Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 02.04.2013 ПО ДЕЛУ N А43-37383/2011

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2013 г. по делу N А43-37383/2011


(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от заявителя: Зайцевой О.О. по доверенности от 05.12.2012,
от общества с ограниченной ответственностью "Престиж" - Ширенковой Т.Е. по доверенности от 09.01.2013
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Престиж"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2012,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А43-37383/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Транспортник-12"
(ОГРН: 1025202397890, ИНН: 5257001911)
о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Престиж", администрация города Нижнего Новгорода,
и
установил:

закрытое акционерное общество "Транспортник-12" (далее - ЗАО "Транспортник-12") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство, уполномоченный орган) от 09.12.2011 N 311-05-17-26971/11 об отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 12925+/-40 квадратных метров, с кадастровым номером 52:18:0030006:691, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Канавинский район, улица Должанская, 2 А. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу направить ЗАО "Транспортник-12" проект договора купли-продажи названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Престиж" (далее - Общество, ООО "Престиж") и администрация города Нижнего Новгорода (далее - Администрация).
Решением суда от 27.07.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. ООО "Престиж" указывает, что не могло и не имело возможности представить доказательства того, что земельный участок, находящийся под объектом недвижимости, принадлежащим Обществу, сформирован и поставлен на кадастровый учет, поскольку устраняло препятствия, обозначенные в приказе Министерства от 09.09.2011 N 311-05-17-19756/11. По его мнению, акт экспертного исследования от 14.05.2012 N 03-12/33 не является надлежащим доказательством по делу.
Общество полагает, что ЗАО "Транспортник-12" является собственником помещений, а не собственником объектов, указанных в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с этим данное лицо не имеет исключительного права на приватизацию спорного земельного участка.
Кроме того, Общество считает, что формирование границ земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030006:691 без учета интересов смежного собственника - ООО "Престиж" нарушает права и законные интересы последнего.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ЗАО "Транспортник-12" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласился с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу согласилась с доводами Общества, указав на незаконность принятых судебных актов.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Транспортник-12" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - помещение N 1 (нежилое) общей площадью 1166,60 квадратного метра, 3 этажа, антресоль; помещение N 2 (нежилое) общей площадью 1778,70 квадратного метра, 1 этаж, антресоль; помещение N 3 (нежилое) общей площадью 356,80 квадратного метра, 1 этаж; помещение N 4 (нежилое) общей площадью 764,70 квадратного метра, 1 этаж, антресоль; бетонное покрытие площадью 9735 квадратных метров, расположенные по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Канавинский район, улица Должанская, 2 А, что документально подтверждено.
Администрация и ЗАО "Транспортник-12" 30.12.2005 заключили договор аренды земельного участка площадью 3181 квадратный метр, находящегося под ремонтно-механическим корпусом, сроком действия до 27.10.2054.
Министерство издало распоряжение 27.10.2011 N 311-05-09-1741/11 "Об образовании земельных участков", в соответствии с которым земельные участки с кадастровыми номерами 52:18:003006:43, площадью 3181 квадратный метр, и 52:18:003006:45, площадью 10675 квадратных метров, местоположение: город Нижний Новгород, Канавинский район, улица Должанская, 2 А, в целях образования земельных участков площадью 359 квадратных метров (категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под ремонтно-механический корпус), и площадью 12 925 квадратных метров (категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под ремонтно-механический корпус), местоположение: город Нижний Новгород, Канавинский район, улица Должанская, 2 А.
Кроме того, данным распоряжением Управлению по распоряжению земельными ресурсами и недвижимостью предписано прекратить в установленном законом порядке договор аренды земельного участка от 30.12.2005 N 14322/03; ЗАО "Транспортник-12" - обеспечить внесение изменений в государственный кадастр недвижимости и получение кадастровых паспортов на земельные участки.
Земельный участок общей площадью 12925+/-40 квадратных метров поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 52:18:0030006:691.
По этому же адресу расположен принадлежащий на праве собственности ООО "Престиж" объект недвижимости - нежилое здание.
Таким образом, ЗАО "Транспортник-12" и ООО "Престиж" являются смежными землепользователями.
ЗАО "Транспортник-12" обратилось в Министерство с заявлением от 08.11.2011 о предоставлении в порядке, установленном в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в собственность земельного участка общей площадью 12925+/-40 квадратных метров, с кадастровым номером 52:18:0030006:691, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Канавинский район, улица Должанская, 2 А.
Министерство в письме от 09.12.2011 N 311-05-17-26971/11 сообщило ЗАО "Транспортник-12" о невозможности предоставить в собственность испрашиваемый земельный участок.
ЗАО "Транспортник-12" посчитало, что решение Министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200, пунктом 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 27, пунктом 4 статьи 28, статьей 29, пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", Порядком взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков, утвержденным постановлением правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы ЗАО "Транспортник-12" в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Суды установили, что Министерство является уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Согласно пункту 1.1 Порядка взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органа местного самоуправления города Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 (далее - Порядок), данный Порядок применяется при осуществлении уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области действий и принятии решений по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в государственной собственности Нижегородской области: под зданиями, строениями, сооружениями, объектами незавершенного строительства; для целей, не связанных со строительством - под временными объектами, по незастроенным земельным участкам, являющимся прилегающей территорией к зданиям, строениям, сооружениям, в иных случаях, отнесенных к его компетенции Законом.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка граждане и юридические лица, желающие приобрести права на земельные участки, решение о предоставлении которых отнесено к компетенции Министерства, обращаются к нему с таким заявлением.
К заявлению прилагаются два экземпляра документов, определенных Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 475 (далее - Перечень), необходимых для приобретения прав на земельные участки при наличии кадастрового паспорта.
В силу пункта 2.2 Порядка Министерство в пятидневный срок с момента получения заявления о предоставлении земельного участка осуществляет правовую экспертизу представленной заявки и пакета документов и направляет в орган местного самоуправления запрос об обследовании земельного участка.
Орган местного самоуправления в пятидневный срок осуществляет обследование земельного участка и направляет в Министерство акт обследования земельного участка. Министерство вправе самостоятельно осуществить обследование земельного участка и подготовить акт обследования земельного участка.
Акт обследования должен содержать сведения, предусмотренные типовой формой, разработанной и утвержденной министерством, в том числе об ограничениях (обременениях) земельного участка, а также предложения органа местного самоуправления о возможности предоставления земельного участка на испрашиваемом праве, а также на новый срок. Указанные предложения носят рекомендательный характер.
Пункт 2.3 Порядка определяет, что Министерство при наличии всех документов, определенных Перечнем, принимает решение и направляет заявителю его копию:
- - о предоставлении на соответствующем праве земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, в месячный срок со дня поступления заявления;
- - о предоставлении на соответствующем праве земельного участка для целей, не связанных со строительством, в двухнедельный срок со дня поступления заявления.
При представлении заявителем документов, не соответствующих требованиям Перечня, неполного комплекта документов, определенного указанным Перечнем, а также в иных случаях, когда заявитель не имеет права на испрашиваемый земельный участок в соответствии с действующим законодательством, министерство в двухнедельный срок письменно отказывает в удовлетворении заявления с обоснованием причин.
В силу пункта 2.4 Порядка министерство осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи, договора аренды, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора:
- - в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, - в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении;
- - в случае предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, - в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении.
В статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрены основания для отказа в предоставлении на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность земельного участка под зданием, строением, сооружением.
Отказ Министерства в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка мотивирован тем, что указанный участок расположен на территории, в границах которой реализуется приоритетный инвестиционный проект "Стрелка-Сити", и в настоящее время проводятся мероприятия по реализации указанного проекта.
Суды установили, что Министерство не доказало, что указанный инвестиционный проект реализуется и реализуется таким образом, что невозможно принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя, и не представило доказательств наличия предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного суды обоснованно признали, что оспариваемое решение Министерства не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы ЗАО "Транспортник-12", в связи с этим правомерно удовлетворили заявленные требования.
Требования ЗАО "Транспортник-12" основаны на положениях статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации; реализация им права на выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, порождает у Министерства обязанность совершить действия, направленные на выполнение законных требований ЗАО "Транспортник-12".
Министерство наделено полномочиями и несет обязанности по рассмотрению заявления ЗАО "Транспортник-12" о приобретении в собственность земельного участка и принятию соответствующего решения, совершению иных действий либо проведению мероприятий, направленных на реализацию требования ЗАО "Транспортник-12" о приватизации земельного участка.
Довод Общества о том, что предоставление спорного земельного участка ЗАО "Транспортник-12" нарушает права ООО "Престиж" на получение земельного участка под находящимся в его собственности объектом недвижимого имущества, суд округа отклоняет в силу следующего.
Спорный земельный участок сформирован в установленном законом порядке, в отношении него проведен кадастровый учет и выдан кадастровый паспорт. Документов того, что эти действия кадастрового органа были осуществлены с нарушениями действующего законодательства либо с нарушениями прав и законных интересов третьих лиц, суду не представлено; доказательства того, что земельный участок под объектом недвижимости, принадлежащем ООО "Престиж", сформирован и поставлен на кадастровый учет, в деле отсутствуют.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Министерства от 09.09.2011 N 311-05-17-19756/11, из которого следует, что испрашиваемый ООО "Престиж" участок частично расположен в красных линиях улицы Самаркандская и входит в границы земельного участка, внесенного в государственный реестр недвижимости, занимаемого бетонным покрытием, принадлежащим на праве собственности ЗАО "Транспортник-12", в связи с этим предоставление его невозможно.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная им государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу N А43-37383/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Престиж" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Престиж" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную им по платежному поручению от 23.01.2013 N 5.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)