Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2013 ПО ДЕЛУ N А56-11863/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2013 г. по делу N А56-11863/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Жиляевой Е.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от заявителя: Косоротова Е.В. (доверенность от 01.03.2013)
от заинтересованного лица: Мануйлова О.П. (доверенность от 18.03.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15464/2013) ООО "ПРИЧАЛ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2013 по делу N А56-11863/2013 (судья Данилова Н.П.), принятое
по заявлению ООО "ПРИЧАЛ"
к Правительству Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия,

установил:

ООО "ПРИЧАЛ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Василеостровский район, Малый пр., В.О., участок 1 (севернее дома N 41, литера А по Малому пр. В.О.) заявителю для строительства гостиницы, обязании Правительства Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении данного земельного участка для строительства гостиницы путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве гостиницы.
Решением от 04.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, полагая неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования спорного земельного участка до утверждения в установленном порядке проекта планировки территории не определен, в связи с чем Правительство не обязано предоставлять Обществу спорный земельный участок. Общество указывает, что в соответствии с п. 14 ст. 3 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" запрет на предоставление земельных участков в отсутствие правил землепользования и застройки для города Санкт-Петербурга действует с 31.12.2013. Кроме того, по мнению подателя жалобы, отсутствие заявления по форме, предусмотренной Постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813, не является препятствием для решения Правительством вопросов о предоставлении земельных участков по процедуре, предусмотренной ст. 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Правительство возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.09.2007 Общество обратилось с заявлением в СПб ГУ "Управление инвестиций" о предоставлении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Василеостровский район, Малый проспект, д. 41 для строительства гостиничного комплекса.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.05.2009 N 537 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Василеостровский район, Малый пр. В.О., участок 1 (севернее дома N 41, литера А, по Малому пр. В.О.)" Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 1570 кв. м с кад. N 78:6:2047:16, расположенном по вышеуказанному адресу, в целях определения возможности проектирования и строительства гостиницы.
Во исполнение Постановления от 12.05.2009 N 537 между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды от 03.06.2009 N 01/ЗКИ-05283 указанного земельного участка для проведения изыскательских работ на срок с 26.05.2009 до 25.04.2010.
Распоряжением КГА Санкт-Петербурга от 26.03.2010 N 49-пр утвержден проект границ данного земельного участка.
Распоряжением КГА Санкт-Петербурга от 23.04.2010 N 1338 утвержден Акт о выборе земельного участка для строительства.
Согласно пункту 4.3.10 договора аренды на арендатора возложена обязанность в срок не позднее месяца до окончания срока действия договора представить в СПб ГУ "Управление инвестиций" документацию согласно приложению 3 к договору, необходимую для рассмотрения вопроса о возможности размещения, проектирования и строительства объекта недвижимости на участке.
Заявителем направлен в СПб ГУ "Управление инвестиций" следующий пакет документов: положительные заключения Комитетов Правительства Санкт-Петербурга по вопросам их компетенции (КГА, КЗР, КУГИ, КГИОП), отчет об оценке рыночной и инвестиционной стоимостей комплекса прав на земельный участок от 23.11.2010 N 31-1-1460/2010, выполненный СПб ГУП "ГУИОН", сведения из ЕГРП в отношении земельного участка, санитарно-эпидемиологическое заключение N 78.01.02.000.Т.002946.11.10 от 26.11.2010, кадастровый паспорт земельного участка.
Ссылаясь на то, что пакет документов, необходимый и достаточный для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства передан СПБ ГУ "Управление инвестиций", указывая, что решение о предоставлении земельного участка путем издания постановления о проектировании и строительстве объекта Правительство должно было принять в двухнедельный срок с даты подачи последнего из необходимых документов (06.12.2010), бездействие Правительства, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка для строительства, нарушает права Общества и не соответствует действующему законодательству, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Обществом в период с даты постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет - 25.11.2010 до даты окончания срока действия акта о выборе испрашиваемого земельного участка - 23.04.2013 не соблюден заявительный порядок принятия Правительством Санкт-Петербурга решения о предоставлении земельного участка, предусмотренный п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ; вид разрешенного использования спорного земельного участка до утверждения в установленном порядке проекта планировки территории не определен, в силу п. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка под строительство из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлено с предварительным согласованием места размещения объекта. При этом принятие решения о предоставлении земельного участка под строительство производится в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков, распоряжение которыми осуществляет Санкт-Петербург, регулируется Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2010 N 1813 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования" (далее - Положение).
Согласно статье 3 Закона N 282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством, которое утверждает инвестиционные условия. Решение принимается по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или по инициативе потенциальных инвесторов. Заявления потенциальных инвесторов о предоставлении объектов недвижимости рассматриваются в соответствии со статьей 3-1 названного Закона. Основания для отклонения содержащегося в заявлении инвестора предложения перечислены в пункте 4 названной статьи.
Положение N 1813 определяет порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе при предоставлении на инвестиционных условиях объектов недвижимости, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктами 3.13, 3.15 Положения N 1813 для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальный инвестор обращается с заявлением, приложив необходимые документы, в Комитет по строительству.
Согласно пункту 3.16 Положения N 1813 Комитет по строительству проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названного Положения.
Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2 объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга и в границах зоны участков исторического культурного (археологического) слоя ЗА 2.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 г. по делу N 3-311/10, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011 N 78-Г11-13 (далее - Решение), признан недействующим Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Правила землепользования и застройки) в части положений приложений 1, 3, 4: части 3, 4, 8 статьи 2 главы 1 части 1 Приложения 1; часть 4 статьи 8 Приложения 3 - недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия, приложение 4 - недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия. Частью 4 статьи 2 главы 1 части 1 приложения 1 Правил землепользования и застройки предусматривалось, что действие установленных градостроительных регламентов распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах территориальных зон. Таким образом, в настоящее время Решением градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия признаны недействующими.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, которые в свою очередь устанавливаются правилами землепользования и застройки (п. 8, 9 ст. 1, п. 2 ст. 30 ГрК РФ). Согласно п. 2 ст. 85 ЗК РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений, а в соответствии с п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Учитывая Решение, признающее недействующим градостроительные регламенты в зонах охраны объектов культурного наследия, и, следовательно, ранее утвержденные правила землепользования и застройки, а также отсутствие утвержденного проекта планировки территории, в соответствии с которым определяется разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства, до принятия правил землепользования и застройки согласно пп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О порядке введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ N 191-ФЗ), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предоставление земельного участка без определения вида разрешенного использования земельного участка, без учета требований градостроительного регламента не представляется возможным.
До настоящего времени Правительством, к полномочиям которого относится принятие решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, соответствующий документ не принят.
Поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка до утверждения в установленном порядке проекта планировки территории не определен, у Правительства отсутствует обязанность предоставить Обществу названный земельный участок для строительства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2013 по делу N А56-11863/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА

Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
И.А.СЕРИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)