Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.03.2013 ПО ДЕЛУ N А41-25551/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2013 г. по делу N А41-25551/12


Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Колосковой Е.М.,
при участии в заседании:
от заявителя (ООО "Славянка", ИНН: 5034010013, ОГРН: 1025004581414) - Гаврилова Е.Н., представитель по доверенности б/н от 20.04.2012, Гаврилов М.В., представитель по доверенности б/н от 20.04.2012,
от заинтересованного лица (Администрация городского округа Орехово-Зуево Московской области) - Александров А.Ю., представитель по доверенности N 1исх-138 от 18.03.2013,
от заинтересованного лица (КУИ Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области) - Бутов Д.С., представитель по доверенности б/н от 25.01.2013,
от третьих лиц:
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Орехово-Зуевская Электросеть" (ИНН: 5034027850, ОГРН: 1065034031204) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01.11.2012 по делу N А41-25551/12,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
по заявлению ООО "Славянка" к Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области и КУИ Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области, при участии третьих лиц - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, ООО "Орехово-Зуевская Электросеть", о признании права на приватизацию земельного участка, признании незаконными действий,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Славянка (далее - ООО "Славянка", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области (далее - Администрация), Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области (далее - КУИ Администрации) с требованиями о признании за ООО "Славянка" право на приватизацию (передачу в собственность за плату) земельного участка с кадастровым номером 50:47:0011301:7 площадью 1 209 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, проезд Юбилейный, по цене стоимости земельного участка, рассчитанной в соответствие с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка; о признании незаконным отказа Администрации городского округа Орехово-Зуево в предоставлении в собственность за плату ООО "Славянка" земельного участка с кадастровым номером 50:47:0011301:7 площадью 1209,0 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, проезд Юбилейный, выраженный в письме Администрации от 19.03.2012 N 01-01-16-279вх.; об обязании Администрации городского округа Орехово-Зуево в течение четырнадцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:47:0011301:7 площадью 1209,0 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, проезд Юбилейный, в собственность за плату, об отнесении его к категории земель - земли населенных пунктов, об установлении вида его разрешенного использования - размещение магазина; об обязании КУИ Администрации в течение четырнадцати календарных дней со дня внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:47:0011301:7 в строке 8.2 раздела КВ.1 - земли населенных пунктов, в строке 9 раздела КВ.1 - размещение магазина заключить с ООО "Славянка" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:47:0011301:7 площадью 1209,0 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, проезд Юбилейный, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение магазина, по цене стоимости земельного участка, рассчитанной в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка и составляющей 45 521 руб. 27 коп.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, ООО "Орехово-Зуевская Электросеть".
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.11.2012 заявленные требования удовлетворены в части, а именно: признан незаконным отказ Администрации городского округа Орехово-Зуево в предоставлении в собственность за плату ООО "Славянка" земельного участка с кадастровым номером 50:47:0011301:7 площадью 1209 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, проезд Юбилейный, выраженный в письме Администрации от 19.03.2012 г. N 01-01-16-279вх.; суд обязал Администрацию городского округа Орехово-Зуево в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:47:0011301:7 площадью 1209 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, проезд Юбилейный, в собственность за плату, об отнесении его к категории земель "земли населенных пунктов", об установлении его вида разрешенного использования "размещение магазина"; а также обязал Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области в течение 14 календарных дней со дня внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:47:0011301:7 в строке 8.2 раздела КВ.1 - "земли населенных пунктов", в строке 9 раздела КВ.1 - "размещение магазина" заключить с ООО "Славянка" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:47:0011301:7 площадью 1209 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, проезд Юбилейный, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение магазина, по цене равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрацию городского округа Орехово-Зуево Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила оспариваемый судебный акт отменить и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Администрацию городского округа Орехово-Зуево Московской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, поддерживает решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
Представитель КУИ Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области поддержал позицию Администрации.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и ООО "Орехово-Зуевская Электросеть", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, каких-либо ходатайств не представили. Дело рассмотрено в порядке ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Славянка" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 357/16 от 03.12.2009 является собственником встроенно-пристроенной части жилого дома-магазина, назначение: нежилое, общей площадью 656,5 кв. м, этаж 1, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, пр. Юбилейный, д. 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.12.2012 серии 50-АД N 395775 (повторное, взамен свидетельства серии 50-НД N 571786 от 14.12.2009).
19.04.2011 ООО "Славянка" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости.
В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, заявитель обратился к кадастровому инженеру за проведением кадастровых работ и подготовкой межевого плана по образованию земельного участка по указанному адресу.
Для подготовки постановления об утверждении схемы расположения земельного участка ООО "Славянка" в Администрацию были предоставлены технические условия на обременение земельного участка ООО "Орехово-Зуевский городской Водоканал" от 23.08.2011 N 06/02-299, технические условия по обременению земельного участка общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская Электросеть" от 22.08.2011 N ТУО-1992 и Заключение Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа от 21.11.2011 г. N 627-арх.
Постановлением Администрации городского округа. Орехово-Зуево Московской области от 12.12.2011 N 1779 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:47:0011301: земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1 209 кв. м, расположенного по адресу: г. Орехово-Зуево, проезд Юбилейный, д. 5.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту земельного участка от 27.01.2012 N МО-12/ЗВ-41767 земельный участок площадью 1 209 кв. м, местоположение: Московская область, г. Орехово-Зуево, проезд Юбилейный 27.01.2012 поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:47:0011301:7.
01.02.2012 ООО "Славянка" обратилось к Главе городского округа Орехово-Зуево Московской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:47:0011301:7.
Письмом от 19.03.2012 N 01-01-16-279вх. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителю было отказано, и рекомендовано сформировать новый земельный участок, согласно заключению ООО "Орехово-Зуево Электросеть" от 01.09.2011 N 46/3-13.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции положенные в основу решения основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
Глава 24 АПК РФ предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты нарушенного права в сфере предпринимательской деятельности обжалование действий (бездействия) государственных органов.
В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления об отказе в совершении действий, принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующего государственного органа совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ, требование общества об обязании государственного органа принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, о предоставлении спорного земельного участка путем выкупа, а также об обязании подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене стоимости земельного участка равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка, следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства, а не самостоятельным исковым требованием.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции указал, что материалам дела не подтверждается факт наличия достаточных оснований, предусмотренных земельным законодательством для принятия решения об отказе в предоставлении за плату в собственность испрашиваемого земельного участка.
Указанный вывод суда первой инстанции следует признать правильным, основанном на правильном применении норм материального права и соответствующим представленным в дело доказательствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (пп. 5 п. 3 ст. 28).
Исходя из толкования названных норм, следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении лица, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования либо собственника объектов недвижимости, расположенного на нем.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации - не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, для реализации права на приобретение в собственность земельных участков заявитель должен подтвердить только право собственности на объекты недвижимости.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (п. 2 ст. 8, ст. 219 ГК РФ).
Согласно ст. ст. 2, 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Суд первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств, а именно: свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости пришел к выводу о том, что общество является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке площадью 1.209 кв. м с кадастровым номером 50:47:0011301:7.
В силу п. 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник задания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления от 24.03.2005 N 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и ли органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" испрашиваемый земельный участок относится к муниципальной собственности.
Следовательно, общество правомерно обратилось Администрацию городского округа Орехово-Зуево Московской области с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Материалы дела свидетельствуют о предоставлении заявителем в Администрацию необходимых документов, предусмотренных указанным Перечнем документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370. Доказательств обратного суду не представлено.
Материалами дела также подтверждается, что ООО "Славянка" является собственником указанного объекта недвижимого имущества.
Доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, суду не представлено.
Таким образом, материалами дела не подтверждается факт наличия достаточных оснований, предусмотренных земельным законодательством, для принятия Администрацией решения об отказе в предоставлении за плату в собственность ООО "Славянка" испрашиваемого им земельного участка.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ при продаже в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.
Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при определении цены земельного участка по такому договору не применяются.
Поэтому, если на момент заключения договора купли-продажи земельного участка субъектом Российской Федерации конкретная цена земельного участка согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ не определена, подлежит применению соответствующая минимальная ставка земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- - юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- - гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- - двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- - двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, выше объект недвижимости, расположенный на рассматриваемом земельном участке до передачи в собственность обществу находился в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае ООО "Славянка" имеет право на приобретение спорного земельного участка по льготной цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что действие данного порядка определения цены (стоимости) земельных участков истек 01.07.2012 подлежит отклонению как необоснованный, поскольку Администрация обязана была до 01.07.2012 принять решение о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 50:47:0011301:7 по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка. С соответствующим заявлением ООО "Славянка" первоначально обратилось 19.04.2011.
Вместе с тем для определения выкупной цены испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, необходимо установить категорию земель, к которой отнесен спорный участок, разрешенное использование и кадастровую стоимость земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции и указано выше, земельный участок, испрашиваемый заявителем площадью 1 209 кв. м поставлен на кадастровый учет 27.01.2012, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 27.01.2012 N МО-12/ЗВ-41767.
Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости определен в статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ)
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Кадастровая выписка на испрашиваемый земельный участок, представленная в администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи участка и в материалы дела, в нарушение положений статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ не содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка, категории земель и разрешенном использовании земельного участка.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, земельный участок сформирован под объектом недвижимости - зданием магазина. Согласно заключению Управления архитектуры и градостроительства от 21.11.2011 N 627 арх., спорный земельный участок входит в жилую зону, относится к землям, не ограниченным в обороте. Управление архитектуры и градостроительства г.о. Орехово-Зуево считает возможным предоставление испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: г. Орехово-Зуево, пр. Юбилейный, общей площадью 1 209 кв. м по фактическому пользованию, под размещение магазина.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что требования ООО "Славянка" об обязании Администрации городского округа Орехово-Зуево в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:47:0011301:7 площадью 1209 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, проезд Юбилейный, в собственность за плату, об отнесении его к категории земель "земли населенных пунктов", об установлении его вида разрешенного использования "размещение магазина", подлежат удовлетворению.
Доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка Администрацией ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду представлено не было.
Согласно представленному в материалы дела проекту обоснования границ выделенного земельного участка под нежилым одноэтажным строением-магазином, расположенным в Московской области, г. Орехово-Зуево, Юбилейный пр-д, д. 5 (литера "А", "А1", "а" по техпаспорту ГУП МО БТИ), составленному ООО "Проектная мастерская "Престиж", с учетом строительных норм и правил "Автомобильные дороги" (СНиП 2.05.02-85), "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (СНиП 2.07.01-89), "Планировка и застройка городских и сельских поселений" (СНиП 2.07.01-89*), ТСН ПЗП-99 МО, и требований Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", для выполнения указанных требований необходим фактически используемый земельный участки общей площадью не менее 1 209 кв. м.
Доказательство обратного Администрацией не представлено.
Кроме того, правом на проведение судебной экспертизы на предмет установления размера земельного участка необходимого для использования объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемых земельных участках, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области не воспользовалась.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Также заявителем было заявлено требование о признании за ООО "Славянка" право на приватизацию (передачу в собственность за плату) земельного участка с кадастровым номером 50:47:0011301:7 площадью 1 209 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, проезд Юбилейный.
Требование об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ (оспаривание действия (бездействия) государственного органа), а требование о признании права собственности (признание исключительного права на приватизацию) на земельный участок является вещно-правовым требованием, удовлетворение которого возможно при наличии доказательств возникновении соответствующего права на земельный участок.
Согласно разъяснениям, указанным в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу п. п. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Указанные доказательства ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду представлены не были.
Признание права как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном праве. Наличие указанных обстоятельств должен доказать истец.
Так как доказательств вышеперечисленных обстоятельств ООО "Славянка" представлено не было, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения указанного требования.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области у суда апелляционной инстанции не имеется
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2012 года по делу N А41-25551/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)