Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 14 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича
апелляционное производство N 05АП-10314/2012
на решение от 05.10.2012 года
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-3507/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича (ИНН 410100106544, ОГРН 305410109000036) о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (ИНН 4101121312, ОГРН 1084101000147) в предоставлении земельного участка площадью 400 кв. м с предполагаемым местом размещения г. Петропавловск-Камчатский, Горизонт-Север, оформленного письмом от 04.07.2012 года; обязании Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - здания магазина на земельном участке площадью 400 кв. м по адресу г. Петропавловск-Камчатский, Горизонт-Север, на праве аренды
при участии:
- стороны не явились;
Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Министерство) в предоставлении земельного участка площадью 400 кв. м с предполагаемым местом размещения г. Петропавловск-Камчатский, Горизонт-Север, оформленного письмом от 04.07.2012 года; обязании Министерства принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - здания магазина на земельном участке площадью 400 кв. м по адресу г. Петропавловск-Камчатский, Горизонт-Север, на праве аренды.
Определением суда от 03.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Краевое государственное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы и дополнений к ней указывает, что из копии распоряжения Министерства от 06.04.2012 N 247-р следует, что земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010119:316 площадью 68851 кв. м предоставлен Краевому государственному учреждению "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" в безвозмездное срочное пользование сроком до 01.04.2013 для проведения проектно-изыскательных работ для жилищного строительства.
Между тем, жилищное строительство на данном земельном участке невозможно, поскольку в силу пункта 6.17 СНиП 2.07.01-89, расстояние о края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП 11-12-77, не менее 25 м.
Таким образом, по мнению заявителя жалобы, вывод суда, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:316, предоставленного ранее на основании договора безвозмездного срочного пользования иному лицу для проведения проектно-изыскательных работ, является необоснованным.
Кроме того, из кадастрового плана земельного участка, предоставленного Министерством, следует, что указанный участок с кадастровым номером 41:01:0010119:316 находятся примерно в 50 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Камчатский, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак. Королева, д. 51.
Между тем, судом не было исследовано то обстоятельство, где находится д. 51 по ул. Ак. Королева. А ближайший жилой дом находится от земельного участка, который указан заявителем на схеме, при подаче заявления в Министерство, находится на расстоянии примерно 500 м.
Указывает, что невозможность предоставления испрашиваемого участка для строительства определяется в результате выбора земельного участка.
Кроме того, в дополнениях к апелляционной жалобе ссылается на нарушение норм процессуального права - ст. 51; п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, а также норм материального права - статьи 29, 30, пунктов 2, 3, 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, п. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, Краевое государственное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Через канцелярию суда до начала судебного заседания от предпринимателя поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства строительства Камчатского края.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В соответствии с частью 1, 3 статьи 266 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными настоящей главой.
В арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила, в том числе о привлечении к участию в деле третьих лиц.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства предпринимателя о привлечении к участию в деле Министерства строительства Камчатского края в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Из материалов дела судом установлено следующее.
07.06.2012 года индивидуальный предприниматель Восканян М.Ж. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - здания торгового магазина, указав примерный размер земельного участка 400 кв. м и предполагаемое место размещения объекта - Горизонт-Север. К заявлению была приложена схема испрашиваемого земельного участка.
Учитывая, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:316, предоставленного ранее на основании договора безвозмездного срочного пользования иному лицу для проведения проектно-изыскательских работ, Министерством принято решение об отказе в согласовании места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, о чем предпринимателю сообщено письмом от 04.07.2012 года N 03/5118-01-09.
В указанном письме предпринимателю также указано на то обстоятельство, что в силу пункта 1 части 1 Постановления Правительства Камчатского края от 17.05.2012 года N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах" предоставление земельных участков для строительства объектов торгового назначения осуществляется исключительно на торгах.
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласований мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статьи 31 ЗК РФ обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу статьи 2 Закона Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого значения Петропавловске-Камчатском" распоряжение земельными участками в г. Петропавловске-Камчатском, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Камчатского края в случаях предоставления указанных земельных участков для строительства, в том числе жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края, утвержденным Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 17.02.2010 N 710, названное Министерство осуществляет полномочия собственника в отношении государственного имущества Камчатского края.
Судом установлено и следует из материалов дела, что предприниматель при обращении с заявлением от 07.06.2012 о выборе земельного участка выполнил требования действующего законодательства. Заявление предпринимателя о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, представленное в Министерство, соответствовало по форме и содержанию части 1 статьи 31 ЗК РФ.
Коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, приходит к выводу о том, что у Министерства после получения заявления предпринимателя от 07.06.2012 возникла, предусмотренная пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ обязанность, по его рассмотрению и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что процедура выбора земельного участка для строительства начинается с подачи заинтересованным лицом соответствующего заявления. Именно на первоначальном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства.
Как верно указано судом первой инстанции, статьи 30, 31 ЗК РФ не содержат положений об обязательном оформлении акта выбора земельного участка, если имеются препятствия для выбора земельного участка. При отрицательном ответе на вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом участке, совершение последующих действий по выбору земельного участка является нецелесообразным.
В соответствии с письмом Министерства от 04.07.2012 N 03/5118-01-09, имеющемся в материалах дела, а также отзыву Министерства на заявление, испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119: 316. Данное обстоятельство также подтверждается имеющимся в материалах дела заключением специалиста Министерства, копией ортофотоплана данного земельного участка.
Согласно Распоряжению Министерства от 06.04.2012 N 247-р земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010119: 316 площадью 68851 кв. м предоставлен Краевому государственному учреждению "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" в безвозмездное срочное пользование сроком до 01.04.2013 для проведения проектно-изыскательных работ. 06.04.2012 между Министерством и Краевым государственным учреждением "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" заключен соответствующий договор.
Кроме того, судом первой инстанции приняты во внимание положения части 1.1 статьи 30 ЗК РФ и подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства Камчатского края N 225-П от 17.05.2012 "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах", согласно которому предоставление земельных участков, находящихся в собственности Камчатского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством и Законом Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" органы государственной власти Камчатского края имеют право распоряжаться, при их использовании для строительства объектов торгового назначения (в том числе торговых центров, магазинов продовольственных и промышленных товаров, рынков) осуществляется без предварительного согласования места размещения объектов исключительно на торгах.
Материалами дела подтверждается, что предприниматель обратился в Министерство с заявлением о выборе земельного участка для строительства объекта торгового назначения (торгового магазина) 07.06.2012, то есть после вступления в силу названного Постановления Правительства Камчатского края. Сведений об отмене данного Постановления, либо признания его недействующим суду не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о принципиальной невозможности предоставления предпринимателю испрашиваемого земельного участка для целей строительства по его заявлению от 07.06.2012.
При изложенных обстоятельствах Министерством правомерно, без проведения мероприятий по выбору земельного участка, было принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
Поскольку материалами дела установлена принципиальная невозможность строительства на испрашиваемом земельном участке, суд пришел к законному и обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Министерства соответствует требованиям земельного законодательства РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 05.10.2012 года по делу N А24-3507/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.01.2013 N 05АП-10314/2012 ПО ДЕЛУ N А24-3507/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2013 г. N 05АП-10314/2012
Дело N А24-3507/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 14 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича
апелляционное производство N 05АП-10314/2012
на решение от 05.10.2012 года
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-3507/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича (ИНН 410100106544, ОГРН 305410109000036) о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (ИНН 4101121312, ОГРН 1084101000147) в предоставлении земельного участка площадью 400 кв. м с предполагаемым местом размещения г. Петропавловск-Камчатский, Горизонт-Север, оформленного письмом от 04.07.2012 года; обязании Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - здания магазина на земельном участке площадью 400 кв. м по адресу г. Петропавловск-Камчатский, Горизонт-Север, на праве аренды
при участии:
- стороны не явились;
-
установил:
установил:
Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Министерство) в предоставлении земельного участка площадью 400 кв. м с предполагаемым местом размещения г. Петропавловск-Камчатский, Горизонт-Север, оформленного письмом от 04.07.2012 года; обязании Министерства принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - здания магазина на земельном участке площадью 400 кв. м по адресу г. Петропавловск-Камчатский, Горизонт-Север, на праве аренды.
Определением суда от 03.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Краевое государственное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы и дополнений к ней указывает, что из копии распоряжения Министерства от 06.04.2012 N 247-р следует, что земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010119:316 площадью 68851 кв. м предоставлен Краевому государственному учреждению "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" в безвозмездное срочное пользование сроком до 01.04.2013 для проведения проектно-изыскательных работ для жилищного строительства.
Между тем, жилищное строительство на данном земельном участке невозможно, поскольку в силу пункта 6.17 СНиП 2.07.01-89, расстояние о края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП 11-12-77, не менее 25 м.
Таким образом, по мнению заявителя жалобы, вывод суда, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:316, предоставленного ранее на основании договора безвозмездного срочного пользования иному лицу для проведения проектно-изыскательных работ, является необоснованным.
Кроме того, из кадастрового плана земельного участка, предоставленного Министерством, следует, что указанный участок с кадастровым номером 41:01:0010119:316 находятся примерно в 50 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: край Камчатский, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак. Королева, д. 51.
Между тем, судом не было исследовано то обстоятельство, где находится д. 51 по ул. Ак. Королева. А ближайший жилой дом находится от земельного участка, который указан заявителем на схеме, при подаче заявления в Министерство, находится на расстоянии примерно 500 м.
Указывает, что невозможность предоставления испрашиваемого участка для строительства определяется в результате выбора земельного участка.
Кроме того, в дополнениях к апелляционной жалобе ссылается на нарушение норм процессуального права - ст. 51; п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, а также норм материального права - статьи 29, 30, пунктов 2, 3, 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, п. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, Краевое государственное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Через канцелярию суда до начала судебного заседания от предпринимателя поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства строительства Камчатского края.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В соответствии с частью 1, 3 статьи 266 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными настоящей главой.
В арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила, в том числе о привлечении к участию в деле третьих лиц.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства предпринимателя о привлечении к участию в деле Министерства строительства Камчатского края в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Из материалов дела судом установлено следующее.
07.06.2012 года индивидуальный предприниматель Восканян М.Ж. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - здания торгового магазина, указав примерный размер земельного участка 400 кв. м и предполагаемое место размещения объекта - Горизонт-Север. К заявлению была приложена схема испрашиваемого земельного участка.
Учитывая, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:316, предоставленного ранее на основании договора безвозмездного срочного пользования иному лицу для проведения проектно-изыскательских работ, Министерством принято решение об отказе в согласовании места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, о чем предпринимателю сообщено письмом от 04.07.2012 года N 03/5118-01-09.
В указанном письме предпринимателю также указано на то обстоятельство, что в силу пункта 1 части 1 Постановления Правительства Камчатского края от 17.05.2012 года N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах" предоставление земельных участков для строительства объектов торгового назначения осуществляется исключительно на торгах.
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласований мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статьи 31 ЗК РФ обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу статьи 2 Закона Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого значения Петропавловске-Камчатском" распоряжение земельными участками в г. Петропавловске-Камчатском, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Камчатского края в случаях предоставления указанных земельных участков для строительства, в том числе жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края, утвержденным Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 17.02.2010 N 710, названное Министерство осуществляет полномочия собственника в отношении государственного имущества Камчатского края.
Судом установлено и следует из материалов дела, что предприниматель при обращении с заявлением от 07.06.2012 о выборе земельного участка выполнил требования действующего законодательства. Заявление предпринимателя о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, представленное в Министерство, соответствовало по форме и содержанию части 1 статьи 31 ЗК РФ.
Коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, приходит к выводу о том, что у Министерства после получения заявления предпринимателя от 07.06.2012 возникла, предусмотренная пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ обязанность, по его рассмотрению и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что процедура выбора земельного участка для строительства начинается с подачи заинтересованным лицом соответствующего заявления. Именно на первоначальном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства.
Как верно указано судом первой инстанции, статьи 30, 31 ЗК РФ не содержат положений об обязательном оформлении акта выбора земельного участка, если имеются препятствия для выбора земельного участка. При отрицательном ответе на вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом участке, совершение последующих действий по выбору земельного участка является нецелесообразным.
В соответствии с письмом Министерства от 04.07.2012 N 03/5118-01-09, имеющемся в материалах дела, а также отзыву Министерства на заявление, испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119: 316. Данное обстоятельство также подтверждается имеющимся в материалах дела заключением специалиста Министерства, копией ортофотоплана данного земельного участка.
Согласно Распоряжению Министерства от 06.04.2012 N 247-р земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010119: 316 площадью 68851 кв. м предоставлен Краевому государственному учреждению "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" в безвозмездное срочное пользование сроком до 01.04.2013 для проведения проектно-изыскательных работ. 06.04.2012 между Министерством и Краевым государственным учреждением "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" заключен соответствующий договор.
Кроме того, судом первой инстанции приняты во внимание положения части 1.1 статьи 30 ЗК РФ и подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства Камчатского края N 225-П от 17.05.2012 "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах", согласно которому предоставление земельных участков, находящихся в собственности Камчатского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством и Законом Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" органы государственной власти Камчатского края имеют право распоряжаться, при их использовании для строительства объектов торгового назначения (в том числе торговых центров, магазинов продовольственных и промышленных товаров, рынков) осуществляется без предварительного согласования места размещения объектов исключительно на торгах.
Материалами дела подтверждается, что предприниматель обратился в Министерство с заявлением о выборе земельного участка для строительства объекта торгового назначения (торгового магазина) 07.06.2012, то есть после вступления в силу названного Постановления Правительства Камчатского края. Сведений об отмене данного Постановления, либо признания его недействующим суду не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о принципиальной невозможности предоставления предпринимателю испрашиваемого земельного участка для целей строительства по его заявлению от 07.06.2012.
При изложенных обстоятельствах Министерством правомерно, без проведения мероприятий по выбору земельного участка, было принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
Поскольку материалами дела установлена принципиальная невозможность строительства на испрашиваемом земельном участке, суд пришел к законному и обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Министерства соответствует требованиям земельного законодательства РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 05.10.2012 года по делу N А24-3507/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)