Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Дурнева С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда: Утенко Р.В., Кутыревой О.М.,
при секретаре: Ж.,
рассмотрела в судебном заседании 05 декабря 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Кировского административного округа г. Омска (далее Администрация Кировского АО г. Омска) Г. на решение Кировского районного суда г. Омска от 24 сентября 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ Администрации Кировского административного округа г. Омска от - года в присвоении почтово-адресной нумерации индивидуальному жилому дому по ул. - в городе Омске.
Обязать Администрацию Кировского административного округа города Омска присвоить почтовый адрес индивидуальному жилому дому, возводимому на земельном участке по ул. -, местоположением: в - м южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, - административный округ, ул. -, д. -, категория земель: земли населенных пунктов для жилищных нужд, кадастровый номер - в течение - дней со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Администрации Кировского административного округа г. Омска в пользу Ш. расходы по оплате государственной пошлины в размере - рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Кировского АО г. Омска, указывая, что она и члены ее семьи являются собственниками земельного участка по ул. -, местоположение которого определено в - м. южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. -, д. -, категория земель: земли населенных пунктов, назначение - для жилищных нужд. Семьей осуществляется строительство индивидуального двухэтажного жилого дома для их проживания. Истицей было подано в Администрацию Кировского АО г. Омска заявление о присвоении почтового адреса дому, строительство которого ведется. В присвоении почтового адреса индивидуальному жилому дому было отказано с указанием на необходимость обратится с заявлением о выдаче разрешения на строительство в отдел архитектуры, землепользования и арендных отношений Администрации Кировского АО г. Омска. С данным отказом Ш. не согласна, полагая, что на ул. - в г. Омске осуществляется строительство только индивидуальных жилых домов, земельные участки предназначены для индивидуального жилого строительства, строительство дома не может нарушить облик сложившейся застройки города, самовольной постройкой их дом также не является. Считает, что получение разрешения на строительство не требуется, поскольку при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства, отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи, проектной документации не требуется. Требованием получить разрешение на строительство индивидуального жилого дома Администрация Кировского АО г. Омска создает препятствия в осуществление технической инвентаризации строящегося жилого дома, и оформлении права собственности на него.
Просила признать незаконным отказ Администрации Кировского АО г. Омска от - г. в присвоении почтово-адресной нумерации индивидуальному жилому дому по ул. - в г. Омске, обязать Администрацию Кировского АО г. Омска присвоить почтовый адрес индивидуальному жилому дому, возводимому на земельном участке по ул. -, местоположением: в - м южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. -, д. -.
В судебном заседании Ш. исковые требования поддержала.
Представитель Администрации Кировского АО г. Омска Г. исковые требования не признала. Суду указала, что в отсутствие разрешения на строительство, оказание муниципальной услуги по присвоению почтового адреса невозможно. Ш. необходимо обратиться с заявлением о выдаче разрешения на строительство в отдел архитектуры, землепользования и арендных отношений Администрации Кировского АО г. Омска.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Кировского АО г. Омска Г. просит решение суда отменить, настаивая на том, что для присвоения почтового адреса Ш. надлежало представить разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Полагает выводы суда о том, что не требуется получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства противоречит требованиям п. 4 ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ". Указывает, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется при предоставлении разрешения на строительство. Считает, что жилой дом истицы в отсутствие разрешения на строительство обладает признаками самовольной постройки.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации Кировского АО г. Омска Г., поддержавшую жалобу, Ш., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении дела судом установлено, что Ш., Т.А., Т.А.А., Л.В.А. в равных долях принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью - кв. м с кадастровым номером -, предоставленный для жилищных нужд, расположенный на землях поселений в - м южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. -, д. -.
На указанном земельном участке возводится двухэтажный жилой дом.
Ш. и Т.А.А., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, обратились в Администрацию Кировского АО г. Омска с заявлением о присвоении почтово-адресной нумерации индивидуальному жилому дому по ул. - в г. Омске, в чем им было отказано и рекомендовано обратиться с заявлением о выдаче разрешения на строительство, поскольку административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Установление (изменение) почтово-адресной нумерации объектам капитального строительства, расположенным на территории города Омска" предусмотрено, что для присвоения почтового адреса необходимо разрешение на строительство.
Признавая данный отказ незаконным и возлагая обязанность на Администрацию Кировского АО г. Омска присвоить почтовый адрес индивидуальному жилому дому, возводимому на земельном участке истицы и ее семьи, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 Порядка установления почтово-адресной нумерации объектам капитального строительства на территории города Омска, утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 16 августа 2007 г. N 672-п объекты капитального строительства, расположенные на территории города Омска (далее - объекты), должны иметь почтовый адрес, присвоенный в соответствии с настоящим Порядком и зафиксированный в органе, наделенном соответствующими полномочиями, а также адресный указатель с наименованием проспекта, улицы, площади, переулка и т.п. и номером объекта.
Под объектом следует понимать здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно п. 3 названного Порядка установление почтово-адресной нумерации объектам осуществляется распоряжением главы администрации соответствующего административного округа города Омска (далее - распоряжение главы администрации округа) на основании заявления заинтересованного лица. В случае необходимости проект распоряжения главы администрации округа согласовывается с администрациями смежных административных округов города Омска.
Постановлением Администрации г. Омска от 30 марта 2012 г. N 498-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Установление (изменение) почтово-адресной нумерации объектам капитального строительства, расположенным на территории города Омска".
Пунктом 8 главы 8 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, который предусматривает в своем составе разрешение на строительство.
Вместе с тем, как верно отметил суд, главой 9 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем самостоятельно, из которого не следует, что заявителем должно быть представлено разрешение на строительство.
Главой 10 указанного административного регламента установлено, что заявитель вправе представить по собственной инициативе: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства; 2) правоустанавливающие документы на объект капитального строительства (пункт 13).
В пункте 14 главы 10 регламента указано, что департамент не вправе требовать от заявителей 1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с представлением муниципальной услуги; 2) представления документов и информации, которые находятся в распоряжении администрации административного округа города Омска, а также государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций.
Придав верному толкованию приведенные положения административного регламента, суд верно указал, что истица, обратившись в Администрацию Кировского АО г. Омска с заявлением о присвоении почтово-адресной нумерации индивидуальному жилому дому по ул. - в г. Омске, и, приложив к нему документ удостоверяющий личность; схему местонахождения объекта капитального строительства, выполненную в произвольной форме, представила все необходимые документы для установления почтово-адресной документации.
Суд пришел к обоснованному выводу, исходя из содержания приведенных норм административного регламента, о том, что предоставление муниципальной услуги по установлению почтово-адресной нумерации объектам капитального строительства не обусловлено обязанностью заявителя обратиться за получением иной муниципальной услуги, а именно, получением разрешения на строительство.
Судебная коллегия соглашается также с выводами суда о том, что обязательное получение разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства в данном случае законодательством не предусмотрена.
В обоснование указанных суждений суд верно сослался на ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и ч. 3 ст. 48 настоящего Кодекса, которая прямо предусматривает, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Частью 3 ст. 48 ГрК РФ установлено, что застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
По смыслу п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривается упрощенный порядок регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства до 01 марта 2015 года, который содержит в себе условие о том, что кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным основанием для государственной регистрации прав (в случае, если ранее зарегистрировано в установленном порядке право заявителя на земельный участок, на котором создан объект).
Поскольку истцом осуществлено строительство индивидуального двухэтажного жилого дома без проектной документации на принадлежащем ей и членам ее семьи земельном участке, предназначенном для жилищных нужд, то получение разрешения на строительство в данном случае не требуется.
Ссылка в жалобе на то, что выводы суда о том, что не требуется получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства противоречат требованиям п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", не может быть учтена ввиду неправильного толкования закона.
Данная норма дословно указывает на то, что до 01 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта, что служит подтверждением упрощенного порядка оформления права на объект индивидуального жилищного строительства.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Кировского районного суда г. Омска от 24 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Кировского АО г. Омска Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7572/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 декабря 2012 г. по делу N 33-7572/2012
Председательствующий: Дурнева С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда: Утенко Р.В., Кутыревой О.М.,
при секретаре: Ж.,
рассмотрела в судебном заседании 05 декабря 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Кировского административного округа г. Омска (далее Администрация Кировского АО г. Омска) Г. на решение Кировского районного суда г. Омска от 24 сентября 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ Администрации Кировского административного округа г. Омска от - года в присвоении почтово-адресной нумерации индивидуальному жилому дому по ул. - в городе Омске.
Обязать Администрацию Кировского административного округа города Омска присвоить почтовый адрес индивидуальному жилому дому, возводимому на земельном участке по ул. -, местоположением: в - м южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, - административный округ, ул. -, д. -, категория земель: земли населенных пунктов для жилищных нужд, кадастровый номер - в течение - дней со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Администрации Кировского административного округа г. Омска в пользу Ш. расходы по оплате государственной пошлины в размере - рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Кировского АО г. Омска, указывая, что она и члены ее семьи являются собственниками земельного участка по ул. -, местоположение которого определено в - м. южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. -, д. -, категория земель: земли населенных пунктов, назначение - для жилищных нужд. Семьей осуществляется строительство индивидуального двухэтажного жилого дома для их проживания. Истицей было подано в Администрацию Кировского АО г. Омска заявление о присвоении почтового адреса дому, строительство которого ведется. В присвоении почтового адреса индивидуальному жилому дому было отказано с указанием на необходимость обратится с заявлением о выдаче разрешения на строительство в отдел архитектуры, землепользования и арендных отношений Администрации Кировского АО г. Омска. С данным отказом Ш. не согласна, полагая, что на ул. - в г. Омске осуществляется строительство только индивидуальных жилых домов, земельные участки предназначены для индивидуального жилого строительства, строительство дома не может нарушить облик сложившейся застройки города, самовольной постройкой их дом также не является. Считает, что получение разрешения на строительство не требуется, поскольку при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства, отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи, проектной документации не требуется. Требованием получить разрешение на строительство индивидуального жилого дома Администрация Кировского АО г. Омска создает препятствия в осуществление технической инвентаризации строящегося жилого дома, и оформлении права собственности на него.
Просила признать незаконным отказ Администрации Кировского АО г. Омска от - г. в присвоении почтово-адресной нумерации индивидуальному жилому дому по ул. - в г. Омске, обязать Администрацию Кировского АО г. Омска присвоить почтовый адрес индивидуальному жилому дому, возводимому на земельном участке по ул. -, местоположением: в - м южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. -, д. -.
В судебном заседании Ш. исковые требования поддержала.
Представитель Администрации Кировского АО г. Омска Г. исковые требования не признала. Суду указала, что в отсутствие разрешения на строительство, оказание муниципальной услуги по присвоению почтового адреса невозможно. Ш. необходимо обратиться с заявлением о выдаче разрешения на строительство в отдел архитектуры, землепользования и арендных отношений Администрации Кировского АО г. Омска.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Кировского АО г. Омска Г. просит решение суда отменить, настаивая на том, что для присвоения почтового адреса Ш. надлежало представить разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Полагает выводы суда о том, что не требуется получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства противоречит требованиям п. 4 ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ". Указывает, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется при предоставлении разрешения на строительство. Считает, что жилой дом истицы в отсутствие разрешения на строительство обладает признаками самовольной постройки.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации Кировского АО г. Омска Г., поддержавшую жалобу, Ш., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении дела судом установлено, что Ш., Т.А., Т.А.А., Л.В.А. в равных долях принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью - кв. м с кадастровым номером -, предоставленный для жилищных нужд, расположенный на землях поселений в - м южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. -, д. -.
На указанном земельном участке возводится двухэтажный жилой дом.
Ш. и Т.А.А., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, обратились в Администрацию Кировского АО г. Омска с заявлением о присвоении почтово-адресной нумерации индивидуальному жилому дому по ул. - в г. Омске, в чем им было отказано и рекомендовано обратиться с заявлением о выдаче разрешения на строительство, поскольку административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Установление (изменение) почтово-адресной нумерации объектам капитального строительства, расположенным на территории города Омска" предусмотрено, что для присвоения почтового адреса необходимо разрешение на строительство.
Признавая данный отказ незаконным и возлагая обязанность на Администрацию Кировского АО г. Омска присвоить почтовый адрес индивидуальному жилому дому, возводимому на земельном участке истицы и ее семьи, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 Порядка установления почтово-адресной нумерации объектам капитального строительства на территории города Омска, утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 16 августа 2007 г. N 672-п объекты капитального строительства, расположенные на территории города Омска (далее - объекты), должны иметь почтовый адрес, присвоенный в соответствии с настоящим Порядком и зафиксированный в органе, наделенном соответствующими полномочиями, а также адресный указатель с наименованием проспекта, улицы, площади, переулка и т.п. и номером объекта.
Под объектом следует понимать здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно п. 3 названного Порядка установление почтово-адресной нумерации объектам осуществляется распоряжением главы администрации соответствующего административного округа города Омска (далее - распоряжение главы администрации округа) на основании заявления заинтересованного лица. В случае необходимости проект распоряжения главы администрации округа согласовывается с администрациями смежных административных округов города Омска.
Постановлением Администрации г. Омска от 30 марта 2012 г. N 498-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Установление (изменение) почтово-адресной нумерации объектам капитального строительства, расположенным на территории города Омска".
Пунктом 8 главы 8 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, который предусматривает в своем составе разрешение на строительство.
Вместе с тем, как верно отметил суд, главой 9 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем самостоятельно, из которого не следует, что заявителем должно быть представлено разрешение на строительство.
Главой 10 указанного административного регламента установлено, что заявитель вправе представить по собственной инициативе: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства; 2) правоустанавливающие документы на объект капитального строительства (пункт 13).
В пункте 14 главы 10 регламента указано, что департамент не вправе требовать от заявителей 1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с представлением муниципальной услуги; 2) представления документов и информации, которые находятся в распоряжении администрации административного округа города Омска, а также государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций.
Придав верному толкованию приведенные положения административного регламента, суд верно указал, что истица, обратившись в Администрацию Кировского АО г. Омска с заявлением о присвоении почтово-адресной нумерации индивидуальному жилому дому по ул. - в г. Омске, и, приложив к нему документ удостоверяющий личность; схему местонахождения объекта капитального строительства, выполненную в произвольной форме, представила все необходимые документы для установления почтово-адресной документации.
Суд пришел к обоснованному выводу, исходя из содержания приведенных норм административного регламента, о том, что предоставление муниципальной услуги по установлению почтово-адресной нумерации объектам капитального строительства не обусловлено обязанностью заявителя обратиться за получением иной муниципальной услуги, а именно, получением разрешения на строительство.
Судебная коллегия соглашается также с выводами суда о том, что обязательное получение разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства в данном случае законодательством не предусмотрена.
В обоснование указанных суждений суд верно сослался на ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и ч. 3 ст. 48 настоящего Кодекса, которая прямо предусматривает, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Частью 3 ст. 48 ГрК РФ установлено, что застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
По смыслу п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривается упрощенный порядок регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства до 01 марта 2015 года, который содержит в себе условие о том, что кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным основанием для государственной регистрации прав (в случае, если ранее зарегистрировано в установленном порядке право заявителя на земельный участок, на котором создан объект).
Поскольку истцом осуществлено строительство индивидуального двухэтажного жилого дома без проектной документации на принадлежащем ей и членам ее семьи земельном участке, предназначенном для жилищных нужд, то получение разрешения на строительство в данном случае не требуется.
Ссылка в жалобе на то, что выводы суда о том, что не требуется получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства противоречат требованиям п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", не может быть учтена ввиду неправильного толкования закона.
Данная норма дословно указывает на то, что до 01 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта, что служит подтверждением упрощенного порядка оформления права на объект индивидуального жилищного строительства.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Кировского районного суда г. Омска от 24 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Кировского АО г. Омска Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)