Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.02.2013 N 33-829/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. N 33-829/2013


Судья Романова В.П.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.,
судей Морозковой Е.Е., Шадриной Е.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования <...> муниципальный район Ленинградской области Л. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 23 ноября 2012 года, которым удовлетворено заявление Я. о признании незаконными действий Администрации муниципального образования <...> район Ленинградской области об отказе внести сведения в Реестр органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель и об обязании определить категорию земельного участка, принадлежащего заявителю.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., объяснения представителя Администрации муниципального образования <...> район Ленинградской области Л., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

установила:

Я. обратилась в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с заявлением, в котором просила:
- - признать действие Администрации муниципального образования <...> район Ленинградской области об отказе внести сведения в Реестр органа местного самоуправления об отнесении земельного участка N а, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область <...> район, МО "<...> сельское поселение", СНТ <...> к определенной категории земель, незаконными;
- - обязать Администрацию муниципального образования <...> район Ленинградской области определить категорию земельного участка N а, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область <...> район, МО "<...> сельское поселение", СНТ <...> принадлежащий Я. с кадастровым номером N
В обоснование указала, что земельный участок принадлежит ей на основании постановления мэра <...> района Ленинградской области от <...> N, свидетельства о регистрации права серии <...> N, о чем в <...> райкомземе сделана запись регистрации от <...> N. Заявительница обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для государственной регистрации договора дарения на земельный участок, 12.05.2012 в государственной регистрации прав ей отказано в связи с отсутствием в договоре сведений о категории земли. В свидетельстве о собственности отсутствует категория земли, но указано разрешенное использование земельного участка - для ведения садоводства. По сообщению ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области участок с кадастровым номером N учтен в ГКН, но в ГКН отсутствуют документы, подтверждающие отнесение участка к определенной категории земель. Местная администрация <...> сельского поселения <...> муниципального района Ленинградской области сообщила в УФСГР кадастра и картографии по Ленинградской области, что земельный участок с названным кадастровым номером относится к землям сельскохозяйственного назначения. Для регистрации договора дарения заявительнице необходимо представить в УФСГР кадастра и картографии по Ленинградской области кадастровый паспорт с указанием категории земли. Указанные сведения не могут быть внесены уполномоченным органом в связи с отсутствием акта органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель. 18.09.2012 Я. подала заявление в Администрацию муниципального образования <...> район о вынесении акта об отнесении земельного участка N а к категории земель - земли сельхозназначения, но ответа не поступило. Отсутствие постановления Администрации <...> района об установлении категории земли не дает возможности заявителю оформить земельный участок, зарегистрировать договор дарения земельного участка. В обоснование заявленных требований сделана ссылка на п. 1 ст. 18, п. 6 ст. 12 Закона о регистрации в Едином государственном реестре прав, п. 69 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости".
Из письменного ответа заместителя главы Администрации муниципального образования <...> муниципальный район Ленинградской области, представленного в предварительном судебном заседании, следует, что заявителю отказано в принятии решения об отнесении земельного участка с кадастровым номером N к определенной категории земель из-за отсутствия точных и непротиворечивых сведений о местоположении участка. В связи с чем, администрация не имеет возможности осуществить сопоставление местоположения участка относительно границ населенного пункта в соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ. Заявителю рекомендовано оформить межевой план, в ходе составления которого кадастровый инженер вправе истребовать Отчет о наличии земель и распределения их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям в <...> районе, являющийся архивным документом государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, хранящийся в <...> отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области. Согласно названному акту участок имеет условный номер N, категорию "земли сельхозназначения" и принадлежит на праве собственности Я. Внесение изменений в земельный кадастр согласно названному Отчету было основано на положениях ч. 1, 6.2, 6.2.13 - 6.2.15 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, раздел "Земельные участки", утвержденного Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119.
В письменном возражении представителя ФГБУ "ФКН Росреестра" по Ленинградской области, поступившему в суд по факсу 16.11.2012 указано, что в документах государственного кадастрового учета отсутствует документ, свидетельствующий об отнесении земельного участка к определенной категории земель. Постановление Главы муниципального образования "<...> район" от 11.01.2001 и справка начальника <...> отдела Управления Росреестра по Ленинградской области не могут быть положены в основу внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. Оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений относительно категории объекта недвижимости не имеется. В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о категории земель должен быть акт Администрации муниципального образования "<...> муниципальный район" Ленинградской области, принятый в установленном порядке.
В судебном заседании представитель Я. - М.М. заявленное требование поддержала по изложенным в нем основаниям.
Я., представители Администрации муниципального образования <...> район Ленинградской области, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области (далее - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в судебное заседание не явились.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 23 ноября 2012 года заявление Я. удовлетворено. Признан незаконным отказ Администрации муниципального образования <...> муниципальный район Ленинградской области принять решение об отнесении земельного участка N а, площадью <...> квадратных метра, расположенного по адресу: Ленинградская область, <...> район, <...>, СНТ <...> к определенной категории земель. Администрация муниципального образования <...> муниципальный район <адрес> обязана в течение месяца со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу принять решение об отнесении земельного участка N, площадью <...> квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, Н.Ропша, СНТ <...>, с кадастровым номером N, принадлежащего <ФИО1> к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования <...> муниципальный район <адрес> <ФИО4> просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований <ФИО1>; считает, что при вынесении решения суд не рассматривал вопрос о соблюдении заявителем установленного законом порядка обращения в орган местного самоуправления для отнесения земельного участка в определенной категории согласно ст. ст. 2, 3 Федерального закона от <...> N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", что и было предложено сделать <ФИО1> в ответе от <...>. Принимая решение, суд не учел разъяснения, содержащиеся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". Представитель полагал обжалуемое решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании в апелляционной инстанции представитель Администрации муниципального образования <...> муниципальный район <адрес> <ФИО4> доводы жалобы поддерживает; отмечает дополнительно, что в нарушение требований Федерального закона от <...> N 172-ФЗ не приложена копия паспорта заявителя, копия доверенности заявителя не заверена надлежащим образом; допущена техническая ошибка в адресе земельного участка. По мнению представителей <адрес>, решение о переводе, а соответственно и об отнесении земель к категории земель сельскохозяйственного назначения относится к компетенции субъекта Российской Федерации, что предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, областным законом <адрес> от <...> N -оз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в <адрес>". Постановление главы муниципального образования <...> район Ленинградской области от <...> N юридической силы не имеет, так как не утверждено <адрес>.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Администрации муниципального образования <...> муниципальный район <адрес> <ФИО4>, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <...> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. По смыслу ч. 2 ст. 16 названного Федерального закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В силу ч. 2 ст. 22 Закона, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в числе прочего, копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую урегулирован Федеральным законом от <...> N 172-ФЗ, который, в частности содержит нормы, регулирующие и порядок отнесения земель или земельных участков к определенной категории (ст. ст. 14, 15 Федерального закона). Так, согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от <...> N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Согласно п. 69 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от <...> N 42, сведения о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным земельным законодательством. Если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.
Порядок отнесения и перевода земель и земельных участков из одной категории в другую на территории Ленинградской области урегулирован Областным законом Ленинградской области от 22.06.2005 N 51-оз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области".
По делу установлено, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Ленинградская область, <...> район, МО "<...> сельское поселение", д. <...>, СНТ <...> уч. N а, является объектом недвижимости со статусом кадастровых сведений "ранее учтенный".
По сообщению филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области в документах - основаниях осуществления государственного кадастрового учета, в материалах кадастрового дела отсутствует документ, свидетельствующий об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Из свидетельства на право собственности на землю серия <...> N, кадастрового плана земельного участка (кадастровый номер N) следует, что постановлением мэра <...> района Ленинградской области от <...> N <ФИО1> предоставлен земельный участок пол адресу: <...> для ведения садоводства. В названном свидетельстве имеется регистрационная запись регистратора <...> райкомзема N от <...>.
Согласно сообщению начальника <...> отдела Управления Росреестра по <адрес> от <...> N, постановлению главы муниципального образования "<...> район" от <...> N "О рассмотрении годового отчета о наличии распределения земель МО "<...> район", земли СНТ <...> отнесены к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что у Администрации муниципального образования <...> муниципальный район <адрес> имеется вся информация об изменении, образовании и преобразовании исходного земельного участка и возможность в установленном порядке указать категорию земельного участка, в том числе и согласно названному выше постановлению главы муниципального образования <...> район Ленинградской области от <...> N.
Ссылки суда на то, что отсутствие межевого плана, несоответствие адреса земельного участка в копии кадастрового плана адресу в копии свидетельства на право собственности не являются правовыми основаниями к отказу в удовлетворении заявленных требований основана на материалах дела и приведенных судом положениях Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Равно как, является правильным по существу довод суда первой инстанции о том, что постановление главы муниципального образования <...> район Ленинградской области от 11.01.2001 N 12 "О рассмотрении годового отчета о наличии распределения земель МО "<...> район" и справка начальника <...> отдела Управления Росреестра по Ленинградской области о нахождении участка на землях категории сельскохозяйственного назначения, не могут быть положены в основу внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении категории конкретного земельного участка без принятия органом местного самоуправления соответствующего решения об указании категории земельного участка в соответствии с данным документом и видом разрешенного использования.
Доводы жалобы в части ссылки на нарушение процедуры рассмотрения ходатайства о переводе земель из одной категории в другую, предусмотренной ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не являются правовыми основаниями к отмене постановленного решения, так как не опровергают правильности выводов суда по существу заявленных требований.
Ссылка на невыполнение судом разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", является немотивированной и не соответствует принятому судом решению.
Отсутствие до настоящего времени согласования с Правительством Ленинградской области на основании положений Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, областного закона Ленинградской области от 22.06.2005 N 51-оз постановления главы муниципального образования <...> район Ленинградской области N, принятого 11 января 2001 года, установившего категории земель, в том числе и категорию земель СНТ <...>, не является препятствием к вынесению уполномоченным органом местного самоуправления решения об указании категории названного выше земельного участка в соответствии с имеющимися данными и видом разрешенного использования и не должно приводить к нарушению прав заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 23 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Л. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)