Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий - Сиднова Н.Д.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.,
судей - Солоповой И.В., Саутканова А.Д.,
при секретаре - Т.,
рассмотрев в судебном заседании дело по частной жалобе К.Н. на определение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 25 октября 2010 года, которым
возвращено исковое заявление К.Н. к Ю., Администрации Муниципального образования "Чемальский район" о признании права собственности на земельный участок в связи с непредставлением документа, подтверждающего соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.
Заслушав доклад судьи Алексиной М.В., судебная коллегия
установила:
К.Н. обратился в суд с иском к Ю., Администрации МО "Чемальский район" о признании права собственности на земельный участок общей площадью 11 га с установленным местоположением относительно ориентира:. Свое требование мотивирует тем, что 02 июля 2010 г. по гражданскому делу N 2-17/2010 оставлено без рассмотрения его исковое требование о признании права собственности на вышеуказанный земельный участок и предложено обратиться в согласительную комиссию для досудебного порядка урегулирования спора. 19 июля 2010 г. Администрация Чемальского района за исх. N 1403 направила ему письмо, из которого следует, что администрации не может провести согласительную комиссию по вопросу урегулирования спора между ним и Ю., предложено обратится в суд и там доказать свои права на земельный участок. Он как участник долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения бывшего совхоза "Э" с соблюдением правил, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", опубликовал извещение о выделении земельного участка. После истечения месячного срока при отсутствии возражения со стороны других участников долевой собственности подал заявление и документы в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай в Чемальский сектор Майминского отдела для регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 123. Однако попытки досудебного порядка урегулирования спора с Ю. не достигли согласованного решения. Он неоднократно обращался к Ю. с просьбами и уговорами миром решить вопрос о правах на земельный участок путем отзыва Ю. заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 456 из Управления Росреестра по Республике Алтай. 14 сентября 2010 г. в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 123 ему было отказано в связи с тем, что между ним и Ю. имеется спор о праве на этот земельный участок и предложено данный спор разрешить в судебном порядке.
Определением от 25 октября 2010 г. судьей Чемальского районного суда Республики Алтай возвращено исковое заявление К.Н. к Ю., Администрации МО "Чемальский район" о признании права собственности на земельный участок в связи с непредставлением истцом документа, подтверждающего соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиками.
Суд вынес вышеизложенное определение, с которым не согласился К.Н., просил определение суда отменить. В частной жалобе указал, что его исковое заявление по форме и содержанию соответствует требованиям ст. 131 ГПК РФ. Представление документов суду является правом, а не обязанностью истца. Поэтому судьей Чемальского районного суда Республики Алтай нарушены нормы процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, заслушав представителя К.Н. - Ч., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
В силу ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения установлен ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Данной нормой установлено, что местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности.
Если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, то участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка (п. 3 ст. 13 указанного Закона).
Если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (в соответствии с пунктом третьим названной статьи) не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.
Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде (п. 4 ст. 13 Закона).
По смыслу п. 4 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного значения" использование досудебного порядка урегулирования спора является обязательным условием, а несоблюдение его влечет процессуально-правовые последствия, предусмотренные ст. 135 ГПК РФ. Соблюдение согласительных процедур предполагает наличие их законодательной регламентации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 20.12.2007 г. N 284 утвержден Порядок проведения согласительных процедур при возникновении споров между участниками долевой собственности о местоположении выделяемого в счет доли в праве общей собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Алтай. При этом Правительством Республики Алтай рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов Республики Алтай создать на постоянной основе согласительные комиссии по разрешению споров между участниками долевой собственности относительно местоположения выделяемых земельных участков.
Во исполнение указанной рекомендации Постановлением от 07.04.2008 г. N 113 в Муниципальном образовании "Чемальский район" создана согласительная комиссия.
Таким образом, на основании положения п. 4 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного значения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на территории Чемальского района Республики Алтай вправе обратиться в суд с заявлением по спору о местоположении выделяемого земельного участка лишь в случае недостижения согласованного решения по результатам согласительных процедур согласительной комиссией Муниципального образования "Чемальский район".
Как следует из материала по частной жалобе, 19 июля 2010 г. Администрация Чемальского района за исх. N 1403 направила К.Н. письмо, из которого следует, что администрации не может провести согласительную комиссию по вопросу урегулирования спора между ним и Ю., предложено обратится в суд и там доказать свои права на земельный участок. Однако данное письмо при подаче иска к Ю., Администрации МО "Чемальский район" о признании права собственности на земельный участок К.Н. суду не представлено.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.
Данное положение закона корреспондирует истцу представлять суду документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров. Как установлено выше, по спору между К.Н. и Ю., Администрацией МО "Чемальский район" о признании права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного значения" установлен досудебный порядок его урегулирования.
В этой связи суд первой инстанции правильно применил норму (п. 1 ч. 1 ст. 135) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возвратил исковое заявление К.Н. ввиду непредставления им документа, подтверждающего соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиками.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит обоснованными доводы жалобы К.Н.
Руководствуясь ст. ст. 373, 374 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Определение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 25 октября 2010 года оставить без изменения, частную жалобу К.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.АЛЕКСИНА
Судьи
И.В.СОЛОПОВА
А.Д.САУТКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 15.12.2010 ПО ДЕЛУ N 33-826
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 декабря 2010 г. по делу N 33-826
Председательствующий - Сиднова Н.Д.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.,
судей - Солоповой И.В., Саутканова А.Д.,
при секретаре - Т.,
рассмотрев в судебном заседании дело по частной жалобе К.Н. на определение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 25 октября 2010 года, которым
возвращено исковое заявление К.Н. к Ю., Администрации Муниципального образования "Чемальский район" о признании права собственности на земельный участок в связи с непредставлением документа, подтверждающего соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.
Заслушав доклад судьи Алексиной М.В., судебная коллегия
установила:
К.Н. обратился в суд с иском к Ю., Администрации МО "Чемальский район" о признании права собственности на земельный участок общей площадью 11 га с установленным местоположением относительно ориентира:. Свое требование мотивирует тем, что 02 июля 2010 г. по гражданскому делу N 2-17/2010 оставлено без рассмотрения его исковое требование о признании права собственности на вышеуказанный земельный участок и предложено обратиться в согласительную комиссию для досудебного порядка урегулирования спора. 19 июля 2010 г. Администрация Чемальского района за исх. N 1403 направила ему письмо, из которого следует, что администрации не может провести согласительную комиссию по вопросу урегулирования спора между ним и Ю., предложено обратится в суд и там доказать свои права на земельный участок. Он как участник долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения бывшего совхоза "Э" с соблюдением правил, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", опубликовал извещение о выделении земельного участка. После истечения месячного срока при отсутствии возражения со стороны других участников долевой собственности подал заявление и документы в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай в Чемальский сектор Майминского отдела для регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 123. Однако попытки досудебного порядка урегулирования спора с Ю. не достигли согласованного решения. Он неоднократно обращался к Ю. с просьбами и уговорами миром решить вопрос о правах на земельный участок путем отзыва Ю. заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 456 из Управления Росреестра по Республике Алтай. 14 сентября 2010 г. в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 123 ему было отказано в связи с тем, что между ним и Ю. имеется спор о праве на этот земельный участок и предложено данный спор разрешить в судебном порядке.
Определением от 25 октября 2010 г. судьей Чемальского районного суда Республики Алтай возвращено исковое заявление К.Н. к Ю., Администрации МО "Чемальский район" о признании права собственности на земельный участок в связи с непредставлением истцом документа, подтверждающего соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиками.
Суд вынес вышеизложенное определение, с которым не согласился К.Н., просил определение суда отменить. В частной жалобе указал, что его исковое заявление по форме и содержанию соответствует требованиям ст. 131 ГПК РФ. Представление документов суду является правом, а не обязанностью истца. Поэтому судьей Чемальского районного суда Республики Алтай нарушены нормы процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, заслушав представителя К.Н. - Ч., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
В силу ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения установлен ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Данной нормой установлено, что местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности.
Если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, то участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка (п. 3 ст. 13 указанного Закона).
Если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (в соответствии с пунктом третьим названной статьи) не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.
Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде (п. 4 ст. 13 Закона).
По смыслу п. 4 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного значения" использование досудебного порядка урегулирования спора является обязательным условием, а несоблюдение его влечет процессуально-правовые последствия, предусмотренные ст. 135 ГПК РФ. Соблюдение согласительных процедур предполагает наличие их законодательной регламентации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 20.12.2007 г. N 284 утвержден Порядок проведения согласительных процедур при возникновении споров между участниками долевой собственности о местоположении выделяемого в счет доли в праве общей собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Алтай. При этом Правительством Республики Алтай рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов Республики Алтай создать на постоянной основе согласительные комиссии по разрешению споров между участниками долевой собственности относительно местоположения выделяемых земельных участков.
Во исполнение указанной рекомендации Постановлением от 07.04.2008 г. N 113 в Муниципальном образовании "Чемальский район" создана согласительная комиссия.
Таким образом, на основании положения п. 4 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного значения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на территории Чемальского района Республики Алтай вправе обратиться в суд с заявлением по спору о местоположении выделяемого земельного участка лишь в случае недостижения согласованного решения по результатам согласительных процедур согласительной комиссией Муниципального образования "Чемальский район".
Как следует из материала по частной жалобе, 19 июля 2010 г. Администрация Чемальского района за исх. N 1403 направила К.Н. письмо, из которого следует, что администрации не может провести согласительную комиссию по вопросу урегулирования спора между ним и Ю., предложено обратится в суд и там доказать свои права на земельный участок. Однако данное письмо при подаче иска к Ю., Администрации МО "Чемальский район" о признании права собственности на земельный участок К.Н. суду не представлено.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.
Данное положение закона корреспондирует истцу представлять суду документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров. Как установлено выше, по спору между К.Н. и Ю., Администрацией МО "Чемальский район" о признании права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного значения" установлен досудебный порядок его урегулирования.
В этой связи суд первой инстанции правильно применил норму (п. 1 ч. 1 ст. 135) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возвратил исковое заявление К.Н. ввиду непредставления им документа, подтверждающего соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиками.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит обоснованными доводы жалобы К.Н.
Руководствуясь ст. ст. 373, 374 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Определение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 25 октября 2010 года оставить без изменения, частную жалобу К.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.АЛЕКСИНА
Судьи
И.В.СОЛОПОВА
А.Д.САУТКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)