Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кастерина Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А. и Поляниной О.А.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 29 октября 2012 года, которым постановлено:
"заявление И.С. ФИО16, П.М. ФИО17, С. ФИО18, К.Ф. ФИО19, Т.А. ФИО20, И.В. ФИО21, Т.Е. ФИО22, П.А. ФИО23, К.А. ФИО24 удовлетворить.
Признать решение филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области
N Ф64/001/2012-72669 от 08.09.2012 года незаконным.
Обязать должностных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" произвести учет объекта недвижимости согласно межевому плану регистрационный номер N 64-0-1-133/3116/2012-366 от 17.09.2012 года",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., изучив материалы дела,
И.С., П.М., С., К.Ф., Т.А., И.В., Т.Е., П.А., К.А. (далее заявители) обратились в суд в суд с указанным выше заявлением. В обоснование заявленных требований указали, что 17.09.2012 года они обратились в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") по Саратовской области, в котором просили о постановке на кадастровый учет земельных участков, образованных путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок. Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области от 08.10.2012 года заявителям отказано в постановке на учет объекта недвижимости в связи с несоответствием по форме и содержанию представленных документов требованиям Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктам 1, 3 статьи 13, пункту 9 статьи 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 года N 412, а именно: в связи с необходимостью образования одного многоконтурного земельного участка. Данное решение заявители считали незаконным, поскольку заинтересованным лицом не указаны конкретные нормы, которые были нарушены при изготовлении межевого плана, Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" не содержит такого основания для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка, образуемого в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок, как непредоставление межевого плана многоконтурного земельного участка, несостоятельны и выводы о том, что согласование адресного ориентира законом не предусмотрено и о том, что адрес выделяемого в счет земельной доли земельного участка должен соответствовать адресу исходного земельного участка.
Рассмотрев поступившее заявление, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что ФГБУ "ФКП "Росреестра", как юридическое лицо, к участию в деле не привлекалось, о рассмотрении дела не извещалось. В нарушение требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации выделение нескольких земельных участков в счет одной доли приведет к нерациональному использованию измененного (исходного) земельного участка (общей долевой собственности других дольщиков), приведет к изломанности его границ, чересполосице, занятию сельскохозяйственных угодий подъездными путями к вновь образуемым земельным участкам, расположенным на значительном расстоянии друг от друга. При грамматическом толковании пункта 4 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что в случае отсутствия решения собрания дольщиков в отношении образуемого земельного участка кадастровым инженером подготавливается проект межевания земельного участка (в единственном числе), а проект межевания земельных участков готовится в случае, если собранием дольщиков утвержден проект межевания земельных участков всего исходного земельного участка. Так как земельная доля может включать земли пашни, сенокосов, пастбищ, то есть участки земли, которые в силу природного происхождения не могут быть смежными, необходимо подготовить межевой план на образование многоконтурного земельного участка, состоящего из трех контуров.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата по Саратовской области" реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457, федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (далее Закон N 221-ФЗ).
Материалами дела установлено, что заявители обратились в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков на основании межевого плана, подготовленного 17.09.2012 года кадастровым инженером, в результате образования восьми земельных участков путем выдела в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: <адрес>.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области от 08.10.2012 года заявителям отказано в постановке на учет объекта недвижимости на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Из указанного решения следует, что представленный заявителями межевой план изготовлен с нарушениями п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ и ч. 10 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ, так как изготовлен на образование восьми земельных участков в счет выдела части земельной доли, площадь каждого из которых не соответствует площади, указанной в правоустанавливающих документах. Выделение в счет части земельной доли (земельных долей) нарушает требования п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, так как это препятствует рациональному использованию и охране земель. Выделение в счет части земельной доли не предусмотрено законом (л.д. 108 - 109).
Иные основания, по которым заявителям отказано в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, в оспариваемом решении не указаны.
Для устранения причин отказа заявителям предложено подготовить межевой план на образование земельного участка (возможно многоконтурного) площадью, указанной в документах-основаниях, в которых указан размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (долей) При подготовке межевого плана рекомендуется руководствоваться требованиями по оформлению межевого плана в отношении земельных участков, указанных в ч. 10 ст. 25 Закона N 221-ФЗ.
Положения ч. 1 ст. 24 Закона N 221-ФЗ предусматривают постановку на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете.
В соответствии с п. 3 Требований к подготовке межевого плана, представляемого для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 года N 412, в межевой план включаются сведения обо всех земельных участках, образуемых при выделе из земельных участков.
Учитывая вышеуказанные нормы законодательства, суд посчитал несостоятельным требование филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области об обязательном образовании одного многоконтурного земельного участка в случае предоставления земельной доли в виде пашни, пастбищ, сенокосов, расположенных в разных кварталах, со ссылкой на п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон N 101-ФЗ), который не содержит такого положения.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона N 101-ФЗ участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Суд первой инстанции признал необоснованной ссылку в отказе на п. 3 ст. 13 Закона N 101-ФЗ, поскольку на основании представленных доказательств установлено, что положения ст. ст. 13, 13.1 Закона N 101-ФЗ при образовании спорных земельных участков были соблюдены.
Судом на основании исследованных документов установлено, что размеры выделяемых земельных участков в счет земельных долей, указанные в межевом плане, соответствуют в совокупности размерам земельных долей, указанным в документах, удостоверяющих право заявителей на принадлежащую каждому из них земельную долю, что согласуется с требованиями п. 5 ст. 13 Закона N 101-ФЗ.
В силу ст. 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с Федеральными законами.
Таким образом, для признания земельного участка объектом земельных отношении необходимо, чтобы он был индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы и местоположение.
Несостоятельными являются доводы жалобы о том, что образование восьми разных участков в отличие от образования одного многоконтурного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, поскольку само местоположение этих земельных участков, даже при включении их в один многоконтурный участок ничуть не изменится, а изменится только адрес, что не будет способствовать конкретизации местоположения земельной доли заявителей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
При этом согласно разъяснениям Росреестра основания для отказа, предусмотренные ст. 27 Закона N 221-ФЗ должны носить характер, не позволяющий в принципе осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, такие основания должны быть установлены исключительно законом (Письмо Росреестра от 29.01.2010 г. N 14-601-ВК, от 21.10.2009 г. N 14-8394-ВК, от 02.10.2009 г. N 14-7828-ВК, Письмо Роснедвижимости от 30.05.2008 г. N ВК/2370).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Межевой план является одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
В силу ч. 12 ст. 38 Закона N 221-ФЗ форма межевого плана и требования к его подготовке установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно пунктам 2, 3, 4 вышеназванного Приказа Минэкономразвития РФ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевой план включаются сведения о:
- 1) земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков (преобразуемые (исходные) земельные участки) или выделе из земельных участков;
- 2) земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- 3) земельных участках, из которых в результате выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности образованы новые земельные участки, а также земельных участках, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами после раздела сохраняются в измененных границах, и ранее учтенных (до 01.03.2008 г.) земельных участках, представляющих собой единое землепользование (измененные земельные участки);
- 4) земельных участках, в отношении которых осуществляются кадастровые работы по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о местоположении границ и (или) площади (уточняемые земельные участки).
Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ. При этом в состав текстовой части межевого плана обязательно входят титульный лист и содержание.
Требованиями о подготовке межевого плана не предусмотрено, что в случае выдела участником долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет своей доли (долей) должен быть подготовлен межевой план многоконтурного земельного участка.
Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, и осуществления такого учета указаны в Письме Минэкономразвития РФ от 22.12.2009 г. N 22409-ИМ/Д23.
Из данного письма и положений п. 10 ст. 25 Закона N 221-ФЗ следует, что межевой план многоконтурного земельного участка необходим для осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков, ограничений, возникших в результате расположения таких сооружений на этих земельных участках.
Положениями п. п. 1, 2, 3 ст. 11.5 ЗК РФ предусмотрено, что выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Из пункта 3 указанного Закона следует, что земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4).
Судебная коллегия полагает необоснованным и довод жалобы о том, что при грамматическом толковании указанных норм следует, что при отсутствии решения собрания дольщиков в отношении образуемого земельного участка кадастровым инженером подготавливается проект межевания земельного участка (в единственном числе).
В ч. 1 ст. 24 Закона N 221-ФЗ установлена возможность постановки на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете.
Из Письма Роснедвижимости от 29.04.2008 г. N ВК/1991 следует, что при реализации участником долевой собственности права на выделение в натуре земельного участка в счет своей земельной доли может быть сформировано несколько земельных участков, сумма площадей которых должна соответствовать величине, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю. Для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в результате выдела доли в натуре, представляется одно заявление о постановке на учет выделяемых земельных участков и одно описание земельных участков, содержащее сведения обо всех выделяемых земельных участках. На каждый выделяемый в счет земельной доли земельный участок оформляется кадастровый паспорт.
Довод жалобы о том, что выделение не одного, а нескольких земельных участков в счет одной доли приведет к нерациональному использованию измененного (исходного) земельного участка, приведет к изломанности его границ, чересполосице, занятию сельскохозяйственных угодий подъездными путями к вновь образуемым земельным участкам, расположенным на значительном расстоянии друг от друга, не может быть принят во внимание, поскольку указанное обстоятельство не указано в качестве основания для принятия оспариваемого решения.
Размеры выделяемых земельных участков в счет земельных долей, указанные в межевом плане, соответствуют в совокупности размерам земельных долей, указанным в правоустанавливающих документах заявителей на эти земельные доли, что соответствует требованиям пункта 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
В силу пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих" могут быть признаны незаконными решения, действия (бездействия), принятые или совершенные структурным подразделением органа государственной власти, не являющимся юридическим лицом.
Таким образом, довод жалобы о том, что суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, рассмотрев требования об оспаривании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", а не самого юридического лица, не может быть принят во внимание. При этом следует иметь в виду, что интересы заинтересованного лица в данном деле представлял именно представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У. (см. л.д. 117 - 118).
Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось ФГБУ "ФКП Росреестра" в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 29 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-114
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2013 г. по делу N 33-114
Судья: Кастерина Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А. и Поляниной О.А.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 29 октября 2012 года, которым постановлено:
"заявление И.С. ФИО16, П.М. ФИО17, С. ФИО18, К.Ф. ФИО19, Т.А. ФИО20, И.В. ФИО21, Т.Е. ФИО22, П.А. ФИО23, К.А. ФИО24 удовлетворить.
Признать решение филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области
N Ф64/001/2012-72669 от 08.09.2012 года незаконным.
Обязать должностных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" произвести учет объекта недвижимости согласно межевому плану регистрационный номер N 64-0-1-133/3116/2012-366 от 17.09.2012 года",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., изучив материалы дела,
установила:
И.С., П.М., С., К.Ф., Т.А., И.В., Т.Е., П.А., К.А. (далее заявители) обратились в суд в суд с указанным выше заявлением. В обоснование заявленных требований указали, что 17.09.2012 года они обратились в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") по Саратовской области, в котором просили о постановке на кадастровый учет земельных участков, образованных путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок. Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области от 08.10.2012 года заявителям отказано в постановке на учет объекта недвижимости в связи с несоответствием по форме и содержанию представленных документов требованиям Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктам 1, 3 статьи 13, пункту 9 статьи 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 года N 412, а именно: в связи с необходимостью образования одного многоконтурного земельного участка. Данное решение заявители считали незаконным, поскольку заинтересованным лицом не указаны конкретные нормы, которые были нарушены при изготовлении межевого плана, Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" не содержит такого основания для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка, образуемого в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок, как непредоставление межевого плана многоконтурного земельного участка, несостоятельны и выводы о том, что согласование адресного ориентира законом не предусмотрено и о том, что адрес выделяемого в счет земельной доли земельного участка должен соответствовать адресу исходного земельного участка.
Рассмотрев поступившее заявление, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что ФГБУ "ФКП "Росреестра", как юридическое лицо, к участию в деле не привлекалось, о рассмотрении дела не извещалось. В нарушение требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации выделение нескольких земельных участков в счет одной доли приведет к нерациональному использованию измененного (исходного) земельного участка (общей долевой собственности других дольщиков), приведет к изломанности его границ, чересполосице, занятию сельскохозяйственных угодий подъездными путями к вновь образуемым земельным участкам, расположенным на значительном расстоянии друг от друга. При грамматическом толковании пункта 4 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что в случае отсутствия решения собрания дольщиков в отношении образуемого земельного участка кадастровым инженером подготавливается проект межевания земельного участка (в единственном числе), а проект межевания земельных участков готовится в случае, если собранием дольщиков утвержден проект межевания земельных участков всего исходного земельного участка. Так как земельная доля может включать земли пашни, сенокосов, пастбищ, то есть участки земли, которые в силу природного происхождения не могут быть смежными, необходимо подготовить межевой план на образование многоконтурного земельного участка, состоящего из трех контуров.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата по Саратовской области" реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457, федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (далее Закон N 221-ФЗ).
Материалами дела установлено, что заявители обратились в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков на основании межевого плана, подготовленного 17.09.2012 года кадастровым инженером, в результате образования восьми земельных участков путем выдела в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: <адрес>.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области от 08.10.2012 года заявителям отказано в постановке на учет объекта недвижимости на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Из указанного решения следует, что представленный заявителями межевой план изготовлен с нарушениями п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ и ч. 10 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ, так как изготовлен на образование восьми земельных участков в счет выдела части земельной доли, площадь каждого из которых не соответствует площади, указанной в правоустанавливающих документах. Выделение в счет части земельной доли (земельных долей) нарушает требования п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, так как это препятствует рациональному использованию и охране земель. Выделение в счет части земельной доли не предусмотрено законом (л.д. 108 - 109).
Иные основания, по которым заявителям отказано в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, в оспариваемом решении не указаны.
Для устранения причин отказа заявителям предложено подготовить межевой план на образование земельного участка (возможно многоконтурного) площадью, указанной в документах-основаниях, в которых указан размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (долей) При подготовке межевого плана рекомендуется руководствоваться требованиями по оформлению межевого плана в отношении земельных участков, указанных в ч. 10 ст. 25 Закона N 221-ФЗ.
Положения ч. 1 ст. 24 Закона N 221-ФЗ предусматривают постановку на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете.
В соответствии с п. 3 Требований к подготовке межевого плана, представляемого для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 года N 412, в межевой план включаются сведения обо всех земельных участках, образуемых при выделе из земельных участков.
Учитывая вышеуказанные нормы законодательства, суд посчитал несостоятельным требование филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области об обязательном образовании одного многоконтурного земельного участка в случае предоставления земельной доли в виде пашни, пастбищ, сенокосов, расположенных в разных кварталах, со ссылкой на п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон N 101-ФЗ), который не содержит такого положения.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона N 101-ФЗ участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Суд первой инстанции признал необоснованной ссылку в отказе на п. 3 ст. 13 Закона N 101-ФЗ, поскольку на основании представленных доказательств установлено, что положения ст. ст. 13, 13.1 Закона N 101-ФЗ при образовании спорных земельных участков были соблюдены.
Судом на основании исследованных документов установлено, что размеры выделяемых земельных участков в счет земельных долей, указанные в межевом плане, соответствуют в совокупности размерам земельных долей, указанным в документах, удостоверяющих право заявителей на принадлежащую каждому из них земельную долю, что согласуется с требованиями п. 5 ст. 13 Закона N 101-ФЗ.
В силу ст. 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с Федеральными законами.
Таким образом, для признания земельного участка объектом земельных отношении необходимо, чтобы он был индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы и местоположение.
Несостоятельными являются доводы жалобы о том, что образование восьми разных участков в отличие от образования одного многоконтурного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, поскольку само местоположение этих земельных участков, даже при включении их в один многоконтурный участок ничуть не изменится, а изменится только адрес, что не будет способствовать конкретизации местоположения земельной доли заявителей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
При этом согласно разъяснениям Росреестра основания для отказа, предусмотренные ст. 27 Закона N 221-ФЗ должны носить характер, не позволяющий в принципе осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, такие основания должны быть установлены исключительно законом (Письмо Росреестра от 29.01.2010 г. N 14-601-ВК, от 21.10.2009 г. N 14-8394-ВК, от 02.10.2009 г. N 14-7828-ВК, Письмо Роснедвижимости от 30.05.2008 г. N ВК/2370).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Межевой план является одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
В силу ч. 12 ст. 38 Закона N 221-ФЗ форма межевого плана и требования к его подготовке установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно пунктам 2, 3, 4 вышеназванного Приказа Минэкономразвития РФ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевой план включаются сведения о:
- 1) земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков (преобразуемые (исходные) земельные участки) или выделе из земельных участков;
- 2) земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- 3) земельных участках, из которых в результате выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности образованы новые земельные участки, а также земельных участках, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами после раздела сохраняются в измененных границах, и ранее учтенных (до 01.03.2008 г.) земельных участках, представляющих собой единое землепользование (измененные земельные участки);
- 4) земельных участках, в отношении которых осуществляются кадастровые работы по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о местоположении границ и (или) площади (уточняемые земельные участки).
Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ. При этом в состав текстовой части межевого плана обязательно входят титульный лист и содержание.
Требованиями о подготовке межевого плана не предусмотрено, что в случае выдела участником долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет своей доли (долей) должен быть подготовлен межевой план многоконтурного земельного участка.
Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, и осуществления такого учета указаны в Письме Минэкономразвития РФ от 22.12.2009 г. N 22409-ИМ/Д23.
Из данного письма и положений п. 10 ст. 25 Закона N 221-ФЗ следует, что межевой план многоконтурного земельного участка необходим для осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков, ограничений, возникших в результате расположения таких сооружений на этих земельных участках.
Положениями п. п. 1, 2, 3 ст. 11.5 ЗК РФ предусмотрено, что выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Из пункта 3 указанного Закона следует, что земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4).
Судебная коллегия полагает необоснованным и довод жалобы о том, что при грамматическом толковании указанных норм следует, что при отсутствии решения собрания дольщиков в отношении образуемого земельного участка кадастровым инженером подготавливается проект межевания земельного участка (в единственном числе).
В ч. 1 ст. 24 Закона N 221-ФЗ установлена возможность постановки на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете.
Из Письма Роснедвижимости от 29.04.2008 г. N ВК/1991 следует, что при реализации участником долевой собственности права на выделение в натуре земельного участка в счет своей земельной доли может быть сформировано несколько земельных участков, сумма площадей которых должна соответствовать величине, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю. Для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в результате выдела доли в натуре, представляется одно заявление о постановке на учет выделяемых земельных участков и одно описание земельных участков, содержащее сведения обо всех выделяемых земельных участках. На каждый выделяемый в счет земельной доли земельный участок оформляется кадастровый паспорт.
Довод жалобы о том, что выделение не одного, а нескольких земельных участков в счет одной доли приведет к нерациональному использованию измененного (исходного) земельного участка, приведет к изломанности его границ, чересполосице, занятию сельскохозяйственных угодий подъездными путями к вновь образуемым земельным участкам, расположенным на значительном расстоянии друг от друга, не может быть принят во внимание, поскольку указанное обстоятельство не указано в качестве основания для принятия оспариваемого решения.
Размеры выделяемых земельных участков в счет земельных долей, указанные в межевом плане, соответствуют в совокупности размерам земельных долей, указанным в правоустанавливающих документах заявителей на эти земельные доли, что соответствует требованиям пункта 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
В силу пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих" могут быть признаны незаконными решения, действия (бездействия), принятые или совершенные структурным подразделением органа государственной власти, не являющимся юридическим лицом.
Таким образом, довод жалобы о том, что суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, рассмотрев требования об оспаривании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", а не самого юридического лица, не может быть принят во внимание. При этом следует иметь в виду, что интересы заинтересованного лица в данном деле представлял именно представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У. (см. л.д. 117 - 118).
Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось ФГБУ "ФКП Росреестра" в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 29 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)