Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи А.М. Медведевой, судей О.М. Козырь и В.Б. Куликовой рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Сервис" от 27.08.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Вологодской области от 04.03.2013 по делу N А13-3081/2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2013 по тому же делу, принятых по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Сервис" (далее - общество)
о признании недействующим постановления правительства Вологодской области от 13.12.2010 N 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" (далее - постановление от 13.12.2010 N 1463) в части ставки арендной платы, установленной за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района, - 5,6% от кадастровой стоимости участков из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района (далее - комитет).
установила:
решением Арбитражного суда Вологодской области от 02.08.2012 постановление от 13.12.2010 N 1463 признано соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582). В удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2012 решение суда от 02.08.2012 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 04.03.2013 постановление N 1463 в оспариваемой части признано соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и Постановлению N 582. В удовлетворении требований обществу отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2013 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество подало заявление о пересмотре их в порядке надзора, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы заявителя и материалы надзорного производства, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, определенных указанной статьей Кодекса, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора в связи со следующим.
Как установлено судом, общество является арендатором семи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, категория - земли населенных пунктов, предоставленных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Земельные участки расположены на территории Вытегорского муниципального района.
Постановлением от 13.12.2010 N 1463 правительства Вологодской области на 2011 год установлены ставки арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Вологодской области и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с пунктом 2 названного постановления размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, определяется путем умножения установленных нормативным правовым актом ставок арендной платы на кадастровую стоимость земельного участка с учетом понижающих коэффициентов, установленных приложениями 1 - 28 к данному постановлению.
В приложении N 9 Постановления от 13.12.2010 N 1463 в отношении земельных участков расположенных на территории Вытегорского муниципального района, для земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, установлена ставка в размере 5,6% от их кадастровой стоимости.
Общество, полагая, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта в части установления указанной ставки арендной платы не были соблюдены принципы, установленные Постановлением N 582, обратилось с настоящим требованием в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной земли относится к категории регулируемых цен.
В силу абзаца 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что оспариваемое постановление издано правительством Вологодской области в соответствии с закрепленными за ним полномочиями.
Согласно установленному в Постановлении N 582 принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исследовав представленные доказательства, в том числе представленный правительством Вологодской области сравнительный анализ ставок арендной платы по муниципальным районам, а также расчет величины ставки арендной платы, суд признал, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления указанной ставки применяемой при расчете арендной платы за земельные участки, предоставляемые для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, принят в соответствии с установленными Постановлением N 582 основными принципами определения арендной платы, в том числе принципу экономической обоснованности.
Судом также принято во внимание, что арендуемые обществом земельные участки расположены на берегах озер Ундозеро, Ежеозеро, Тудозеро, нерестовой реки Мегра, имеют ровный рельеф, в наличии доступная транспортная инфраструктура и возможность подключения к электрическим сетям, что влияет на доходность земельных участков и их инвестиционную привлекательность. Данные обстоятельства были учтены комитетом при направлении предложений относительно ставок арендной платы, и правительством при их утверждении. Установленная ставка арендной платы соответствует средним показателям, установленным в муниципальных образованиях Вологодской области. Кроме того, суд установил, что размер арендной платы, установленный нормативным правовым актом в десятки раз меньше арендной платы, уплачиваемой победителями торгов по продаже права аренды земельных участков, имеющих сходные характеристики.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что правительством доказана экономическая обоснованность установленной ставки, которая соответствует доходности земельных участков, предоставляемых для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. При таких обстоятельствах суд не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Из содержания судебных актов усматривается, что довод о наличии у общества права на льготный размер арендной платы в связи с заключением договора аренды по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта, в суде первой инстанции не приводился, подтверждающие этот довод доказательства не представлялись. В связи с этим указанный довод был отклонен судом кассационной инстанции в соответствии с положениями части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А13-3081/2012 Арбитражного суда Вологодской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Вологодской области от 04.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2013 отказать.
Председательствующий судья
А.М.МЕДВЕДЕВА
Судья
О.М.КОЗЫРЬ
Судья
В.Б.КУЛИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 10.10.2013 N ВАС-13513/13 ПО ДЕЛУ N А13-3081/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. N ВАС-13513/13
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи А.М. Медведевой, судей О.М. Козырь и В.Б. Куликовой рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Сервис" от 27.08.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Вологодской области от 04.03.2013 по делу N А13-3081/2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2013 по тому же делу, принятых по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Сервис" (далее - общество)
о признании недействующим постановления правительства Вологодской области от 13.12.2010 N 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" (далее - постановление от 13.12.2010 N 1463) в части ставки арендной платы, установленной за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района, - 5,6% от кадастровой стоимости участков из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района (далее - комитет).
установила:
решением Арбитражного суда Вологодской области от 02.08.2012 постановление от 13.12.2010 N 1463 признано соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582). В удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2012 решение суда от 02.08.2012 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 04.03.2013 постановление N 1463 в оспариваемой части признано соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и Постановлению N 582. В удовлетворении требований обществу отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2013 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество подало заявление о пересмотре их в порядке надзора, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы заявителя и материалы надзорного производства, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, определенных указанной статьей Кодекса, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора в связи со следующим.
Как установлено судом, общество является арендатором семи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, категория - земли населенных пунктов, предоставленных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Земельные участки расположены на территории Вытегорского муниципального района.
Постановлением от 13.12.2010 N 1463 правительства Вологодской области на 2011 год установлены ставки арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Вологодской области и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с пунктом 2 названного постановления размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, определяется путем умножения установленных нормативным правовым актом ставок арендной платы на кадастровую стоимость земельного участка с учетом понижающих коэффициентов, установленных приложениями 1 - 28 к данному постановлению.
В приложении N 9 Постановления от 13.12.2010 N 1463 в отношении земельных участков расположенных на территории Вытегорского муниципального района, для земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, установлена ставка в размере 5,6% от их кадастровой стоимости.
Общество, полагая, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта в части установления указанной ставки арендной платы не были соблюдены принципы, установленные Постановлением N 582, обратилось с настоящим требованием в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной земли относится к категории регулируемых цен.
В силу абзаца 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что оспариваемое постановление издано правительством Вологодской области в соответствии с закрепленными за ним полномочиями.
Согласно установленному в Постановлении N 582 принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исследовав представленные доказательства, в том числе представленный правительством Вологодской области сравнительный анализ ставок арендной платы по муниципальным районам, а также расчет величины ставки арендной платы, суд признал, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления указанной ставки применяемой при расчете арендной платы за земельные участки, предоставляемые для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, принят в соответствии с установленными Постановлением N 582 основными принципами определения арендной платы, в том числе принципу экономической обоснованности.
Судом также принято во внимание, что арендуемые обществом земельные участки расположены на берегах озер Ундозеро, Ежеозеро, Тудозеро, нерестовой реки Мегра, имеют ровный рельеф, в наличии доступная транспортная инфраструктура и возможность подключения к электрическим сетям, что влияет на доходность земельных участков и их инвестиционную привлекательность. Данные обстоятельства были учтены комитетом при направлении предложений относительно ставок арендной платы, и правительством при их утверждении. Установленная ставка арендной платы соответствует средним показателям, установленным в муниципальных образованиях Вологодской области. Кроме того, суд установил, что размер арендной платы, установленный нормативным правовым актом в десятки раз меньше арендной платы, уплачиваемой победителями торгов по продаже права аренды земельных участков, имеющих сходные характеристики.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что правительством доказана экономическая обоснованность установленной ставки, которая соответствует доходности земельных участков, предоставляемых для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. При таких обстоятельствах суд не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Из содержания судебных актов усматривается, что довод о наличии у общества права на льготный размер арендной платы в связи с заключением договора аренды по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта, в суде первой инстанции не приводился, подтверждающие этот довод доказательства не представлялись. В связи с этим указанный довод был отклонен судом кассационной инстанции в соответствии с положениями части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А13-3081/2012 Арбитражного суда Вологодской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Вологодской области от 04.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2013 отказать.
Председательствующий судья
А.М.МЕДВЕДЕВА
Судья
О.М.КОЗЫРЬ
Судья
В.Б.КУЛИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)