Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.07.2013 ПО ДЕЛУ N А12-20463/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу N А12-20463/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заинтересованного лица (открытое акционерное общество "Приволжскнефтепровод") - Парамоновой Т.А. (доверенность от 31.10.2011 N 05.05/232),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.01.2013 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Жевак И.И.)
по делу N А12-20463/2012
по заявлению администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405960753, ИНН 3426003655) об оспаривании действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области, заинтересованные лица: администрация Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, открытое акционерное общество "Приволжскнефтепровод",

установил:

администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области обратилась (далее - заявитель, администрация) в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- о восстановлении срока на подачу заявления,
- о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области (далее - Федеральная кадастровая палата) по исключению 08.02.2012 из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведений о земельном участке: кадастровый номер 34:26:021101:511; предыдущие номера: 34:26:000000:190; местоположение: обл. Волгоградская, р-н Светлоярский, расположен в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения НПС "Тингута"; площадь 14136,50 +/- 208 кв. м; кадастровая стоимость 7 185 017,49 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости 508,26 руб./кв. м,
- об обязании Федеральной кадастровой палаты восстановить в ГКН сведения о земельном участке: кадастровый номер 34:26:021101:511; предыдущие номера: 34:26:000000:190; местоположение: обл. Волгоградская, р-н Светлоярский, расположен в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения НПС "Тингута"; площадь 14136,50 +/- 208 кв. м; кадастровая стоимость 7 185 017,49 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости 508,26 руб./кв. м,
- о признании незаконными действий Федеральной кадастровой палаты по внесению 29.11.2011 в ГКН сведений о земельном участке: кадастровый номер 34:26:021101:541; предыдущие номера: 34:26:021101:511; местоположение: обл. Волгоградская, р-н Светлоярский, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения НПС "Тингута"; площадь 14 137 +/- 42 кв. м, кадастровая стоимость 565 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости 0,04 руб./кв. м,
- об обязании Федеральной кадастровой палаты исключить из ГКН сведения от 29.11.2011 о земельном участке: кадастровый номер 34:26:021101:541, предыдущие номера: 34:26:021101:511; местоположение: обл. Волгоградская, р-н Светлоярский, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения НПС "Тингута"; площадь 14 137 +/- 42 кв. м, кадастровая стоимость 565 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости 0,04 руб./кв. м.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области и открытое акционерное общество "Приволжскнефтепровод" (далее - ОАО "Приволжскнефтепровод").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.01.2013 заявленные требования администрации удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 решение суда первой инстанции от 09.01.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Федеральная кадастровая палата и ОАО "Приволжскнефтепровод" обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
По мнению заявителей кассационных жалоб, неправомерным и не соответствующим норме закона является вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511 являются ранее учтенным земельным участком, поскольку образован из ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 34:26:000000:190, и государственная регистрация на него не требовалась в силу положений статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Однако земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511 был образован из ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 34:26:000000:190 (многоконтурный земельный участок), поставленный на государственный кадастровый учет по документу в 1993 году. Земельному участку с кадастровым номером 34:26:021101:511, поставленному на ГКУ 19.12.2008 был абсолютно верно присвоен статус "временный" и Кадастровой палатой в соответствии с нормами закона по истечении срока, установленного статьей 24 Закона о кадастре, было принято решение о снятии с ГКУ данного участка и аннулировании сведений о нем.
Кроме того, заявители кассационных жалоб считают, что при постановке на ГКН земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:541 не были нарушены нормы действующего законодательства, вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541 относится к четвертой группе видов использования земель промышленности, действиями Федеральной кадастровой палаты не нарушены права и законные интересы администрации.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании 04.07.2013 по делу в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 13 часов 40 минут 08.07.2013.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что ОАО "Приволжскнефтепровод" обратилось в администрацию с заявлением в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации с целью приобретения в собственность за плату земельного участка площадью 14 136,5 кв. м, кадастровый номер 34:26:021101:511, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи ... и иного специального назначения, расположенного по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПС "Тингута".
ОАО "Приволжскнефтепровод" в качестве документов, удостоверяющих права на здание, строение, сооружение, расположенные на приобретаемом земельном участке, были представлены план приватизации производственного объединения Приволжских магистральных нефтепроводов (правопредшественника открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы"), распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 21.03.2002 N 687-р "О подтверждении права собственности открытого акционерного общества "Приволжские магистральные нефтепроводы" на недвижимое имущество".
В соответствии с актом оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия - производственного объединения "Приволжские магистральные нефтепроводы" по состоянию на 01.07.1992, утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 21.03.2002 N 687-р "О подтверждении права собственности ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" на недвижимое имущество", общество на момент приватизации являлось собственником перечисленного в акте недвижимого имущества, в том числе, БКНС "Тингута". Приказом акционерной компании по транспорту нефти "Транснефть" филиала ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы" Волгоградского районного нефтепроводного управления от 31.12.2004 N 929 БКНС "Тингута" переименована в НПС "Тингута".
Постановлением администрации от 10.06.2011 N 791 ОАО "Приволжскнефтепровод" предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 14 136,5 кв. м, кадастровый номер 34:26:021101:511, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи ... и иного специального назначения, расположенный по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПС "Тингута".
В соответствии с данным постановлением администрацией (продавец) и ОАО "Приволжскнефтепровод" (покупатель) заключен договор от 11.07.2011 N 374/4 купли-продажи земельного участка площадью 14 136,5 кв. м с кадастровым номером 34:26:021101:511, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи ... и иного специального назначения, расположенного по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПС "Тингута".
В соответствии с пунктом 3.1 указанного договора выкупная цена участка составляет 179 625,44 руб. 27.06.2011 составлен акт приема-передачи земельного участка.
Платежным поручением от 14.07.2011 N 7423 ОАО "Приволжскнефтепровод" произведена оплата по договору купли-продажи земельного участка в размере 179 625,44 руб.
20.03.2012 ОАО "Приволжскнефтепровод" обратилось с заявлением (исх. от 07.03.2012 N 05-21-12/1544) в администрацию о приобретении прав на земельный участок площадью 14 137 кв. м, с кадастровым номером 34:26:021101:541, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи ... и иного специального назначения, расположенного по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПМ "Тингута". Согласно представленным документам данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как вновь образованный 29.11.2011.
Администрацией направлено письмо от 13.04.2012 N 281 в адрес ОАО "Приволжскнефтепровод" о возможности принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка после получения необходимой информации в Федеральной кадастровой палате, указав, что по существу это один и тот же земельный участок, только с измененным кадастровым номером и уточненной площадью.
Письмом от 03.05.2012 N 13-1739-СИ Федеральная кадастровая палата сообщила администрации, что земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511, предоставленный по договору купли-продажи, снят с государственного кадастрового учета 08.02.2012. Вновь сформированный земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541 поставлен на государственный кадастровый учет 29.11.2011.
Таким образом, на дату постановки на учет земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:541, земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511, предоставленный по договору купли-продажи, еще существовал как объект недвижимости до 08.02.2012.
24.05.2012 ОАО "Приволжскнефтепровод" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии в установленные законом сроки решения по заявлению ОАО "Приволжскнефтепровод" от 07.03.2012 N 05-21-12/1544 о приобретении прав на земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541, площадью 14137 кв. м; принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:541, площадью 14137 кв. м, а также подготовить проект договора на условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ и направить его в адрес ОАО "Приволжскнефтепровод".
27.06.2012 администрация вновь обратилась с письмом в Федеральную кадастровую палату, на которое получен ответ от 05.07.2012, согласно которому на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541, с государственного кадастрового учета снят земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511, о применении среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности IV группы - 0,04 рублей за кв. м. При существующем в государственном кадастре объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 34:26:021101:511, не вносятся в ГКН изменения в связи с уточнением площади земельного участка, а ставится на государственный кадастровый учет фактически тот же самый объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541, только с измененным значением площади.
Посчитав, что данные действия Федеральной кадастровой палаты нарушают права и законные интересы администрации, заявитель обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) ГКН - является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании части 1 статьи 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения ГКН.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы ГКН.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в ГКН сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Единый государственный реестр земель - документ, который содержит сведения о существующих и прекративших существование участках. Сведения, которые в нем содержатся, должны быть достоверными.
Пополняются сведения при осуществлении землеустроительных действий - когда изменяется или ликвидируется участок, а также при совершении действий по государственной регистрации прав на земельный участок. В кадастровое дело включаются правоустанавливающие документы. Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных заявителем документов.
Согласно части 9 статьи 4 Закона N 221-ФЗ в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В соответствии со статьей 25 Закона N 221-ФЗ в качестве особенности осуществления кадастрового учета земельного участка предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о нем при постановке на учет носят временный характер.
На основании статьи 24 Закона N 221-ФЗ такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости такие сведения могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению собственника (собственников) объектов недвижимости.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер.
По заказу ОАО "Приволжскнефтепровод" с целью установления в результате проведения межевания земельных участков, занятых объектами ОАО "Приволжскнефтепровод" НПС "Тингута", филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" по Южному федеральному округу подготовлена землеустроительная документация - описание земельных участков от 08.12.2008.
В ГКН 19.12.2008 N 2-26-01/08-5401 внесен земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511, предыдущий номер 34:26:000000:190, площадью 14136,5 + 208 кв. м, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи ... и иного специального назначения, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПС "Тингута".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511 образован из земельного участка 34:26:000000:190 и является ранее учтенным земельным участком (в материалах дела имеется землеустроительное дело на земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511). Согласно сведениям ГКН земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511 носил временный характер и поэтому был снят с кадастрового учета 08.02.2012. Земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511 был образован из земельного участка с кадастровым номером 34:26:000000:190, который по сведениям ГКН являлся ранее учтенным земельным участком. На данный земельный участок ОАО "Приволжскнефтепровод" приобретено право постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждено выданным свидетельством от 03.12.1993 N 5272.
В соответствии с Законом о регистрации документы, подтверждающие возникновение прав на земельные участки, до вступления в силу указанного Закона носят равную юридическую силу наравне с записями, внесенными в Единый государственный реестр прав.
Согласно свидетельству о праве бессрочного (постоянного) пользования от 03.12.1993 N 5272 ОАО "Приволжскнефтепровод" приобрело на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 16,26 га для эксплуатации объектов недвижимости - НПС "Тингута" и подъездная дорога с линейными сооружениями. Сведения о данном земельном участке были внесены в ГКН, земельному участку присвоен кадастровый номер 34:26:000000:190.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 17.12.2012 N 3434/300/12-186474 усматривается, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:26:000000:190 внесены в ГКН 03.12.1993. При этом сведения носят декларативный характер, так как на дату постановки на государственный кадастровый учет - 03.12.1993 границы земельного участка не установлены.
Согласно части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
С учетом вышеизложенного суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу, что государственная регистрация права собственности на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511 в соответствии с положениями статьи 6 Закона о регистрации не требуется, так как право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком приобретено согласно свидетельству от 03.12.1993 N 5272 до вступления в законную силу указанного Федерального закона, в связи с чем такое право признается юридически действительным независимо от его последующей государственной регистрации.
Таким образом, действия по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:511 совершены в отношении земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования, неправомерно. Снятие с кадастрового учета земельного участка влечет утрату индивидуализирующих признаков и прекращение существования как объекта права, а это нарушает вышеуказанные нормы действующего законодательства, в связи с тем, что возникшее право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 34:26:000000:190 и, как следствие, на земельный участок, образованный из него, с кадастровым номером 34:26:021101:511 признается юридически действительным с учетом сохранения права в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из ГКН, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона N 221-ФЗ, вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Вместе с указанными документами заявителю также направляется копия решения об аннулировании сведений о земельном участке (земельных участках).
На основании части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Заявитель считает, что ОАО "Приволжскнефтепровод" должно было обратиться с заявлением об учете изменений, а не об образовании земельного участка. Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются также управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
С учетом вышеизложенного суды первой и апелляционной пришли к правомерному выводу, что при образовании земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:541 должно было быть принято решение администрации об образовании данного земельного участка. В материалах дела на земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541 отсутствует указанное решение. Кроме того, не утверждена нормативным правовым актом администрации схема расположения земельного участка.
Таким образом, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:541 нарушены нормы действующего законодательства.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, согласно пункту 4 которых государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утверждена Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 N П/49.
Во исполнение Правил проведения государственной кадастровой оценки земель Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами для целей определения кадастровой стоимости земельные участки промышленности и иного специального назначения подразделяются в своем составе на земельные участки трубопроводного транспорта, которые включают в себя земельные участки для: размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
При этом в зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения объединяются в группы.
Таким образом, земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов включены в четвертую группу, а земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта включены в пятую группу.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписки из ГКН от 02.12.2011 N 3434/300/11-136992) вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541 имеет вид разрешенного использования - для размещения НПС "Тингута". Согласно плану приватизации, утвержденному распоряжением Госкомимущества России от 11.03.1994 N 492-р, объект недвижимости - НПС "Тингута" является нефтеперекачивающей станцией, то есть данный объект по своему прямому технологическому назначению необходим непосредственно для эксплуатации трубопроводного транспорта.
С учетом вышеизложенного вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:541 подлежит отнесению в пятую группу.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса в Российской Федерации" распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено другое.
Материалами дела подтверждено, что ОАО "Приволжскнефтепровод" обратилось в администрацию в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации с целью приобретения в собственность за плату земельного участка площадью 14136,5 кв. м, кадастровый номер 34:26:021101:511, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи ... и иного специального назначения, расположенный по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПС "Тингута".
Администрацией в результате рассмотрения представленных документов вынесено постановление от 10.06.2011 N 791 о предоставлении земельного участка в собственность за плату ОАО "Приволжскнефтепровод" площадью 14136,5 кв. м, кадастровый номер 34:26:021101:511, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи ... и иного специального назначения, расположенный по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, в административных границах Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, для размещения НПС "Тингута".
В соответствии с указанным постановлением между администрацией и ОАО "Приволжскнефтепровод" 11.07.2011 был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 14136,5 кв. м, с кадастровым номером 34:26:021101:511, для размещения НПС "Тингута".
На основании статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора необходима передача имущества.
Согласно статье 556 Гражданского кодекса Российской Федерации передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Материалами дела подтверждено, что акт приема-передачи к договору купли-продажи сторонами подписан. Произведена оплата по договору купли-продажи земельного участка в сумме 179 625,44 руб., что подтверждено платежным поручением от 14.07.2011 N 7423, то есть до государственной регистрации перехода права собственности договор купли-продажи земельного участка исполнен сторонами.
Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между покупателем и продавцом.
В соответствии со статьей 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
С учетом вышеизложенного на момент подписания договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:26:021101:511 предмет договора согласован, то есть в силу норм статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации этот договор считается заключенным.
В соответствии со статьей 555 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что администрация как сторона по договору купли-продажи, учитывая исключение из ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 34:26:021101:511, лишена возможности в установленном действующим законодательством порядке осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером 34:26:021101:511. Как следствие, возникает необходимость возврата денежных средств, поступивших по договору купли-продажи из средств консолидированного бюджета Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
Действия Федеральной кадастровой палаты по исключению сведений из ГКН о земельном участке с кадастровым номером 34:26:021101:511 и по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 34:26:021101:541 не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и нарушают законные права и интересы администрации как органа местного самоуправления, действующего в интересах населения в границах муниципального района, создают препятствия для осуществления экономической деятельности.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что судами первой и апелляционной инстанций дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.01.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу N А12-20463/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ

Судьи
В.А.КАРПОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)