Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Купреенкова В.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Филимоновой Светланы Александровны (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.08.2012 по делу N А50-3163/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Жилсоцинвест" (далее - общество "Жилсоцинвест") - Лавров Ю.А. (доверенность от 01.11.2012).
Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) о признании недействительной отмены утверждения схемы расположения на кадастровом плане территорий земельного участка площадью 1800 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Красноводская, д. 13, с условным номером 3559-37, и возложении на департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью "ТЕРРА-М", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), общество "Жилсоцинвест".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.08.2012 (судья Трубина Р.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 (судьи Скромова Ю.В., Зеленина Т.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 30, 31, 32, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, неполное исследование обстоятельств дела, имеющих существенное значение для дела. Заявитель указывает на отсутствие в материалах дела доказательств соблюдения процедуры оформления акта выбора земельного участка в интересах общества "Жилсоцинвест", в том числе официальной публикации сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По мнению заявителя, постановка земельного участка общества "Жилсоцинвест" произведена с нарушением закона, поскольку на момент формирования земельного участка срок действия акт выбора земельного участка общества "Жилсоцинвест" истек. Заявитель ссылается на то, что он не был извещен о наличии акта выбора земельного участка общества "Жилсоцинвест", в связи с чем отказом в предоставлении земельного участка нарушены права предпринимателя, которым соблюден порядок формирования испрашиваемого земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу департамент ссылается на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, в сентябре 2010 года предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка общей площадью 1800 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Красноводская, д. 13, для размещения автостоянки.
Письмом от 22.10.2010 департамент сообщил предпринимателю о возможности предоставления земельного участка в аренду на 4 года 11 месяцев.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена департаментом 24.08.2011.
Испрашиваемый земельный участок 28.09.2011 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 59:01:1713559:53 с видом разрешенного использования под автостоянку.
Департаментом принято решение от 16.11.2011 об отмене утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 24.08.2011, в связи с нарушением при образовании земельного участка действующего законодательства.
Предприниматель, ссылаясь на то, что указанные действия по отмене ранее утвержденной схемы расположения земельного участка являются незаконными, обратился с соответствующим заявлением в суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности оснований препятствующих предоставлению предпринимателю земельного участка, в отношении которого утвержден акт выбора.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно п. 1 названной статьи процедура и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся эти земельные участка, путем принятия соответствующих актов.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми определены Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думой от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок).
Пунктами 2.1, 2.6, 2.7 Порядка предусмотрено то, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в уполномоченный орган в сфере земельных отношений, который в пределах установленного срока рассматривает поданные заявления и принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка с определением вида права на испрашиваемый земельный участок (аренда, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование). В случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка уполномоченный орган направляет в адрес заявителя соответствующее извещение. В случае принятия решения о невозможности предоставления земельного участка в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований.
В соответствии с п. 1.6.1 Порядка предоставление земельного участка невозможно, в том числе, если в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка, испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают границы земельного участка, в отношении которого принято решение о развитии застроенной территории.
Из письма департамента от 16.11.2011 N И-21-01-09 21922 следует, что основанием для отмены утверждения 24.08.2011 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1800 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Красноводская, д. 13, с условным номером 3559-37, явилось установление факта нарушения действующего законодательства при образовании земельного участка.
Как установлено судами, испрашиваемый предпринимателем земельный участок сформирован, в том числе, в границах земельного участка, в отношении которого ранее выдан акт выбора обществу "Жилсоцинвест" для строительство детского дошкольного учреждения, что подтверждено выпиской из протокола Департамента планирования и развития территории администрации г. Перми от 11.06.2008 N 22 и актом о выборе земельного участка от 03.07.2008 N 23-Д обществу "Жилсоцинвест" для строительства детского сада на 220 мест.
Справкой муниципального унитарного предприятия "ПЕРМАРХБЮРО" от 03.03.2005 N 42/34-1538/5 также подтверждено, что под проектируемое здание детского сада в жилом районе Акулова Дзержинского района зарезервирован адрес - ул. Хабаровская, д. 68.
Установив на основании представленных в материалы дела доказательств, что на момент утверждения схемы расположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка под автостоянку обществу "Жилсоцинвест" уже был выдан акт о выборе земельного участка для строительства детского сада, суд апелляционной инстанции обоснованно признал данное обстоятельство фактом исключающим возможность утверждения схемы расположения земельного участка испрашиваемого предпринимателем (п. 1.6.1 Порядка предоставления земельных участков), и пришел к правильному выводу о наличии у департамента законных оснований отменить ранее утвержденную предпринимателю схему со ссылкой на п. 3.5 Правил разработки схем, утвержденных постановлением администрации г. Перми от 06.03.2009 N 108.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований предпринимателя судами отказано правомерно.
Ссылки заявителя кассационной инстанции на необходимость исследования обстоятельств соблюдения процедуры предоставления обществу "Жилсоцинвест" земельного участка, не принимаются, поскольку данные обстоятельства для рассматриваемого спора правового значения не имеют.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.08.2012 по делу N А50-3163/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Филимоновой Светланы Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 22.03.2013 N Ф09-1035/13 ПО ДЕЛУ N А50-3163/12
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2013 г. N Ф09-1035/13
Дело N А50-3163/12
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Купреенкова В.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Филимоновой Светланы Александровны (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.08.2012 по делу N А50-3163/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Жилсоцинвест" (далее - общество "Жилсоцинвест") - Лавров Ю.А. (доверенность от 01.11.2012).
Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) о признании недействительной отмены утверждения схемы расположения на кадастровом плане территорий земельного участка площадью 1800 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Красноводская, д. 13, с условным номером 3559-37, и возложении на департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью "ТЕРРА-М", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), общество "Жилсоцинвест".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.08.2012 (судья Трубина Р.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 (судьи Скромова Ю.В., Зеленина Т.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 30, 31, 32, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, неполное исследование обстоятельств дела, имеющих существенное значение для дела. Заявитель указывает на отсутствие в материалах дела доказательств соблюдения процедуры оформления акта выбора земельного участка в интересах общества "Жилсоцинвест", в том числе официальной публикации сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По мнению заявителя, постановка земельного участка общества "Жилсоцинвест" произведена с нарушением закона, поскольку на момент формирования земельного участка срок действия акт выбора земельного участка общества "Жилсоцинвест" истек. Заявитель ссылается на то, что он не был извещен о наличии акта выбора земельного участка общества "Жилсоцинвест", в связи с чем отказом в предоставлении земельного участка нарушены права предпринимателя, которым соблюден порядок формирования испрашиваемого земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу департамент ссылается на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, в сентябре 2010 года предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка общей площадью 1800 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Красноводская, д. 13, для размещения автостоянки.
Письмом от 22.10.2010 департамент сообщил предпринимателю о возможности предоставления земельного участка в аренду на 4 года 11 месяцев.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена департаментом 24.08.2011.
Испрашиваемый земельный участок 28.09.2011 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 59:01:1713559:53 с видом разрешенного использования под автостоянку.
Департаментом принято решение от 16.11.2011 об отмене утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 24.08.2011, в связи с нарушением при образовании земельного участка действующего законодательства.
Предприниматель, ссылаясь на то, что указанные действия по отмене ранее утвержденной схемы расположения земельного участка являются незаконными, обратился с соответствующим заявлением в суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности оснований препятствующих предоставлению предпринимателю земельного участка, в отношении которого утвержден акт выбора.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно п. 1 названной статьи процедура и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся эти земельные участка, путем принятия соответствующих актов.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми определены Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думой от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок).
Пунктами 2.1, 2.6, 2.7 Порядка предусмотрено то, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в уполномоченный орган в сфере земельных отношений, который в пределах установленного срока рассматривает поданные заявления и принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка с определением вида права на испрашиваемый земельный участок (аренда, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование). В случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка уполномоченный орган направляет в адрес заявителя соответствующее извещение. В случае принятия решения о невозможности предоставления земельного участка в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований.
В соответствии с п. 1.6.1 Порядка предоставление земельного участка невозможно, в том числе, если в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка, испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают границы земельного участка, в отношении которого принято решение о развитии застроенной территории.
Из письма департамента от 16.11.2011 N И-21-01-09 21922 следует, что основанием для отмены утверждения 24.08.2011 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1800 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Красноводская, д. 13, с условным номером 3559-37, явилось установление факта нарушения действующего законодательства при образовании земельного участка.
Как установлено судами, испрашиваемый предпринимателем земельный участок сформирован, в том числе, в границах земельного участка, в отношении которого ранее выдан акт выбора обществу "Жилсоцинвест" для строительство детского дошкольного учреждения, что подтверждено выпиской из протокола Департамента планирования и развития территории администрации г. Перми от 11.06.2008 N 22 и актом о выборе земельного участка от 03.07.2008 N 23-Д обществу "Жилсоцинвест" для строительства детского сада на 220 мест.
Справкой муниципального унитарного предприятия "ПЕРМАРХБЮРО" от 03.03.2005 N 42/34-1538/5 также подтверждено, что под проектируемое здание детского сада в жилом районе Акулова Дзержинского района зарезервирован адрес - ул. Хабаровская, д. 68.
Установив на основании представленных в материалы дела доказательств, что на момент утверждения схемы расположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка под автостоянку обществу "Жилсоцинвест" уже был выдан акт о выборе земельного участка для строительства детского сада, суд апелляционной инстанции обоснованно признал данное обстоятельство фактом исключающим возможность утверждения схемы расположения земельного участка испрашиваемого предпринимателем (п. 1.6.1 Порядка предоставления земельных участков), и пришел к правильному выводу о наличии у департамента законных оснований отменить ранее утвержденную предпринимателю схему со ссылкой на п. 3.5 Правил разработки схем, утвержденных постановлением администрации г. Перми от 06.03.2009 N 108.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований предпринимателя судами отказано правомерно.
Ссылки заявителя кассационной инстанции на необходимость исследования обстоятельств соблюдения процедуры предоставления обществу "Жилсоцинвест" земельного участка, не принимаются, поскольку данные обстоятельства для рассматриваемого спора правового значения не имеют.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.08.2012 по делу N А50-3163/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Филимоновой Светланы Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)