Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.11.2013 N 33-3515/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. N 33-3515/2013


Судья: Х.О.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Мальмановой Э.К., Степина А.Б.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе администрации города Астрахани
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ
по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Астрахани в интересах З. к администрации МО "город Астрахань" о предоставлении земельного участка,

установила:

Прокурор г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах З., указав, что З. является лицом, на которое распространяются положения статьи 20 ФЗ "О ветеранах". З. проживает на территории г. Астрахани, относится к числу лиц, которым в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона АО "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" представлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Ранее своим правом на реализацию льгот, З. не воспользовалась. ДД.ММ.ГГГГ З. обратилась в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в черте <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома. Из ответа Управления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что запрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц, в связи с чем невозможно решить вопрос положительно. ДД.ММ.ГГГГ З. вновь обратилась в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани о предоставлении земельного участка в собственность. Не оспаривая право З. на предоставление земельного участка, Управление, письмом от ДД.ММ.ГГГГ, сообщило о проводимой работе и формированию земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по ул. <адрес> в <адрес>. Однако до настоящего времени вопрос обеспечения земельным участком З. до настоящего времени не решен. Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования "Город Астрахань" в лице Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани предоставить З. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании помощник прокурора Лаисцева Н.В. исковые требования поддержала.
Истец З., представитель ответчика администрации г. Астрахани в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора г. Астрахани в интересах З. удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования "город Астрахань" предоставить З. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома.
В апелляционной жалобе администрацией города Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
З. и представитель администрация МО "город Астрахань", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, прокурора Лаисцеву Н.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
Установлено, что З. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет льготы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О ветеранах".
В силу статьи 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.
Администрацией г. Астрахани в целях реализации указанного Закона Астраханской области принято Постановление администрации города Астрахани от 4 декабря 2012 года N 10486, утвердившее Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков.
З. проживает на территории города Астрахани, относится к числу лиц, которым в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ З. обратилась в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в черте <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома.
Согласно ответу Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ запрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц, в связи с чем невозможно решить вопрос положительно.
ДД.ММ.ГГГГ З. вновь обратилась в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани о предоставлении земельного участка в собственность для строительства индивидуального жилого дома в <адрес>. До настоящего времени земельный участок ей не представлен.
На обращения З. администрацией г. Астрахани даны ответы, что в настоящее время для льготной категории граждан управлением ведутся работы по формированию земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов в районе ул. <адрес>.
Согласно статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам; Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий; органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
На основании пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют для ведения садоводства - от 0.04 га до 0.12 га (от 400 кв. м до 1200 кв. м).
Согласно пунктам 2, 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территории в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд правомерно пришел к обоснованном выводу о необходимости обязать администрацию г. Астрахани предоставить З. в собственность, бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани, исходя из того, что право З. на получение земельного участка в собственность для строительства индивидуального жилого дома до настоящего времени не реализовано, разумные сроки предоставления земельного участка в административном порядке истекли. Непредставление З. земельного участка является нарушением как положений ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", так и конституционных прав гражданина, поскольку право на землю является одним из важнейших конституционных прав граждан России. Они, как и все конституционные (основные) права и свободы граждан России, являются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Земельные права характеризуют правовой статус личности, свидетельствуют о развитости гражданского общества и совершенствовании принципов правового государства. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита этих прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
Доводы апелляционной жалобы в той части, что пункт 9.1 статьи 3.1 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" устанавливает первоочередное право на предоставление земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, не являющимися собственниками жилых помещений на территории Астраханской области, направлены на иное толкование норм права и иную оценку обстоятельств дела, что в данном случае не влечет за собой отмену решения суда.
Доводы апелляционной жалобы в той части, что в действиях местного самоуправления отсутствует бездействие по не предоставлению земельного участка З. несостоятельны, поскольку вопрос до настоящего времени не разрешен.
Таким образом, проверив судебное решение в пределах доводов жалоб, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)