Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N А42-6615/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N А42-6615/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В., при участии от открытого акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" Бублея А.Е. (доверенность от 22.03.2013), Цикры П.В. (доверенность от 12.09.2013 N 02/012), рассмотрев 02.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 по делу N А42-6615/2012 (судьи Старовойтова О.Р., Полубехина Н.С., Шестакова М.А.),

установил:

Открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель", место нахождения: 647000, Красноярский край Таймырский Долгано-Ненецкий район, г. Дудинка, ОГРН 1028400000298 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений города Мурманска, место нахождения: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10, ОГРН 1025100861004 (далее - Комитет), выраженного в нерассмотрении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разработанной при формировании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:62.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (далее - Теруправление) и общество с ограниченной ответственностью "Картографо-геодезическое бюро "Горпроект" (далее - ООО "КГБ "Горпроект").
Решением от 18.02.2013 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 04.06.2013 решение от 18.02.2013 отменено. В удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, просит принятое постановление отменить в части установления обязанности Комитета утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
По мнению подателя жалобы, не все доводы апелляционной жалобы нашли свое отражение в принятом постановлении; часть 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) применяется в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта; формирование земельного участка, занятого принадлежащими Обществу объектами недвижимого имущества могло быть осуществлено в порядке статьи 11.3 ЗК РФ с формированием границ с учетом мнения смежных землепользователей.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление от 04.06.2013 без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество приобрело у общества с ограниченной ответственностью "ТК "Баррель" следующие объекты недвижимости:
- нежилое помещение "Часть теплопункта N 1" общей площадью 962,8 кв. м с кадастровым (условным) номером 51-51-01/073/2005-554, расположенное по адресу: г. Мурманск, Северный район рыбного порта.
- нежилое здание "Склад кирпичный" общей площадью 284,4 кв. м с инвентарным номером 10850 (лит. Б), с кадастровым (условным) номером 51-51-01/069/2005-245, расположенное по тому же адресу.
Право собственности на данные объекты недвижимости зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области за номерами 51-51-01/052/2001-177, 51-51-01/052/2011-178 (свидетельства от 20.12.2011 серии 51-АВ N 288468 и 287831).
В связи с тем, что на данном земельном участке находятся объекты недвижимого имущества других организаций, Общество заключило с ООО "КГБ "Горпроект" договор от 03.05.2012 N 935-11-МТФ/41-2012 на выполнение кадастровых работ с целью определения размера земельного участка, планируемого к аренде, и проведения мероприятий по согласованию его границ с заинтересованными лицами.
ООО "КГБ "Горпроект" письмом от 17.09.2012 N 0261 сообщило об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:62. Из текста письма следует, что ООО "КГБ "Горпроект" разработало схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории в связи с образованием земельных участков под объектами, находящимися в собственности Общества, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:0062. Схема была согласована со всеми заинтересованными лицами и направлена на утверждение в Комитет.
Письмом Комитета от 25.06.2012 N 15/05.03.6338 в утверждении схемы было отказано в связи с тем, что в соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории осуществляется органом местного самоуправления в отношении земель, собственность на которые не разграничена.
Полагая действие Комитета по отказу в рассмотрении (оставлению без рассмотрения) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разработанной при формировании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:62, незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции посчитал не соответствующим закону довод Комитета о том, что полномочия, предусмотренные пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, касаются земель, собственность на которые не разграничена, и удовлетворил заявление.
Апелляционный суд согласился с указанным выводом, но вместе с тем посчитал, что поскольку Общество с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления не обращалось, то оспариваемым бездействием его права не нарушены.
Кассационная инстанция не находит оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 этого Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 26 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412, в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в приложение к межевому плану, подготовленному в результате кадастровых работ по образованию земельных участков, включается оформленное в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков.
Статьей 36 ЗК РФ установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
В силу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Судами установлено, что принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 6140 кв. м с кадастровым номером 51:20:001054:0062 (земли населенных пунктов; разрешенное использование: здание и сооружение площадки теплопункта N 1; адрес объекта: г. Мурманск, ул. Траловая), находящемся в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права серия 51-АБ N 254800).
Из материалов дела следует, что государственный кадастровый учет испрашиваемых земельных участков не осуществлен. Следовательно, обязанность Комитета выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории вытекает из пункта 7 статьи 36 ЗК РФ независимо от того, в государственной или муниципальной собственности находится земельный участок.
Материалы дела также подтверждают, что Теруправление знало о цели разработки схемы расположения земельных участков и разъяснило заявителю необходимость обратиться за утверждением схемы в орган местного самоуправления.
Поскольку само Общество с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Комитет не обращалось, апелляционный суд правомерно указал на отсутствие нарушения его прав и законных интересов, что явилось достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
С учетом того, что нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 по делу N А42-6615/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
И.В.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)