Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Гаиткуловой Ф.С., Смирновой О.В.,
при секретаре Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Б. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
признать право ФИО1 на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных адрес.
признать право ФИО2 на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных адрес.
признать право ФИО3 на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных адрес.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., Судебная коллегия по гражданским делам
установила:
К.Е.П., К.В.А., П. обратились с иском к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, МУСП - совхоз ... о признании права на бесплатное однократное получение земельной доли.
В обоснование исковых требований указали, что К.Е.П. с дата по дата работала в средней школе ... и вышла на пенсию. К.В.А. с дата. по настоящее время работает в средней школе ..., П. с дата по дата работала в МСУП - совхоз ... и была уволена по сокращению штата. Считают, что в соответствии со ст. 21.2 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" приобрели право на однократное бесплатное предоставление земельного пая. Ранее свои права на него не использовали, денежной компенсации за него не получали.
Просили признать право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в адрес.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Б. ставится вопрос об отмене постановленного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что судом не установлено, на какие сельскохозяйственные угодья сельскохозяйственной организации признано право истцов, предоставлялся ли земельный участок сельскохозяйственной организации; истцами не предоставлены списки граждан, имеющих право на бесплатное и однократное получение земельной доли, утвержденные в период с дата до дата; принятие решения о предоставлении земельных участков без соблюдения порядка, предусмотренного законом РБ, то есть без включения внутрихозяйственной комиссией их в список лиц, имеющих право на бесплатное получение земельного пая, невозможно.
Заслушав объяснения представителя администрации МР Уфимский район РБ И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения К.Е.П., К.В.А. и их представителя В., возражавших против ее удовлетворения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" колхозы и совхозы должны были до 1 января 1993 года провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организационно-правовую форму.
Реорганизация колхозов и совхозов могла осуществляться тремя основными путями: раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы; реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа; реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие).
В п. 6 данного Указа Президента РФ было предусмотрено, что коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 г. должны принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местная администрация обязана была обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственникам земли, соответствующие свидетельства на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства (п. 9 постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N 86).
В Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 января 1992 года разъяснено, что основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.
В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае если, избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли (п. 6.4 Рекомендаций).
При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.
Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом помимо постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих проживать в сельской местности, в этот перечень могут включаться временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы на территории хозяйства, а также лица, работавшие в хозяйстве в прошлые годы.
В силу положений ст. 21 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 24.12.2012) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Закон) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 1 января 2006 года.
Бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до 1 января 2012 года.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные с 1 января 2006 года до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков.
Решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после 1 января 2012 года, но не позднее 1 июля 2012 года.
В соответствии с п. п. 3 - 5 ст. 21.2 Закона право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют:
1) граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов;
2) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), уволенные из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года по сокращению численности или штата либо в связи с ее (его) ликвидацией;
3) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), постоянно работающие в ней (нем) и постоянно проживающие в сельском поселении (муниципальном образовании), на территории которого расположена данная сельскохозяйственная организация (предприятие);
4) пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и проживающие на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
5) работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
6) временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком.
Указанные в пункте 3 настоящей статьи лица имеют право на первичное получение земельной доли (пая) только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии).
В соответствии с п. 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности (далее - Порядок).
Согласно п. п. 1.3., 1.4 и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий). К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся: принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая); определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации.
Пунктом 5.5 Порядка предусмотрено, что заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из материалов дела, решением 9-ой сессии Уфимского районного Совета народных депутатов Республики Башкортостан дата N ... установлен среднерайонный земельный пай для организации фермерских (крестьянских) хозяйств из расчета 3,7 га, в том числе 3,0 га пашни и 0,7 га сельхозугодий земли на каждого работника. Закрепить за колхозами, совхозами, прочими сельскохозяйственными предприятиями земли в постоянное пользование из расчета районного пая на каждого работника коллектива сельхозпредприятия и работников сферы обслуживания населения района, а также в аренду земли района и фонда перераспределения. В приложении к решению указано, что у колхоза ... имеется 5510 га с/х угодий.
дата общим собранием колхозников колхоза ... утверждено Положение о порядке формирования и использования паевого фонда основных средств и земли.
В соответствии с п. 4.2 указанного Положения земли (пашня, сенокосы, пастбища) колхоза ... делятся условно между колхозниками по среднерайонному земельному паю (доле) - 3,7 га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни 3 га земельные доли предоставляются работникам учреждений, обслуживающих хозяйство (учителя, врачи, сельсовет).
Предоставление земельных участков в собственность, пожизненно наследуемое владение или аренду осуществляется решением районного Совета народных депутатов пропорционально площадям соотношении пашни, пастбищ и сенокосов (п. 4.5 Положения).
В связи с решением собрания членов колхоза о ликвидации колхоза и разделом имущества, колхозниками поданы заявления о принятии их в члены акционерного общества - агрофирма ... со своим паем (фондовым и земельным).
На основании решения Исполкома Уфимского района от дата N ... колхоз ... реорганизован в АО агрофирма .... Постановлением Главы Уфимского района РБ от дата N ... осуществлена реорганизация юридического лица путем преобразования в АКХ ..., приказом N ... от дата изменена организационно-правовая форма юридического лица в АПП .... В соответствии с приказом N ... от дата АПП... преобразованы в СПК ..., а распоряжением N ... от дата - в МУСП - совхоз ..., на основании письма N ... от дата - в ГУП - совхоз ..., постановлением N ... от дата - в МУСП - совхоз ..., что подтверждается справкой из архивного фонда МУСП - совхоз ... от дата N ....
Приказом директора МУСП - совхоз ... от дата N ... создана внутрихозяйственная комиссия по совхозу для составления списков долей (паев).
Постановлением Администрации муниципального района Уфимский район РБ от дата N ... утвержден проект границ разделения единого землепользования общей площадью 6367 га из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером N ..., находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на единые землепользования N ... (А) площадью 5949 га и N ... (Б) площадью 418 га, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для возделывания сельскохозяйственных культур, расположенных по адресу: адрес
Единое землепользование с кадастровым номером N ... (Б) изъято у МУСП - совхоз... и предоставить в общую (долевую) собственность граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения согласно списку, утвержденному решением общего собрания МУСП - совхоз ... Уфимского района (протокол от дата), расположенный адрес согласно Приложению.
Постановлением Администрации муниципального района Уфимский район РБ от дата N ... и последующем внесением изменением в него постановлением Администрации муниципального района Уфимский район РБ от дата N ... утвержден проект земельного участка площадью 66,6 га, образованного в результате выдела из кадастрового квартала N ..., находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования МУСП - совхоз ... Уфимского района и предоставлен в общую долевую собственность имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения согласно списку, утвержденному решением общего собрания МУСП - совхоз ... Уфимского района (протокол от 04 апреля 2009 г.), расположенный адрес согласно Приложению. Указанная часть земельного участка изъята из пользования юридического лица.
Из кадастрового паспорта земельного участка от дата N ... следует, что земельный участок с кадастровым номером N ... площадью 28999381 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположен по адресу: адрес. Сведения о правообладателе, собственнике земельного участка отсутствуют. Часть земельного участка площадью 1023640 кв. м имеет особый режим использования земель - охранная зона магистрального нефтепровода ОАО ....
Из трудовых книжек истцов усматривается, что К.Е.П. в период с дата по дата работала в должности ... в средней школе ... и по достижении возраста вышла на пенсию.
К.В.А. с дата по настоящее время работает... в средней школе....
П. с дата по дата работала в МУСП - совхоз ......, уволена по сокращению численности работников по п. 2 ст. 81 ТК РФ.
Из письма председателя внутрихозяйственной комиссии МУСП - совхоз ... ФИО14 от дата N ... следует, что в ответ на обращение истцов разъясняет, что они имеют право на получение по 3,7 га земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании МУСП - совхоз ... согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка в случае признания данного права судом.
дата истцы обратились с заявлением о предоставлении им земельного пая из земель сельскохозяйственного назначения в Администрацию МР Уфимский район РБ, которой также было отказано в его удовлетворении в связи с истечением срока на обращение за приватизацией земельного участка указанной категории земель, что подтверждается письмом Управления земельных и имущественных отношений Администрации МР Уфимский район РБ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцы подпадают под категорию лиц, имеющих право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренную ст. 21.2 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считая его законным и обоснованным.
Совокупность представленных сторонами доказательств позволяет Судебной коллегии прийти к выводу о том, что предоставленный сельскохозяйственной организации МУСП - совхоз ... земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования в адрес, за счет которого ранее предоставлялись земельные паи работникам организации, согласно списков сформированных внутрихозяйственной комиссией МУСП - совхоз ..., является объектом земельных отношений, подлежащий вовлечению в гражданско-правовой оборот в соответствии с требованиями ст. 11.5 ЗК РФ путем выдела из него частей земельных участков.
Так, во исполнение решения общего собрания участников общей долевой собственности МСУП - совхоза ... от дата из земельного участка с кадастровым номером N ... образованы земельные участки, в том числе с кадастровыми номерами N ..., N ..., N ... площадью по 3700 кв. м каждый. Следовательно, истцами заявлены требования о признании права собственности на земельные участки, которые выделены из земельного участка, находящегося в пользовании у сельскохозяйственной организации МУСП - совхоз ....
Как правильно установлено судом, истцы относятся к категории лиц, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения: К.Е.П. и К.В.А. относятся к работникам образовательного учреждения, расположенного на территории сельского поселения, в котором сельскохозяйственная организация образована, П. - работник сельскохозяйственной организации, уволенной из нее после дата по сокращению численности штата.
Судебная коллегия соглашается с утверждением суда о том, что истцы в срок до дата обратились во внутрихозяйственную комиссию с заявлением о приватизации земельного пая, поскольку это подтверждается их объяснениями в суде апелляционной инстанции, следует из письменного сообщения председателя внутрихозяйственной комиссии МУСП - совхоз ... ФИО14 от дата N ....
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Довод апелляционной жалобы о невозможности принятия решения о предоставлении земельного пая истцам без решения внутрихозяйственной комиссии о включении их в список лиц, имеющих право на однократное и бесплатное получение земельной доли, Судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку истцами до обращения в суд была соблюдена административная процедура предоставления земельного пая, в том числе путем обращения во внутрихозяйственную комиссию сельскохозяйственной организации в порядке и сроки, установленные законом. Однако им безосновательно было отказано в совершении действий по включению в список лиц, имеющих право на получение земельного пая, тем самым нарушив их право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных адрес. Вследствие чего они в порядке ст. 3 ГПК РФ обратились в суд, избрав, предусмотренный ст. 12 ГК РФ способ защиты нарушенного права.
Иные доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательства принадлежности земельного участка сельскохозяйственной организации, из которого истцы просят предоставить им земельные паи; обращение истцов с заявлениями о приватизации земельных паев за пределами срока, установленного законом РБ - после 01.01.2012 г. направлены на переоценку, установленных судом обстоятельств, не содержат правовых оснований для отмены или изменения постановленного судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 21 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
О.В.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 01.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8879/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. по делу N 33-8879/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Гаиткуловой Ф.С., Смирновой О.В.,
при секретаре Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Б. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
признать право ФИО1 на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных адрес.
признать право ФИО2 на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных адрес.
признать право ФИО3 на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных адрес.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., Судебная коллегия по гражданским делам
установила:
К.Е.П., К.В.А., П. обратились с иском к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, МУСП - совхоз ... о признании права на бесплатное однократное получение земельной доли.
В обоснование исковых требований указали, что К.Е.П. с дата по дата работала в средней школе ... и вышла на пенсию. К.В.А. с дата. по настоящее время работает в средней школе ..., П. с дата по дата работала в МСУП - совхоз ... и была уволена по сокращению штата. Считают, что в соответствии со ст. 21.2 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" приобрели право на однократное бесплатное предоставление земельного пая. Ранее свои права на него не использовали, денежной компенсации за него не получали.
Просили признать право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в адрес.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Б. ставится вопрос об отмене постановленного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что судом не установлено, на какие сельскохозяйственные угодья сельскохозяйственной организации признано право истцов, предоставлялся ли земельный участок сельскохозяйственной организации; истцами не предоставлены списки граждан, имеющих право на бесплатное и однократное получение земельной доли, утвержденные в период с дата до дата; принятие решения о предоставлении земельных участков без соблюдения порядка, предусмотренного законом РБ, то есть без включения внутрихозяйственной комиссией их в список лиц, имеющих право на бесплатное получение земельного пая, невозможно.
Заслушав объяснения представителя администрации МР Уфимский район РБ И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения К.Е.П., К.В.А. и их представителя В., возражавших против ее удовлетворения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" колхозы и совхозы должны были до 1 января 1993 года провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организационно-правовую форму.
Реорганизация колхозов и совхозов могла осуществляться тремя основными путями: раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы; реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа; реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие).
В п. 6 данного Указа Президента РФ было предусмотрено, что коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 г. должны принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местная администрация обязана была обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственникам земли, соответствующие свидетельства на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства (п. 9 постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N 86).
В Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 января 1992 года разъяснено, что основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.
В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае если, избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли (п. 6.4 Рекомендаций).
При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.
Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом помимо постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих проживать в сельской местности, в этот перечень могут включаться временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы на территории хозяйства, а также лица, работавшие в хозяйстве в прошлые годы.
В силу положений ст. 21 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 24.12.2012) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Закон) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 1 января 2006 года.
Бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до 1 января 2012 года.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные с 1 января 2006 года до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков.
Решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после 1 января 2012 года, но не позднее 1 июля 2012 года.
В соответствии с п. п. 3 - 5 ст. 21.2 Закона право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют:
1) граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов;
2) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), уволенные из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года по сокращению численности или штата либо в связи с ее (его) ликвидацией;
3) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), постоянно работающие в ней (нем) и постоянно проживающие в сельском поселении (муниципальном образовании), на территории которого расположена данная сельскохозяйственная организация (предприятие);
4) пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и проживающие на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
5) работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
6) временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком.
Указанные в пункте 3 настоящей статьи лица имеют право на первичное получение земельной доли (пая) только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии).
В соответствии с п. 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности (далее - Порядок).
Согласно п. п. 1.3., 1.4 и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий). К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся: принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая); определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации.
Пунктом 5.5 Порядка предусмотрено, что заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из материалов дела, решением 9-ой сессии Уфимского районного Совета народных депутатов Республики Башкортостан дата N ... установлен среднерайонный земельный пай для организации фермерских (крестьянских) хозяйств из расчета 3,7 га, в том числе 3,0 га пашни и 0,7 га сельхозугодий земли на каждого работника. Закрепить за колхозами, совхозами, прочими сельскохозяйственными предприятиями земли в постоянное пользование из расчета районного пая на каждого работника коллектива сельхозпредприятия и работников сферы обслуживания населения района, а также в аренду земли района и фонда перераспределения. В приложении к решению указано, что у колхоза ... имеется 5510 га с/х угодий.
дата общим собранием колхозников колхоза ... утверждено Положение о порядке формирования и использования паевого фонда основных средств и земли.
В соответствии с п. 4.2 указанного Положения земли (пашня, сенокосы, пастбища) колхоза ... делятся условно между колхозниками по среднерайонному земельному паю (доле) - 3,7 га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни 3 га земельные доли предоставляются работникам учреждений, обслуживающих хозяйство (учителя, врачи, сельсовет).
Предоставление земельных участков в собственность, пожизненно наследуемое владение или аренду осуществляется решением районного Совета народных депутатов пропорционально площадям соотношении пашни, пастбищ и сенокосов (п. 4.5 Положения).
В связи с решением собрания членов колхоза о ликвидации колхоза и разделом имущества, колхозниками поданы заявления о принятии их в члены акционерного общества - агрофирма ... со своим паем (фондовым и земельным).
На основании решения Исполкома Уфимского района от дата N ... колхоз ... реорганизован в АО агрофирма .... Постановлением Главы Уфимского района РБ от дата N ... осуществлена реорганизация юридического лица путем преобразования в АКХ ..., приказом N ... от дата изменена организационно-правовая форма юридического лица в АПП .... В соответствии с приказом N ... от дата АПП... преобразованы в СПК ..., а распоряжением N ... от дата - в МУСП - совхоз ..., на основании письма N ... от дата - в ГУП - совхоз ..., постановлением N ... от дата - в МУСП - совхоз ..., что подтверждается справкой из архивного фонда МУСП - совхоз ... от дата N ....
Приказом директора МУСП - совхоз ... от дата N ... создана внутрихозяйственная комиссия по совхозу для составления списков долей (паев).
Постановлением Администрации муниципального района Уфимский район РБ от дата N ... утвержден проект границ разделения единого землепользования общей площадью 6367 га из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером N ..., находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на единые землепользования N ... (А) площадью 5949 га и N ... (Б) площадью 418 га, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для возделывания сельскохозяйственных культур, расположенных по адресу: адрес
Единое землепользование с кадастровым номером N ... (Б) изъято у МУСП - совхоз... и предоставить в общую (долевую) собственность граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения согласно списку, утвержденному решением общего собрания МУСП - совхоз ... Уфимского района (протокол от дата), расположенный адрес согласно Приложению.
Постановлением Администрации муниципального района Уфимский район РБ от дата N ... и последующем внесением изменением в него постановлением Администрации муниципального района Уфимский район РБ от дата N ... утвержден проект земельного участка площадью 66,6 га, образованного в результате выдела из кадастрового квартала N ..., находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования МУСП - совхоз ... Уфимского района и предоставлен в общую долевую собственность имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения согласно списку, утвержденному решением общего собрания МУСП - совхоз ... Уфимского района (протокол от 04 апреля 2009 г.), расположенный адрес согласно Приложению. Указанная часть земельного участка изъята из пользования юридического лица.
Из кадастрового паспорта земельного участка от дата N ... следует, что земельный участок с кадастровым номером N ... площадью 28999381 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположен по адресу: адрес. Сведения о правообладателе, собственнике земельного участка отсутствуют. Часть земельного участка площадью 1023640 кв. м имеет особый режим использования земель - охранная зона магистрального нефтепровода ОАО ....
Из трудовых книжек истцов усматривается, что К.Е.П. в период с дата по дата работала в должности ... в средней школе ... и по достижении возраста вышла на пенсию.
К.В.А. с дата по настоящее время работает... в средней школе....
П. с дата по дата работала в МУСП - совхоз ......, уволена по сокращению численности работников по п. 2 ст. 81 ТК РФ.
Из письма председателя внутрихозяйственной комиссии МУСП - совхоз ... ФИО14 от дата N ... следует, что в ответ на обращение истцов разъясняет, что они имеют право на получение по 3,7 га земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании МУСП - совхоз ... согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка в случае признания данного права судом.
дата истцы обратились с заявлением о предоставлении им земельного пая из земель сельскохозяйственного назначения в Администрацию МР Уфимский район РБ, которой также было отказано в его удовлетворении в связи с истечением срока на обращение за приватизацией земельного участка указанной категории земель, что подтверждается письмом Управления земельных и имущественных отношений Администрации МР Уфимский район РБ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцы подпадают под категорию лиц, имеющих право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренную ст. 21.2 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считая его законным и обоснованным.
Совокупность представленных сторонами доказательств позволяет Судебной коллегии прийти к выводу о том, что предоставленный сельскохозяйственной организации МУСП - совхоз ... земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования в адрес, за счет которого ранее предоставлялись земельные паи работникам организации, согласно списков сформированных внутрихозяйственной комиссией МУСП - совхоз ..., является объектом земельных отношений, подлежащий вовлечению в гражданско-правовой оборот в соответствии с требованиями ст. 11.5 ЗК РФ путем выдела из него частей земельных участков.
Так, во исполнение решения общего собрания участников общей долевой собственности МСУП - совхоза ... от дата из земельного участка с кадастровым номером N ... образованы земельные участки, в том числе с кадастровыми номерами N ..., N ..., N ... площадью по 3700 кв. м каждый. Следовательно, истцами заявлены требования о признании права собственности на земельные участки, которые выделены из земельного участка, находящегося в пользовании у сельскохозяйственной организации МУСП - совхоз ....
Как правильно установлено судом, истцы относятся к категории лиц, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения: К.Е.П. и К.В.А. относятся к работникам образовательного учреждения, расположенного на территории сельского поселения, в котором сельскохозяйственная организация образована, П. - работник сельскохозяйственной организации, уволенной из нее после дата по сокращению численности штата.
Судебная коллегия соглашается с утверждением суда о том, что истцы в срок до дата обратились во внутрихозяйственную комиссию с заявлением о приватизации земельного пая, поскольку это подтверждается их объяснениями в суде апелляционной инстанции, следует из письменного сообщения председателя внутрихозяйственной комиссии МУСП - совхоз ... ФИО14 от дата N ....
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Довод апелляционной жалобы о невозможности принятия решения о предоставлении земельного пая истцам без решения внутрихозяйственной комиссии о включении их в список лиц, имеющих право на однократное и бесплатное получение земельной доли, Судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку истцами до обращения в суд была соблюдена административная процедура предоставления земельного пая, в том числе путем обращения во внутрихозяйственную комиссию сельскохозяйственной организации в порядке и сроки, установленные законом. Однако им безосновательно было отказано в совершении действий по включению в список лиц, имеющих право на получение земельного пая, тем самым нарушив их право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере 3,7 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных адрес. Вследствие чего они в порядке ст. 3 ГПК РФ обратились в суд, избрав, предусмотренный ст. 12 ГК РФ способ защиты нарушенного права.
Иные доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательства принадлежности земельного участка сельскохозяйственной организации, из которого истцы просят предоставить им земельные паи; обращение истцов с заявлениями о приватизации земельных паев за пределами срока, установленного законом РБ - после 01.01.2012 г. направлены на переоценку, установленных судом обстоятельств, не содержат правовых оснований для отмены или изменения постановленного судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 21 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
О.В.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)