Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.05.2013 N АКПИ13-253

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2013 г. N АКПИ13-253


Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании частично недействующим подпункта "д" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879,

установил:

подпункт "д" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 (далее - Положение), устанавливает, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).
И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного положения в той мере, в какой оспариваемая норма позволяет производить снятие гражданина с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (далее - единовременных социальных выплат) в случае, когда этот гражданин приобрел жилье в других субъектах Российской Федерации, но при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получал субсидии на эти цели. В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что был поставлен на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья и впоследствии снят с учета в связи с приобретением жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Полагает, что оспариваемая в части норма противоречит абзацу первому статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", поскольку нарушает его право на получение жилищных субсидий.
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) в письменных возражениях указало, что оспариваемое заявителем нормативное положение действующему законодательству не противоречит и не лишает заявителя права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий при наличии к тому законных оснований.
И., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Минрегиона России Р., заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что требования не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
В целях реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Правительство Российской Федерации утвердило оспариваемое в части Положение. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2002 г., N 51, и в "Российской газете", 2002 г., 25 декабря. Компетенция Правительства Российской Федерации по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 июля 2008 г. по гражданскому делу N ГКПИ07-1724 и заявителем не оспаривается.
Положение согласно содержанию его пункта 1 устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее соответственно именуются - социальные выплаты, граждане, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья).
Согласно преамбуле Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый статьи 1 названного выше Федерального закона закрепляет, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает право на получение субсидий для граждан, выезжающих из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты), не имеющих иных жилых помещений на территории Российской Федерации или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели, проживающих по месту жительства в указанных населенных пунктах (статья 1).
Из содержания приведенных норм следует, что федеральный законодатель установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Отсутствием иных жилых помещений на территории Российской Федерации или нуждаемостью в улучшении жилищных условий определяется право на получение единовременных социальных выплат и для такой категории граждан, как выезжающие из закрывающихся населенных пунктов и проживающие по месту жительства в указанных населенных пунктах.
Согласно пункту 2 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Таким образом, право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также из закрывающихся районов, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Факт приобретения жилья означает констатацию исчезновения такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Учитывая характер и назначение указанных выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, указанный факт влечет утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение единовременных социальных выплат.
Приобретение гражданами, желающими выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также из закрывающихся районов, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами места их постоянного проживания является основанием для снятия этих граждан с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, однако не лишает их права вновь стать на данный учет после признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 22 Положения в случае, если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях (абзац второй).
На основании изложенного подпункт "д" пункта 21 Положения в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления И. о признании частично недействующим подпункта "д" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)