Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2629

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу N 33-2629


Судья: Кропотова Н.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Абрамовой Н.Н.
судей Виноградовой Т.И., Пискуновой Т.И.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле по докладу судьи Абрамовой Н.Н. 27 мая 2013 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Р. на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 28 ноября 2012 года, которым постановлено:
исковые требования З. удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным решение комиссии по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района от 07 июля 2011 года об отмене решения комиссии по земельным и имущественным отношениям ЯМР от 05 мая 2011 года протокол N 17, принятое по заявке З., а также постановления Администрации ЯМР от 30.05.2011 года N 2959.
Признать недействительным постановление Администрации ЯМР от 28 июля 2011 года N 3979 об отмене постановления Администрации ЯМР от 30 мая 2011 года N 2956 "О предоставлении З. в собственность за плату земельного участка по адресу".
Обязать Администрацию ЯМР предоставить З. в собственность по кадастровой стоимости земельного участка земельный участок с кадастровым номером N из земель населенных пунктов общей площадью 1000 кв. м, расположенный по адресу.
В удовлетворении встречных исковых требований Р. отказать в полном объеме.
Судебная коллегия

установила:

З. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу. Указанный земельный участок приобретен по договору купли-продажи от 27.08.2001 г. у ФИО16, был поставлен на кадастровый учет 16.06.1994 г.
Р. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 2 900 кв. м, расположенный по адресу. Указанный земельный участок был образован из двух земельных участков: земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 1 400 кв. м и земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 1 500 кв. м. Земельный участок площадью 1 400 кв. м был предоставлен Р. постановлением главы администрации Гавриловского сельсовета N 61 от 19.10.1993 г., поставлен на кадастровый учет 17.02.1995 г.; земельный участок площадью 1 500 кв. м приобретен по договору купли-продажи от 02.03.2010 г. с Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области, был поставлен на кадастровый учет 01.02.2010 г. Земельный участок общей площадью 2 900 кв. м поставлен на кадастровый учет 19.04.2012 г.
Постановлением Администрации ЯМР N 5153 от 04.06.2010 г. З. был предоставлен в аренду примыкающий к имеющемуся у него в собственности земельному участку земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 1000 кв. м. На основании указанного постановления 22.06.2010 г. с З. заключен договор аренды земельного участка N 488 со сроком до 03.06.2013 г.
21.04.2011 г. З. обратился в Администрацию ЯМР с заявлением о расторжении договора аренды и предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Решением комиссии по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района N 17 от 05.05.2011 г. заявление З. было удовлетворено.
Постановлением Администрации ЯМР от 30.05.2011 г. N 2956 договор аренды земельного участка с З. был расторгнут, земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 1000 кв. м был предоставлен З. в собственность за плату.
28.06.2011 г. Р. обратилась в Администрацию ЯМР с заявлением о приостановлении оформления правоустанавливающих документов З. на указанный земельный участок, поскольку участок закрывает доступ к земельному участку Р.
Решением комиссии по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района от 07.07.2011 г. N 26 было постановлено отменить ранее принятое решение и постановление о предоставлении спорного земельного участка в собственность З. З. было предложено переоформить границы испрашиваемого земельного участка с учетом доступа на земельный участок Р.
Постановлением Администрации ЯМР от 28.07.2011 г. N 3979 было отменено постановление Администрации ЯМР N 2956 от 30.05.2011 г. о расторжении договора аренды и предоставлении земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 1000 кв. м в собственность З. за плату.
З. обратился в суд с иском к Администрации ЯМР, в котором просил отменить постановление Администрации ЯМР от 28.07.2011 г. N 3979 "Об отмене постановления Администрации ЯМР от 30.05.2011 г. N 2956 "О предоставлении З. в собственность за плату земельного участка по адресу"; предоставить ему в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 1000 кв. м. В обоснование своих требований ссылался на то, что испрашиваемый земельный участок доступ на земельный участок Р. не закрывает.
Р. обратилась в суд со встречными исковыми требованиями к Администрации ЯМР, ФГБУ "ФКП Росреестра", З., просила признать незаконными постановление Администрации ЯМР N 5153 от 04.06.2010 г. о предоставлении З. земельного участка в аренду; договор аренды земельного участка N 488 от 22.06.2010 г.; возложить на З. обязанность устранить препятствия в пользовании ее земельным участком: осуществить демонтаж забора, установленного на принадлежащем З. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N общей площадью 1 500 кв. м со стороны дороги; установить границы принадлежащих З. и Р. земельных участков по предлагаемому Р. варианту: прекратить право собственности З. на земельный участок площадью 1 500 кв. м с кадастровым номером N, признать за ним право собственности на земельный участок площадью 1 500 кв. м согласно плану границ земельных участков, выполненному по адресу, прекратить право собственности Р. на земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 2 900 кв. м, признать за ней право собственности на земельный участок площадью 2 900 кв. м согласно плану границ земельных участков, выполненному по адресу. В обоснование своих исковых требований Р. сослалась на то, что предоставление земельного участка в аренду З. произведено с нарушением закона, возведение забора на земельном участке З., находящемся в его собственности, препятствует доступу на земельный участок Р.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Р. ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований З. и удовлетворении исковых требований Р. Доводы жалобы водятся к незаконности и необоснованности решения, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы, возражений З. не нее, выслушав представителя Р. по доверенности Ж., поддержавшую доводы жалобы, представителя Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности С., согласившуюся с ними, представителя З. по доверенности Я., возражавшего против указанных доводов, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Принимая решение по делу, суд исходил из того, что процедура предоставления земельного участка в аренду З. Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области не нарушена, предоставлением указанного земельного участка З. законные права Р. не затронуты; правовых оснований для изменений границ земельного участка З., находящегося у него в собственности с 2001 г., не имеется.
Указанные выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и законе.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса РФ, п. 1 которой, в частности, предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Процедура предоставления земельных участков в Ярославском муниципальном районе предусмотрена Положением о порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Ярославского муниципального района, утвержденным Постановлением администрации Ярославского муниципального района от 04.06.2009 N 3474.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 1000 кв. м был предоставлен в аренду З. в 2010 г. в соответствии с процедурой, предусмотренной указанным выше Положением.
Доводы жалобы о том, что в нарушение требований п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ информация о предоставлении земельного участка З. не была опубликована в средствах массовой информации, не влекут отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду З. обратился в Администрацию ЯМР 22.10.2009 г. Действовавшая в указанный период редакция Положения о порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Ярославского муниципального района, утвержденного Постановлением администрации Ярославского муниципального района от 04.06.2009 N 3474, не предусматривала обязанности Администрации ЯМР публиковать сообщение о приеме заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду либо собственность земельного участка для целей, не связанных со строительством. Новая редакция п. 5.5 Положения, установившая такую обязанность, была введена в действие с 16.09.2010 г., т.е. в период, когда земельный участок З. уже был предоставлен в аренду.
Таким образом, поскольку предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории Ярославского муниципального района осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением администрации Ярославского муниципального района от 04.06.2009 N 3474, предусмотренный указанным Положением порядок предоставления земельного участка в аренду З. был соблюден, п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ не устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а относит эти вопросы к компетенции органов местного самоуправления, невыполнение Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области обязанности, возложенной на нее п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ в части обеспечения подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременной публикации такой информации, не должно влечь неблагоприятных последствий для лиц, приобретших права на земельные участки в соответствии с предусмотренной Положением процедурой.
При этом, судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что в аналогичном порядке приобретались права на земельные участки всеми лицами, обратившимися за предоставлением земельных участков в период действия редакции Положения, не предусматривающей публикацию информации о поступивших заявлениях в средствах массовой информации. В аналогичном порядке приобрела права на земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 1 500 кв. м и Р. Так, из материалов дела следует, что 04.09.2009 г. Р. обратилась в Администрацию ЯМР с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1 500 кв. м, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером N площадью 1 400 кв. м, находящемуся в собственности. (л.д. 93 т. 1). Решением комиссии по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района от 19.09.2009 г. согласована возможность предоставления земельного участка в аренду на срок 11 месяцев для огородничества (л.д. 96 т. 1). 30.09.2009 г. Р. обратилась к Главе Ярославского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (л.д. 97 т. 1). Решением комиссии от 01.10.2009 г. согласована возможность предоставления Р. земельного участка в собственность за плату по кадастровой стоимости для огородничества (л.д. 98 т. 1). Постановлением Главы Ярославского муниципального района от 25.02.2010 г. N 1399 земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 1 500 кв. м предоставлен в собственность Р. (л.д. 106 т. 1).
Доводы Р. о том, что она была заинтересована в приобретении спорного земельного участка, отсутствие публикации о предоставлении земельного участка З. нарушает ее права, не подтверждены доказательствами.
Как указано выше, Р. обращалась в Администрацию ЯМР с заявлением о приобретении земельного участка, примыкающего к находящемуся у нее в собственности земельному участку, 04.09.2009 г., а З. с аналогичным заявлением 22.10.2009 г. При обращении в Администрацию ЯМР Р. на спорный земельный участок не претендовала.
Из акта обследования земельного участка от 11.10.2011 г., составленного специалистом отдела аренды Администрации ЯМР К. в присутствии Р., следует, что арендуемый земельный участок З. проезд к земельному участку Р. не перекрывает. Указанное обстоятельство не оспаривается сторонами.
Таким образом, предоставление З. земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 1000 кв. м не нарушает права Р.
Доводы жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении исковых требований о демонтаже забора, признании права собственности на земельные участки в новых границах также являются несостоятельными.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу, приобретен З. по договору купли-продажи от 27.08.2001 г. у ФИО16 Забор, о демонтаже которого заявлено Р., установлен по границам земельного участка З. Границы земельного участка с кадастровым номером N согласованы смежными землепользователями, в том числе, администрацией Заволжского сельского поселения ЯМР (кадастровое дело объекта недвижимости N). Право собственности З. на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.09.2001 г. Каких-либо обременений земельный участок не имеет.
Принимая во внимание изложенное, правовых оснований для удовлетворения исковых требований о демонтаже забора, изменении границ принадлежащего З. земельного участка не имеется. Доводы Р. о наличии на принадлежащем ей земельном участке водоотводной канавы общего пользования не являются основанием для изменения границ принадлежащего З. земельного участка.
Доводы жалобы об отсутствии проезда к земельному участку Р. также не являются основанием для изменения границ земельного участка, находящегося в собственности у З. с 2001 г.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Таким образом, защита прав Р. в части обеспечения проезда на принадлежащий ей земельный участок возможна путем установления сервитута в случае, если последняя докажет, что такой проезд не может быть обеспечен без установления сервитута.
Требований об установлении сервитута для проезда на земельный участок Р. не заявлено, суд рассмотрел дело в пределах заявленных исковых требований.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда основаны на полной и объективной оценке исследованных доказательств.
Доводы жалобы не опровергают правильности выводов суда, не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения.
По изложенным основаниям апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Р. на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 28 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)