Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2013 ПО ДЕЛУ N А56-18514/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. по делу N А56-18514/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от истца: Серова А.В. (доверенность от 16.04.2013)
от ответчика: Степанова С.Н. (доверенность от 14.01.2013)
от 3-их лиц: 1. Босая А.О. (доверенность от 05.08.2013); 2. не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19869/2013) Администрации муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2013 по делу N А56-18514/2013 (судья Иванилова О.Б.), принятое
по иску Администрации муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области
к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области
3-и лица: 1. Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, 2. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области
о признании незаконным бездействия,

установил:

Администрация муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) в части невнесения изменений в сведения Лесного реестра Ленинградской области в отношении земель лесного фонда, включенных в границы пос. Пески МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 355, обязании Комитета внести изменения в Лесной реестр Ленинградской области путем исключения из состава земель лесного фонда 148 квартала Октябрьского участкового лесничества Рощинского лесничества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - ТУ ФАУГИ в ЛО).
Решением от 13.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований Администрации, указывая, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель был лишен права на участие в судебном заседании и возможности представить суду свои доводы в связи с рассмотрением дела судом в ином зале судебного заседания, нежели указано в определении о принятии заявления к производству суда. По мнению подателя жалобы, действующим законодательством на Комитет возложена ответственность за полноту и достоверность представляемой для внесения в реестр документированной информации. Постановление Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 355 "Об утверждении проекта черты поселка Пески муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и установлении черты поселка Пески муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области", которым спорный земельный участок в установленном законом порядке переведен из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов, было своевременно направлено Комитету, однако, Комитет не предпринял никаких действий по внесению соответствующих изменений в материалы лесоустройства и лесной реестр.
Комитет возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Департамент поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
ТУ ФАУГИ в ЛО, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 355 (далее - Постановление N 355) утвержден проект черты поселка Пески муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в границах территории площадью 556,8 га и установлена черта поселка Пески муниципального образования "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области.
Постановлением N 355 утверждено картографическое описание черты населенного пункта п. Пески, баланс территории, план-схема и каталог координат поворотных точек, в соответствии с которыми предусмотрено включение в границу населенного пункта п. Пески, в том числе 148 квартала Октябрьского участкового лесничества Рощинского лесничества.
Согласно Выписке из государственного кадастра недвижимости от 11.03.2013 в составе лесного участка (категория земель - земли лесного фонда) с кадастровым номером 47:01:000000:501 учтен 148 квартал Октябрьского участкового лесничества Рощинского лесничества.
Полагая, что в отношении части земель лесного фонда (148 квартал Октябрьского участкового лесничества Рощинского лесничества) состоялся перевод из категории земель - земли лесного фонда в категорию земель - земли населенных пунктов на основании статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а перевод до настоящего времени не отражен в материалах лесоустройства, и, как следствие, в сведениях Лесного реестра Ленинградской области, что препятствует использованию земельного участка органами местного самоуправления для решения социально значимых вопросов местного значения, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исходя из того, что заявителем не соблюдена процедура перевода земельного участка из одной категории в другую, для внесения изменения в лесной реестр необходимо внесение изменений в правоустанавливающие документы Российской Федерации, в сведения кадастрового учета, в Приказ Рослесхоза от 17.10.2008 N 319 и материалы лесоустройства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 26.03.2008 N 101-р "Об организации работы по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ленинградской области" ведение государственного лесного реестра отнесено к ведению Комитета.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из состава одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии со ст. 84 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия Постановления N 355) черта городских сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляется органами государственной власти субъекта РФ, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований.
Проект черты пос. Пески в соответствии со ст. 6 Закона Ленинградской области от 01.08.20066 N 74-оз "О черте населенных пунктов Ленинградской области" согласован, в том числе Агентством лесного хозяйства по Ленинградской области и городу Санкт-Петербургу и Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, получил положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Постановление N 355 в установленном порядке не оспорено, не отменено, является актом о переводе спорных земель в категорию земель населенных пунктов.
Иная оценка данного Постановления основана на неверном толковании вышеприведенных норм ЗК РФ, Закона N 172-ФЗ.
Апелляционный суд также полагает ошибочной ссылку суда первой инстанции на то, что основу сведений о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах составляют сведения, установленные Приказом Рослесхоза от 17.10.2008 N 319, в соответствии с которым квартал 148 включен в состав Октябрьского участкового лесничества Рощинского лесничества.
Названный приказ издан после выбытия 148 квартала из категории земель лесного фонда. Кроме того, приказом определены только наименования и количество создаваемых лесничеств без описания границ лесничеств и лесных кварталов.
Вопреки выводу суда первой инстанции, заявленные в настоящем деле требования не свидетельствуют о наличии спора о праве.
Учитывая изложенное, оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя у суда первой инстанции не имелось, обжалуемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2013 по делу N А56-18514/2013 отменить.
Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в части невнесения изменений в сведения Лесного реестра Ленинградской области в отношении земель Лесного фонда, включенных в границы пос. Пески МО "Полянское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 355.
Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области внести изменения в Лесной реестр Ленинградской области путем исключения из состава земель лесного фонда 148 квартала Октябрьского участкового лесничества Рощинского лесничества.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА

Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Е.В.ЖИЛЯЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)