Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2013 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Дюна"): Кутовой Н.Н., на основании доверенности от 31.01.2013 (т. 1, л.д. 43), паспорта; Чащиной М.А., на основании доверенности от 20.04.2013 (т. 1, л.д. 42), паспорта,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 23 мая 2013 года по делу N А33-5697/2013,
принятое судьей Баукиной Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дюна" (ИНН 2466212205, ОГРН 1082468030003) (далее - заявитель, ООО "Дюна", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неподготовке акта о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) на земельном участке, ориентировочной площадью 12 600 кв. м в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов), и устранении допущенных нарушений законных прав и интересов общества.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 мая 2013 года заявление общества удовлетворено. Признано незаконным бездействие Департамента градостроительства администрации города Красноярска, выразившееся в неподготовке акта о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) на земельном участке, ориентировочной площадью 12 600 кв. м в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов), как противоречащее статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктам 27 и 30 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 23.11.2012 N 234-р. На Департамент возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Дюна", а именно: подготовить акт о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) на земельном участке, ориентировочной площадью 12 600 кв. м в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов).
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на следующие доводы:
- - при вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии бездействия Департамента, противоречащего требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 12 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 23.11.2012 N 234-р;
- - судом первой инстанции не исследовался вопрос о наличии/отсутствии оснований для отказа в выборе земельного участка;
- - суд обязан был прекратить производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с наличием вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012 по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям.
Департамент градостроительства администрации города Красноярска, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 04.07.2013 о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения 05.07.2013 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru), явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Представители заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признали, сослались на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Дюна" обратилось к первому заместителю главы города с заявлением от 29.08.2011 N 3 о выделении земельного участка в Советском районе города (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) согласно плану-схеме ориентировочной площадью 12 600 кв. м под размещение административного здания, а также подготовки акта о выборе земельного участка и предоставлении земельного участка в аренду. К заявлению были приложены: план-схема местонахождения земельного участка, копия устава, копия протокола о назначении директора, копия свидетельства о постановке на налоговый учет, копия свидетельства о государственной регистрации, распечатка с сайта администрации города Красноярска от 25.08.2011. Заявление получено администрацией города Красноярска 05.09.2011.
Управлением архитектуры администрации города Красноярска заявителю 04.10.2011 выдано извещение N 14793, согласно которому на основании решения градостроительной комиссии департамента градостроительства от 30.09.2011 N 38 ООО "Дюна" разрешено производить сбор согласований по участку, расположенному по ул. 9 Мая - ул. Авиаторов в Советском районе для дальнейшего решения вопроса о возможности размещения административного здания. Площадь участка будет определена актом выбора земельного участка. Заявителю предложено представить в управление в срок до 12.01.2012 согласования организаций, перечисленных в извещении, свидетельство о регистрации, ИНН.
ООО "Дюна" обратилось с письмом от 10.04.2012 N 4 к первому заместителю главы города, в котором повторно просило выбрать земельный участок по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая - ул. Авиаторов, и предварительно согласовать место размещения административного здания (3 корпуса) на праве аренды, с приложением всех представленных ранее документов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012, установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.
Письмом от 09.11.2011 N 5 заявитель представил в администрацию все документы, определенные в извещении, за исключением заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, т.к. с 22.10.2011 данная служба не осуществляет выдачу заключений в связи с изменением законодательства.
15.11.2011 в газете "Городские новости" администрацией города Красноярска было опубликовано сообщение о выборе земельного участка для предстоящего строительства административного здания по ул. 9 Мая - ул. Авиаторов в Советском районе.
06.04.2012 письмом за N 10/1418-дг Департамент градостроительства администрации города Красноярска известил заявителя о том, что его обращение о выборе земельного участка по адресу: Советский район, ул. 9 Мая - ул. Авиаторов и предварительном согласовании места размещения объекта было рассмотрено на заседании градостроительной комиссии 30.03.2012, протокол N 13, и по результатам рассмотрения было принято решение об отказе. Как указал Департамент, при сопоставлении схемы заявителя и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры установлено, что запрашиваемый земельный участок имеет наложения на участок, в отношении которого принято решение о предоставлении его по итогам проведения аукциона.
В ответ на обращение заявителя Департаментом градостроительства администрации города Красноярска подготовлено письмо от 02.05.2012 N 10/1884-дг "О рассмотрении обращения", в котором указано, что обращение заявителя было рассмотрено на заседании градостроительной комиссии департамента 20.04.2012 (протокол N 16) и по результатам рассмотрения было принято решение об отказе в размещении объекта. Основанием отказа Департамент вновь указал, что при сопоставлении схемы заявителя и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры установлено, что запрашиваемый земельный участок имеет наложения на участок, в отношении которого принято решение о предоставлении его по итогам проведения аукциона.
04.12.2012 ООО "Дюна" обратилось в Департамент с требованием, оформленным письмом от 28.11.2012 N 19, об исполнении решения Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012 и подготовке акта о выборе земельного участка и распоряжения о предварительном согласовании места размещения здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) согласно ранее представленным документам.
Бездействие Департамента, выразившееся в неподготовке акта о выборе испрашиваемого земельного участка для строительства, послужило основанием для обращения ООО "Дюна" в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии бездействия Департамента, противоречащего требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктам 27 и 30 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 23.11.2012 N 234-р. Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии пунктом 1 статьи 28 Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Пунктами 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Уполномоченным органом по решению вопроса о выборе земельного участка и распоряжения о предварительном согласовании места размещения здания является Департамент в силу следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Распоряжением администрации города Красноярска от 23.11.2012 N 234-р, опубликованным в газете "Городские новости" N 184 от 05.12.2012, утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (далее - Регламент), который устанавливает порядок и стандарт предоставления департаментом градостроительства администрации города Красноярска муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, за исключением жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 10 Регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является Департамент градостроительства администрации города Красноярска.
Согласно пунктам 11 и 12 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является распоряжение администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта либо отказ в размещении объекта, распоряжение администрации города о предоставлении земельного участка для строительства либо отказ в предоставлении земельного участка для строительства. Срок предоставления муниципальной услуги при обращении с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта составляет не более 3 месяцев.
В соответствии с пунктом 27 Регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- прием и регистрацию заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и прилагаемых к нему документов;
- проведение градостроительного анализа и подготовку возможных вариантов размещения объекта;
- подготовку проекта акта о выборе земельного участка, а при необходимости - и его охранной или санитарно-защитной зоны либо мотивированного отказа в размещении объекта;
- подготовку и согласование проекта распоряжения администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта;
- прием и регистрацию заявления о предоставлении земельного участка для строительства;
- подготовку и согласование проекта распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства либо подготовку отказа в предоставлении земельного участка для строительства.
Ранее ООО "Дюна" обращалось в администрацию города Красноярска с заявлениями о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, Советский район (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) согласно плану-схеме ориентировочной площадью 12 600 кв. м под размещение административного здания (от 06.09.2011 вх N 11874, от 12.04.2012 вх N 4992).
Соответственно административные процедуры по приему и регистрации обращения ООО "Дюна", а также по проведению градостроительного анализа в отношении обращения общества на момент вступления в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012 уже были завершены.
Заявление ООО "Дюна" дважды рассматривалось на заседании градостроительной комиссии Департамента 30.03.2012 (протокол N 13) и 20.04.2012 (протокол N 16), принято решение об отказе в размещении объекта. Все основания для отказа в размещении объекта, изложенные в вышеуказанных протоколах заседаний градостроительной комиссии, признаны незаконными вышеуказанным решением Арбитражного суда Красноярского края, в связи с чем, обращение общества на рассмотрение градостроительной комиссии повторно выносится не должно и указанная административная процедура завершена.
В связи с изложенным, поскольку результат предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства по ранее поданным заявлениям не был достигнут, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012 Департамент обязан был возобновить предоставление муниципальной услуги, начав административную процедуру по подготовке акта о выборе земельного участка.
Порядок осуществления административной процедуры по подготовке проекта акта о выборе земельного участка либо мотивированного отказа в размещении объекта изложен в пункте 30 Регламента.
Согласно подпункту 4 пункта 30 Регламента при отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 20 настоящего Регламента, уполномоченный специалист земельного отдела Департамента в течение десяти дней с даты рассмотрения заявления на заседании градостроительной комиссии готовит проект акта о выборе земельного участка, а при необходимости - его охранной или санитарно-защитной зоны. Уполномоченный специалист земельного отдела Департамента обеспечивает подготовку схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, отражает в проекте акта о выборе земельного участка сведения о градостроительном регламенте территориальной зоны, размере санитарно-защитной зоны и иные сведения в рамках предоставленных земельному отделу Департамента полномочий.
Одновременно с подготовкой акта о выборе земельного участка уполномоченный специалист земельного отдела Департамента обеспечивает публикацию сообщения о выборе земельного участка и о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, а также проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, службами и организациями.
Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждаются заместителем Главы города - руководителем Департамента.
Акт о выборе земельного участка подписывается заместителем Главы города - руководителем Департамента.
Арбитражному суду как при рассмотрении дела N А33-9754/2012, так и при рассмотрении настоящего дела не представлены доказательства, подтверждающие факт наложения испрашиваемого земельного участка на другой земельный участок, а также доказательства формирования какого-либо иного земельного участка и принятия решения о предоставлении его посредством проведения аукциона.
Иные основания для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта в оспоренных ООО "Дюна" решениях от 06.04.2012 N 10/1418-дг, от 02.05.2012 N 10/1884-дг не указаны.
Следовательно, Департамент обязан был завершить процедуру по подготовке проекта акта о выборе земельного участка составлением акта о выборе земельного участка ориентировочной площадью 12 600 кв. м в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов).
Департамент акт о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) не подготовил.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии бездействия Департамента, выразившегося в неподготовке акта о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) на земельном участке, ориентировочной площадью 12 600 кв. м в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции должен был исследовать наличие/отсутствие основания для отказа в выборе земельного участка отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Процедура выбора земельного участка была начата ранее на основании заявлений ООО "Дюна" (от 06.09.2011, вх. N 11874; от 12.04.2012 N 4992) и отказ Департамента уже был предметом рассмотрения арбитражного суда. Все основания для отказа в размещении объекта решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012 признаны незаконными. Следовательно, наличие/отсутствие оснований для отказа в размещении объекта при рассмотрении заявления общества о признании незаконным бездействия Департамента в данном случае не имеет правового значения.
Довод Департамента о том, что суд обязан был прекратить производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с наличием вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012 по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Предметом рассмотрения дела N А33-9754/2012 явилось требование о признании незаконным решения Департамента об отказе в размещении объекта. Предметом рассмотрения настоящего дела является требование о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в неподготовке акта о выборе земельного участка.
В качестве материальных оснований заявленного требования по делу N А33-9754/2012 ООО "Дюна" указывало, что основание для отказа в размещении объекта (запрашиваемый земельный участок имеет наложения на участок, в отношении которого принято решение о предоставлении по результатам проведения аукциона в порядке, установленном статьями 30, 38 Земельного кодекса Российской Федерации, без предварительного согласования мест размещения объектов) не предусмотрено Регламентом. По делу N А33-5697/2013 в качестве основания заявленных требований ООО "Дюна" ссылается на незавершение Департаментом ранее начатой по заявлению ООО "Дюна" процедуры выбора земельного участка.
Таким образом, предмет и основания заявленных требований по делам N А33-9754/2012 и N А33-5697/2013 являются различными.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Департамента, выразившееся в неподготовке акта о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) на земельном участке, ориентировочной площадью 12 600 кв. м в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов), как противоречащее требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктам 27 и 30 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 23.11.2012 N 234-р.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 мая 2013 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Департамента градостроительства администрации города Красноярска - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Департамент градостроительства администрации города Красноярска, на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 мая 2013 года по делу N А33-5697/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2013 ПО ДЕЛУ N А33-5697/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. по делу N А33-5697/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2013 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Дюна"): Кутовой Н.Н., на основании доверенности от 31.01.2013 (т. 1, л.д. 43), паспорта; Чащиной М.А., на основании доверенности от 20.04.2013 (т. 1, л.д. 42), паспорта,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 23 мая 2013 года по делу N А33-5697/2013,
принятое судьей Баукиной Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дюна" (ИНН 2466212205, ОГРН 1082468030003) (далее - заявитель, ООО "Дюна", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неподготовке акта о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) на земельном участке, ориентировочной площадью 12 600 кв. м в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов), и устранении допущенных нарушений законных прав и интересов общества.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 мая 2013 года заявление общества удовлетворено. Признано незаконным бездействие Департамента градостроительства администрации города Красноярска, выразившееся в неподготовке акта о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) на земельном участке, ориентировочной площадью 12 600 кв. м в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов), как противоречащее статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктам 27 и 30 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 23.11.2012 N 234-р. На Департамент возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Дюна", а именно: подготовить акт о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) на земельном участке, ориентировочной площадью 12 600 кв. м в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов).
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на следующие доводы:
- - при вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии бездействия Департамента, противоречащего требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 12 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 23.11.2012 N 234-р;
- - судом первой инстанции не исследовался вопрос о наличии/отсутствии оснований для отказа в выборе земельного участка;
- - суд обязан был прекратить производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с наличием вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012 по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям.
Департамент градостроительства администрации города Красноярска, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 04.07.2013 о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения 05.07.2013 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru), явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Представители заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признали, сослались на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Дюна" обратилось к первому заместителю главы города с заявлением от 29.08.2011 N 3 о выделении земельного участка в Советском районе города (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) согласно плану-схеме ориентировочной площадью 12 600 кв. м под размещение административного здания, а также подготовки акта о выборе земельного участка и предоставлении земельного участка в аренду. К заявлению были приложены: план-схема местонахождения земельного участка, копия устава, копия протокола о назначении директора, копия свидетельства о постановке на налоговый учет, копия свидетельства о государственной регистрации, распечатка с сайта администрации города Красноярска от 25.08.2011. Заявление получено администрацией города Красноярска 05.09.2011.
Управлением архитектуры администрации города Красноярска заявителю 04.10.2011 выдано извещение N 14793, согласно которому на основании решения градостроительной комиссии департамента градостроительства от 30.09.2011 N 38 ООО "Дюна" разрешено производить сбор согласований по участку, расположенному по ул. 9 Мая - ул. Авиаторов в Советском районе для дальнейшего решения вопроса о возможности размещения административного здания. Площадь участка будет определена актом выбора земельного участка. Заявителю предложено представить в управление в срок до 12.01.2012 согласования организаций, перечисленных в извещении, свидетельство о регистрации, ИНН.
ООО "Дюна" обратилось с письмом от 10.04.2012 N 4 к первому заместителю главы города, в котором повторно просило выбрать земельный участок по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая - ул. Авиаторов, и предварительно согласовать место размещения административного здания (3 корпуса) на праве аренды, с приложением всех представленных ранее документов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012, установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.
Письмом от 09.11.2011 N 5 заявитель представил в администрацию все документы, определенные в извещении, за исключением заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, т.к. с 22.10.2011 данная служба не осуществляет выдачу заключений в связи с изменением законодательства.
15.11.2011 в газете "Городские новости" администрацией города Красноярска было опубликовано сообщение о выборе земельного участка для предстоящего строительства административного здания по ул. 9 Мая - ул. Авиаторов в Советском районе.
06.04.2012 письмом за N 10/1418-дг Департамент градостроительства администрации города Красноярска известил заявителя о том, что его обращение о выборе земельного участка по адресу: Советский район, ул. 9 Мая - ул. Авиаторов и предварительном согласовании места размещения объекта было рассмотрено на заседании градостроительной комиссии 30.03.2012, протокол N 13, и по результатам рассмотрения было принято решение об отказе. Как указал Департамент, при сопоставлении схемы заявителя и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры установлено, что запрашиваемый земельный участок имеет наложения на участок, в отношении которого принято решение о предоставлении его по итогам проведения аукциона.
В ответ на обращение заявителя Департаментом градостроительства администрации города Красноярска подготовлено письмо от 02.05.2012 N 10/1884-дг "О рассмотрении обращения", в котором указано, что обращение заявителя было рассмотрено на заседании градостроительной комиссии департамента 20.04.2012 (протокол N 16) и по результатам рассмотрения было принято решение об отказе в размещении объекта. Основанием отказа Департамент вновь указал, что при сопоставлении схемы заявителя и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры установлено, что запрашиваемый земельный участок имеет наложения на участок, в отношении которого принято решение о предоставлении его по итогам проведения аукциона.
04.12.2012 ООО "Дюна" обратилось в Департамент с требованием, оформленным письмом от 28.11.2012 N 19, об исполнении решения Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012 и подготовке акта о выборе земельного участка и распоряжения о предварительном согласовании места размещения здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) согласно ранее представленным документам.
Бездействие Департамента, выразившееся в неподготовке акта о выборе испрашиваемого земельного участка для строительства, послужило основанием для обращения ООО "Дюна" в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии бездействия Департамента, противоречащего требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктам 27 и 30 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 23.11.2012 N 234-р. Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии пунктом 1 статьи 28 Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Пунктами 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Уполномоченным органом по решению вопроса о выборе земельного участка и распоряжения о предварительном согласовании места размещения здания является Департамент в силу следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Распоряжением администрации города Красноярска от 23.11.2012 N 234-р, опубликованным в газете "Городские новости" N 184 от 05.12.2012, утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (далее - Регламент), который устанавливает порядок и стандарт предоставления департаментом градостроительства администрации города Красноярска муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, за исключением жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 10 Регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является Департамент градостроительства администрации города Красноярска.
Согласно пунктам 11 и 12 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является распоряжение администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта либо отказ в размещении объекта, распоряжение администрации города о предоставлении земельного участка для строительства либо отказ в предоставлении земельного участка для строительства. Срок предоставления муниципальной услуги при обращении с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта составляет не более 3 месяцев.
В соответствии с пунктом 27 Регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- прием и регистрацию заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и прилагаемых к нему документов;
- проведение градостроительного анализа и подготовку возможных вариантов размещения объекта;
- подготовку проекта акта о выборе земельного участка, а при необходимости - и его охранной или санитарно-защитной зоны либо мотивированного отказа в размещении объекта;
- подготовку и согласование проекта распоряжения администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта;
- прием и регистрацию заявления о предоставлении земельного участка для строительства;
- подготовку и согласование проекта распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства либо подготовку отказа в предоставлении земельного участка для строительства.
Ранее ООО "Дюна" обращалось в администрацию города Красноярска с заявлениями о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, Советский район (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) согласно плану-схеме ориентировочной площадью 12 600 кв. м под размещение административного здания (от 06.09.2011 вх N 11874, от 12.04.2012 вх N 4992).
Соответственно административные процедуры по приему и регистрации обращения ООО "Дюна", а также по проведению градостроительного анализа в отношении обращения общества на момент вступления в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012 уже были завершены.
Заявление ООО "Дюна" дважды рассматривалось на заседании градостроительной комиссии Департамента 30.03.2012 (протокол N 13) и 20.04.2012 (протокол N 16), принято решение об отказе в размещении объекта. Все основания для отказа в размещении объекта, изложенные в вышеуказанных протоколах заседаний градостроительной комиссии, признаны незаконными вышеуказанным решением Арбитражного суда Красноярского края, в связи с чем, обращение общества на рассмотрение градостроительной комиссии повторно выносится не должно и указанная административная процедура завершена.
В связи с изложенным, поскольку результат предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства по ранее поданным заявлениям не был достигнут, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012 Департамент обязан был возобновить предоставление муниципальной услуги, начав административную процедуру по подготовке акта о выборе земельного участка.
Порядок осуществления административной процедуры по подготовке проекта акта о выборе земельного участка либо мотивированного отказа в размещении объекта изложен в пункте 30 Регламента.
Согласно подпункту 4 пункта 30 Регламента при отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 20 настоящего Регламента, уполномоченный специалист земельного отдела Департамента в течение десяти дней с даты рассмотрения заявления на заседании градостроительной комиссии готовит проект акта о выборе земельного участка, а при необходимости - его охранной или санитарно-защитной зоны. Уполномоченный специалист земельного отдела Департамента обеспечивает подготовку схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, отражает в проекте акта о выборе земельного участка сведения о градостроительном регламенте территориальной зоны, размере санитарно-защитной зоны и иные сведения в рамках предоставленных земельному отделу Департамента полномочий.
Одновременно с подготовкой акта о выборе земельного участка уполномоченный специалист земельного отдела Департамента обеспечивает публикацию сообщения о выборе земельного участка и о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, а также проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, службами и организациями.
Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждаются заместителем Главы города - руководителем Департамента.
Акт о выборе земельного участка подписывается заместителем Главы города - руководителем Департамента.
Арбитражному суду как при рассмотрении дела N А33-9754/2012, так и при рассмотрении настоящего дела не представлены доказательства, подтверждающие факт наложения испрашиваемого земельного участка на другой земельный участок, а также доказательства формирования какого-либо иного земельного участка и принятия решения о предоставлении его посредством проведения аукциона.
Иные основания для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта в оспоренных ООО "Дюна" решениях от 06.04.2012 N 10/1418-дг, от 02.05.2012 N 10/1884-дг не указаны.
Следовательно, Департамент обязан был завершить процедуру по подготовке проекта акта о выборе земельного участка составлением акта о выборе земельного участка ориентировочной площадью 12 600 кв. м в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов).
Департамент акт о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) не подготовил.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии бездействия Департамента, выразившегося в неподготовке акта о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) на земельном участке, ориентировочной площадью 12 600 кв. м в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции должен был исследовать наличие/отсутствие основания для отказа в выборе земельного участка отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Процедура выбора земельного участка была начата ранее на основании заявлений ООО "Дюна" (от 06.09.2011, вх. N 11874; от 12.04.2012 N 4992) и отказ Департамента уже был предметом рассмотрения арбитражного суда. Все основания для отказа в размещении объекта решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012 признаны незаконными. Следовательно, наличие/отсутствие оснований для отказа в размещении объекта при рассмотрении заявления общества о признании незаконным бездействия Департамента в данном случае не имеет правового значения.
Довод Департамента о том, что суд обязан был прекратить производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с наличием вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2012 по делу N А33-9754/2012 по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Предметом рассмотрения дела N А33-9754/2012 явилось требование о признании незаконным решения Департамента об отказе в размещении объекта. Предметом рассмотрения настоящего дела является требование о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в неподготовке акта о выборе земельного участка.
В качестве материальных оснований заявленного требования по делу N А33-9754/2012 ООО "Дюна" указывало, что основание для отказа в размещении объекта (запрашиваемый земельный участок имеет наложения на участок, в отношении которого принято решение о предоставлении по результатам проведения аукциона в порядке, установленном статьями 30, 38 Земельного кодекса Российской Федерации, без предварительного согласования мест размещения объектов) не предусмотрено Регламентом. По делу N А33-5697/2013 в качестве основания заявленных требований ООО "Дюна" ссылается на незавершение Департаментом ранее начатой по заявлению ООО "Дюна" процедуры выбора земельного участка.
Таким образом, предмет и основания заявленных требований по делам N А33-9754/2012 и N А33-5697/2013 являются различными.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Департамента, выразившееся в неподготовке акта о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания (3 корпуса) в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов) на земельном участке, ориентировочной площадью 12 600 кв. м в Советском районе г. Красноярска (ул. 9 Мая - ул. Авиаторов), как противоречащее требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктам 27 и 30 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 23.11.2012 N 234-р.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 мая 2013 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Департамента градостроительства администрации города Красноярска - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Департамент градостроительства администрации города Красноярска, на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 мая 2013 года по делу N А33-5697/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)