрешенного использования населенных пунктов Саратовской области допущены нарушения положений Правил проведения государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утвержденных приказом "Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года N ПЮ152, иных нормативных актов, регулирующих определение данного вида стоимости?
- если были допущены нарушения, то какие?
- являются ли экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:125, в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1510 руб. 04 коп. за квадратный метр определенные Отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 года, датой его утверждения 18 февраля 2009 года достоверными и экономически обоснованными?
Заключением эксперта были выявлены нарушения при определении размера удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что в соответствии с абзацем 2 статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, истцом представлен отчет независимого оценщика по состоянию на 08.12.2009, то есть составленный на иную дату, чем была произведена и утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка 01.01.2007.
При этом, суд первой инстанции, назначая экспертизу не поставил на разрешение эксперта вопрос определения рыночной стоимости объекта недвижимостина дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (01.01.2007), несмотря на то, что данный вопрос является основным при разрешении данной категории дел, в связи с чем необоснованно отказа в удостоверении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции учитывая, что истцом представлен отчет независимого оценщика по состоянию на 08.12.2009, то есть составленный на иную дату, чем была произведена и утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, удовлетворил ходатайство ООО "Кванта" о назначении дополнительной судебной экспертизы для определения действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, поручив проведение экспертизы потребительскому обществу "Областная коллегия оценщиков".
Согласно заключению эксперта от 18.01.2013 N 26-С/01 с учетом исправленной ошибки, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:125, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76, общей площадью 49 309 по состоянию на 01.01.2007 составила 8 875 620 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости кадастрового квартала 64:40:020214 земельных участков 9 вида разрешенного использования по состоянию на 01.01.2007 составил 180 рублей.
Ответчик не оспорил рыночную стоимость земельного участка, установленную в заключении эксперта.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости, поэтому исковые требования заявленные к ФГБУ "ФКП Росреестра" подлежат удовлетворению, в части заявленных исковых требований к ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича", г. Москва, Поволжский филиал, г. Саратов, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов суд первой инстанции правомерно отказал.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что в нарушение положений статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда первой инстанции основаны на неполном выяснений обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого дела, судом первой инстанции не применены нормы материального права, подлежащие применению в данном случае.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области подлежит отмене, в отмененной части исковые требования подлежат удовлетворению, в части отказа в удовлетворении исковых требований к ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича", г. Москва, Поволжский филиал, г. Саратов, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, в связи с чем с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Общества ограниченной ответственностью "Кванта" подлежат взысканию расходы по государственной пошлине по иску в размере 4 000 рублей, по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей, за проведение экспертизы в размере 20 000 рублей в суде апелляционной инстанции, а также с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу потребительского общества "Областная коллегия оценщиков" подлежат взысканию денежные средства в размере 40 000 рублей за проведение экспертизы в суде первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 августа 2012 года по делу N А57-1910/2012 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в отмененной части исковые требования удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 площадью 49 309 кв. м, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 по состоянию на 01.01.2007 равной его рыночной стоимости в размере 8 875 620 рублей.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 площадью 49 309 кв. м, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 по состоянию на 01.01.2007 равной его рыночной стоимости в размере 8 875 620 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:20214:125 в сумме 180 рублей.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Общества ограниченной ответственностью "Кванта" расходы по государственной пошлине по иску в размере 4 000 рублей, по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей, за проведение экспертизы в размере 20 000 рублей.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу потребительского общества "Областная коллегия оценщиков" денежные средства в размере 40 000 рублей за проведение экспертизы.
Финансово-экономическому отделу перечислить с депозитного счета суда на счет потребительского общества "Областная коллегия оценщиков" денежные средства в размере 20 000 рублей за проведение экспертизы в суде апелляционной инстанции, уплаченные по платежному поручению N 175 от 23.11.2012.
Суду первой инстанции в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Ф.И.ТИМАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)