Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2013 ПО ДЕЛУ N А41-19390/13

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2013 г. по делу N А41-19390/13


Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
при участии в заседании:
- от ООО "воинов-афганцев "Шурави" - Енькова Н.Д. (протокол N 3/2011 от 24.03.2011, приказ N 5/2011 от 24.03.2011);
- от Администрации Одинцовского муниципального района, Комитета по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "воинов-афганцев "Шурави" на решение Арбитражного суда Московской области от 6 сентября 2013 года по делу N А41-19390/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, о признании отсутствующим право собственности,

установил:

Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского района обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок: площадью 1 500 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0030118:63, вид разрешенного использования - "для строительства предприятия сферы обслуживания", категория земель "земли населенных пунктов" расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе (угол Можайского и Красногорского шоссе), обремененный договором аренды от 01.07.1996 N 450, заключенным с ООО воинов-афганцев "Шурави".
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Росреестра по Московской области, ООО воинов-афганцев "Шурави".
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2013 года по делу N А41-1709/12 требования Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом Администрации Одинцовского района удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "воинов-афганцев "Шурави", в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы общество с ограниченной ответственностью "воинов-афганцев "Шурави" ссылается на наличие у общества права выкупа спорного земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ, в связи с тем, что ООО "воинов-афганцев "Шурави" является собственником объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя ООО "воинов-афганцев "Шурави", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы администрации Одинцовского района от 27.06.1996 N 1332 ТОО воинов-афганцев "Шурави" был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1 500 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0030118:63, вид разрешенного использования - "для строительства предприятия сферы обслуживания", категория земель "земли населенных пунктов" расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, 26 км. Можайского шоссе (угол Можайского и Красногорского шоссе) под целевое строительство предприятия сферы обслуживания, на 49 лет (л.д. 11). Договор аренды был заключен 01.07.1996, зарегистрирован 09.01.2002 (л.д. 8 - 10).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.04.2013 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030118:63 общей площадью 1 500 кв. м находится в собственности Российской Федерации (л.д. 7).
Право собственности обременено арендой в пользу ООО "воинов-афганцев "Шурави" (арендатор) на основании договора аренды земельного участка от 01.07.1996, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района (арендодатель).
В обоснование заявленного требования истцы указывают, что запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности Российской Федерацией на земельный участок с кадастровым 50:20:0030118:63 нарушает законные права органа местного самоуправления на распоряжение данным земельным участком, собственность на который не была разграничена.
Истцы полагают, что государственная регистрация права федеральной собственности на земельный участок проведена с нарушением положений Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего на момент регистрации права собственности Российской Федерацией на спорный участок, и является ошибочной.
Истцы считают, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушение действующего законодательства, в связи с чем обратились в суд с настоящим иском.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.07.2006) установлено, что в федеральной собственности могли находиться земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Правовые основы разграничения государственной собственности на землю были определены Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю (действовавшего до 01.07.2006).
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Основания для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, были перечислены в статье 3 данного Федерального закона.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Между тем, спорный земельный участок не соответствовал ни одному из критериев, перечисленных в статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ.
Из материалов дела следует, что земельный участок ни по одному основанию, предусмотренному Федеральными законами "О разграничении государственной собственности на землю" и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не может быть отнесен к землям Российской Федерации.
Указанный земельный участок не является участком лесного фонда, не относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, землям обороны и безопасности. Земельный участок находится в аренде у общества с ограниченной ответственностью "воинов-афганцев "Шурави". Доказательства иного в материалы дела не представлено.
Согласно кадастровому паспорту о земельном участке от 20.05.2013 N МО-13/ЗВ-534328, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030118:63 является - 09.02.2002. До этого момента у участка был номер 50:20:0030101:9999 (предыдущий номер).
Истцом в материалы дела представлен акт обследования использования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030118:63 от 03.06.2013, составленный комиссией в составе заместителя председателя Комитета по управлению имуществом Администрации Одинцовского района, главных специалистов отдела аренды и сделок с имуществом Комитета по управлению имуществом, которой установлено, что земельный участок не огорожен, покрыт густой травой, на участке растут деревья и кустарники, ближе к месту пересечения Можайского и Красногорского шоссе на участке расположена комплектная трансформаторная подстанция 5003, площадью 8,1 кв. м, возведенная, по имеющейся информации, силами ООО воинов-афганцев "Шурави", каких-либо других объектов движимого или недвижимого имущества на земельном участке не имеется, объекты движимого и недвижимого имущества, являющиеся собственностью Российской Федерации, на участке отсутствуют. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области извещалось о проведении обследования, о чем свидетельствуют представленное письмо, но на обследование не явилось.
Органы исполнительной власти Российской Федерации не вносили спорный земельный участок в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, и Правительство Российской Федерации не принимало решения об отнесении данного земельного участка к собственности Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
В отношении спорного земельного участка соответствующие федеральные законы не принимались и данный земельный участок Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в свою собственность не приобретался.
Следовательно, земельный участок находился в государственной собственности, которая не была разграничена на собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность.
Запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок была произведена в нарушение действующего законодательства, а именно: пункта 1 статьи 17, статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 01.07.2006), Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Вместе с тем, ни одного из вышеуказанных документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области представлено не было.
Кроме того, регистрация права собственности Российской Федерации была произведена в отсутствие заявления правообладателя в лице уполномоченного федерального органа государственной власти, то есть с нарушением статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок произведена при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также заявления правообладателя в лице уполномоченного федерального органа государственной власти.
Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" не действует с 01 июля 2006 года.


Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил отсутствие критериев, установленных статьей 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на спорный земельный участок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, которая не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у органа местного самоуправления отсутствует право распоряжения земельным участком, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельного участка, а также право на получение арендной платы.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает законные права органа местного самоуправления на распоряжение данным земельным участком, сдачу его в аренду, осуществление контроля за использованием арендованного земельного участка, а также право на получение арендной платы.
Апелляционный суд считает, что запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права органа местного самоуправления в отношении земельного участка и не позволяют ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и то же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Управление, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, не представило доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, более того, не указывает, что земельный участок может быть отнесен к федеральной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "воинов-афганцев "Шурави" ссылается на наличие у общества права выкупа спорного земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ, в связи с тем, что ООО "воинов-афганцев "Шурави" является собственником объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке.
Между тем, апелляционным судом установлено, что ООО "воинов-афганцев "Шурави" пользуется спорным земельным участком на основании договора аренды от 01.07.1996 (зарегистрирован 09.01.2002), заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района.
Апелляционный суд считает, что признание отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, не влияет на права и обязанности ООО "воинов-афганцев "Шурави", как арендатора спорного земельного участка.
ООО "воинов-афганцев "Шурави" также не лишено права в установленном порядке обратиться в орган местного самоуправления, наделенный правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для выкупа спорного земельного участка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 6 сентября 2013 года по делу N А41-19390/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "воинов-афганцев "Шурави" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)