Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Мартыненко А.В., доверенность от 29.04.2013 г.,
от ответчика - Иванова М.В., доверенность от 19.02.2013 г. N 3-49/42,
от третьих лиц:
от администрации городского округа Самара - извещен, не явился,
от главы городского округа Самара - извещен, не явился,
от Нуянзиной Валентины Сергеевны - извещен, не явился,
от Догонкиной Надежды Николаевны - извещен, не явился,
от Догонкиной Дарьи Николаевны - извещен, не явился,
от Волковой Марины Николаевны - извещен, не явился,
от Волкова Сергея Сергеевича - извещен, не явился,
от Волковой Анастасии Сергеевны - извещен, не явился,
от Иванова Анатолия Валентиновича - извещен, не явился,
от Иванова Константина Анатольевича - извещен, не явился,
от Ивановой Анны Константиновны - извещен, не явился,
от Ивановой Людмилы Васильевны - извещен, не явился,
от Итяксовой Татьяны Геннадьевны - извещен, не явился,
от Косова Александра Викторовича - извещен, не явился,
от Косова Сергея Викторовича - извещен, не явился,
от Зиновьевой Клавдии Александровны - извещен, не явился,
от Матюнина Николая Тимофеевича - извещен, не явился,
от Матюнина Алексея Николаевича - извещен, не явился,
от Попкова Александра Сергеевича - извещен, не явился,
от Попковой Татьяны Николаевны - извещен, не явился,
от Веселовой Любови Васильевны - извещен, не явился,
от Калинкина Дмитрия Геннадьевича - извещен, не явился,
от Куликова Павла Гурьевич - извещен, не явился,
от Куликовой Людмилы Владимировны - извещен, не явился,
от Шутовой Нурии Якуповны - извещен, не явился,
от Сяткиной Марины Алексеевны - извещен, не явился,,
от Токарева Алексея Федоровича - извещен, не явился,
от Лазаревой Антонины Сергеевны - извещен, не явился,
от Мельникова Алексея Германовича - извещен, не явился,
от Мельниковой Ольги Николаевны - извещен, не явился,
от Токаревой Таисии Васильевны - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "РАДАМИРА" на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2013 г. по делу N А55-29356/2012 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАДАМИРА" (ИНН 6317072372, ОГРН 1076317008316), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
администрация городского округа Самара, г. Самара,
глава городского округа Самара, г. Самара,
граждане Нуянзина Валентина Сергеевна, г. Самара, Догонкина Надежда Николаевна, г. Самара, Догонкина Дарья Николаевна, г. Самара, Волкова Марина Николаевна, г. Самара,
Волков Сергей Сергеевич, г. Самара, Волкова Анастасия Сергеевна, г. Самара, Иванов Анатолий Валентинович, г. Самара, Иванов Константин Анатольевич, г. Самара, Иванова Анна Константиновна, г. Самара, Иванова Людмила Васильевна, г. Самара, Итяксова Татьяна Геннадьевна, г. Самара, Косов Александр Викторович, г. Самара, Косов Сергей Викторович, г. Самара, Зиновьева Клавдия Александровна, г. Самара, Матюнин Николай Тимофеевич, г. Самара, Матюнин Алексей Николаевич, г. Самара, Попков Александр Сергеевич, г. Самара, Попкова Татьяна Николаевна, г. Самара, Веселова Любовь Васильевна, г. Самара, Калинкин Дмитрий Геннадьевич, г. Самара, Куликов Павел Гурьевич, г. Самара, Куликова Людмила Владимировна, г. Самара, Шутова Нурия Якуповна, г. Самара, Сяткина Марина Алексеевна, г. Самара, Токарев Алексей Федорович, г. Самара, Лазарева Антонина Сергеевна, г. Самара, Мельников Алексей Германович, г. Самара, Мельникова Ольга Николаевна, г. Самара, Токарева Таисия Васильевна, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
Общество с ограниченной ответственностью "РАДАМИРА" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным решения Министерства строительства Самарской области (далее ответчик, Министерство), выразившегося в письме от 28.09.2012 N 3/6626, об отказе в предоставлении земельного участка в границах проезда Георгия Митирева, проспекта Карла Маркса, улицы Революционной в Октябрьском районе г.о. Самара; об обязании Министерства строительства Самарской области устранить нарушение и принять решение о предоставлении ООО "РАДАМИРА" указанного земельного участка в рамках реализации договора о развитии застроенной территории.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2013 г. по делу N А55-29356/2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, что отказ делает невозможным оформление договора аренды земельного участка и получения разрешения на строительство, невозможностью установления за счет инвестора границ земельного участка и проведения его кадастрового учета, после выполнения Обществом "Радамира" своих обязательств, связанных с отселением.
Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением N 31 от 11.09.2012 (поступило 13.09.2012) о заключении договора аренды земельного участка для строительства на основании заключенного между Главой городского округа Самара и ООО "Радамира" договора от 28.12.2009 N 125 "О развитии застроенной территории в границах улиц Георгия Митирева, проспект Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара".
Рассмотрев указанное заявление, ответчик принял решение N 31 от 11.09.2012, которое оформлено письмом N 3/6626 от 28.09.2012 (л.д. 47 - 51 т. 1), об отказе заявителю в оформлении земельных отношений путем принятия решения о предоставлении земельного участка, расположенного в границах проезда Георгия Митирева, проспект Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара.
В качестве основания для принятия указанного отказа, Министерство сослалось на наличие обременений для предоставления земельного участка в аренду, поскольку на земельном участке расположен многоквартирный дом, а отселение граждан в соответствии с договором не осуществлено.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 05.09.2012 постановлением N 1227 Администрации г.о. Самара утверждена документация по планировке территории в границах улиц Георгия Митирева, проспект Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара, разработанной ООО "Радамира" в соответствии с распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 28.06.2010 N РД-555 "О подготовке документации по планировке территории в границах проезда Георгия Митирева, проспект Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара".
28.12.2009 между Главой городского округа Самара и ООО "Радамира" был заключен договор N 125 "О развитии застроенной территории в границах улиц Георгия Митирева, проспект Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара". Согласно договору Общество "Радамира" приняло на себя обязательства по созданию либо приобретению, а также передаче в муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также по уплате выкупной цены за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на данной территории.
Доказательств исполнения взятых на себя обязательств заявителем не представлено ни в Министерство при обращении, ни в суд в ходе рассмотрения настоящего дела.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что по условиям названного договора он имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, что он понес расходы на отселение граждан для освоения строительной площадки.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения, действия государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого действия, устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, которое совершило оспариваемое действие, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусматривает выбор земельного участка, принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также принятие исполнительным органом государственной власти решения о передаче земельного участка в аренду.
Статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации связывает обеспечение выбора земельного участка уполномоченным органом с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельных участков для строительства на основании решений о развитии застроенных территорий определен положениями статей 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так статьей 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.
Между Главой городского округа Самара и ООО "Радамира" заключен договор от 28.12.2009 N 125 "О развитии застроенной территории в границах улиц Георгия Митирева, проспект Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара".
Согласно пункту 1 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации по договору о развитии застроенной территории (далее также - договор) одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи.
К числу существенных условий договора пунктами 3 - 5 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса отнесены следующие обязательства лица, заключившего договор с органом местного самоуправления: подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки подготовки таких документов; создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства: уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства.
В то же время пунктом 9 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено и обязательство органа местного самоуправления предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства, после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части.
Данная норма закона закрепляет положение о том, что земельные участки, являющиеся частью территории, в отношении которой принято решение о развитии и заключен соответствующий договор, формируются в соответствии с утвержденным Главой городского округа Самара проектом межевания территории и могут осваиваться поэтапно только после полного выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 3 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что по настоящее время заявителем обязательства, предусмотренные вышеуказанным договором аренды земельного участка в границах улиц Георгия Митирева, проспекта Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара, не выполнены.
Таким образом, на момент обращения заявителя в Министерство за оформлением договора аренды, и на момент рассмотрения дела, материалами дела подтверждено нахождение на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих ряду граждан на праве собственности.
При данных обстоятельствах, учитывая предмет требований по настоящему делу, наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ Министерства в заключении договора аренды является соответствующим закону.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании незаконным действия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух фактов в совокупности: несоответствия обжалуемого действия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим действием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Поскольку отсутствуют нарушения закона или иных нормативных правовых актов со стороны Министерства, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Оспариваемый ненормативный акт Министерства является законным и обоснованным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2013 г. по делу N А55-29356/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-29356/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. по делу N А55-29356/2012
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Мартыненко А.В., доверенность от 29.04.2013 г.,
от ответчика - Иванова М.В., доверенность от 19.02.2013 г. N 3-49/42,
от третьих лиц:
от администрации городского округа Самара - извещен, не явился,
от главы городского округа Самара - извещен, не явился,
от Нуянзиной Валентины Сергеевны - извещен, не явился,
от Догонкиной Надежды Николаевны - извещен, не явился,
от Догонкиной Дарьи Николаевны - извещен, не явился,
от Волковой Марины Николаевны - извещен, не явился,
от Волкова Сергея Сергеевича - извещен, не явился,
от Волковой Анастасии Сергеевны - извещен, не явился,
от Иванова Анатолия Валентиновича - извещен, не явился,
от Иванова Константина Анатольевича - извещен, не явился,
от Ивановой Анны Константиновны - извещен, не явился,
от Ивановой Людмилы Васильевны - извещен, не явился,
от Итяксовой Татьяны Геннадьевны - извещен, не явился,
от Косова Александра Викторовича - извещен, не явился,
от Косова Сергея Викторовича - извещен, не явился,
от Зиновьевой Клавдии Александровны - извещен, не явился,
от Матюнина Николая Тимофеевича - извещен, не явился,
от Матюнина Алексея Николаевича - извещен, не явился,
от Попкова Александра Сергеевича - извещен, не явился,
от Попковой Татьяны Николаевны - извещен, не явился,
от Веселовой Любови Васильевны - извещен, не явился,
от Калинкина Дмитрия Геннадьевича - извещен, не явился,
от Куликова Павла Гурьевич - извещен, не явился,
от Куликовой Людмилы Владимировны - извещен, не явился,
от Шутовой Нурии Якуповны - извещен, не явился,
от Сяткиной Марины Алексеевны - извещен, не явился,,
от Токарева Алексея Федоровича - извещен, не явился,
от Лазаревой Антонины Сергеевны - извещен, не явился,
от Мельникова Алексея Германовича - извещен, не явился,
от Мельниковой Ольги Николаевны - извещен, не явился,
от Токаревой Таисии Васильевны - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "РАДАМИРА" на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2013 г. по делу N А55-29356/2012 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАДАМИРА" (ИНН 6317072372, ОГРН 1076317008316), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
администрация городского округа Самара, г. Самара,
глава городского округа Самара, г. Самара,
граждане Нуянзина Валентина Сергеевна, г. Самара, Догонкина Надежда Николаевна, г. Самара, Догонкина Дарья Николаевна, г. Самара, Волкова Марина Николаевна, г. Самара,
Волков Сергей Сергеевич, г. Самара, Волкова Анастасия Сергеевна, г. Самара, Иванов Анатолий Валентинович, г. Самара, Иванов Константин Анатольевич, г. Самара, Иванова Анна Константиновна, г. Самара, Иванова Людмила Васильевна, г. Самара, Итяксова Татьяна Геннадьевна, г. Самара, Косов Александр Викторович, г. Самара, Косов Сергей Викторович, г. Самара, Зиновьева Клавдия Александровна, г. Самара, Матюнин Николай Тимофеевич, г. Самара, Матюнин Алексей Николаевич, г. Самара, Попков Александр Сергеевич, г. Самара, Попкова Татьяна Николаевна, г. Самара, Веселова Любовь Васильевна, г. Самара, Калинкин Дмитрий Геннадьевич, г. Самара, Куликов Павел Гурьевич, г. Самара, Куликова Людмила Владимировна, г. Самара, Шутова Нурия Якуповна, г. Самара, Сяткина Марина Алексеевна, г. Самара, Токарев Алексей Федорович, г. Самара, Лазарева Антонина Сергеевна, г. Самара, Мельников Алексей Германович, г. Самара, Мельникова Ольга Николаевна, г. Самара, Токарева Таисия Васильевна, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РАДАМИРА" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным решения Министерства строительства Самарской области (далее ответчик, Министерство), выразившегося в письме от 28.09.2012 N 3/6626, об отказе в предоставлении земельного участка в границах проезда Георгия Митирева, проспекта Карла Маркса, улицы Революционной в Октябрьском районе г.о. Самара; об обязании Министерства строительства Самарской области устранить нарушение и принять решение о предоставлении ООО "РАДАМИРА" указанного земельного участка в рамках реализации договора о развитии застроенной территории.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2013 г. по делу N А55-29356/2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, что отказ делает невозможным оформление договора аренды земельного участка и получения разрешения на строительство, невозможностью установления за счет инвестора границ земельного участка и проведения его кадастрового учета, после выполнения Обществом "Радамира" своих обязательств, связанных с отселением.
Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением N 31 от 11.09.2012 (поступило 13.09.2012) о заключении договора аренды земельного участка для строительства на основании заключенного между Главой городского округа Самара и ООО "Радамира" договора от 28.12.2009 N 125 "О развитии застроенной территории в границах улиц Георгия Митирева, проспект Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара".
Рассмотрев указанное заявление, ответчик принял решение N 31 от 11.09.2012, которое оформлено письмом N 3/6626 от 28.09.2012 (л.д. 47 - 51 т. 1), об отказе заявителю в оформлении земельных отношений путем принятия решения о предоставлении земельного участка, расположенного в границах проезда Георгия Митирева, проспект Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара.
В качестве основания для принятия указанного отказа, Министерство сослалось на наличие обременений для предоставления земельного участка в аренду, поскольку на земельном участке расположен многоквартирный дом, а отселение граждан в соответствии с договором не осуществлено.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 05.09.2012 постановлением N 1227 Администрации г.о. Самара утверждена документация по планировке территории в границах улиц Георгия Митирева, проспект Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара, разработанной ООО "Радамира" в соответствии с распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 28.06.2010 N РД-555 "О подготовке документации по планировке территории в границах проезда Георгия Митирева, проспект Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара".
28.12.2009 между Главой городского округа Самара и ООО "Радамира" был заключен договор N 125 "О развитии застроенной территории в границах улиц Георгия Митирева, проспект Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара". Согласно договору Общество "Радамира" приняло на себя обязательства по созданию либо приобретению, а также передаче в муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также по уплате выкупной цены за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на данной территории.
Доказательств исполнения взятых на себя обязательств заявителем не представлено ни в Министерство при обращении, ни в суд в ходе рассмотрения настоящего дела.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что по условиям названного договора он имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, что он понес расходы на отселение граждан для освоения строительной площадки.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения, действия государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого действия, устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, которое совершило оспариваемое действие, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусматривает выбор земельного участка, принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также принятие исполнительным органом государственной власти решения о передаче земельного участка в аренду.
Статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации связывает обеспечение выбора земельного участка уполномоченным органом с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельных участков для строительства на основании решений о развитии застроенных территорий определен положениями статей 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так статьей 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.
Между Главой городского округа Самара и ООО "Радамира" заключен договор от 28.12.2009 N 125 "О развитии застроенной территории в границах улиц Георгия Митирева, проспект Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара".
Согласно пункту 1 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации по договору о развитии застроенной территории (далее также - договор) одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи.
К числу существенных условий договора пунктами 3 - 5 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса отнесены следующие обязательства лица, заключившего договор с органом местного самоуправления: подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки подготовки таких документов; создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства: уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства.
В то же время пунктом 9 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено и обязательство органа местного самоуправления предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства, после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части.
Данная норма закона закрепляет положение о том, что земельные участки, являющиеся частью территории, в отношении которой принято решение о развитии и заключен соответствующий договор, формируются в соответствии с утвержденным Главой городского округа Самара проектом межевания территории и могут осваиваться поэтапно только после полного выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 3 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что по настоящее время заявителем обязательства, предусмотренные вышеуказанным договором аренды земельного участка в границах улиц Георгия Митирева, проспекта Карла Маркса, Революционная в Октябрьском районе городского округа Самара, не выполнены.
Таким образом, на момент обращения заявителя в Министерство за оформлением договора аренды, и на момент рассмотрения дела, материалами дела подтверждено нахождение на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих ряду граждан на праве собственности.
При данных обстоятельствах, учитывая предмет требований по настоящему делу, наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ Министерства в заключении договора аренды является соответствующим закону.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании незаконным действия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух фактов в совокупности: несоответствия обжалуемого действия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим действием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Поскольку отсутствуют нарушения закона или иных нормативных правовых актов со стороны Министерства, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Оспариваемый ненормативный акт Министерства является законным и обоснованным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2013 г. по делу N А55-29356/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)