Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-28017/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. по делу N А55-28017/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" - Левина Е.А.; доверенность от 27.02.2012 года,
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 февраля 2013 года по делу N А55-28017/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица - Администрации Челно-Вершинской Волости Челно-Вершинского района Самарской области, Самарская область, с. Челно-Вершины,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом, о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Челно-Вершинский район, с. Челно-Вершины, ул. Центральная, д. 13 "А", площадью 144 кв. м, с кадастровым номером 63:35:0802012:96, выраженного в письме от 09.11.2012 N 24/224 и обязании принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением заключить договор.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что к правоотношениям по поводу испрашиваемого заявителем земельного участка судом первой инстанции неправомерно применены положения части 3 статьи 90 Земельного кодекса РФ, регламентирующие правовой режим земель транспорта.
При этом ссылается на то, что в соответствии с частью 1 статьи 87 Земельного кодекса РФ, к землям транспорта относятся земли, расположенные вне границ населенных пунктов, однако данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, что исключает его отнесение к землям транспорта.
Податель жалобы считает, что испрашиваемый земельный участок, как и расположенная на нем автостанция, не относятся к объектам дорожного сервиса.
Податель жалобы ссылается также на то, что отказывая в удовлетворении требований Заявителя и применяя положения подпункта 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ. судом первой инстанции не учтено, что ограничения в обороте земельных участков не входят в перечень исключительных случаев, установленных частью 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции норма статьи 28 Закона "О приватизации государственного или муниципального имущества" истолкована неверно, поскольку в ней не содержится запрета на приватизацию земельного участка, занятого автостанцией.
В судебном заседании представитель Открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Администрации Челно-Вершинской Волости Челно-Вершинского района Самарской области в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Договором передачи имущества в собственность акционерного общества от 12 октября 1994 г. N 247 Фонд имущества Самарской области передал АООТ "Самарское объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" в качестве уставного капитала государственное имущество (л.д. 9 - 16).
Согласно Уставу акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" является транспортным предприятием общего пользования с организационно-правовой формой - открытое акционерное общество.
Основными видами деятельности являются оказание транспортных услуг общего пользования; оказание транспортно-экспедиционных услуг; перевозка пассажиров и др.
28.04.2012 заявитель обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Челно-Вершинскимй район, с. Челно-Вершины, ул. Центральная, д. 13 "А", площадью 144 кв. м, с кадастровым номером 63: 35:0802013:96.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок площадью 144 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Челно-Вершинскимй район, с. Челно-Вершины, ул. Центральная, д. 13 "А", поставлен на кадастровый учет 04.12.2003 с присвоением кадастрового номера 63:35:0802013:96, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования существующих строений (л.д. 17 - 20).
Испрашиваемый земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя на основании свидетельства о праве собственности на землю от 29 августа 2000 года (л.д. 8).
ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" приобрело здание автостанции в процессе приватизации в 1994 г. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63 N 0351160 от 24.08.2000 (л.д. 7).
Право собственности заявителя на здание автовокзала возникло на основании договора передачи имущества в собственность от 12 октября 1994 г. N 247.
09.11.2012 письмом N 24/224 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка (л.д. 44 - 45).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием отказа послужила ссылка Территориального управления на подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которым земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров ограничиваются в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 Постановления Пленума N 11, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Спорный земельный участок предоставлен обществу под автостанцию.
В силу п. 3 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
Испрашиваемый земельный участок ранее был предоставлен заявителю на праве постоянного пользования под автостанцию на основании распоряжения администрации Челно-Вершинской волости Челно-Вершинского района Самарской области от 15.08.2000 N 135 "О предоставлении земельного участка" (л.д. 8).
Судом верно отмечено, что согласно п. 5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Министерством транспорта России 29 сентября 1997 г., под автовокзалом (объединением автовокзалов и пассажирских автостанций) понимается организация, осуществляющая транспортно-экспедиционную, перевозочную деятельность и другие услуги пассажирам.
В соответствии с п. 12 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 14 августа 2003 г. N 178, автовокзалы (пассажирские автостанции) представляют собой соответствующим образом оборудованные места отправления (прибытия) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, специально отведенные для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 13 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектам дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что принадлежащий обществу объект недвижимости (здание автостанции) является объектом дорожного сервиса, а ссылка подателя жалобы на то, что испрашиваемый земельный участок, как и расположенная на нем автостанция, не относятся к объектам дорожного сервиса, является неосновательной.
Соответственно, испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта.
Судом первой инстанции правильно учтено, что земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, ограничены в обороте (подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 п. 2 ст. 27 Кодекса).
Судом верно отмечено в решении, что по смыслу ст. 90 ЗК РФ ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков земель транспорта обусловлено необходимостью сохранения целевого использования указанных участков для обеспечения дорожной деятельности.
Судом первой инстанции учтено, что земельный участок с кадастровым номером 63:35:0802012:96 находится в пределах сельского поселения Челно-Вершины, с. Челно-Вершины Самарской области, в силу чего относится к категории земель населенных пунктов.
К спорному земельному участку применим правовой режим земель транспорта в части установленного п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" запрета на приватизацию названных земель.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок предоставлен обществу под автостанцию в целях обеспечения уставной деятельности ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", то есть для осуществления деятельности предприятия как организации транспорта.
Основания для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены п. 4 ст. 28 ЗК РФ, согласно которому не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 2 ст. 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, наложен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте.
Исключительные случаи в силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ о возможности предоставления в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте, должны быть определены законом.
Судом правильно указано на то, что в Земельном кодексе, ином федеральном законе отсутствуют указания на возможность предоставления в собственность земельных участков, предоставленных для нужд организаций транспорта, в том числе автовокзалов.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что при указанных обстоятельствах у ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" отсутствуют права на получение испрашиваемого земельного участка в собственность в силу наличия ограничений в его обороте, установленных подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ.
Аналогичная правовая позиция подтверждается судебной практикой - постановление ФАС Поволжского округа по делу N А55-15486/2012 от 23.01.2013 г., а также постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2011 г. N Ф09-10054/10, Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 апреля 2012 г. по делу N А64-5941/2011, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 августа 2009 г. по делу N А32-25387/2008.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемый отказ в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Челно-Вершинский район, с. Челно-Вершины, ул. Центральная, д. 13 "А", площадью 144 кв. м, с кадастровым номером 63:35:0802012:96, выраженного в письме от 09.11.2012 N 24/224 соответствует требованиям статей 27, 28, 36, 85 Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Открытым акционерным обществом "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 февраля 2013 года по делу N А55-28017/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)