Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Крючкова Е.Г.
Докладчик Маншилина Е.И.
01 августа 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Киселева А.П.
судей Маншилиной Е.И. и Фроловой Е.М.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца Б. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 14 марта 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Б. к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконными действий и бездействия о предоставлении земельного участка, понуждении на обращение в органы местного самоуправления о формировании земельного участка, понуждении предоставить земельный участок за плату в собственность в первоочередном порядке без проведения торгов и заключить договор аренды отказать.
Заслушав доклад судьи Маншилиной Е.И., судебная коллегия
Истец Б. обратилась в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконными действия (бездействия), предоставлении земельного участка. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что является <данные изъяты> и имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома площадью не менее <данные изъяты>. в районе дома <адрес>. Однако в предоставлении земельного участка ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что земельный участок может быть предоставлен инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, сообщено, что нормами законодательства не предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Б. предложено представить документы, подтверждающие необходимость улучшения ее жилищных условий. Считает данные действия ответчика незаконными. Кроме того, указала на незаконное бездействие ответчика, которые выразилось в нарушении срока оказания государственной услуги предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Истец Б. просила признать действия (бездействия) ответчика в предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома площадью не менее 1500 кв. м в районе <адрес> согласно прилагаемой схемы незаконными. Обязать ответчика сформировать и предоставить ей бесплатно в собственность земельный участок под строительство индивидуального жилого дома площадью не менее 1500 кв. м в районе <адрес> в <адрес> в <адрес>.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла исковые требования и в окончательном виде просила признать незаконными действия (бездействия) Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в предоставлении Б. земельного участка площадью <данные изъяты> в районе <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области подготовить обращение в органы местного самоуправления о формировании земельного участка площадью <данные изъяты> в районе <адрес> в <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставить Б. за разумную плату в собственность, заключив с ней договор купли-продажи, в первоочередном порядке без проведения торгов земельный участок площадью <данные изъяты> в районе <адрес> в <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Представитель истца Ч. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на те же доводы. Указала, что требование ответчика о предоставлении доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий не основано на законе, поскольку ч. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" относится ко всем инвалидам, вне зависимости от нуждаемости в улучшении жилищных условий и Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотрено, что для приобретения земельного участка инвалиду необходимо представить лишь заявление и справку об инвалидности.
Представитель ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области О. иск не признала, ссылаясь на то, что условием предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство инвалиду является его нуждаемость в улучшении жилищных условий. Истцу в предоставлении земельного участка отказано не было, а было лишь предложено представить документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Представитель третьего лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка ранее в судебном заседании объяснял, что спорный земельный участок расположен в градостроительной зоне с индексом Ж-8 с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства.
Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец Б. просит отменить решение суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Выслушав объяснения представителя ответчика К. возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Материалами дела установлено, что Б. является <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Б. обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением, в котором указала, что в соответствии со ст. 17 Федеральным законом "О социальной защите инвалидов РФ" и Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В связи с чем просила предоставить ей земельный участок площадью не менее <данные изъяты>. в районе <адрес>, согласно схеме, под индивидуальное жилищное строительство. В случае невозможности предоставления данного земельного участка просила предоставить ей иной земельный участок в ближайшей местности от ее проживания, так как нуждается в уходе и закреплена за учреждениями, которые ее обслуживают в Правобережном округе г. Липецка. К заявлению Б. приложила справку об инвалидности и схему расположения земельного участка (л.д. 6).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области сообщило Б. о том, что на основании полученного заключения администрации Грязинского района Липецкой области сведения о застройщике на испрашиваемом земельном участке отсутствуют. Для первоочередного права на предоставление земельного участка, предназначенного для строительства индивидуального жилого дома по <адрес>, ей необходимо представить документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ Б. повторно обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью не менее <данные изъяты>, расположенного в районе <адрес> на основании поданного ею заявления от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в РФ", указав в заявлении, что требование о предоставлении документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, не соответствует закону, поскольку в соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, земельный участок предоставляется инвалидам на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности.
Письмом Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ Б. сообщено, что для принятия решения о предоставлении земельного участка из состава государственных не разграниченных земель ей необходимо представить пакет документов в соответствии с Жилищным кодексом РФ, подтверждающий необходимость улучшения ее жилищных условий, а именно документы, удостоверяющие личность членов ее семьи, документы, свидетельствующие о семейном положении (при наличии), выписку из домовой книги и финансового счета по месту регистрации. Разъяснено, что исходя из норм Земельного кодекса РФ бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства не предусмотрено. В случае признания ее семьи не нуждающейся в улучшении жилищных условий она не может претендовать на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 9).
Отказывая Б. в удовлетворении заявленных ею требований, отвергая ее доводы, суд исходил из того, что льгота по обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства граждан, относящихся к категории инвалидов, распространяется только на инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и пришел к выводу о том, что Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области не было отказано Б. в предоставлении земельного участка, а было обоснованно предложено представить доказательства ее нуждаемости в улучшении жилищных условий, и то обстоятельство, что до настоящего времени вопрос о предоставлении ей земельного участка по существу не разрешен, является следствием действий самой Б., не представившей в Управление указанные в письме от ДД.ММ.ГГГГ документы. Также суд указал на то, что исходя из представленных доказательств Б. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищный условий, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения ее исковых требований о понуждении ответчика предоставить ей за разумную плату в собственность с заключением договора купли-продажи в первоочередном порядке без проведения торгов испрашиваемый земельный участок.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку считает, что суд первой инстанции неправильно применил положения действующего законодательства.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Липецкой области от 16.04.2008 г. N 138-ОЗ "О распоряжении земельными участкам государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа г. Липецк Липецкой области" на территории городского округа г. Липецк распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области.
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, порядок и особенности предоставления таких земельных участков для жилищного строительства урегулированы статьями 28, 30 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 утверждены правила "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно п. п. 17, 18 указанных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, которые могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств (пункт 18 Правил).
Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 04.12.2003 г. N 81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" земельные участки, находящиеся в областной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан в случаях, если граждане являются инвалидами либо имеют в составе семьи инвалидов.
Таким образом, нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства Земельным кодексом, Законом Липецкой области от 04.12.2003 г. N 81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" не предусмотрена.
То обстоятельство, что такая социальная гарантия инвалидов как право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (часть 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") содержится в статье под названием "Обеспечение инвалидов жилой площадью", не свидетельствует о том, что к ней применяются требования, указанные в части первой этой правовой нормы о нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий и нахождении его на соответствующем учете, поскольку эти нормы имеют разное правовое регулирование: к части 1 статьи 17 применяется жилищное законодательство, а к части 14 статьи 17 - земельное.
Как следует из п. 17 вышеназванных Правил, для реализации права на предоставление земельного участка к заявлению должна быть приложена только копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, на необходимость предоставления других документов, в том числе подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, в данной норме не указано.
Кроме того, указанная выше норма права предполагает предоставление инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, земельных участков в первоочередном порядке не только для жилищного строительства, но и для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, что объективно исключает обязательности наличия такого условия, как нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Следует также отметить, что ст. 17 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" содержит не только нормы, предусматривающие обеспечение инвалидов жилой площадью, но нормы регулирующие льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые предоставляются данной льготной категории граждан вне зависимости от их нуждаемости в улучшении жилищных условия.
Учитывая изложенное, требования Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области о том, что для решения вопроса о предоставлении истцу земельного участка необходимо предоставление документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, не основано на законе.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии свободных земельных участков, так и доказательств подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц, ответчиком не представлено. В суде апелляционной инстанции представитель ответчика подтвердила, что основанием к отказу в предоставлении Б. земельного участка явилось только непредставление заявителем документов, свидетельствующих о ее нуждаемости в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что отказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в предоставлении земельного участка Б. по тем основаниям, что не имеется сведений, подтверждающих нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий, нельзя признать законным и обоснованным.
Поскольку решение суда об отказе в удовлетворении требований Б. постановлено судом с нарушением норм материального права, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 14 марта 2013 года отменить и постановить новое решение, которым признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в предоставлении Б. земельного участка.
Обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставить Б. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с поданным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом размере.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.08.2013 N 33-1813/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. N 33-1813/2013
Судья Крючкова Е.Г.
Докладчик Маншилина Е.И.
01 августа 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Киселева А.П.
судей Маншилиной Е.И. и Фроловой Е.М.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца Б. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 14 марта 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Б. к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконными действий и бездействия о предоставлении земельного участка, понуждении на обращение в органы местного самоуправления о формировании земельного участка, понуждении предоставить земельный участок за плату в собственность в первоочередном порядке без проведения торгов и заключить договор аренды отказать.
Заслушав доклад судьи Маншилиной Е.И., судебная коллегия
установила:
Истец Б. обратилась в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконными действия (бездействия), предоставлении земельного участка. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что является <данные изъяты> и имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома площадью не менее <данные изъяты>. в районе дома <адрес>. Однако в предоставлении земельного участка ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что земельный участок может быть предоставлен инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, сообщено, что нормами законодательства не предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Б. предложено представить документы, подтверждающие необходимость улучшения ее жилищных условий. Считает данные действия ответчика незаконными. Кроме того, указала на незаконное бездействие ответчика, которые выразилось в нарушении срока оказания государственной услуги предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Истец Б. просила признать действия (бездействия) ответчика в предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома площадью не менее 1500 кв. м в районе <адрес> согласно прилагаемой схемы незаконными. Обязать ответчика сформировать и предоставить ей бесплатно в собственность земельный участок под строительство индивидуального жилого дома площадью не менее 1500 кв. м в районе <адрес> в <адрес> в <адрес>.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла исковые требования и в окончательном виде просила признать незаконными действия (бездействия) Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в предоставлении Б. земельного участка площадью <данные изъяты> в районе <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области подготовить обращение в органы местного самоуправления о формировании земельного участка площадью <данные изъяты> в районе <адрес> в <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставить Б. за разумную плату в собственность, заключив с ней договор купли-продажи, в первоочередном порядке без проведения торгов земельный участок площадью <данные изъяты> в районе <адрес> в <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Представитель истца Ч. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на те же доводы. Указала, что требование ответчика о предоставлении доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий не основано на законе, поскольку ч. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" относится ко всем инвалидам, вне зависимости от нуждаемости в улучшении жилищных условий и Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотрено, что для приобретения земельного участка инвалиду необходимо представить лишь заявление и справку об инвалидности.
Представитель ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области О. иск не признала, ссылаясь на то, что условием предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство инвалиду является его нуждаемость в улучшении жилищных условий. Истцу в предоставлении земельного участка отказано не было, а было лишь предложено представить документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Представитель третьего лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка ранее в судебном заседании объяснял, что спорный земельный участок расположен в градостроительной зоне с индексом Ж-8 с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства.
Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец Б. просит отменить решение суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Выслушав объяснения представителя ответчика К. возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Материалами дела установлено, что Б. является <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Б. обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением, в котором указала, что в соответствии со ст. 17 Федеральным законом "О социальной защите инвалидов РФ" и Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В связи с чем просила предоставить ей земельный участок площадью не менее <данные изъяты>. в районе <адрес>, согласно схеме, под индивидуальное жилищное строительство. В случае невозможности предоставления данного земельного участка просила предоставить ей иной земельный участок в ближайшей местности от ее проживания, так как нуждается в уходе и закреплена за учреждениями, которые ее обслуживают в Правобережном округе г. Липецка. К заявлению Б. приложила справку об инвалидности и схему расположения земельного участка (л.д. 6).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области сообщило Б. о том, что на основании полученного заключения администрации Грязинского района Липецкой области сведения о застройщике на испрашиваемом земельном участке отсутствуют. Для первоочередного права на предоставление земельного участка, предназначенного для строительства индивидуального жилого дома по <адрес>, ей необходимо представить документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ Б. повторно обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью не менее <данные изъяты>, расположенного в районе <адрес> на основании поданного ею заявления от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в РФ", указав в заявлении, что требование о предоставлении документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, не соответствует закону, поскольку в соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, земельный участок предоставляется инвалидам на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности.
Письмом Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ Б. сообщено, что для принятия решения о предоставлении земельного участка из состава государственных не разграниченных земель ей необходимо представить пакет документов в соответствии с Жилищным кодексом РФ, подтверждающий необходимость улучшения ее жилищных условий, а именно документы, удостоверяющие личность членов ее семьи, документы, свидетельствующие о семейном положении (при наличии), выписку из домовой книги и финансового счета по месту регистрации. Разъяснено, что исходя из норм Земельного кодекса РФ бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства не предусмотрено. В случае признания ее семьи не нуждающейся в улучшении жилищных условий она не может претендовать на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 9).
Отказывая Б. в удовлетворении заявленных ею требований, отвергая ее доводы, суд исходил из того, что льгота по обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства граждан, относящихся к категории инвалидов, распространяется только на инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и пришел к выводу о том, что Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области не было отказано Б. в предоставлении земельного участка, а было обоснованно предложено представить доказательства ее нуждаемости в улучшении жилищных условий, и то обстоятельство, что до настоящего времени вопрос о предоставлении ей земельного участка по существу не разрешен, является следствием действий самой Б., не представившей в Управление указанные в письме от ДД.ММ.ГГГГ документы. Также суд указал на то, что исходя из представленных доказательств Б. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищный условий, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения ее исковых требований о понуждении ответчика предоставить ей за разумную плату в собственность с заключением договора купли-продажи в первоочередном порядке без проведения торгов испрашиваемый земельный участок.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку считает, что суд первой инстанции неправильно применил положения действующего законодательства.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Липецкой области от 16.04.2008 г. N 138-ОЗ "О распоряжении земельными участкам государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа г. Липецк Липецкой области" на территории городского округа г. Липецк распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области.
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, порядок и особенности предоставления таких земельных участков для жилищного строительства урегулированы статьями 28, 30 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 утверждены правила "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно п. п. 17, 18 указанных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, которые могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств (пункт 18 Правил).
Согласно ст. 11 Закона Липецкой области от 04.12.2003 г. N 81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" земельные участки, находящиеся в областной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан в случаях, если граждане являются инвалидами либо имеют в составе семьи инвалидов.
Таким образом, нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства Земельным кодексом, Законом Липецкой области от 04.12.2003 г. N 81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" не предусмотрена.
То обстоятельство, что такая социальная гарантия инвалидов как право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (часть 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") содержится в статье под названием "Обеспечение инвалидов жилой площадью", не свидетельствует о том, что к ней применяются требования, указанные в части первой этой правовой нормы о нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий и нахождении его на соответствующем учете, поскольку эти нормы имеют разное правовое регулирование: к части 1 статьи 17 применяется жилищное законодательство, а к части 14 статьи 17 - земельное.
Как следует из п. 17 вышеназванных Правил, для реализации права на предоставление земельного участка к заявлению должна быть приложена только копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, на необходимость предоставления других документов, в том числе подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, в данной норме не указано.
Кроме того, указанная выше норма права предполагает предоставление инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, земельных участков в первоочередном порядке не только для жилищного строительства, но и для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, что объективно исключает обязательности наличия такого условия, как нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Следует также отметить, что ст. 17 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" содержит не только нормы, предусматривающие обеспечение инвалидов жилой площадью, но нормы регулирующие льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые предоставляются данной льготной категории граждан вне зависимости от их нуждаемости в улучшении жилищных условия.
Учитывая изложенное, требования Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области о том, что для решения вопроса о предоставлении истцу земельного участка необходимо предоставление документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, не основано на законе.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии свободных земельных участков, так и доказательств подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц, ответчиком не представлено. В суде апелляционной инстанции представитель ответчика подтвердила, что основанием к отказу в предоставлении Б. земельного участка явилось только непредставление заявителем документов, свидетельствующих о ее нуждаемости в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что отказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в предоставлении земельного участка Б. по тем основаниям, что не имеется сведений, подтверждающих нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий, нельзя признать законным и обоснованным.
Поскольку решение суда об отказе в удовлетворении требований Б. постановлено судом с нарушением норм материального права, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 14 марта 2013 года отменить и постановить новое решение, которым признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в предоставлении Б. земельного участка.
Обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставить Б. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с поданным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом размере.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)