Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, д. 21, ОГРН 1023402008706, ИНН 3435110011)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2013 года по делу N А12-31993/2012 (судья Романов С.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТопТур-Волгоград" (404113, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Гидростроевская, д. 15, ОГРН 1093444003696, ИНН 3444170063)
к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, д. 21, ОГРН 1023402008706, ИНН 3435110011),
заинтересованное лицо: комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1073435002464, ИНН 3435111294)
о признании недействительным постановления N 1011-ГО от 07.08.2012,
с участием в заседании:
представителя администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Катковой Ю.А., действующей по доверенности N 222/Д от 19.12.2012,
представителей общества с ограниченной ответственностью "ТопТур-Волгоград" Кульченко В.А., действующего по доверенности от 16.01.2013, Зернюковой Ю.В., действующей по доверенности N 7 от 13.05.2013,
представителя комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Катковой Ю.А., действующей по доверенности N 13/15167 от 24.12.2012,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ТопТур-Волгоград" (далее - ООО "ТопТур-Волгоград", общество, заявитель) к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация г. Волжский) с заявлением о признании недействительным постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 07.08.2012 N 1011-ГО "Об отмене постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 18.03.2011 N 250-ГО "О предварительном согласовании места размещения автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.02.2013 заявление общества удовлетворено. Суд признал недействительным оспариваемое постановление администрации г. Волжский от 07.08.2012 N 1011-ГО.
Администрация г. Волжский не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных ООО "ТопТур-Волгоград" требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация г. Волжский указывает, что документация по планировке территории, предусматривающая строительство автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области отсутствует. По мнению подателя жалобы, судом не исследовался вопрос о соблюдении санитарно-защитной зоны при размещении автомойки с закусочной по указанному выше адресу.
В судебном заседании представитель администрации г. Волжский поддержал доводы апелляционной жалобы, дал аналогичные пояснения.
Комитет земельных ресурсов администрации г. Волжский, Общество в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель ООО "ТопТур-Волгоград" настаивал на законности и обоснованности решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представитель комитета земельных ресурсов администрации г. Волжский поддержал правовую позицию администрации г. Волжский, изложенную в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей администрации г. Волжский, ООО "ТопТур-Волгоград" изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации г. Волжского от 18.03.2011 N 250-ГО "О предварительном согласовании места размещения автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области" ООО "ТопТур-Волгоград" предварительно согласовано место размещения автомойки с закусочной для проведения работ по оформлению земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане и акт о выборе земельного участка (л.д. 12-18).
Обществом проведены работы по оформлению земельного участка и его постановке на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер 34:35:030214:142 (л.д. 19-20).
В целях предоставления земельного участка в аренду ООО "ТопТур-Волгоград" обратилось в администрацию г. Волжский с соответствующим заявлением.
Постановлением главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 07.08.2012 N 1011-ГО постановление главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 18.03.2011 N 250-ГО "О предварительном согласовании места размещения автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области" отменено (л.д. 24).
Общество, полагая, что названный ненормативный правовой акт органа местного самоуправления является незаконными, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта в предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные ООО "ТопТур-Волгоград" требования, суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление не содержит мотивов и ссылок на основания, послужившие причиной к отмене ранее изданного постановления, и пришел к выводу об отсутствии у органа местного самоуправления законных основания для отмены ранее принятого ненормативного акта.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке требований главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении данной категории дел арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Следовательно, органы местного самоуправления отвечают за законность принимаемых муниципальных правовых актов.
Согласно статье 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом. По смыслу этой нормы отмена, изменение самим органом либо судом ранее принятых актов должны производиться в соответствии с их компетенцией и соблюдением законодательства.
Отмена органом местного самоуправления принятого им акта возможна, исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций.
При этом должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый правовой акт.
Акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
В данном случае ссылки в оспариваемом ненормативном акте на положения статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, а также на статью 23 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области, устанавливающей полномочия главы городского округа, не являются правовым обоснованием оснований для принятия оспариваемого постановления.
Следовательно, оспариваемый ненормативный правовой акт, вынесенный главой городского округа - город Волжский Волгоградской области, в нарушение положений Федерального закона N 131-ФЗ, не содержит ссылки на конкретный закон или иной нормативный правовой акт, которому не соответствовало отменяемое постановление главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 18.03.2011 N 250-ГО "О предварительном согласовании места размещения автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области".
В оспариваемом постановлении отсутствуют ссылки на положения Правил землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденных постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2009 N 68/4, которые были нарушены органом местного самоуправления при принятии постановления от 18.03.2011 N 250-ГО.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено органом местного самоуправления без указания на правовые основания для отмены ранее принятого постановления от 18.03.2011 N 250-ГО "О предварительном согласовании места размещения автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области".
Ненормативный акт, отменяющий действие ранее принятого ненормативного акта, из которого невозможно установить причины и мотивы его принятия, не может быть признан законным.
Отсутствие обоснования отмены постановления, которым ООО "ТопТур-Волгоград" было предварительно согласовано место размещения автомойки с закусочной для проведения работ по оформлению земельного участка, утверждены схема расположения земельного участка на кадастровом плане и акт о выборе земельного участка, само по себе нарушает права заявителя, поскольку препятствует реализации права на приобретение земельного участка в аренду для строительства объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В нарушение требований процессуального закона администрация г. Волжский не доказала необходимость отмены ранее принятого постановления и наличие обстоятельств, послуживших основанием для его отмены.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельного участка осуществляется с выполнением определенных работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта принимается в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 09.10.2009 N 68/4) (ред. от 08.07.2011) принято Городское положение "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 15.10.2009 N 480-ВГД (далее - Правила N 480-ВГД).
Пунктом 1.1.2. Правил N 480-ВГД установлено, что Правила - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения Правил и внесения в них изменений с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 1.6.3. Правил N 480-ВГД в пределах территории улично-дорожной сети, расположенной в границах территорий общего пользования, допускается строительство транспортной и инженерной инфраструктуры.
На территориях улично-дорожной сети допускается размещение объектов нестационарной торговли и бытового обслуживания пешеходов. Земельные участки под объекты нестационарной и бытовой сети предоставляются для целей не связанных со строительством, на которых размещаться киоски и (или) павильоны, совмещенные с навесами ожидания на остановках иного транспорта.
Согласно предоставленной администрацией г. Волжский выкопировке из карты, определяющей зоны, на которые действие градостроительного регламента не распространяется, являющейся приложением к Правилам N 480-ВГД, земельный участок, расположенный по адресу: г. Волжский, ул. Карбышева, 172 б, находится в пределах территории улично-дорожной, входящей в территорию общего пользования.
Данные обстоятельства администрацией г. Волжский не опровергаются.
В силу пункта 13.1. Правил N 480-ВГД в пределах территории улично-дорожной сети, расположенной в границах территорий общего пользования, может допускаться размещение следующих объектов:
- - транспортной инфраструктуры (площадок для отстоя и кольцевания общественного транспорта, разворотных площадок, площадок для размещения диспетчерских пунктов);
- - автосервиса для попутного обслуживания транспорта (автозаправочных станций, мини-моек, постов проверки окиси углерода);
- - попутного обслуживания пешеходов (мелкорозничной торговли и бытового обслуживания: киоски, павильоны, отдельно стоящие или совмещенные с остановочными павильонами).
Понятие объектов транспортной инфраструктуры и дорожного сервиса закреплены нормами Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", из толкования которых следует, что к ним относятся объекты обслуживания транспорта и пункты общественного питания.
На основе системного анализа норм Правил N 480-ВГД и положений вышеназванных федеральных законов суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что предполагаемый к размещению объект капитального строительства по своему функциональному назначению может размещаться в пределах территории улично-дорожной, входящей в территорию общего пользования, а данном случае на испрашиваемом земельном участке по адресу: г. Волжский, ул. Карбышева, 172 б.
Администрацией г. Волжского исполнено требование об информировании населения в средствах массовой информации о возможном предоставлении указанного земельного участка для размещения автомойки с закусочной.
В судебном заседании представитель администрации г. Волжского подтвердил данные обстоятельства.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и не опровергается представителем администрации г. Волжский, что постановление главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 18.03.2011 N 250-ГО "О предварительном согласовании места размещения автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области" вынесено в соответствии с установленным порядком и требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств обратного суду апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о соблюдении санитарно-защитной зоны при размещении автомойки с закусочной по адресу: г. Волжский, ул. Карбышева, 172 б, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данные обстоятельства не являлись основанием принятия органом местного самоуправления оспариваемого постановления.
Кроме того, следует отметить, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет и само по себе не порождает каких-либо прав заявителя на земельный участок, определенный в акте выбора места размещения объекта. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов многоступенчатой процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и не гарантирует лицу, в отношении которого принято данное решение, предоставление земельного участка как объекта земельных правоотношений.
Статьей 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.12.2012, с изм. от 05.04.2013) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Планировка территорий является видом градостроительной деятельности и осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Утверждение документации по планировке территорий отнесено к полномочиям соответственно органов государственной власти Российской Федерации (для объектов федерального значения), органов государственной власти субъектов РФ (для объектов регионального значения) и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (статьи 1, 6 - 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и не опровергается администрацией г. Волжского, документация по планировке территории отсутствует. Однако неисполнение возложенной на орган местного самоуправления законом обязанности по утверждению документации по планировке территорий не может являться основанием к отказу лицу, претендующему на выделение земельного участка
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы апелляционной жалобы об отсутствии утвержденной документации по планировке территории в обоснование законности оспариваемого ненормативного акта.
Правовых оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно установил незаконность оспоренного ненормативного акта, поскольку он не соответствует положениям Федерального закона N 131-ФЗ, нормам земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, как претендента на предоставление спорного земельного участка в аренду.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на их переоценку и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2013 года по делу N А12-31993/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2013 ПО ДЕЛУ N А12-31993/12
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. по делу N А12-31993/12
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, д. 21, ОГРН 1023402008706, ИНН 3435110011)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2013 года по делу N А12-31993/2012 (судья Романов С.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТопТур-Волгоград" (404113, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Гидростроевская, д. 15, ОГРН 1093444003696, ИНН 3444170063)
к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, д. 21, ОГРН 1023402008706, ИНН 3435110011),
заинтересованное лицо: комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1073435002464, ИНН 3435111294)
о признании недействительным постановления N 1011-ГО от 07.08.2012,
с участием в заседании:
представителя администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Катковой Ю.А., действующей по доверенности N 222/Д от 19.12.2012,
представителей общества с ограниченной ответственностью "ТопТур-Волгоград" Кульченко В.А., действующего по доверенности от 16.01.2013, Зернюковой Ю.В., действующей по доверенности N 7 от 13.05.2013,
представителя комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Катковой Ю.А., действующей по доверенности N 13/15167 от 24.12.2012,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ТопТур-Волгоград" (далее - ООО "ТопТур-Волгоград", общество, заявитель) к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация г. Волжский) с заявлением о признании недействительным постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 07.08.2012 N 1011-ГО "Об отмене постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 18.03.2011 N 250-ГО "О предварительном согласовании места размещения автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.02.2013 заявление общества удовлетворено. Суд признал недействительным оспариваемое постановление администрации г. Волжский от 07.08.2012 N 1011-ГО.
Администрация г. Волжский не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных ООО "ТопТур-Волгоград" требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация г. Волжский указывает, что документация по планировке территории, предусматривающая строительство автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области отсутствует. По мнению подателя жалобы, судом не исследовался вопрос о соблюдении санитарно-защитной зоны при размещении автомойки с закусочной по указанному выше адресу.
В судебном заседании представитель администрации г. Волжский поддержал доводы апелляционной жалобы, дал аналогичные пояснения.
Комитет земельных ресурсов администрации г. Волжский, Общество в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель ООО "ТопТур-Волгоград" настаивал на законности и обоснованности решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представитель комитета земельных ресурсов администрации г. Волжский поддержал правовую позицию администрации г. Волжский, изложенную в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей администрации г. Волжский, ООО "ТопТур-Волгоград" изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации г. Волжского от 18.03.2011 N 250-ГО "О предварительном согласовании места размещения автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области" ООО "ТопТур-Волгоград" предварительно согласовано место размещения автомойки с закусочной для проведения работ по оформлению земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане и акт о выборе земельного участка (л.д. 12-18).
Обществом проведены работы по оформлению земельного участка и его постановке на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер 34:35:030214:142 (л.д. 19-20).
В целях предоставления земельного участка в аренду ООО "ТопТур-Волгоград" обратилось в администрацию г. Волжский с соответствующим заявлением.
Постановлением главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 07.08.2012 N 1011-ГО постановление главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 18.03.2011 N 250-ГО "О предварительном согласовании места размещения автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области" отменено (л.д. 24).
Общество, полагая, что названный ненормативный правовой акт органа местного самоуправления является незаконными, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта в предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные ООО "ТопТур-Волгоград" требования, суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление не содержит мотивов и ссылок на основания, послужившие причиной к отмене ранее изданного постановления, и пришел к выводу об отсутствии у органа местного самоуправления законных основания для отмены ранее принятого ненормативного акта.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке требований главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении данной категории дел арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Следовательно, органы местного самоуправления отвечают за законность принимаемых муниципальных правовых актов.
Согласно статье 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом. По смыслу этой нормы отмена, изменение самим органом либо судом ранее принятых актов должны производиться в соответствии с их компетенцией и соблюдением законодательства.
Отмена органом местного самоуправления принятого им акта возможна, исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций.
При этом должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый правовой акт.
Акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
В данном случае ссылки в оспариваемом ненормативном акте на положения статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, а также на статью 23 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области, устанавливающей полномочия главы городского округа, не являются правовым обоснованием оснований для принятия оспариваемого постановления.
Следовательно, оспариваемый ненормативный правовой акт, вынесенный главой городского округа - город Волжский Волгоградской области, в нарушение положений Федерального закона N 131-ФЗ, не содержит ссылки на конкретный закон или иной нормативный правовой акт, которому не соответствовало отменяемое постановление главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 18.03.2011 N 250-ГО "О предварительном согласовании места размещения автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области".
В оспариваемом постановлении отсутствуют ссылки на положения Правил землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденных постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2009 N 68/4, которые были нарушены органом местного самоуправления при принятии постановления от 18.03.2011 N 250-ГО.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено органом местного самоуправления без указания на правовые основания для отмены ранее принятого постановления от 18.03.2011 N 250-ГО "О предварительном согласовании места размещения автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области".
Ненормативный акт, отменяющий действие ранее принятого ненормативного акта, из которого невозможно установить причины и мотивы его принятия, не может быть признан законным.
Отсутствие обоснования отмены постановления, которым ООО "ТопТур-Волгоград" было предварительно согласовано место размещения автомойки с закусочной для проведения работ по оформлению земельного участка, утверждены схема расположения земельного участка на кадастровом плане и акт о выборе земельного участка, само по себе нарушает права заявителя, поскольку препятствует реализации права на приобретение земельного участка в аренду для строительства объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В нарушение требований процессуального закона администрация г. Волжский не доказала необходимость отмены ранее принятого постановления и наличие обстоятельств, послуживших основанием для его отмены.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельного участка осуществляется с выполнением определенных работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта принимается в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 09.10.2009 N 68/4) (ред. от 08.07.2011) принято Городское положение "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 15.10.2009 N 480-ВГД (далее - Правила N 480-ВГД).
Пунктом 1.1.2. Правил N 480-ВГД установлено, что Правила - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения Правил и внесения в них изменений с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 1.6.3. Правил N 480-ВГД в пределах территории улично-дорожной сети, расположенной в границах территорий общего пользования, допускается строительство транспортной и инженерной инфраструктуры.
На территориях улично-дорожной сети допускается размещение объектов нестационарной торговли и бытового обслуживания пешеходов. Земельные участки под объекты нестационарной и бытовой сети предоставляются для целей не связанных со строительством, на которых размещаться киоски и (или) павильоны, совмещенные с навесами ожидания на остановках иного транспорта.
Согласно предоставленной администрацией г. Волжский выкопировке из карты, определяющей зоны, на которые действие градостроительного регламента не распространяется, являющейся приложением к Правилам N 480-ВГД, земельный участок, расположенный по адресу: г. Волжский, ул. Карбышева, 172 б, находится в пределах территории улично-дорожной, входящей в территорию общего пользования.
Данные обстоятельства администрацией г. Волжский не опровергаются.
В силу пункта 13.1. Правил N 480-ВГД в пределах территории улично-дорожной сети, расположенной в границах территорий общего пользования, может допускаться размещение следующих объектов:
- - транспортной инфраструктуры (площадок для отстоя и кольцевания общественного транспорта, разворотных площадок, площадок для размещения диспетчерских пунктов);
- - автосервиса для попутного обслуживания транспорта (автозаправочных станций, мини-моек, постов проверки окиси углерода);
- - попутного обслуживания пешеходов (мелкорозничной торговли и бытового обслуживания: киоски, павильоны, отдельно стоящие или совмещенные с остановочными павильонами).
Понятие объектов транспортной инфраструктуры и дорожного сервиса закреплены нормами Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", из толкования которых следует, что к ним относятся объекты обслуживания транспорта и пункты общественного питания.
На основе системного анализа норм Правил N 480-ВГД и положений вышеназванных федеральных законов суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что предполагаемый к размещению объект капитального строительства по своему функциональному назначению может размещаться в пределах территории улично-дорожной, входящей в территорию общего пользования, а данном случае на испрашиваемом земельном участке по адресу: г. Волжский, ул. Карбышева, 172 б.
Администрацией г. Волжского исполнено требование об информировании населения в средствах массовой информации о возможном предоставлении указанного земельного участка для размещения автомойки с закусочной.
В судебном заседании представитель администрации г. Волжского подтвердил данные обстоятельства.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и не опровергается представителем администрации г. Волжский, что постановление главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 18.03.2011 N 250-ГО "О предварительном согласовании места размещения автомойки с закусочной по адресу: ул. им. генерала Карбышева, 172 б, г. Волжский, Волгоградской области" вынесено в соответствии с установленным порядком и требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств обратного суду апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о соблюдении санитарно-защитной зоны при размещении автомойки с закусочной по адресу: г. Волжский, ул. Карбышева, 172 б, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данные обстоятельства не являлись основанием принятия органом местного самоуправления оспариваемого постановления.
Кроме того, следует отметить, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет и само по себе не порождает каких-либо прав заявителя на земельный участок, определенный в акте выбора места размещения объекта. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов многоступенчатой процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и не гарантирует лицу, в отношении которого принято данное решение, предоставление земельного участка как объекта земельных правоотношений.
Статьей 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.12.2012, с изм. от 05.04.2013) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Планировка территорий является видом градостроительной деятельности и осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Утверждение документации по планировке территорий отнесено к полномочиям соответственно органов государственной власти Российской Федерации (для объектов федерального значения), органов государственной власти субъектов РФ (для объектов регионального значения) и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (статьи 1, 6 - 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и не опровергается администрацией г. Волжского, документация по планировке территории отсутствует. Однако неисполнение возложенной на орган местного самоуправления законом обязанности по утверждению документации по планировке территорий не может являться основанием к отказу лицу, претендующему на выделение земельного участка
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы апелляционной жалобы об отсутствии утвержденной документации по планировке территории в обоснование законности оспариваемого ненормативного акта.
Правовых оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно установил незаконность оспоренного ненормативного акта, поскольку он не соответствует положениям Федерального закона N 131-ФЗ, нормам земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, как претендента на предоставление спорного земельного участка в аренду.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на их переоценку и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2013 года по делу N А12-31993/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)