Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от лиц, участвующие в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 августа 2013 года
по делу N А50-6994/2013,
вынесенное судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Камский" (ОГРН 1125905001265, ИНН 5905289797)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании отказа в выборе земельного участка и согласовании места размещения заявителя недействительным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Камский" (далее - заявитель, СНТ "Камский") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент), изложенного в письме от 25.03.2013 N И-21-01-09-5077, об отказе в оформлении акта выбора земельного участка примерной площадью 13 000 кв. м и предварительном согласовании места размещения СНТ "Камский" севернее микрорайона Новобордовский в Свердловском районе г. Перми; об обязании ответчика обеспечить выбор указанного земельного участка для размещения СНТ "Камский", оформить акт о выборе земельного участка и предварительного согласования места расположения объекта.
Решением суда от 27.08.2013 заявленные требования удовлетворены. Отказ Департамента от 25.03.2013 N И-21-01-09-5077 признан незаконным. Суд обязал Департамент обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 13 000 кв. м севернее микрорайона Новобордовский в Свердловском районе г. Перми, оформить акт о выборе земельного участка и предварительного согласования места расположения объекта.
Ответчик, обращаясь в суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. По мнению ответчика, заявитель не представил суду доказательств соблюдения условий, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" - доказательств нуждаемости в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на основании очередности, зарегистрированной в органе местного самоуправления. Ответчик со ссылкой на ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что оснований для выдачи заявителю акта выбора земельного участка не имеется, поскольку испрашиваемый земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не включен в фонд перераспределения земель. Также ответчик указал, что перечень объектов, для размещения которых осуществляется предварительное согласование места размещения объектов, предусмотренный Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, не предусматривает выбор земельных участков для размещения садоводческого некоммерческого товарищества.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился.
Заявитель в суд апелляционной инстанции не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.03.2012 СНТ "Камский" обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о выборе земельного участка для занятия садоводством примерной площадью 13 000 кв. м с предполагаемым размещением земельного участка - севернее микрорайона Новобордовский в Свердловском районе г. Перми и предварительном согласовании места размещения садоводческого товарищества.
Письмом от 27.04.2012 N И-21-01-09-8290 Департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка (л.д. 11). Ссылаясь на ст. 77, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ответчик указал, что предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства возможно из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов, из фонда перераспределения земель.
29.12.2012 заявитель повторно обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка для занятия садоводством примерной площадью 13 000 кв. м с предполагаемым размещением земельного участка - севернее микрорайона Новобордовский в Свердловском районе г. Перми и предварительном согласовании места размещения садоводческого товарищества (л.д. 13).
Письмом от 31.01.2013 N И-21-01-09-1585 Департамент заявителю сообщил о том, что решение об оформлении акта выбора будет принято после получения заключения функциональных и территориальных органов (л.д. 14).
25.03.2013 ответчик принял решение N И-21-01-09-5077 об отказе СНТ "Камский" в оформлении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения садоводческого товарищества со ссылкой на письмо от 27.04.2012 N И-21-01-09-8290 (л.д. 9).
Полагая, что отказ в оформлении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Признавая отказ Департамента от 25.03.2013 N И-21-01-09-5077 незаконным, суд установил, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне в зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков. Поскольку доказательств, подтверждающих запрет на ведение садоводства в указанной зоне, в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа, на ответчика возложена обязанность по обеспечению выбора указанного земельного участка, оформлению акта о выборе земельного участка и предварительном согласования места расположения объекта
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации, комплексно регулирует Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Пунктом 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
В соответствии с 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.п. 6 и 7 той же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
При этом согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
В соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами различным территориальным зонам, в том числе, к зонам сельскохозяйственного использования.
Пунктом 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться в том числе зоны сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения) могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов (п. 10 той же статьи).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-3 - зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков.
Данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыхам (ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
К основным видам разрешенного использования зоны Р-3 относятся садовые дома, дачные дома, летние сооружения, сады, огороды, зеленые насаждения.
С учетом указанных правовых норм, поскольку спорный земельный участок расположен в зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков и доказательств установления запрета на ведение садоводства в указанной зоне ответчиком не представлено, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Департамента в выборе земельных участков по изложенным в оспариваемом решении основаниям является правомерным.
Оспариваемый отказ Департамента нарушает права заявителя на рассмотрение заявлений о выборе земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством и иных целей, единые на территории города Перми определены Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
В соответствии с п. 4.1. указанного Положения предоставление земельных участков для строительства без проведения торгов осуществляется, в том числе с предварительным согласованием места размещения объектов - в аренду.
Согласно п. 4.3 указанного Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации г. Перми.
Регламентом взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857, регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктами 4.1.6, 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от соответствующих функциональных и территориальных органов.
Согласно п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка для строительства по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Соответствующие заключения функциональных и территориального органов администрации города Перми получены, как следует из акта выбора.
Законом не предусмотрен запрет на предоставление испрашиваемых земельных участков для размещения садоводческих товариществ, а также ограничения по кругу лиц, которые вправе обратиться с заявлениями о выборе земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства.
Вместе с тем, заявление товарищества о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не рассмотрено.
Оспариваемый отказ Департамента нарушает права заявителя на рассмотрение заявления в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие невозможность оформления акта выбора в отношении испрашиваемого земельного участка, суд правомерно возложил на Департамент обязанность обеспечить выбор указанного земельного участка, оформить акт о выборе земельного участка и предварительного согласования места расположения объекта.
Довод апелляционной жалобы Департамента о том, что оснований для оформления акта выбора земельного участка не имеется, поскольку испрашиваемый земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не включен в фонд перераспределения земель, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктами 1 и 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, формируемый за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Предоставление земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается названным Кодексом и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (п. 4 ст. 13 указанного Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Испрашиваемый земельный участок не относится землям сельскохозяйственного назначения и не входит в фонд перераспределения земель. Поэтому необходимость соблюдения в данном случае условий предоставления земельных участков, предусмотренных ст. 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не усматривается.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного кодекса Российской Федерации, являются основаниями отмены принятого судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе заявителя отнесена на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент земельных отношений администрации города Перми освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 августа 2013 года по делу N А50-6994/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2013 N 17АП-12267/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-6994/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. N 17АП-12267/2013-ГК
Дело N А50-6994/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от лиц, участвующие в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 августа 2013 года
по делу N А50-6994/2013,
вынесенное судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Камский" (ОГРН 1125905001265, ИНН 5905289797)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании отказа в выборе земельного участка и согласовании места размещения заявителя недействительным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Камский" (далее - заявитель, СНТ "Камский") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент), изложенного в письме от 25.03.2013 N И-21-01-09-5077, об отказе в оформлении акта выбора земельного участка примерной площадью 13 000 кв. м и предварительном согласовании места размещения СНТ "Камский" севернее микрорайона Новобордовский в Свердловском районе г. Перми; об обязании ответчика обеспечить выбор указанного земельного участка для размещения СНТ "Камский", оформить акт о выборе земельного участка и предварительного согласования места расположения объекта.
Решением суда от 27.08.2013 заявленные требования удовлетворены. Отказ Департамента от 25.03.2013 N И-21-01-09-5077 признан незаконным. Суд обязал Департамент обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 13 000 кв. м севернее микрорайона Новобордовский в Свердловском районе г. Перми, оформить акт о выборе земельного участка и предварительного согласования места расположения объекта.
Ответчик, обращаясь в суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. По мнению ответчика, заявитель не представил суду доказательств соблюдения условий, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" - доказательств нуждаемости в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на основании очередности, зарегистрированной в органе местного самоуправления. Ответчик со ссылкой на ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что оснований для выдачи заявителю акта выбора земельного участка не имеется, поскольку испрашиваемый земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не включен в фонд перераспределения земель. Также ответчик указал, что перечень объектов, для размещения которых осуществляется предварительное согласование места размещения объектов, предусмотренный Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, не предусматривает выбор земельных участков для размещения садоводческого некоммерческого товарищества.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился.
Заявитель в суд апелляционной инстанции не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.03.2012 СНТ "Камский" обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о выборе земельного участка для занятия садоводством примерной площадью 13 000 кв. м с предполагаемым размещением земельного участка - севернее микрорайона Новобордовский в Свердловском районе г. Перми и предварительном согласовании места размещения садоводческого товарищества.
Письмом от 27.04.2012 N И-21-01-09-8290 Департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка (л.д. 11). Ссылаясь на ст. 77, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ответчик указал, что предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства возможно из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов, из фонда перераспределения земель.
29.12.2012 заявитель повторно обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка для занятия садоводством примерной площадью 13 000 кв. м с предполагаемым размещением земельного участка - севернее микрорайона Новобордовский в Свердловском районе г. Перми и предварительном согласовании места размещения садоводческого товарищества (л.д. 13).
Письмом от 31.01.2013 N И-21-01-09-1585 Департамент заявителю сообщил о том, что решение об оформлении акта выбора будет принято после получения заключения функциональных и территориальных органов (л.д. 14).
25.03.2013 ответчик принял решение N И-21-01-09-5077 об отказе СНТ "Камский" в оформлении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения садоводческого товарищества со ссылкой на письмо от 27.04.2012 N И-21-01-09-8290 (л.д. 9).
Полагая, что отказ в оформлении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Признавая отказ Департамента от 25.03.2013 N И-21-01-09-5077 незаконным, суд установил, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне в зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков. Поскольку доказательств, подтверждающих запрет на ведение садоводства в указанной зоне, в материалы дела не представлено, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа, на ответчика возложена обязанность по обеспечению выбора указанного земельного участка, оформлению акта о выборе земельного участка и предварительном согласования места расположения объекта
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации, комплексно регулирует Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Пунктом 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
В соответствии с 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.п. 6 и 7 той же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
При этом согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
В соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами различным территориальным зонам, в том числе, к зонам сельскохозяйственного использования.
Пунктом 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться в том числе зоны сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения) могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов (п. 10 той же статьи).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-3 - зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков.
Данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыхам (ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
К основным видам разрешенного использования зоны Р-3 относятся садовые дома, дачные дома, летние сооружения, сады, огороды, зеленые насаждения.
С учетом указанных правовых норм, поскольку спорный земельный участок расположен в зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков и доказательств установления запрета на ведение садоводства в указанной зоне ответчиком не представлено, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Департамента в выборе земельных участков по изложенным в оспариваемом решении основаниям является правомерным.
Оспариваемый отказ Департамента нарушает права заявителя на рассмотрение заявлений о выборе земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством и иных целей, единые на территории города Перми определены Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
В соответствии с п. 4.1. указанного Положения предоставление земельных участков для строительства без проведения торгов осуществляется, в том числе с предварительным согласованием места размещения объектов - в аренду.
Согласно п. 4.3 указанного Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации г. Перми.
Регламентом взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857, регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктами 4.1.6, 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от соответствующих функциональных и территориальных органов.
Согласно п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка для строительства по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Соответствующие заключения функциональных и территориального органов администрации города Перми получены, как следует из акта выбора.
Законом не предусмотрен запрет на предоставление испрашиваемых земельных участков для размещения садоводческих товариществ, а также ограничения по кругу лиц, которые вправе обратиться с заявлениями о выборе земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства.
Вместе с тем, заявление товарищества о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не рассмотрено.
Оспариваемый отказ Департамента нарушает права заявителя на рассмотрение заявления в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие невозможность оформления акта выбора в отношении испрашиваемого земельного участка, суд правомерно возложил на Департамент обязанность обеспечить выбор указанного земельного участка, оформить акт о выборе земельного участка и предварительного согласования места расположения объекта.
Довод апелляционной жалобы Департамента о том, что оснований для оформления акта выбора земельного участка не имеется, поскольку испрашиваемый земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не включен в фонд перераспределения земель, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктами 1 и 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, формируемый за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Предоставление земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается названным Кодексом и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (п. 4 ст. 13 указанного Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Испрашиваемый земельный участок не относится землям сельскохозяйственного назначения и не входит в фонд перераспределения земель. Поэтому необходимость соблюдения в данном случае условий предоставления земельных участков, предусмотренных ст. 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не усматривается.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного кодекса Российской Федерации, являются основаниями отмены принятого судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе заявителя отнесена на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент земельных отношений администрации города Перми освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 августа 2013 года по делу N А50-6994/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)