Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6189

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2012 г. по делу N 33-6189


Судья: Королева Н.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Песковой Ж.А. и Пантелеева В.М.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению А. об обжаловании решения органа государственной власти по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 13.07.2012 года, которым постановлено:
"Решение N от года филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области признать незаконным.
Обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области произвести учет объекта недвижимости согласно межевому плану регистрационный номер N от года".
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения представителей федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У. и Х., поддержавших доводы жалобы, заявителя А. и его представителя К., возражавших против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

А. обратился в суд с указанным выше заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что 09.06.2012 года обратился в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") по Саратовской области, просил о постановке на кадастровый учет земельных участков, образованных путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером ... Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области от. года А. отказано в постановке на учет объекта недвижимости в связи с несоответствием по форме и содержанию представленных документов требованиям Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктам 1, 3 статьи 13, пункту 9 статьи 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 года N 412, а именно, в связи с необходимостью образования одного многоконтурного земельного участка. Данное решение А. считает незаконным, поскольку заинтересованным лицом не указаны конкретные нормы, которые были нарушены при изготовлении межевого плана; Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" не содержит такого основания для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка, образуемого в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок, как непредоставление межевого плана многоконтурного земельного участка; несостоятельны и выводы о том, что согласование адресного ориентира законом не предусмотрено и о том, что адрес выделяемого в счет земельной доли земельного участка должен соответствовать адресу исходного земельного участка.
Рассмотрев поступившее заявление, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что ФГБУ "ФКП "Росреестра", как юридическое лицо, к участию в деле не привлекалось, о рассмотрении дела не извещалось. В нарушение требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации выделение нескольких земельных участков в счет одной доли приведет к нерациональному использованию измененного (исходного) земельного участка (общей долевой собственности других дольщиков), приведет к изломанности его границ, чересполосице, занятию сельскохозяйственных угодий подъездными путями к вновь образуемым земельным участкам, расположенным на значительном расстоянии друг от друга. При грамматическом толковании пункта 4 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что в случае отсутствия решения собрания дольщиков в отношении образуемого земельного участка кадастровым инженером подготавливается проект межевания земельного участка (в единственном числе), а проект межевания земельных участков готовится в случае если собранием дольщиков утвержден проект межевания земельных участков всего исходного земельного участка. Так как земельная доля может включать земли пашни, сенокосов, пастбищ, то есть участки земли, которые в силу природного происхождения не могут быть смежными, необходимо подготовить межевой план на образование многоконтурного земельного участка, состоящего из трех контуров.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 года N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Саратовской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457, федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как видно из материалов дела и установлено судом, 09.06.2012 года А., действуя в своих интересах и по доверенности в интересах А.Б., К.А., М., Р., Т., Ш., С., обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости на основании межевого плана, подготовленного 27.02.2012 года кадастровым инженером, в результате образования 4-х земельных участков путем выдела в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером., расположенных:. Саратовской области.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области от 25.06.2012 года заявителю отказано в постановке на учет объекта недвижимости на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Из указанного решения следует, что представленный А. межевой план изготовлен с нарушениями пунктов 1 и 3 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", так как изготовлен на образование 4-х земельных участков в счет выдела земельных долей; адрес выделяемого в счет земельной доли земельного участка не соответствует адресу исходного земельного участка.
Иные основания, по которым А. отказано в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, в оспариваемом решении не указаны.
Для устранения причин отказа А. предложено подготовить межевой план на образование земельного участка (возможно многоконтурного) площадью, указанной в документах основаниях; адрес выделяемого в счет земельной доли земельного участка привести в соответствие с адресом исходного земельного участка, сведения о котором представлены в информационном сообщении.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о незаконности решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области от 25.06.2012 года, поскольку при изготовлении проекта межевания земельных участков и межевого плана были соблюдены требования закона, предусматривающие порядок образования земельного участка путем выдела из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли или земельных долей; размеры выделяемых земельных участков в счет земельных долей, указанные в спорном межевом плане, в соответствии с требованиями пунктом 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в совокупности соответствуют размерам земельных долей, указанным в документах, удостоверяющих право А. и других участников общей долевой собственности, на эти земельные доли; доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что согласование адресного ориентира не предусмотрено, основаны на неверном толковании закона; межевой план, представленный в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области, соответствует требованиям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 года N 412.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета только в случаях и по основаниям, указанным в данной статье.
При этом согласно разъяснениям Росреестра основания для отказа, предусмотренные статьей 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", должны носить характер, не позволяющий в принципе осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, такие основания должны быть установлены исключительно законом (письмо Росреестра от 29.01.2010 года N 14-601-ВК, от 21.10.2009 года N 14-8394-ВК, от 02.10.2009 года N 14-7828-ВК, письмо Роснедвижимости от 30.05.2008 года N ВК/2370).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 27 указанного Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Межевой план является одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
В силу пункта 12 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" форма межевого плана и требования к его подготовке установлены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно пунктам 2, 3, 4 вышеназванного приказа Минэкономразвития Российской Федерации межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевой план включаются сведения о:
- 1) земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков (преобразуемые (исходные) земельные участки) или выделе из земельных участков;
- 2) земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- 3) земельных участках, из которых в результате выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности образованы новые земельные участки, а также земельных участках, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами после раздела сохраняются в измененных границах, и ранее учтенных (до 01.03.2008 года) земельных участках, представляющих собой единое землепользование (измененные земельные участки);
- 4) земельных участках, в отношении которых осуществляются кадастровые работы по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о местоположении границ и (или) площади (уточняемые земельные участки).
Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ. При этом в состав текстовой части межевого плана обязательно входят титульный лист и содержание.
Требованиями о подготовке межевого плана не предусмотрено, что в случае выдела участником долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет своей доли (долей) должен быть подготовлен межевой план многоконтурного земельного участка.
Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, и осуществления такого учета указаны в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 22.12.2009 года N 22409-ИМ/Д23.
Из данного письма и положений пункта 10 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что межевой план многоконтурного земельного участка необходим для осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков, ограничений, возникших в результате расположения таких сооружений на этих земельных участках.
Ссылка филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области в оспариваемом решении на обязательное образование одного многоконтурного земельного участка в случае предоставления земельной доли в виде пашни, пастбища и сенокосов, расположенных в разных кварталах, в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", несостоятельна. Указанные нормы не содержат такого требования.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Из пункта 3 указанного Закона следует, что земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4).
Не усматривается оснований считать обоснованным и довод жалобы о том, что при грамматическом толковании указанных норм следует, что при отсутствии решения собрания дольщиков в отношении образуемого земельного участка кадастровым инженером подготавливается проект межевания земельного участка (в единственном числе).
Статьей 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (часть 1).
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете.
Из письма Роснедвижимости от 29.04.2008 года N ВК/1991 следует, что при реализации участником долевой собственности права на выделение в натуре земельного участка в счет своей земельной доли может быть сформировано несколько земельных участков, сумма площадей которых должна соответствовать величине, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю.
Для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в результате выдела доли в натуре, представляется одно заявление о постановке на учет выделяемых земельных участков и одно описание земельных участков, содержащее сведения обо всех выделяемых земельных участков.
Довод жалобы о том, что выделение не одного, а нескольких земельных участков в счет одной доли приведет к нерациональному использованию измененного (исходного) земельного участка, приведет к изломанности его границ, чересполосице, занятию сельскохозяйственных угодий подъездными путями к вновь образуемым земельным участкам, расположенным на значительном расстоянии друг от друга, не может быть принят во внимание.
Данные обстоятельства не указаны в качестве основания для принятия оспариваемого решения. Из объяснений заявителя, представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" следует и усматривается из материалов дела, что какой-либо спор относительно порядка образования земельных участков, размера и местоположения границ выделяемых земельных участков отсутствует.
В оспариваемом межевом плане, а также в информационных сообщениях указано местоположение образуемых земельных участков.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, для признания земельного участка объектом земельных отношений необходимо, чтобы он был индивидуализирован, следовательно, указание в решении филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области на то, что согласование адресного ориентира не предусмотрено, не основано на законе.
Размеры выделяемых земельных участков в счет земельных долей, указанные в межевом плане, соответствуют в совокупности размерам земельных долей, указанным в правоустанавливающих документах А., А.Б., К.А., М., Р., Т., Ш., С. на эти земельные доли, что соответствует требованиям пункта 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Судебная коллегия учитывает, что помимо перечисленных выше обстоятельств, после принятия решения суда первой инстанции филиалам ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области выделяемые в счет долей земельные участки поставлены на кадастровый учет на основании оспариваемого межевого плана, 30.10.2012 года право собственности на эти участки зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права, представленными А. в судебное заседание апелляционной инстанции.
Довод автора жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" к участию в деле не привлекалось, о месте и времени слушания дела надлежащим образом не извещалось, опровергается материалами дела.
О месте и времени слушания дела заинтересованное лицо извещено телефонограммой, что соответствует требованиям о надлежащем извещении, предусмотренным частью 1 статьи 113 ГПК РФ. Представителем ФГБУ "ФКП Росреестра" У., действовавшим на основании доверенности, в районный суд представлен отзыв на заявление А., в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ФГБУ "ФКП Росреестра".
В силу пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих" могут быть признаны незаконными решения, действия (бездействия), принятого или совершенного структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом.
Таким образом, довод жалобы о том, что суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, рассмотрев требования об оспаривании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", а не самого юридического лица, не может быть принят во внимание.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось заинтересованное лицо в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 13.07.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)