Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.12.2013 N Ф09-12344/13 ПО ДЕЛУ N А76-4804/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. N Ф09-12344/13

Дело N А76-4804/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Столярова А.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябвтормет" (далее - общество "Челябвтормет") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по делу N А76-4804/2013 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Челябвтормет" - Стахун В.Н. (доверенность от 01.01.2013 N 15);
- Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство) - Перминова М.А. (доверенность от 15.01.2013 N 1/5).

Общество "Челябвтормет" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству о признании недействительным распоряжения Министерства от 27.12.2012 N 2061-Р об отказе в переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Определением от 08.04.2013 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Красноармейского муниципального района (далее - администрация района).
Решением от 04.06.2013 (судья Бастен Д.А.) суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом "Челябвтормет" требования, признав недействительным распоряжение Министерства от 27.12.2012 N 2061-Р "Об отказе в переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории", возложив на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Челябвтормет" путем осуществления перевода земельного участка с кадастровым номером 74:12:1307004:39 площадью 9568 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл., Красноармейский р-н, п. Мирный, восточнее Битумного завода, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в двухмесячный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда отменено, в удовлетворении требований общества "Челябвтормет" отказано.
В кассационной жалобе общество "Челябвтормет" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное толкование ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель из одной категории в другую), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о непредставлении лицами, участвующими в деле, доказательств того, что спорный земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям. По мнению заявителя жалобы, п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую регулирует правоотношения, связанные, в частности, и с другими землями и с иными несельскохозяйственными нуждами. Истец полагает, что хотя спорный земельный участок и относится к землям сельскохозяйственного назначения, фактически таковым не является. В связи с этим, по мнению общества "Челябвтормет", спорный земельный участок нельзя отнести к сельскохозяйственным угодьям. Как считает заявитель жалобы, для перевода спорного земельного участка в земли промышленности Закон о переводе земель из одной категории в другую не устанавливает зависимость от наличия либо отсутствия на спорном участке объектов как движимого, так и недвижимого имущества. Общество "Челябвтормет" считает, что норма п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую направлена на строительство промышленных объектов в будущем. Общество "Челябвтормет" также не согласно с оценкой судом апелляционной инстанции письма администрации района от 05.12.2012 N 5176, что в нем содержится мнение лишь о том, что администрация района не может предложить иных вариантов земельных участков для производственной деятельности заявителя, кроме как на землях сельскохозяйственного назначения, и не более того. По мнению истца, согласие администрации, выраженное в данном письме, предусмотрено Законом о переводе земель из одной категории в другую. Общество "Челябвтормет" также сообщает о том, что на спорном земельном участке построена промышленная площадка по заготовке, переработке и сбыту лома черных металлов. На данный вид деятельности получена лицензия с указанием адреса спорного земельного участка. Данная промышленная площадка, по мнению заявителя жалобы, сама по себе является промышленным объектом, причем опасным. При таких обстоятельствах, отмечает заявитель жалобы, вывод суда апелляционной инстанции о том, что объекты промышленности на земельном участке отсутствуют, является неверным.

Как установлено судами и следует из материалов дела, спорный земельный участок площадью 9568 кв. м с кадастровым номером 74:12:1307004:39, расположенный по адресу: Челябинская обл., Красноармейский р-н, п. Мирный, восточнее Битумного завода, поставлен на государственный кадастровый учет 26.07.2006, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования (кадастровый паспорт земельного участка от 31.10.2012 N 7400/101/12-385374).
На основании постановления администрации района от 05.03.2012 N 224 Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района (арендодатель) и обществом "Челябвтормет" (арендатор) 06.03.2012 подписан договор аренды N 95, согласно п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 9568 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения Козыревского сельского поселения с кадастровым номером 74:12:1307004:39, находящийся по адресу: Челябинская обл., Красноармейский р-н, п. Мирный, восточнее Битумного завода, для сельскохозяйственного использования.
Срок аренды участка установлен на 11 месяцев с 06.03.2012 по 05.02.2013 (п. 2.1 договора).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от 12.04.2013 N 01/080/2013-379 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах и обременениях в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:12:1307004:39 отсутствуют.
Общество "Челябвтормет" 16.11.2012 обратилось в Министерство с ходатайством (вх. N 2/24708) о переводе земельного участка с кадастровым номером 74:12:1307004:39 из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения для производственной деятельности.
Рассмотрев указанное ходатайство, Министерство 27.12.2012 вынесло распоряжение N 2061-Р "Об отказе в переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории", указав в качестве причин отказа на то, что в соответствии с федеральным законодательством установлен запрет на перевод земельного участка из одной категории в другую, а также на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации Красноармейского муниципального района.
Общество "Челябвтормет", полагая оспариваемое распоряжение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ссылаясь на п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества "Челябвтормет", согласился с доводом заявителя о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую, указав на то обстоятельство, что иных вариантов размещения производственных объектов заявителя, иначе как на спорном земельном участке сельскохозяйственного назначения, не имеется, а также на недоказанность превышения кадастровой стоимости спорного земельного участка среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району. При этом суд отклонил доводы Министерства о том, что испрашиваемое целевое назначение земельного участка не соответствует утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации Красноармейского муниципального района и о том, что часть спорного земельного участка входит в границы населенного пункта - города Копейска, как не подтвержденные документально, противоречащие материалам дела. Установив отсутствие у Министерства оснований для отказа заявителю в переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения", суд признал оспариваемое распоряжение недействительным, а заявленные требования - подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным бездействием прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу ст. 7 названного Кодекса одной из категорий, на которые подразделяются земли по целевому назначению, являются земли сельскохозяйственного назначения; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Законом о переводе земель из одной категории в другую.
Статьей 2 указанного Закона регламентирован состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков, которые подаются заинтересованным лицом вместе с ходатайством в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о переводе земель из одной категории в другую по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе или акт об отказе в переводе может быть обжалован в суд (п. 8 данной статьи).
В ст. 4 Закона о переводе земель из одной категории в другую указано, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Согласно ст. 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в ч. 2 данной статьи (то есть на землях, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 4 ч. 1 ст. 7 данного Закона).
Как видно из материалов дела, общество "Челябвтормет" обратилось в Министерство с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером 74:12:1307004:39 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, ссылаясь на норму п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую, а также наличие проложенного обществом "Челябвтормет" подъездного пути.
Поскольку доказательств размещения на спорном земельном участке каких-либо промышленных объектов, а также законности их возведения на данном участке, предоставленном в краткосрочную аренду для целей сельскохозяйственного использования, в том числе доказательств самого факта возведения на спорном участке подъездного пути, в материалах дела не представлено, а из пояснений представителя общества "Челябвтормет" в судебном заседании апелляционного суда 08.08.2013 (в том числе из содержания кассационной жалобы) следует, что на земельном участке с кадастровым номером 74:12:1307004:39 в настоящее время фактически находится лишь промышленная площадка, принадлежащая названному обществу, суд апелляционной инстанции правильно указал на отсутствие оснований для перевода названного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Верным является также вывод суда апелляционной инстанции о том, что начатая обществом "Челябвтормет" производственная деятельность на земельном участке, предоставленном ему в краткосрочную аренду из земель сельскохозяйственного назначения, не связанная с использованием участка в сельскохозяйственных целях, по смыслу названной выше нормы закона не означает, что появилось основание для перевода этого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
При указанных обстоятельствах отказ Министерства в переводе земельного участка с кадастровым номером 74:12:1307004:39 из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории по причине установленного федеральным законодательством запрета на такой перевод, является законным.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении ст. 7 Закона о переводе земель из одной категорию в другую отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании норм права.
Иные доводы заявителя жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по делу N А76-4804/2013 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябвтормет" - без удовлетворения.

Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА

Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)