Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 23.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6388/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. по делу N 33-6388/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Гаиткуловой Ф.С.
Смирновой О.В.
при секретаре Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан И. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2012 г., которым постановлено:
исковые требования Е. удовлетворить.
Признать право Е. на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере ... га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район и ООО "Дмитриевский" включить Е. в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в размере ... га.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., Судебная коллегия по гражданским делам

установила:

Е. обратился с иском к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская", ГУСП совхоз - завод "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельной доли; возложении обязанности по включению в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование исковых требований указал, что работал в ... до дата.
В общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан включен не был. Однако, право на получение доли истец имеет в соответствии с ч. 3 ст. 21.1, ч. 3 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан". Свое право на получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения ранее не использовал. Никаких денежных выплат за пай не получал.
Просил признать за ним право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере ... га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах СП Дмитриевский сельсовет MP Уфимский район Республики Башкортостан; обязать Администрацию MP Уфимский район РБ и ООО "Дмитриевский" включить истца в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах СП Дмитриевский сельсовет MP Уфимский район Республики Башкортостан в размере 3,7 га.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене постановленного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав объяснения представителя администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Д., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" колхозы и совхозы должны были до 1 января 1993 года провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организационно-правовую форму.
Реорганизация колхозов и совхозов могла осуществляться тремя основными путями:
- - раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы;
- - реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа;
- - реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие).
В п. 6 данного Указа Президента РФ было предусмотрено, что коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 г. должны принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местная администрация обязана была обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственникам земли, соответствующие свидетельства на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства (п. 9 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N 86).
В Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 января 1992 года разъяснено, что основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.
В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае если, избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли (п. 6.4 Рекомендаций).
При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.
Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом помимо постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих проживать в сельской местности, в этот перечень могут включаться временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы на территории хозяйства и др. (п. п. 1.1, 1.2 Рекомендаций).
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 21 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 1 января 2006 года.

Однако Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривает срока окончания бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Принятие субъектами Российской Федерации законом и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не допускается (п. 5 ст. 1 Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъясняет, что при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, второй абзац п. 2 ст. 21 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" об установлении срока окончания приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения 1 января 2012 года не подлежит применению при разрешении данного гражданского дела как противоречащий Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. п. 1 и 5 п. 3 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов; работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия) (п. 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан").
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
Согласно п. п. 1.3, 1.4 и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий). К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся: принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая); определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации.
Пунктом 5.5 Порядка предусмотрено, что заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из материалов дела, решением Уфимского районного Совета народных депутатов от 10 декабря 1991 года N 792 совхоз "Дмитриевский" был преобразован в коллективное сельскохозяйственное предприятие "Дмитриевское". Согласно п. 3 указанного решения коллективному предприятию "Дмитриевский" было передано в постоянное (бессрочное) пользование ... га земли.
Решением общего собрания работников коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" от дата было принято решение:
- - всех работников, в том числе ушедших на пенсию, постоянно проживающих на территории Дмитриевского сельсовета Уфимского района; лиц, занятых в социальной сфере на селе - работников народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории Дмитриевского сельсовета Уфимского района; а также временно отсутствующих лиц, имеющих право вернуться на работу - включить в списки, имеющих право на получение земельной доли;
- - утвердить список лиц, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в составе земель коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" на территории Дмитриевского сельсовета Уфимского района по состоянию на 1 января 1992 года;
- - распределить ... га земли, переданные в постоянное пользование, владение и распоряжение коллективному сельскохозяйственному предприятию "Дмитриевское" на основании решения Уфимского районного Совета от 10 декабря 1991 года согласно утвержденному списку;
- - закрепить причитающийся пай земли за каждым, согласно утвержденному списку, в размере ... га.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 сентября 1994 года N 353 в результате объединения коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" и строящегося комплекса по выращиванию и переработке овощей и ягод на замороженную продукцию в Уфимском районе был создан совхоз-завод "Дмитриевский". Пунктом 2 данного постановления совхоз-завод был отнесен к государственной собственности.
Из Устава, утвержденного первым заместителем министра сельского хозяйства Республики Башкортостан 29 мая 2009 года, следует, что государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие совхоз-завод "Дмитриевский" является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан. Функции учредителя предприятия осуществляются от имени Республики Башкортостан Министерством земельных и имущественных отношений РБ и Министерством сельского хозяйства РБ.
Таким образом, реорганизация совхоза "Дмитриевский" в соответствии с требованиями Указа Президента РСФСР от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Постановления 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" не была проведена.
Вместе с тем, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323, Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N 86, рекомендации Минсельхоза РФ от 14 января 1992 года не ставили право на бесплатную земельную долю (пай) в зависимость от того, реорганизовано сельхозпредприятие или нет.
На основании постановления Главы администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N 853 от 19 декабря 2006 года по договору аренды N ... от дата земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью ... га с кадастровым N ..., находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, в административных границах СП Дмитриевский сельсовет, предоставлен в аренду ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский".
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 10 сентября 2007 года N 993-р ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский" было разрешено вступить в составе учредителей ООО "Дмитриевский" с внесением в уставной капитал создаваемого общества вклада в виде объектов недвижимого имущества по рыночной стоимости и прав по договору аренды земельного участка с кадастровым N ..., находящегося в государственной собственности.
дата по договору уступки, права и обязанности по договору аренды от 18 октября 2007 года, ранее заключенному с ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский", в полном объеме переданы ООО "Дмитриевский". Договор уступки прав и обязанностей зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы.
Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан N 4-р от 12 января 2010 года ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский" РБ находится на стадии ликвидации.
На основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 марта 2012 года дело N ... ООО "Дмитриевский" признано банкротом (несостоятельным) и в отношении него открыто конкурсное производство.
По договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 87-125 от 06 июня 2011 года ООО "Дмитриевский" уступил ООО Агрофирма "Николаевская" права и обязанности по договору уступки от дата на земельный участок площадью ... кв. м, кадастровый N ..., находящийся по адресу: РБ, Уфимский район, в административных границах СП Дмитриевский сельсовет, для сельскохозяйственного производства, сроком до дата.
В п. 6 данного договора указано, что настоящий договор подлежит регистрации в Управлении Росреестра по РБ и вступает в силу с момента его государственной регистрации. Однако данный договор не был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, следовательно, у ООО Агрофирма "Николаевская" право пользования земельным участком не возникло.
Согласно выписке из ЕГРП от дата N ... земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства площадью ... кв. м по адресу: РБ, Уфимский район, в административных границах СП Дмитриевский сельсовет, находится в собственности Республики Башкортостан и предоставлен на праве аренды ООО "Дмитриевский" сроком с дата по дата, дата регистрации дата.
Из материалов дела следует, что Е. до дата работал в ....
дата Е. обратился с заявлением о приобретении бесплатно земельного участка в ООО Агрофирма "Николаевская".
Письмом от дата ООО Агрофирма "Николаевская" сообщила Е., что не располагает полномочиями по принятию и рассмотрению заявлений о приватизации земельных участков. Решение о приватизации принимается уполномоченным государственным органом Республики Башкортостан. По имеющимся сведениям, на территории СП Дмитриевский сельсовет МР Уфимский район РБ отсутствуют сельскохозяйственные угодья, подлежащие бесплатной однократной приватизации гражданами. В связи с чем, внутрихозяйственная комиссия не создавалась.
Жители с. Дмитриевка и д. Волково обратились с коллективным письмом в Управление земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с просьбой о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации. Управление письмом N 01-22-1429К от 17 января 2012 года сообщило, что гражданам необходимо предоставить протокол внутрихозяйственной комиссии.
Согласно письму Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 26 декабря 2011 года за N 1щ-66/21991 гражданам на их обращение дано разъяснение о необходимости подачи заявления на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельхозназначения во внутрихозяйственную комиссию.
Однако, в нарушение п. п. 2.1, 3.3 постановления Правительства РБ от 15.03.2006 г. (ред. от 16.11.2009) "Об утверждении Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности" внутрихозяйственная комиссия на территории сельского поселения Дмитриевский сельсовет Уфимского района РБ не создавалась, районная комиссия не утверждала площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной приватизации по ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский", не согласовывала решение общего собрания граждан, имеющих право на получение земельной доли и др.
Таким образом, право на бесплатную земельную долю (пай) у истца возникло на основании Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323, п. 9 постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N 86, и было закреплено решением общего собрания работников коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" от 25 сентября 1992 года.
То обстоятельство, что уполномоченные органы в нарушение федеральному законодательству не приняли решение о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков на территории сельского поселения Дмитриевский сельсовет, не создали внутрихозяйственную комиссию на территории данного поселения, районная комиссия не утвердила площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации по ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский", не свидетельствует об отсутствии у истца права на бесплатное однократное получение земельной доли и не включению его в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что законодательством не установлен прямой запрет на приобретение гражданами земельного участка в порядке бесплатной приватизации на арендуемые сельскохозяйственными организациями сельскохозяйственные угодья
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что истиц своим заявлением о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков пытается повторно получить право, которое ранее было реализовано, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку ответчиками не представлено доказательств того, что он реализовал свое право на пай.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, оценил доказательства, правильно применил нормы права и вынес законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
О.В.СМИРНОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)