Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2013 N 18АП-2387/2013 ПО ДЕЛУ N А76-23946/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2013 г. N 18АП-2387/2013

Дело N А76-23946/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.01.2013 по делу N А76-23946/2012 (судья Костылев И.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "ЗлатТранс" (далее - ООО "ЗлатТранс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным распоряжения от 12.09.2012 N 1556-р "Об утверждении протокола комиссии по землеотводам N 20 от 17.08.2012" в части отказа в предоставлении земельного участка, примерной площадью 10000 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Гончарова, северо-восточнее дома N 16 для размещения временных сооружений - двух площадок для занятий спортом на праве аренды.
Решением суда от 31.01.2013 (резолютивная часть от 30.01.2013) распоряжение Администрации от 12.09.2012 N 1556-р "Об утверждении протокола комиссии по землеотводам N 20 от 17.08.2012 г." в части отказа в предоставлении на праве аренды земельного участка ООО "ЗлатТранс", примерной площадью 10000 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Гончарова, северо-восточнее дома N 16, для размещения временных сооружений - двух площадок для занятия спортом признано недействительным. На Администрацию возложена обязанность на основании заявления ООО "ЗлатТранс" от 30.07.2012 утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории (л.д. 84-86).
В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на отсутствие оснований для предоставления обществу земельного участка в аренду на основании ст. ст. 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и норм Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте, утв. Решением Златоустовского городского собрания депутатов от 01.07.2004 N 811, Правил землепользования и застройки города Златоуста, утв. Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02.03.2007 N 10-ЗГО, так как в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, не разработана документация по планировке территории, отсутствуют дороги, объекты инфраструктуры.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.07.2012 ООО "ЗлатТранс" обратилось с заявлением (л.д. 25) в Администрацию о предоставлении земельного участка, примерной площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Гончарова, северо-восточнее дома N 16 для размещения временных сооружений - двух площадок для занятий спортом на праве аренды, а также в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
15.09.2012 из газеты "Златоустовский рабочий", в котором было опубликовано распоряжение Администрации от 12.09.2012 N 1556-р "Об утверждении протокола комиссии по землеотводам N 20 от 17.08.2012", ООО "ЗлатТранс" узнало, что ему отказано в отводе земельного участка ввиду отсутствия проекта планировки и межевания данной территории (л.д. 6).
Несогласие с распоряжением Администрации от 12.09.2012 N 1556-р в части отказа в предоставлении на праве аренды земельного участка ООО "ЗлатТранс" послужило основанием для обращения последнего с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого отказа Администрации, так как ни земельным, ни градостроительным законодательством не установлен запрет на предоставление земельных участков при отсутствии документации по планировке территории.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Из материалов дела усматривается, что обществом оспаривается отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка для размещения временных сооружений на праве аренды.
В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Частью 1 ст. 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Из содержания ст. ст. 30 и 34 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно как для целей осуществления строительства, так и для целей, не связанных со строительством.
Из обстоятельств настоящего дела усматривается, что земельный участок испрашивается обществом для целей, не связанных с эксплуатацией объекта недвижимости (ст. 36 ЗК РФ), и не связанных со строительством (ст. 30 - 31 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется нормой ст. 34 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Также в силу указанной нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны уполномочить специальный орган на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью и обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством на территории Златоустовского городского округа на момент вынесения оспариваемого отказа являлось Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г. Златоусте, утвержденное Решением Златоустовского городского Собрания депутатов N 811 от 01.07.2004.
Согласно п. 9 Положения предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством осуществляется в следующем порядке: заявитель обращается с заявлением о предоставлении земельного участка; комиссия по землеотводам по результатам рассмотрения заявления принимает одно из следующих решений: предоставить земельный участок; отказать в предоставлении земельного участка; решение комиссии по землеотводам подписывается ее председателем или его заместителем; решение комиссии по землеотводам утверждается распоряжением Главы округа. В случае недостаточной обоснованности принятого решения Глава округа направляет соответствующую заявку в комиссию по землеотводам на повторное рассмотрение с мотивированным заключением; решения комиссии по землеотводам публикуются в газете "Златоустовский рабочий".
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу п. 2 ст. 85 ЗК РФ, п. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно п. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 41 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Вместе с тем ни земельным, ни градостроительным законодательством не установлен запрет на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отсутствие документации по планировке территории. В этой связи отсутствие утвержденной градостроительной документации, подготовка которой в том числе может быть возложена на землепользователя, не является основанием для отказа в рассмотрении заявления общества.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела установленных нормами действующего законодательства оснований для отказа в предоставлении обществу испрашиваемого им земельного участка, оспариваемое решение органа местного самоуправления обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Таким образом, удовлетворение требований об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, должно привести к восстановлению нарушенного права заявителя.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26.11.2010 N ВАС-12881/10, вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в установленном порядке.
В связи с указанным, судом первой инстанции в порядке восстановления нарушенного права заявителя на Администрацию обоснованно возложена обязанность утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.01.2013 по делу N А76-23946/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
М.И.КАРПАЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)