Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Х.Тимченко
судей М.В. Ильиной,Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чесноковой Н.С.
при участии:
- от Правительства Ростовской области - Венецкая Елена Игоревна (доверенность от 14.11.2012 N 3/1624);
- от истца: Лукашов Александр Борисович (доверенность от 22.05.2012);
- от ответчика: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 34400258519106);
- от третьих лиц:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области - явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 34400258519113);
- от администрации Неклиновского района Ростовской области - явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 34400258519120).
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21 ноября 2012 г. по делу N А53-14184/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самара"
(ИНН 6123000121, ОГРН 1026101342640)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Администрация Неклиновского района Ростовской области,
Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Правительство Ростовской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости земельного участка,
принятое судьей Андриановой Ю.Ю.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Самара" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Ростовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, 82,1 км, трасса Ростов-Мариуполь, общей площадью 10000 кв.м, кадастровый номер 61: 26: 0600023:214, равной рыночной стоимости.
В обоснование иска общество указало, что на основании государственного акта о бессрочном постоянном пользовании владеет земельным участком общей площадью 10 000 кв.м кадастровый номер 61: 26:0600023:214 Целевое использование земельного участка -земли сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного составляла 56238 руб. После перевода земельного участка из земель сельхозназначения в земли промышленности кадастровая стоимость увеличилась до 4294200 руб. Общество намерено выкупить земельный участок и заявило об установлении рыночной стоимости со ссылкой на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 04.04.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Администрация Неклиновского района Ростовской области.
Определением суда от 03.05.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Определением суда от 09.08.2012 произведена процессуальная замена третьего лица Государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" на Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации".
Определением суда от 07.09.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21 ноября 2012 г. требования удовлетворены. Установлена кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:26:0600023:214, общей площадью 10000 кв. м, разрешенное использование для строительство техно-торгового центра, расположенного по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, 82, 1 км трассы Ростов-Мариуполь, в размере равном рыночной стоимости 994000 рублей, суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения относительно стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижмости.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу, что действующее законодательство позволяет истцу ставить вопрос об определении кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, в размере рыночной стоимости, не оспаривая при этом достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении.
Правительство Ростовской области обратилось с апелляционной жалобой, указав следующие доводы.
Предъявленный иск является преобразовательным, соответственно установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной возможно на будущее время, после вынесения судебного акта, то есть, на дату вынесения судебного акта. Из буквального толкования п. 3 ст. 66 ЗК РФ следует определение кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, а не изменение кадастровой стоимости земельного участка за предыдущий период. Заявитель жалобы считает, что изменение кадастровой стоимости земельного участка возможно в случае недостоверности сведений о земельном участке как объекте недвижимости. Установление кадастровой стоимости в размере рыночной с 01.01.2008 г. создает предпосылки к возникновению в последующем спора о возврате излишне уплаченного налога.
В судебном заседании представитель Правительства Ростовской области доводы жалобы поддержал.
Представитель общества просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьим лица, извещенные надлежащим образом о времени и дате рассмотрения апелляционной жалобы явку представителей не обеспечили. Жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Самара" является владельцем на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 61:26:0600023:214, площадью 10000 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, 82,1 км трасса Ростов-Мариуполь, на основании решения администрации Неклиновского района от 24.08.1993 N 488, что подтверждается государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
Земельный участок с кадастровым номером 61:26:0600023:214 относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается кадастровым паспортом спорного земельного (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 03.02.2012. Указанный участок относится к категории земель-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В результате государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов - город Таганрог, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в 4294200 рублей.
ООО "Самара" ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с постановлением Главы Администрации Ростовской области от 25.04.2008 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" в 2007 году проводилась государственная оценка земельных участков населенных пунктов Ростовской области.
Однако спорный земельный участок относиться к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасность и земель иного специального назначения.
Удельные показатели кадастровой стоимости земли данной категории в Ростовской области были определены по состоянию на 01.01.2008, поскольку именно на эту дату проводилась государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного специального назначения (постановление Администрации Ростовской области от 24.06.2008 N 3), что также следует из письменных пояснений Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации".
Согласно абз. 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно исходил из даты установления кадастровой стоимости на 01.01.2008 г. Заявитель жалобы, со ссылкой на нормы права, арбитражную практику, не обосновал правомерность установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной на дату вынесения судебного акта.
В связи с необходимостью определения рыночной стоимости спорного земельного участка в порядке статьи 82 Арбитражного кодекса Российской федерации по ходатайству предпринимателя судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта N 0850400192-2 Таганрогской Межрайонной Торгово-промышленной палаты Романовой А.М.рыночная стоимость спорного земельного участка составила 994000 рублей по состоянию на 01.01.2008.
Заявителем жалобы не приведены доводы о нарушении экспертом федеральных стандартов оценки.
Согласно части 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Правительство Ростовской области Комитетом не оспорило результаты судебной экспертизы, проведенной в суде первой инстанции.
Ссылка Правительства Ростовской области о возможности возникновения спора о взыскании излишне уплаченного земельного налога отклонена, поскольку в силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21 ноября 2012 г. по делу N А53-14184/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Х.ТИМЧЕНКО
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2013 N 15АП-616/2013 ПО ДЕЛУ N А53-14184/2012
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. N 15АП-616/2013
Дело N А53-14184/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Х.Тимченко
судей М.В. Ильиной,Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чесноковой Н.С.
при участии:
- от Правительства Ростовской области - Венецкая Елена Игоревна (доверенность от 14.11.2012 N 3/1624);
- от истца: Лукашов Александр Борисович (доверенность от 22.05.2012);
- от ответчика: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 34400258519106);
- от третьих лиц:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области - явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 34400258519113);
- от администрации Неклиновского района Ростовской области - явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 34400258519120).
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21 ноября 2012 г. по делу N А53-14184/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самара"
(ИНН 6123000121, ОГРН 1026101342640)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Администрация Неклиновского района Ростовской области,
Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Правительство Ростовской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости земельного участка,
принятое судьей Андриановой Ю.Ю.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Самара" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Ростовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, 82,1 км, трасса Ростов-Мариуполь, общей площадью 10000 кв.м, кадастровый номер 61: 26: 0600023:214, равной рыночной стоимости.
В обоснование иска общество указало, что на основании государственного акта о бессрочном постоянном пользовании владеет земельным участком общей площадью 10 000 кв.м кадастровый номер 61: 26:0600023:214 Целевое использование земельного участка -земли сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость земельного составляла 56238 руб. После перевода земельного участка из земель сельхозназначения в земли промышленности кадастровая стоимость увеличилась до 4294200 руб. Общество намерено выкупить земельный участок и заявило об установлении рыночной стоимости со ссылкой на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 04.04.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Администрация Неклиновского района Ростовской области.
Определением суда от 03.05.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Определением суда от 09.08.2012 произведена процессуальная замена третьего лица Государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" на Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации".
Определением суда от 07.09.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21 ноября 2012 г. требования удовлетворены. Установлена кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:26:0600023:214, общей площадью 10000 кв. м, разрешенное использование для строительство техно-торгового центра, расположенного по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, 82, 1 км трассы Ростов-Мариуполь, в размере равном рыночной стоимости 994000 рублей, суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения относительно стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижмости.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу, что действующее законодательство позволяет истцу ставить вопрос об определении кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, в размере рыночной стоимости, не оспаривая при этом достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении.
Правительство Ростовской области обратилось с апелляционной жалобой, указав следующие доводы.
Предъявленный иск является преобразовательным, соответственно установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной возможно на будущее время, после вынесения судебного акта, то есть, на дату вынесения судебного акта. Из буквального толкования п. 3 ст. 66 ЗК РФ следует определение кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, а не изменение кадастровой стоимости земельного участка за предыдущий период. Заявитель жалобы считает, что изменение кадастровой стоимости земельного участка возможно в случае недостоверности сведений о земельном участке как объекте недвижимости. Установление кадастровой стоимости в размере рыночной с 01.01.2008 г. создает предпосылки к возникновению в последующем спора о возврате излишне уплаченного налога.
В судебном заседании представитель Правительства Ростовской области доводы жалобы поддержал.
Представитель общества просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьим лица, извещенные надлежащим образом о времени и дате рассмотрения апелляционной жалобы явку представителей не обеспечили. Жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Самара" является владельцем на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 61:26:0600023:214, площадью 10000 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, 82,1 км трасса Ростов-Мариуполь, на основании решения администрации Неклиновского района от 24.08.1993 N 488, что подтверждается государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
Земельный участок с кадастровым номером 61:26:0600023:214 относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается кадастровым паспортом спорного земельного (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 03.02.2012. Указанный участок относится к категории земель-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В результате государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов - город Таганрог, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в 4294200 рублей.
ООО "Самара" ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с постановлением Главы Администрации Ростовской области от 25.04.2008 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" в 2007 году проводилась государственная оценка земельных участков населенных пунктов Ростовской области.
Однако спорный земельный участок относиться к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасность и земель иного специального назначения.
Удельные показатели кадастровой стоимости земли данной категории в Ростовской области были определены по состоянию на 01.01.2008, поскольку именно на эту дату проводилась государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного специального назначения (постановление Администрации Ростовской области от 24.06.2008 N 3), что также следует из письменных пояснений Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации".
Согласно абз. 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно исходил из даты установления кадастровой стоимости на 01.01.2008 г. Заявитель жалобы, со ссылкой на нормы права, арбитражную практику, не обосновал правомерность установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной на дату вынесения судебного акта.
В связи с необходимостью определения рыночной стоимости спорного земельного участка в порядке статьи 82 Арбитражного кодекса Российской федерации по ходатайству предпринимателя судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта N 0850400192-2 Таганрогской Межрайонной Торгово-промышленной палаты Романовой А.М.рыночная стоимость спорного земельного участка составила 994000 рублей по состоянию на 01.01.2008.
Заявителем жалобы не приведены доводы о нарушении экспертом федеральных стандартов оценки.
Согласно части 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Правительство Ростовской области Комитетом не оспорило результаты судебной экспертизы, проведенной в суде первой инстанции.
Ссылка Правительства Ростовской области о возможности возникновения спора о взыскании излишне уплаченного земельного налога отклонена, поскольку в силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21 ноября 2012 г. по делу N А53-14184/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Х.ТИМЧЕНКО
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)