Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2009 ПО ДЕЛУ N А12-14517/08

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2009 г. по делу N А12-14517/08


Резолютивная часть постановления объявлена "20" января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" января 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.
судей: Акимовой М.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Александровой Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу ООО "Элитное жилье" (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 октября 2008 года по делу N А12-14517/08-С22 (судья Горбачевский М.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элитное жилье" (г. Волгоград)
к Администрации Волгограда (г. Волгоград),
Заинтересованные лица:
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград),
Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (г. Волгоград)
об оспаривании постановления администрации Волгограда N 1634 от 15 августа 2008 г.

установил:

ООО "Элитное жилье" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Волгограда о признании недействительным постановления от 15 августа 2008 г. N 1634 "Об отмене постановления администрации Волгограда от 09 сентября 2005 г. N 1625 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта (учетный N 5-22-29)", отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 5-22-29) для строительства объекта обществу с ограниченной ответственностью "Элитное жилье".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 октября 2008 года в удовлетворении заявленного ООО "Элитное жилье" требования отказано.
ООО "Элитное жилье", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные обществом требования.
Лица, участвующие в деле, возражений на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание не явились представители ООО "Элитное жилье", администрации Волгограда, комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда. О времени и месте рассмотрения дела ООО "Элитное жилье", администрация Волгограда, комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении почтовых отправлений NN 99034, 99035, 99037. Почтовые отправления вручены адресатам соответственно 26 и 29 декабря 2008 г. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание.
ООО "Элитное жилье" и комитет земельных ресурсов администрации Волгограда подтвердили извещение их на рассмотрение дела и ходатайствуют о рассмотрении дела без участия их представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному разбирательству в их отсутствие.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 20 января 2009 г. до 09 часов 10 минут.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований ст. 268 АПК РФ. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции, состоявшееся по настоящему делу, подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Волгограда N 1478 от 09 декабря 2002 года ООО "Де Сото" было предварительно согласовано место размещения специализированного магазина бытовой техники с административными помещениями на земельном участке (учетный N 5-22-29) площадью 484 кв. м по улице Череповецкой в микрорайоне 207 в Ворошиловском районе г. Волгограда и утвержден акт о выборе участка от 18 апреля 2002 года.
Рассмотрев совместное заявление ООО "Де Сото" и ООО "Элитное жилье", первый заместитель главы администрации Волгограда 08 сентября 2005 года принял постановление N 1625 о переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта на ООО "Элитное жилье".
Указанное выше постановление было отменено 15 августа 2008 года постановлением администрации Волгограда N 1634 в связи нарушением процедуры предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренной ст. 30 Земельного Кодекса Российской Федерации, и ООО "Элитное жилье" отказано в предоставлении земельного участка для строительства объекта.
Не согласившись с постановлением администрации Волгограда N 1634, полагая, что оно препятствует осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Элитное жилье" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением в порядке ст. 198 АПК РФ. Заявитель полагает, что обжалуемым постановлением были нарушены ст. ст. 30, 31 Земельного Кодекса РФ.
Арбитражный суд Волгоградской области рассмотрел данное дело по правилам главы 24 АПК РФ. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что администрация Волгограда в пределах своих полномочий и в соответствии с нормами законодательства о земле приняла оспариваемое обществом постановление.
Суд апелляционной инстанции находит решение суда принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права, фактическими обстоятельствами дела и не подлежащим отмене либо изменению.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если имеются следующие основания: не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Таким образом, заявитель при обращении в суд в порядке ст. 198 АПК РФ, должен указать, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует оспариваемый акт, а также какие права и законные интересы, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом. Причем обязательно существование указанных оснований одновременно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, который принял акт, решение.
Суд первой инстанции на основе собранных по делу доказательств пришел к выводу о том, что постановление администрации Волгограда от 09 сентября 2005 г. N 1625 подписано первым заместителем главы администрации Дорониным А.О. за пределами предоставленных ему полномочий. К компетенции первого заместителя главы администрации Волгограда, определенной постановлением администрации Волгограда от 26 марта 1997 г. N 330 "О распределении обязанностей между главой администрации, заместителями главы администрации, управляющим делами и заместителем управляющего делами администрации Волгограда" (с изменениями от 25 августа 1999 г.) не были отнесены вопросы переоформления прав предварительного согласования места размещения объектов строительства, и вопросы принятия постановлений администрации Волгограда.
В соответствии с пунктом 15 статьи 36 Устава города-Героя Волгограда, принятым постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, Глава Волгограда имеет право отменять муниципальные правовые акты Волгограда первых заместителей главы Волгограда как противоречащие действующему законодательству или муниципальным правовым актам Волгограда.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется нормами земельного законодательства, в частности ст. 30 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ в отношении испрашиваемого земельного участка ООО "Де Сото" в 2002 году было предварительно согласовано место размещения объекта.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Процедура представления земельного участка в аренду ООО "Де Сото" не была завершена. Договор аренды земельного участка с указанным лицом не был заключен.
С заявлением о предоставлении земельного участка в аренду обратилось ООО "Элитное жилье".
Как следует из материалов дела ООО "Элитное жилье" администрацией Волгограда не было предварительно согласовано место размещения объекта.
Принятие постановления администрации Волгограда от 09 сентября 2005 г. N 1625 не заменяет процедуру предварительного согласования места размещения объекта для ООО "Элитное жилье".
ООО "Элитное жилье" не обращалось в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением с соблюдением требований ст. 31 ЗК РФ о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могли быть приложены технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ в редакции Федерального закона N 111-ФЗ от 21 июля 2005 г., действующей на момент обращения ООО "Де Сото" и ООО "Элитное жилье" (10 августа 2005 г.) и принятия постановления N 1625 от 09 сентября 2005 г., орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предварительное согласование места размещения объекта ООО "Элитное жилье" не производилось.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что заказчиком строительства специализированного магазина бытовой техники с административными помещениями является ООО "Де Сото". Пакет документов для предварительного согласования места размещения объекта был сформирован ООО "Де Сото". Строительный паспорт, заключение по отводу земельного участка под строительство, технические условия на электроснабжение, на наружное освещение, на проектирование и подключение к городской сети водопровода и канализации, к городским сетям ливневой канализации, справки о топографо-геодезической и инженерно-геологической изученности, план направления трасс инженерных сетей к объекту, изготовлены для ООО "Де Сото". Обязательства застройщика подписаны директором ООО "Де Сото". Архитектурно-планировочное задание N 13895 изготовлено для ООО "Де Сото". Заключение по отводу земельного участка под строительство N 97 от 17 июня 2002 г. выдано ООО "Де Сото".
При таких обстоятельствах переоформление права предварительного согласования места размещения объекта осуществлено с нарушением порядка, установленного ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, в том числе при отсутствии у ООО "Элитное жилье" соответствующих документов и без информирования граждан, юридических лиц, общественных организаций (объединений), религиозных организаций и органов территориального общественного самоуправления, имеющих право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, связанных с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Суд первой инстанции правильно указал на то обстоятельство, что положения Земельного кодекса РФ предусматривают следующие виды прав на земельные участки: право собственности, право аренды, право постоянного бессрочного пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования. При этом такой вид права как право предварительного согласования места размещения объекта Земельным кодексом РФ не предусмотрен. Как не предусмотрено переоформление права предварительного согласования места размещения объекта.
Перемена лиц в обязательстве - понятие, содержащееся в главе 24 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязательство представляет собой гражданское правоотношение между двумя лицами, одно из которых именуется должником, обязанным лицом, а другое - кредитором, уполномоченным лицом. На должника в силу обязательства возлагается обязанность либо совершить (совершать) определенные действия, либо воздерживаться от определенных действий.
Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу перечислены в ст. 382 ГК РФ. Право, принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Постановление администрации муниципального образования является актом органа местного самоуправления, содержащим волеизъявление компетентного органа по конкретному вопросу, отнесенному к его компетенции. Постановление о предварительном согласовании места размещения объекта рассматривается как основание возникновения гражданско-правовых отношений между заинтересованным лицом и собственником земельного участка, вытекающих из договора аренды земельного участка, как прямо указано в ст. 32 ЗК РФ.
Однако, у администрации Волгограда не имелось оснований для издания постановления 1625 от 09 сентября 2005 г. о переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта. Постановление, принятое с нарушением закона, не может служить основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, в конкретном случае прав и обязанностей между ООО "Элитное жилье" и администрацией Волгограда, вытекающих из договора аренды земельного участка.
В соответствии со ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В отсутствие у претендента на земельный участок перечисленных выше документов, в связи с нарушением порядка предварительного согласования места размещения объекта для ООО "Элитное жилье", администрация Волгограда обоснованно и в соответствии с нормами действующего законодательства приняла постановление N 1634 от 15 августа 2008 г. Оснований для признания его недействительным ООО "Элитное жилье" не представило.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта. Апелляционная жалоба ООО "Элитное жилье" подлежит оставлению без удовлетворения.
Решая вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной инстанции, суд относит их на подателя апелляционной жалобы. Уплаченная в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1000 руб. возврату из бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 октября 2008 г. по делу N А12-14517/08-С22 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Элитное жилье" (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
М.А.АКИМОВА
О.В.ЛЫТКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)