Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2013 ПО ДЕЛУ N А54-87/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2013 г. по делу N А54-87/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Каструба М.В., судей Капустиной Л.А., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 по делу N А54-87/2011 (судья Шуман И.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Марин" (г. Рязань, ОГРН 1056204017880, ИНН 6234014095) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань ОГРН 1046209031384, ИНН 62340107280), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (г. Рязань), обществу с ограниченной ответственностью "АварКом" (г. Рязань, ОГРН 1056204061330, ИНН 6234018847), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора - Правительства Рязанской области (г. Рязань) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, при участии от истца: Королевой Н.В. - представителя по доверенности от 05.06.2012, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Экспресс Марин" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением
- 1) о признании недостоверным, как несоответствующими требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:243 общей площадью 14590 кв. м, категория земель: земли на-селенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания административно-производственных зданий и сооружений, расположенный по адресу: Россия, Рязанская область, г. Рязань, 197 км (Окружная дорога), 2 (Октябрьский округ) в размере 40891830 руб. 70 коп. и в виде удельного показа-теля кадастровой стоимости в размере 2802 руб. 73 коп. за кв. м;
- 2) о признании незаконным, как несоответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 г. N 39, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, выразившееся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:243 общей площадью 14590 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания административно-производственных зданий и сооружений, рас-положенный по адресу: Россия, Рязанская область, г. Рязань, 197 км (Окружная дорога), 2 (Октябрьский округ) в размере 40891830 руб. 70 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2802 руб. 73 коп. за 1 кв. м;
- 3) об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:243 общей площадью 14590 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания административно-производственных зданий и сооружений, расположенный по адресу: Россия, Рязанская область, г. Рязань, 197 км (Окружная дорога), 2 (Октябрьский округ) в размере 40891830 руб. 70 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2802 руб. 73 коп. за 1 кв. м.
Определением суда от 23.05.2012 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области.
Определением суда первой инстанции от 16.08.2012, по ходатайству истца в качестве соответчиков по делу привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (г. Рязань, ул. Крупской, д. 17; юр. адрес: г. Москва, Орликов переулок, д. 10 стр. 1); общество с ограниченной ответственностью "АварКом" (г. Рязань, Первомайский проспект, д. 27, оф.202); Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные требования, просил суд:
- признать недостоверным, как несоответствующими требованиям Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N 11/0152, результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:243 общей площадью 14590 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания административно-производственных зданий и сооружений, расположенного по адресу: Россия, Рязанская область, г. Рязань, 197 км (Окружная дорога), 2 (Октябрьский округ) в размере 40891830 (сорок миллионов восемьсот девяносто одна тысяча восемьсот тридцать) рублей 70 копеек и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2802 (две тысячи восемьсот два) рубля 73 копейки за 1 кв. м
- установить с 1 января 2010 года вместо недостоверной, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:243 общей площадью 14590 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания административно-производственных зданий и сооружений, расположенного по адресу: Россия, Рязанская область, г. Рязань, 197 км (Окружная дорога), 2 (Октябрьский округ), равной его рыночной стоимости в размере 11725983 (одиннадцать миллионов семьсот двадцать пять тысяч девятьсот восемьдесят три) рубля.
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области внести в государственный кадастр недвижимости с 1 января 2010 года, вместо не-достоверной, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:243 общей площадью 14590 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания административно-производственных зданий и сооружений, расположенного по адресу: Россия, Рязанская область, г. Рязань, 197 км (Окружная дорога), 2 (Октябрьский округ), равной его рыночной стоимости в размере 11725983 (одиннадцать миллионов семьсот двадцать пять тысяч девятьсот восемьдесят три) рубля.
Уточнение судом первой инстанции принято к производству.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее управление) просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт. Указывает, что суд первой инстанции в нарушении статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел по правилам искового производства требования, заявленные ООО "Экспресс Марин" в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оспаривает вывод суда, о том, что Управление осуществляет контроль за достоверностью сведений, являющихся результатом государственной оценки земельных участков, к которым относится расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков. Управление указывает, что не имеет полномочий на проверку кадастровой оценки, в том числе отчета на предмет соответствия методике. Кроме того полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Полагает, что арбитражный суд неверно истолковал пункт 8.1 административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, в соответствии с которым управлением осуществляется контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте, а не контроль за достоверностью сведений, являющихся результатом государственной кадастровой оценки земельных участков. Заявитель жалобы указывает, что законодательством не предусмотрены какие-либо пределы изменения величины кадастровой стоимости при проведении последующей кадастровой оценки.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Экспресс Марин" является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:243 общей площадью 14590 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания административно-производственных зданий и сооружений, расположенного по адресу: Россия, Рязанская область, г. Рязань, 197 км (Окружная дорога), 2 (Октябрьский округ) (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2008 - т. 1 л.д. 22).
Постановлением Правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 года N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" (т. 3 л.д. 76) были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области (по состоянию на 01.01.2008).
В соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 и на основании результатов оценки, отраженных в отчете N 2118-1/2008 ООО "Аварком" (т. 2 л.д. 1), удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ООО "Экспресс Марин" составил 2802, 73 рублей за 1 кв. м, при этом кадастровая стоимость земельного участка составила 40891830,70 руб.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельных участков общество обратилось к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью консультационно-аналитическая фирма "Спектр" г. Рязани от 09.12.2010 N 470/2010 (т. 1 л.д. 32) рыночная стоимость спорного земельного участка заявителя по состоянию на 01.01.2010 составила 11725983 руб.
В силу статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения
и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам РФ, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам РФ, а также порядок их взаимодействия с федеральным органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215).
В силу положений данного Регламента (пункты 9.6 - 9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 N 39).
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
- - о соответствии отчета Методическим указаниям;
- - о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
На основании приведенных вышеуказанных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том что орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы.
На основании пункта 8.1 Регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, которое также осуществляет контроль за достоверностью сведений, являющихся результатом государственной кадастровой оценки земельных участков, к каковым относятся расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков и определение кадастровой стоимости каждого из земельных участков, расположенных на соответствующей территории.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда области о том, что соблюдение административной процедуры Управлением и утверждение акта проверки Росреестром не является бесспорным доказательством, свидетельствующим о достоверности исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки земельного участка, и не исключает возможность их проверки в судебном порядке и необходимость подтверждения соответствующих сведений.
В соответствии с п. 5 Правил основой для государственной кадастровой оценки земель поселений является статистический анализ рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п. 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе определения состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбора сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбора рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Пунктом 2.2.7 Методических указаний установлено, что если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3.2.5.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, сбор рыночной информации об объектах недвижимости производится на основании сбора рыночной информации о ценах сделок, спроса и предложений купли-продажи и ипотеки на незастроенные земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночной цене на незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации об арендной плате за незастроенные земельные участки, достаточной для построения модели; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, о рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающих в себя земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за земельные участки, и (или) рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки, осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, об арендной плате за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки.
В соответствии с названным порядком установления кадастровой стоимости, расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основании статистического анализа рыночной стоимости земельных участков.
Как следует из материалов дела, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Рязанской области, в том числе и земельного участка, принадлежащего ОАО "Экспресс Марин", являлось ООО "АварКом" (государственный контракт от 11.12.2007 N 35.301007.499-о), предоставившее по итогам оценки отчет N 2118-1/2008 (т. 2 л.д. 1), в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:243, согласно которой удельный показатель для расчета кадастровой стоимости применен в размере 2802,73 руб., кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 40891830,70 руб.
При анализе указанного отчета судом области установлено, что при исполнении государственного контракта по кадастровой оценке земель оценочной организацией - Обществом "АварКом" в нарушении порядка сбора информации была собрана информация только о продаже земельных участков по цене продавца и рыночной цене единых объектов недвижимости, однако, сбор иной рыночной информации, в том числе о значениях арендной платы по земельным участкам, не имеющим застройки, в отношении сведений регистрирующих органов о договорах купли-продажи земельных участков, продажи имущества должников (организаций - банкротов), об ипотечных сделках не осуществлялся.
Состав факторов стоимости земельных участков утвержден протоколом межведомственной комиссии от 08.02.2008.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что при расчете кадастровой стоимости ООО "АварКом" использовались не утвержденные межведомственной комиссией факторы стоимости, а также факторы стоимости, самостоятельно примененные исполнителем. С межведомственной комиссией не согласовывались примененные по отчету факторы стоимости.
Судом области также установлено, что в отчете ООО "АварКом" отсутствуют ссылки на источники информации о рынке недвижимости коммерческого назначения. В материалах дела имеются только письма трех организаций (агентства недвижимости "Приоритет", агентства недвижимости "Новоселье" Центрального агентства недвижимости о направлении в электронном виде обществу "Авар-Ком" архива данных по предложениям о продаже недвижимости.
Доказательств достаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленных нормативными актами, Управлением Росреестра по Рязанской области и ООО "АварКом" в материалы дела не представлено.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что Государственная кадастровая оценка спорного земельного участка проведена с нарушением требований Правил и Методических рекомендаций по проведению кадастровой оценки.
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорных земельных участков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Марин" нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки спорных земельных участков.
Права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом установление соответствия между кадастровой и рыночной стоимостями земельного участка и внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
В рассматриваемом случае в качестве доказательства действительной рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 истцом представлен отчет оценщика - общества с ограниченной ответственностью Консультационно-аналитическая фирма "Спектр" (далее - ООО КАФ "Спектр") от 09.12.2010 N 470/2010, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 11725983 руб.
Рыночная стоимость земельного участка установлена в порядке, предусмотренном ФЗ от 28.12.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В соответствии со статьей 11 данного закона в отчете независимого оценщика ООО КАФ "Спектр" содержатся обязательные сведения в том числе, об используемых стандартах оценки, обоснование используемого при оценке методологического подхода, информация по всем используемым ценообразующим факторам.
Поскольку ответчики рыночную стоимость земельного участка, определенную на основании указанного заключения, не оспорили, доводов относительно недостоверности отчета не представили, судебная коллегия приходит к выводу о том, что между сторонами отсутствует спор по поводу обоснованности оценки рыночной стоимости земельных участков.
В связи с изложенным, суд области правильно указал, что экспертиза отчета ООО КАФ "Спектр" в порядке ст. 17.1 ФЗ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не является обязательной, так как отчет составлен 09.12.2010, то есть до вступления в силу изменений названного закона, которым введена указанная ст. 17.1. При этом стороны с ходатайством о проведении судебной оценочной экспертизы либо экспертизы отчета оценщика ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не обращались.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно принял отчет оценщика ООО КАФ "Спектр" в качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка, установив кадастровую стоимость данного земельного участка равной его рыночной стоимости.
Довод ответчиков о том, что рыночная стоимость земельных участков, установленная на 01.01.2010 не может быть использована в качестве кадастровой стоимости обоснованно отклонен судом области, поскольку кадастровая стоимость являющаяся недостоверной и не соответствующей рыночной введена с 01.01.2010.
Довод ответчика о нарушении судом первой инстанции требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении данного спора отклоняется судебной коллегией, поскольку исковые требования рассмотрены судом области в соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Как следует из заявления, истцом изначально предъявлены требования в порядке искового производства, в связи с чем, позиция заявителя жалобы, о том, что истцом заявлены требования в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной жалобы отклоняется как не соответствующая действительности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке.
В части 1 статьи Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета обязан вносить изменения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельного участка, при наличии соответствующего решения суда.
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01 декабря 2010 года.
Из материалов дела следует, что 25.01.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"). Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Учреждения от 25.10.2011 N 128.
Согласно пункту 2.2.1 положения о филиале, филиал осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости.
В связи с изложенным, суд области правильно указал, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является только исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, на которого судом возлагается обязанность внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Управление.
При таких обстоятельствах судом области правильно удовлетворены требования к двум ответчикам, между которыми распределено бремя несения судебных расходов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 18 октября 2012 года по делу N А54-87/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
М.В.КАСТРУБА

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)