Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии заявителя: Ахтаева Р.А. представителя заявителя: адвоката Жуган А.П., действующего по чеку-ордеру N 1478 от 30 июля 2004 года; учреждения: Пономаревой Д.С., действующей на основании доверенности от 18 сентября 2012 года N 64/2012-12-15, Хурчак Т.В., действующей на основании доверенности от 28 января 2013 года N 64/2013-09,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (г. Москва)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 26 декабря 2012 года по делу N А57-15371/2012 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению крестьянско фермерского хозяйства "Ахтаева Рашида Абуязитовича" (пос. Каменский Красноармейского района Саратовской области)
к федеральному государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (г. Москва)
о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области N Ф64/001/2012-47353 от 02 июля 2012 года,
заинтересованные лица: филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (г. Саратов), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ОГРН 1056405504671, ИНН 6455039436 (г. Саратов), Красноармейский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (г. Красноармейск Саратовской области),
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Глава КФХ Ахтаев Рашид Абуязитович с заявлением об оспаривании решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области N Ф64/001/2012-47353 от 02 июля 2012 года.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2012 года, заявленное требование удовлетворено. Суд признал незаконным решение филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области N Ф64/00-1/2012-47353 от 02 июля 2012 г. и обязал орган кадастрового учета поставить на кадастровый учет объекты недвижимости согласно межевому плану, регистрационный номер 64-0-1-133/3116/2012-153 от 09 июня 2012 года. С ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области в пользу Главы КФХ Ахтаева Р.А. взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 200 руб. Главе КФХ Ахтаеву Р.А. из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 800 руб.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ФилиалФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, Красноармейский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Определение суда от 31 января 2013 года о принятии апелляционной жалобы к производству суда опубликовано на сайте суда в сети Интернет 01 февраля 2013 года. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку представителей в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав заявителя, представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявщегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, 09 июня 2012 г. Глава КФХ Ахтаев Р.А. обратился в Филиал ФГБУ "ФКП "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (Красноармейский межрайонный отдел N 17) с заявлением (регистрационный номер заявления 64-0-1-133/3116/2012-153) о постановке на кадастровый учет земельных участков, образованных путем выдела в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:16:150302:76, с приложением межевого плана от 27 февраля 2012 года.
Красноармейский межрайонный отдел N 17 Филиала ФГБУ "ФКП "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по вышеуказанному заявлению предпринимателя принял решение N Ф64/001/2012-47353 от 02 июля 2012 года, в соответствии с которым отказал в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на том основании, что представленные документы по форме и содержанию не соответствуют Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, требованиям к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития от 24 ноября 2008 года N 412, требованиям по оформлению проекта межевания, установленными Приказом Минэкономразвития РФ от 03 августа 2011 года N 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков". По мнению территориального органа кадастрового учета, представленный предпринимателем межевой план изготовлен с нарушениями ч. 1 и ч. 3 ст. 13 закона N 101-ФЗ в редакции от 08 мая 2009 года, так как изготовлен на образование 2-х земельных участков в счет выдела земельных долей.
В решении территориального органа кадастрового учета также указано, что согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2010 года) предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, таким образом, согласование адресного ориентира не предусмотрено, следовательно, адрес выделяемого в счет земельной доли земельного участка должен соответствовать адресу исходного земельного участка, сведения о котором должны быть представлены в информационном сообщении.
По результатам рассмотрения заявления Главы КФХ Ахтаева Р.А. территориальным органом кадастрового учета в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости. Основанием для отказа явилось то, что представленный на кадастровый учет межевой план изготовлен с нарушением п. 1 и 3 ст. 13 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", так как изготовлен на образование двух земельных участков в счет выдела земельных долей; адрес выделяемого в счет земельной доли земельного участка не соответствует адресу исходного земельного участка. Иных оснований, по которым предпринимателю отказано в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, в оспариваемом решении указано не было.
Не согласившись с отказом, полагая, что он затрагивает интересы крестьянского фермерского хозяйства "Ахтаева Рашида Абуязитовича" в сфере предпринимательской деятельности, последнее в соответствии с п. 13 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом первой инстанции рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которым обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные Федеральным законом N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ в целях применения установленных данным Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, определен статьей 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которым необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Сроки осуществления кадастрового учета определены ст. 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Согласно п. 2 указанной статьи орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
- 1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- 2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
- 3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
- 4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
- 5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
- 6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
- 7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;
- 8) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:
- - размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
- - доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;
- - одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;
- - такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;
- - в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;
- - площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, отличается от площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на пять процентов;
- - граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной.
При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ (п. 4 ст. 27)..
При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
- 1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
- 2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (п. 5 ст. 27).
В соответствии с п. 8 ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Согласно п. 9 указанной статьи решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
При обращении с заявлением предпринимателем были приложены все документы необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Межевой план является одним из документов необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
Отказывая в постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, компетентный на то орган указал, что представленный на кадастровый учет межевой план изготовлен с нарушением п. 1 и п. 3 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ, так как изготовлен на образование двух земельных участков в счет выдела земельных долей; адрес выделяемого в счет земельной доли земельного участка не соответствует адресу исходного земельного участка.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12 сентября 2008 года N 64-АВ 018912 на праве общей долевой собственности Главе КФХ Актаеву Р.А. принадлежит 5/210 долей в общей долевой собственности на земельный участок, условный N 63-01/16-6-991, расположенный по адресу: Саратовская область, Красноармейский район, поселок Каменский, АО "Суворовское", категория земли - земля сельскохозяйственного назначения, общей площадью 4 410 га, 1/210 доля в котором составляет 20,2 га, в том числе пашни 15,6 га. Общий размер доли по указанному свидетельству составляет 101 га.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12 сентября 2008 года N 64-АВ 018911 на праве общей долевой собственности Главе КФХ Актаеву Р.А. принадлежит 1/95 доля в общей долевой собственности на земельный участок, условный N 63-01/16-6-587, расположенный по адресу: Саратовская область, Красноармейский район, поселок Каменский, АО "Суворовское", общей площадью 1 483 га пашни для сельскохозяйственного производства, 1/95 доля в котором составляет 15,6 га пашни. Общий размер доли по указанному свидетельству составляет 15,6 га.
Формирование двух земельных участков общей площадью 116,6 га (23 га и 93,6 га) соответствует праву Актаева Р.А. на земельные участки, выделяемые в счет долей общей площадью 116,6 га (101 га и 15,6 га).
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участникам долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставлено право выделить земельные участки в счет своих земельных долей.
В соответствии с п. 3 указанной статьи земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
При этом органом кадастрового учета не приняты положения п. п. 4, 5 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которым если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Спорные земельные участки Ахтаева Р.А. не были образованы на основании решения общего собрания участников долевой собственности, выдел ему долей в натуре по правилам п. 3 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не производился.
Администрация Каменского муниципального района Саратовской области подтвердила, что собрание участников общей долевой собственности бывшего АО "Суворовское" Каменского муниципального образования по вопросам образования (выдела) земельных долей из единого землепользования (земельный участок с кадастровым номером 64:16:150302:76) не проводилось.
Из правового смысла названных норм не усматривается, что при отсутствии решения собрания дольщиков в отношении образуемого земельного участка кадастровым инженером подготавливается проект межевания одного земельного участка.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 13.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает. Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо (п. 2 ст. 13.1).
Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В силу пункта 12 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" форма межевого плана и требования к его подготовке установлены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Судом первой инстанции установлено, что представленный межевой план отвечает требованиям, предъявляемым законодательством.
Требованиями о подготовке межевого плана не предусмотрено, что в случае выдела участником долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет своей доли (долей) должен быть подготовлен межевой план многоконтурного земельного участка.
Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков и осуществления такого учета указаны в письме Минэкономразвития Российской Федерации т 22.12.2009 г. N 22409-ИМ/Д23. Названное письмо не прошло регистрацию в Минюсте, не является обязательным для исполнения актом органа государственной власти.
Кроме того, из данного письма следует, что межевой план многоконтурного земельного участка необходим для осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, ограничений, возникших в результате расположения таких сооружений на этих земельных участках.
Ссылка в оспариваемом решении на обязательное образование одного многоконтурного земельного участка в случае предоставления земельной доли в виде пашни, пастбища и сенокосов, расположенных в разных кварталах, в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не состоятельна, поскольку, как правильно указал суд, указанные нормы не содержат такого требования.
Статьей 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом, земельный участок, из которого осуществляется выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что земельные участки предпринимателя образованы путем выдела в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности из единого земельного участка с кадастровым номером 64:16:150302:76.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете.
Из письма Роснедвижимости от 29.04.2008 г. N ВК/1991 следует, что при реализации участником долевой собственности права на выделение в натуре земельного участка в счет своей земельной доли может быть сформировано несколько земельных участков, сумма площадей которых должна соответствовать величине, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, в т.ч. с учетом кадастровой стоимости.
Для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в результате выдела доли в натуре, представляется одно заявление о постановке на учет выделяемых земельных участков и одно Описание земельных участков, содержащее сведения обо всех выделяемых земельных участках.
Довод органа кадастрового учета о том, что выделение не одного, а несколько земельных участков в счет одной доли приведет к нерациональному использованию измененного (исходного) земельного участка, приведет к изломанности его границ, чересполосице, занятию сельскохозяйственных угодий подъездными путями к вновь образуемым участкам, расположенным на значительном расстоянии друг от друга, документально не подтвержден. Напротив, противоречит собранным по делу доказательствам. Так, в графической части межевого плана, на листе 13 "Схема геодезических построений" видно, что рассматриваемые земельные участки предпринимателя имеют единую общую границу, между ними отсутствуют стационарные дороги, овраги либо иные объекты.
Суд не принял довод органа кадастрового учета о том, что образованные земельные участки не соответствуют приложенному к договорам кули-продажи земельных долей проекту внутрихозяйственного землеустройства совхоза "Суворовский" с графическим нанесением местоположения земельных долей., так как указанный проект внутрихозяйственного землеустройства совхоза не является какой-либо частью правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа.
Таким образом, при изготовлении проекта межевания земельных участков, а также межевого плана были соблюдены вышеуказанные требования федерального законодательства, предусматривающие порядок образования земельного участка путем выдела участником или участниками долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка в счет выдела своей земельной доли или своих земельных долей.
Орган кадастрового учета не ссылается на то, что образование спорных земельных участков затрагивает интересы третьих лиц. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции таких нарушений также не выявлено.
Спора по определению размеров земельных участков, соответствию их размерам земельным долям не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для отказа в постановке на кадастровый учет земельных участков Главы КФХ Ахтаева Р.А. у территориального органа кадастрового учета не имелось.
Доводам, изложенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую оценку. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не ссылается на обстоятельства, оставленные без внимания судом первой инстанции, не представляет новых доказательств в подтверждение позиции по делу и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, документально подтвержденным представленными доказательствами. Нарушений норм процессуального права при принятии решения судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется. Апелляционная жалоба федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 26 декабря 2012 года по делу N А57-15371/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", (г. Москва) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
И.И.ЖЕВАК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.03.2013 ПО ДЕЛУ N А57-15371/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. по делу N А57-15371/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии заявителя: Ахтаева Р.А. представителя заявителя: адвоката Жуган А.П., действующего по чеку-ордеру N 1478 от 30 июля 2004 года; учреждения: Пономаревой Д.С., действующей на основании доверенности от 18 сентября 2012 года N 64/2012-12-15, Хурчак Т.В., действующей на основании доверенности от 28 января 2013 года N 64/2013-09,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (г. Москва)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 26 декабря 2012 года по делу N А57-15371/2012 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению крестьянско фермерского хозяйства "Ахтаева Рашида Абуязитовича" (пос. Каменский Красноармейского района Саратовской области)
к федеральному государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (г. Москва)
о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области N Ф64/001/2012-47353 от 02 июля 2012 года,
заинтересованные лица: филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (г. Саратов), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ОГРН 1056405504671, ИНН 6455039436 (г. Саратов), Красноармейский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (г. Красноармейск Саратовской области),
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Глава КФХ Ахтаев Рашид Абуязитович с заявлением об оспаривании решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области N Ф64/001/2012-47353 от 02 июля 2012 года.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2012 года, заявленное требование удовлетворено. Суд признал незаконным решение филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области N Ф64/00-1/2012-47353 от 02 июля 2012 г. и обязал орган кадастрового учета поставить на кадастровый учет объекты недвижимости согласно межевому плану, регистрационный номер 64-0-1-133/3116/2012-153 от 09 июня 2012 года. С ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области в пользу Главы КФХ Ахтаева Р.А. взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 200 руб. Главе КФХ Ахтаеву Р.А. из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 800 руб.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ФилиалФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, Красноармейский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Определение суда от 31 января 2013 года о принятии апелляционной жалобы к производству суда опубликовано на сайте суда в сети Интернет 01 февраля 2013 года. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку представителей в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав заявителя, представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявщегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, 09 июня 2012 г. Глава КФХ Ахтаев Р.А. обратился в Филиал ФГБУ "ФКП "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (Красноармейский межрайонный отдел N 17) с заявлением (регистрационный номер заявления 64-0-1-133/3116/2012-153) о постановке на кадастровый учет земельных участков, образованных путем выдела в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:16:150302:76, с приложением межевого плана от 27 февраля 2012 года.
Красноармейский межрайонный отдел N 17 Филиала ФГБУ "ФКП "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по вышеуказанному заявлению предпринимателя принял решение N Ф64/001/2012-47353 от 02 июля 2012 года, в соответствии с которым отказал в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на том основании, что представленные документы по форме и содержанию не соответствуют Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, требованиям к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития от 24 ноября 2008 года N 412, требованиям по оформлению проекта межевания, установленными Приказом Минэкономразвития РФ от 03 августа 2011 года N 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков". По мнению территориального органа кадастрового учета, представленный предпринимателем межевой план изготовлен с нарушениями ч. 1 и ч. 3 ст. 13 закона N 101-ФЗ в редакции от 08 мая 2009 года, так как изготовлен на образование 2-х земельных участков в счет выдела земельных долей.
В решении территориального органа кадастрового учета также указано, что согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2010 года) предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, таким образом, согласование адресного ориентира не предусмотрено, следовательно, адрес выделяемого в счет земельной доли земельного участка должен соответствовать адресу исходного земельного участка, сведения о котором должны быть представлены в информационном сообщении.
По результатам рассмотрения заявления Главы КФХ Ахтаева Р.А. территориальным органом кадастрового учета в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости. Основанием для отказа явилось то, что представленный на кадастровый учет межевой план изготовлен с нарушением п. 1 и 3 ст. 13 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", так как изготовлен на образование двух земельных участков в счет выдела земельных долей; адрес выделяемого в счет земельной доли земельного участка не соответствует адресу исходного земельного участка. Иных оснований, по которым предпринимателю отказано в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, в оспариваемом решении указано не было.
Не согласившись с отказом, полагая, что он затрагивает интересы крестьянского фермерского хозяйства "Ахтаева Рашида Абуязитовича" в сфере предпринимательской деятельности, последнее в соответствии с п. 13 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом первой инстанции рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которым обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные Федеральным законом N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ в целях применения установленных данным Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, определен статьей 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которым необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Сроки осуществления кадастрового учета определены ст. 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Согласно п. 2 указанной статьи орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
- 1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- 2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
- 3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
- 4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
- 5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
- 6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
- 7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;
- 8) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:
- - размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
- - доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;
- - одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;
- - такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;
- - в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;
- - площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, отличается от площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на пять процентов;
- - граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной.
При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ (п. 4 ст. 27)..
При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
- 1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
- 2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (п. 5 ст. 27).
В соответствии с п. 8 ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Согласно п. 9 указанной статьи решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
При обращении с заявлением предпринимателем были приложены все документы необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Межевой план является одним из документов необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
Отказывая в постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, компетентный на то орган указал, что представленный на кадастровый учет межевой план изготовлен с нарушением п. 1 и п. 3 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ, так как изготовлен на образование двух земельных участков в счет выдела земельных долей; адрес выделяемого в счет земельной доли земельного участка не соответствует адресу исходного земельного участка.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12 сентября 2008 года N 64-АВ 018912 на праве общей долевой собственности Главе КФХ Актаеву Р.А. принадлежит 5/210 долей в общей долевой собственности на земельный участок, условный N 63-01/16-6-991, расположенный по адресу: Саратовская область, Красноармейский район, поселок Каменский, АО "Суворовское", категория земли - земля сельскохозяйственного назначения, общей площадью 4 410 га, 1/210 доля в котором составляет 20,2 га, в том числе пашни 15,6 га. Общий размер доли по указанному свидетельству составляет 101 га.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12 сентября 2008 года N 64-АВ 018911 на праве общей долевой собственности Главе КФХ Актаеву Р.А. принадлежит 1/95 доля в общей долевой собственности на земельный участок, условный N 63-01/16-6-587, расположенный по адресу: Саратовская область, Красноармейский район, поселок Каменский, АО "Суворовское", общей площадью 1 483 га пашни для сельскохозяйственного производства, 1/95 доля в котором составляет 15,6 га пашни. Общий размер доли по указанному свидетельству составляет 15,6 га.
Формирование двух земельных участков общей площадью 116,6 га (23 га и 93,6 га) соответствует праву Актаева Р.А. на земельные участки, выделяемые в счет долей общей площадью 116,6 га (101 га и 15,6 га).
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участникам долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставлено право выделить земельные участки в счет своих земельных долей.
В соответствии с п. 3 указанной статьи земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
При этом органом кадастрового учета не приняты положения п. п. 4, 5 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которым если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Спорные земельные участки Ахтаева Р.А. не были образованы на основании решения общего собрания участников долевой собственности, выдел ему долей в натуре по правилам п. 3 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не производился.
Администрация Каменского муниципального района Саратовской области подтвердила, что собрание участников общей долевой собственности бывшего АО "Суворовское" Каменского муниципального образования по вопросам образования (выдела) земельных долей из единого землепользования (земельный участок с кадастровым номером 64:16:150302:76) не проводилось.
Из правового смысла названных норм не усматривается, что при отсутствии решения собрания дольщиков в отношении образуемого земельного участка кадастровым инженером подготавливается проект межевания одного земельного участка.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 13.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает. Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо (п. 2 ст. 13.1).
Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В силу пункта 12 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" форма межевого плана и требования к его подготовке установлены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Судом первой инстанции установлено, что представленный межевой план отвечает требованиям, предъявляемым законодательством.
Требованиями о подготовке межевого плана не предусмотрено, что в случае выдела участником долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет своей доли (долей) должен быть подготовлен межевой план многоконтурного земельного участка.
Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков и осуществления такого учета указаны в письме Минэкономразвития Российской Федерации т 22.12.2009 г. N 22409-ИМ/Д23. Названное письмо не прошло регистрацию в Минюсте, не является обязательным для исполнения актом органа государственной власти.
Кроме того, из данного письма следует, что межевой план многоконтурного земельного участка необходим для осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, ограничений, возникших в результате расположения таких сооружений на этих земельных участках.
Ссылка в оспариваемом решении на обязательное образование одного многоконтурного земельного участка в случае предоставления земельной доли в виде пашни, пастбища и сенокосов, расположенных в разных кварталах, в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не состоятельна, поскольку, как правильно указал суд, указанные нормы не содержат такого требования.
Статьей 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом, земельный участок, из которого осуществляется выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что земельные участки предпринимателя образованы путем выдела в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности из единого земельного участка с кадастровым номером 64:16:150302:76.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете.
Из письма Роснедвижимости от 29.04.2008 г. N ВК/1991 следует, что при реализации участником долевой собственности права на выделение в натуре земельного участка в счет своей земельной доли может быть сформировано несколько земельных участков, сумма площадей которых должна соответствовать величине, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, в т.ч. с учетом кадастровой стоимости.
Для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в результате выдела доли в натуре, представляется одно заявление о постановке на учет выделяемых земельных участков и одно Описание земельных участков, содержащее сведения обо всех выделяемых земельных участках.
Довод органа кадастрового учета о том, что выделение не одного, а несколько земельных участков в счет одной доли приведет к нерациональному использованию измененного (исходного) земельного участка, приведет к изломанности его границ, чересполосице, занятию сельскохозяйственных угодий подъездными путями к вновь образуемым участкам, расположенным на значительном расстоянии друг от друга, документально не подтвержден. Напротив, противоречит собранным по делу доказательствам. Так, в графической части межевого плана, на листе 13 "Схема геодезических построений" видно, что рассматриваемые земельные участки предпринимателя имеют единую общую границу, между ними отсутствуют стационарные дороги, овраги либо иные объекты.
Суд не принял довод органа кадастрового учета о том, что образованные земельные участки не соответствуют приложенному к договорам кули-продажи земельных долей проекту внутрихозяйственного землеустройства совхоза "Суворовский" с графическим нанесением местоположения земельных долей., так как указанный проект внутрихозяйственного землеустройства совхоза не является какой-либо частью правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа.
Таким образом, при изготовлении проекта межевания земельных участков, а также межевого плана были соблюдены вышеуказанные требования федерального законодательства, предусматривающие порядок образования земельного участка путем выдела участником или участниками долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка в счет выдела своей земельной доли или своих земельных долей.
Орган кадастрового учета не ссылается на то, что образование спорных земельных участков затрагивает интересы третьих лиц. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции таких нарушений также не выявлено.
Спора по определению размеров земельных участков, соответствию их размерам земельным долям не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для отказа в постановке на кадастровый учет земельных участков Главы КФХ Ахтаева Р.А. у территориального органа кадастрового учета не имелось.
Доводам, изложенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую оценку. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не ссылается на обстоятельства, оставленные без внимания судом первой инстанции, не представляет новых доказательств в подтверждение позиции по делу и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, документально подтвержденным представленными доказательствами. Нарушений норм процессуального права при принятии решения судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется. Апелляционная жалоба федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 26 декабря 2012 года по делу N А57-15371/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", (г. Москва) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
И.И.ЖЕВАК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)