Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426) - Кануковой В.А. (доверенность от 25.09.2012), в отсутствие представителей заинтересованных лиц: администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1509000622, ОГРН 1021500002193), республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия совхоз "Карджинский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1509000291, ОГРН 1021500904655), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Озиева Алана Георгиевича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.09.2012 (судья Бекоева С.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 (судьи Луговая Ю.Б., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А61-1373/2012, установил следующее.
Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация), республиканскому государственному сельскохозяйственному предприятию совхоз "Карджинский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания (далее - совхоз) о признании недействительными постановлений администрации от 12.12.2006 N 226 "О передаче земельных участков, принадлежащих совхозу "Карджинский", в районный фонд перераспределения земель" (далее - постановление N 226), от 28.07.2011 N 179 "Об организации и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного в 540 м севернее с. Карджин" (далее - постановление N 179), от 16.11.2011 N 268 "Об организации и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного в 430 м севернее с. Карджин" (далее - постановление N 268), от 18.01.2012 N 14 "О предоставлении Озиеву А.Г. в аренду земельного участка в с. Карджин" (далее - постановление N 14), от 18.01.2012 N 15 "О предоставлении Озиеву А.Г. в аренду земельного участка в с. Карджин" (далее - постановление N 15).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Озиев Алан Георгиевич.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.09.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013, заявление министерства удовлетворено.
Судебные акты мотивированы отсутствием у администрации правомочий по распоряжению земельными участками, в том числе путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, в силу их принадлежности к собственности Республики Северная Осетия-Алания и отсутствия согласия учредителя совхоза на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования ими.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Доводы кассационной жалобы сводятся к наличию у администрации полномочий по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не разграничено, и их включению в районный фонд перераспределения земель ввиду фактического прекращения правообладателем своей деятельности, недоказанности государственной регистрации права собственности на них, первоначальной выдаче государственного акта на право пользования землей исполнительным комитетом Кировского районного Совета депутатов трудящихся, что, по мнению заявителя, подтверждает полномочия администрации по распоряжению земельными участками.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, полагая, что земельные участки на момент вынесения оспариваемых постановлений относились к собственности Республики Северная Осетия-Алания, право собственности которой в настоящее время зарегистрировано в установленном законом порядке.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, совхоз обратился к администрации с изложенной в письме от 02.11.2006 просьбой о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в его пользовании, и передаче их в районный фонд перераспределения земель, в том числе: пашни - 912 га, сенокосы - 400 га, пастбища - 543 га, в связи с прекращением производственной деятельности.
Постановлением N 226 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования совхоза земельным участком, расположенным в Кировском районе Республики Северная Осетия - Алания, общей площадью 1855 га, в том числе пашни - 912 га, сенокосы - 400 га, пастбища - 543 га. Земельный участок включен в районный фонд перераспределения земель.
Постановлением N 179 организованы торги в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 169,9567 га с кадастровым номером 15:02:030201:164, расположенного в Кировском районе, в 540 м севернее с. Карджин, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельный участок с кадастровым номером 15:02:030201:164).
По результатам проведения аукциона постановлением N 14 земельный участок с кадастровым номером 15:02:030201:164 предоставлен Озиеву А.Г. в аренду сроком на 5 лет.
Постановлением администрации N 268 организованы торги в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 136,3037 га с кадастровым номером 15:02:030201:163, расположенного в Кировском районе, в 430 м севернее с. Карджин, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельный участок с кадастровым номером 15:02:030201:163).
По результатам проведения аукциона постановлением N 15 земельный участок с кадастровым номером 15:02:030201:163 предоставлен Озиеву А.Г. в аренду сроком на 5 лет.
Полагая, что администрация незаконно распорядилась земельными участками, относящимися к собственности Республики Северная Осетия - Алания, министерство обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Кодекса для признания ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными арбитражному суду необходимо установление одновременного наличия двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в собственности субъектов Российской Федерации помимо прочего находятся земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации помимо прочих отнесены земельные участки, предоставленные казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса (статья 29 Земельного кодекса).
Из пункта 1 статьи 45 и статьи 53 Земельного кодекса следует, что при прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком путем отказа землепользователя от этого права правообладатель подает соответствующее заявление в орган, уполномоченный распоряжаться земельным участком от имени собственника, который принимает решение о прекращении права.
Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляется субъектами Российской Федерации.
Суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 15:02:030201:163 и 15:02:030201:164 сформированы из земель, предоставленных правопредшественнику совхоза в постоянное (бессрочное) пользование.
Прекративший свою деятельность и исключенный 15.09.2011 из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" совхоз являлся государственным унитарным предприятиям, созданным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания.
Принимая во внимание приведенные нормы земельного законодательства и учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что с отказом от права постоянного (бессрочного) пользования спорными землями совхозу надлежало обратиться в республиканский орган государственной власти, уполномоченный на принятие соответствующего решения и распоряжение земельными участками с кадастровыми номерами 15:02:030201:163 и 15:02:030201:164, в силу закона отнесенных к собственности Республики Северная Осетия - Алания. У администрации соответствующие полномочия отсутствовали.
Довод администрации о том, что государственная собственность на спорные земельные участки возникла у муниципального образования на основании постановления Совета Министров Северо-Осетинской ССР N 87 от 30.07.1993 "О передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность Кировского района", обоснованно отклонен судами в связи с неопределенностью подлежащих передаче в муниципальную собственность земель и природных ресурсов.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.09.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А61-1373/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 05.06.2013 ПО ДЕЛУ N А61-1373/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. по делу N А61-1373/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426) - Кануковой В.А. (доверенность от 25.09.2012), в отсутствие представителей заинтересованных лиц: администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1509000622, ОГРН 1021500002193), республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия совхоз "Карджинский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1509000291, ОГРН 1021500904655), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Озиева Алана Георгиевича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.09.2012 (судья Бекоева С.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 (судьи Луговая Ю.Б., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А61-1373/2012, установил следующее.
Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация), республиканскому государственному сельскохозяйственному предприятию совхоз "Карджинский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания (далее - совхоз) о признании недействительными постановлений администрации от 12.12.2006 N 226 "О передаче земельных участков, принадлежащих совхозу "Карджинский", в районный фонд перераспределения земель" (далее - постановление N 226), от 28.07.2011 N 179 "Об организации и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного в 540 м севернее с. Карджин" (далее - постановление N 179), от 16.11.2011 N 268 "Об организации и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного в 430 м севернее с. Карджин" (далее - постановление N 268), от 18.01.2012 N 14 "О предоставлении Озиеву А.Г. в аренду земельного участка в с. Карджин" (далее - постановление N 14), от 18.01.2012 N 15 "О предоставлении Озиеву А.Г. в аренду земельного участка в с. Карджин" (далее - постановление N 15).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Озиев Алан Георгиевич.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.09.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013, заявление министерства удовлетворено.
Судебные акты мотивированы отсутствием у администрации правомочий по распоряжению земельными участками, в том числе путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, в силу их принадлежности к собственности Республики Северная Осетия-Алания и отсутствия согласия учредителя совхоза на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования ими.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Доводы кассационной жалобы сводятся к наличию у администрации полномочий по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не разграничено, и их включению в районный фонд перераспределения земель ввиду фактического прекращения правообладателем своей деятельности, недоказанности государственной регистрации права собственности на них, первоначальной выдаче государственного акта на право пользования землей исполнительным комитетом Кировского районного Совета депутатов трудящихся, что, по мнению заявителя, подтверждает полномочия администрации по распоряжению земельными участками.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, полагая, что земельные участки на момент вынесения оспариваемых постановлений относились к собственности Республики Северная Осетия-Алания, право собственности которой в настоящее время зарегистрировано в установленном законом порядке.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, совхоз обратился к администрации с изложенной в письме от 02.11.2006 просьбой о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в его пользовании, и передаче их в районный фонд перераспределения земель, в том числе: пашни - 912 га, сенокосы - 400 га, пастбища - 543 га, в связи с прекращением производственной деятельности.
Постановлением N 226 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования совхоза земельным участком, расположенным в Кировском районе Республики Северная Осетия - Алания, общей площадью 1855 га, в том числе пашни - 912 га, сенокосы - 400 га, пастбища - 543 га. Земельный участок включен в районный фонд перераспределения земель.
Постановлением N 179 организованы торги в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 169,9567 га с кадастровым номером 15:02:030201:164, расположенного в Кировском районе, в 540 м севернее с. Карджин, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельный участок с кадастровым номером 15:02:030201:164).
По результатам проведения аукциона постановлением N 14 земельный участок с кадастровым номером 15:02:030201:164 предоставлен Озиеву А.Г. в аренду сроком на 5 лет.
Постановлением администрации N 268 организованы торги в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 136,3037 га с кадастровым номером 15:02:030201:163, расположенного в Кировском районе, в 430 м севернее с. Карджин, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельный участок с кадастровым номером 15:02:030201:163).
По результатам проведения аукциона постановлением N 15 земельный участок с кадастровым номером 15:02:030201:163 предоставлен Озиеву А.Г. в аренду сроком на 5 лет.
Полагая, что администрация незаконно распорядилась земельными участками, относящимися к собственности Республики Северная Осетия - Алания, министерство обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Кодекса для признания ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными арбитражному суду необходимо установление одновременного наличия двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в собственности субъектов Российской Федерации помимо прочего находятся земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации помимо прочих отнесены земельные участки, предоставленные казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса (статья 29 Земельного кодекса).
Из пункта 1 статьи 45 и статьи 53 Земельного кодекса следует, что при прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком путем отказа землепользователя от этого права правообладатель подает соответствующее заявление в орган, уполномоченный распоряжаться земельным участком от имени собственника, который принимает решение о прекращении права.
Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляется субъектами Российской Федерации.
Суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 15:02:030201:163 и 15:02:030201:164 сформированы из земель, предоставленных правопредшественнику совхоза в постоянное (бессрочное) пользование.
Прекративший свою деятельность и исключенный 15.09.2011 из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" совхоз являлся государственным унитарным предприятиям, созданным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания.
Принимая во внимание приведенные нормы земельного законодательства и учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что с отказом от права постоянного (бессрочного) пользования спорными землями совхозу надлежало обратиться в республиканский орган государственной власти, уполномоченный на принятие соответствующего решения и распоряжение земельными участками с кадастровыми номерами 15:02:030201:163 и 15:02:030201:164, в силу закона отнесенных к собственности Республики Северная Осетия - Алания. У администрации соответствующие полномочия отсутствовали.
Довод администрации о том, что государственная собственность на спорные земельные участки возникла у муниципального образования на основании постановления Совета Министров Северо-Осетинской ССР N 87 от 30.07.1993 "О передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность Кировского района", обоснованно отклонен судами в связи с неопределенностью подлежащих передаче в муниципальную собственность земель и природных ресурсов.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.09.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А61-1373/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)