Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2013 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Менеджмент Инвестиции Развитие": представитель по доверенности от 12.01.2012 г. N 23АА1188075 Чапковская О.Н.;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 г. по делу N А32-32457/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Менеджмент Инвестиции Развитие" о признании незаконным уклонение от предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:33:1306001:52,
заинтересованное лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Менеджмент Инвестиции Развитие" (далее - общество, ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, содержащим следующие требования:
- 1. признать незаконным уклонение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от предоставления в собственность ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137 от 25.10.2001 г., статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации за плату в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка площадью 0,6056 га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для существующих мастерских по адресу Туапсинский район, поселок Пригородный, Майкопское шоссе км 5;
- 2. обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в 10-дневный срок с момента вступления в силу решения по данному заявлению подготовить проект договора о предоставлении земельного участка площадью 0,6056 га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для существующих мастерских по адресу Туапсинский район, поселок Пригородный, Майкопское шоссе км 5 на праве собственности за плату в размере 2,5% кадастровой стоимости, что составляет 1 281 68,72 руб., и направить его в адрес ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие".
Заявленные требования мотивированы наличием у общества как собственника недвижимого имущества исключительного права на приобретение в собственность расположенного под ним земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В целях приобретения земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю здания, в собственность заявитель обратился в Территориальное Управление с заявлением о его выкупе, однако земельный участок в собственность не предоставлен. Заявитель считает, что заинтересованное лицо не выполняет возложенные на него законом обязанности, в результате чего нарушены права заявителя, закрепленные в статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13 мая 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным уклонение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от предоставления в собственность 000 "Менеджмент Инвестиции Развитие" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137 от 25.10.2001, статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации за плату в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка площадью 0,6056 га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для существующих мастерских по адресу Туапсинский район, поселок Пригородный, Майкопское шоссе км 5.
Суд первой инстанции также обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" земельного участка площадью 0,6056 га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, расположенного по адресу Туапсинский район, поселок Пригородный, Майкопское шоссе км 5.
Кроме того, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" земельного участка, площадью 0,6056га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, расположенного по адресу Туапсинский район, поселок Пригородный, Майкопское шоссе км 5, направить обществу проект договора купли-продажи с предложением о заключении соответствующего договора.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Росимущество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Росимущество указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В письмах Росимущества не содержится уклонение при рассмотрении заявлений ООО "МИР".
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства явку представителя в судебное заседание, состоявшееся 29.07.2013 г. не обеспечило.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании 29.07.2013 г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 02.08.2013 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя заявителя.
С учетом мнения представителя заявителя дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" на основании договора N 1 купли-продажи от 30.07.2010 г. (право на заключение договора купли-продажи в соответствии с протоколом о результатах торгов по лоту N 3 от 26.07.2010 г.), приобретены в собственность объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: Туапсинский район, пос. Пригородный, Майкопское шоссе км 5, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:33:1306001:52. Указанные объекты недвижимости ранее были закреплены на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным дорожным эксплуатационным предприятием N 110 на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 661 от 10.10.2002 г.
Указанный земельный участок предоставлен ФГУ дорожным эксплуатационным предприятием N 110 на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления Главы администрации Туапсинского района N 787 от 13.10.1992 г., свидетельства N 104 от 02.03.1994 г.
Заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: Туапсинский район, пос.Пригородный, Майкопское шоссе км 5: Проходная литер "Д" площадью 38,3 кв. м (выписка от ЕГРП от 24.01.2013 г. N 01/150/2013-010), Гараж литер "А, А1" площадью 765,2 кв. м (выписка от ЕГРП от 24.01.2013 г. N 01/150/2013-011), Уборная литер "Г" площадью 11,2 кв. м (выписка от ЕГРП от 24.01.2013 г. N 01/150/2013-008), мастерская литер "Бб" площадью 427,6 кв. м (выписка от ЕГРП от 24.01.2013 г. N 01/150/2013-009).
Иные объекты недвижимого имущества на данном земельном участке отсутствуют.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 23:33:1306001:52 поставлен на государственный кадастровый учет 15.09.2005 г., местоположение установлено относительно ориентира в границах участка, Ориентир в 3-х км за н\\\\п, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Туапсинский район, с/п Вельяминовское, п. Пригородный, Майкопское шоссе, км 5.
Общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Управление) с заявлением от 29.12.2011 г. с приложением необходимых документов о приобретении в собственность в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137 от 25.10.2001 г., статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации за плату в размере 2,5% кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером 23:33:1306001:52.
Письмом от 02.02.2012 г. N 09-10/1284 Управление сообщило заявителю, что Территориальным управлением проводится правовая экспертиза договора купли-продажи от 30.07.2010 г. N 4 по факту законности приобретения заявителем объектов недвижимого имущества. Также указывается, что Территориальным управлением сделан запрос в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с целью предоставления выписки из ЕГРП на склад, литер В и запрос в администрацию муниципального образования г. Туапсе с целью предоставления архивной копии государственного акта для обеспечения регистрации права собственности Российской Федерации. Кроме того, Территориальным управлением предложено представить пакет документов, установленных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 475.
Письмами от 27.03.2012 г. б\\\\н, 24.04.2012 г. N б/н, от 14.05.2012 г. N б/н, от 09.08.2012 г. заявителем в Управление представлялись дополнительные документы, в том числе, истребованные Управлением письмами от 02.02.2012 г. N 09-10/1282, 05.06.2012 г. N 09-10/7205.
Как указывает заявитель, им с целью сокращения сроков рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность была осуществлена регистрация права Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок. Документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности Российской Федерации (свидетельство 23-КК N 224015 от 13.03.2012 г., свидетельство 23-КК N 665276 от 20.04.2012 г.), а также документы, на основании которых была произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, были представлены в Территориальное Управление письмом от 14.05.2012 г.
Письмом от 05.06.2012 г. N 09-10/7205 Управление указало заявителю на необходимость прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП ДЭП N 110 на спорный земельный участок и необоснованность площади земельного участка, подлежащего выкупу.
09.08.2012 г. заявитель представил в Управление расчет площади земельного участка, выполненный ООО "Тихорецкагропромпроект" 81-12-Р, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 23:33:1306001:52 полностью используется для эксплуатации объектов недвижимости и соответствует нормативной площади.
Не получив ответ на данное письмо, заявитель письмом от 12.09.2012 г. в очередной раз обратился в Управление с заявителем о выкупе спорного земельного участка, указав, что все испрашиваемые Управлением для решения вопроса о предоставлении земельного участка были ранее представлены заявителем.
Ответ на указанное обращение не последовал, что явилось основанием для обращения общества с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений предоставленное исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11).
Из материалов дела следует, что общество является собственником 4-х объектов недвижимости, находящихся по адресу Туапсинский район, пос.Пригородный, Майкопское шоссе км 5, расположенных на земельном участке кадастровым номером 23:33:1306001:52. Право собственности на здания подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации. Факт нахождения зданий на испрашиваемом земельном участке отражен в договоре купли-продажи, на основании которого обществом приобретены в собственность объекты недвижимости, кадастровых паспортах на объекты недвижимости и в расчете площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, расположенного по адресу Краснодарский край, Туапсинский район, с/п Вельяминовское, п. Пригородный, Майкопское шоссе, км. 5, представленном заявителем в качестве обоснования необходимой для использования площади земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 23:33:1306001:52 является федеральной собственностью, о чем выдано свидетельство от 20.04.2012 г. серия 23-АК N 665276.
Юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Апелляционная коллегия учитывает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, и подведомственные им организации, участвующие в предоставлении публичных услуг, осуществляют взаимодействие с иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, в том числе и информационный обмен. При этом органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления подобных документов и информации.
Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации). То есть размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта недвижимости.
Спорный земельный участок земель населенных пунктов сформирован под принадлежащими обществу объектами недвижимости и поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке, что подтверждается кадастровым паспортом от 23.01.2013 г., согласно которого вид разрешенного использования земельного участка - для существующих мастерских.
Согласно расчету площади 81-12-Р земельного участка, выполненного ООО "Тихорецкагропромпроект", земельный участок кадастровым номером 23:33:1306001:52 полностью используется для эксплуатации объектов недвижимости и соответствует нормативной площади.
Вышеуказанный расчет заинтересованным лицом не опровергнут.
Управление ссылается на письмо от 11.10.2012 г., адресованное заявителю в ответ на его обращения от 09.08.2012 г. и от 12.09.2012 г., однако, доказательств фактического направления этого письма заявителю не представлено.
В письме указано, что для рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность необходимо прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ФГУ ДЭП N 110 и подтвердить правопреемство ФГУ ДЭП N 110 от ДРСУ N 4. В письме также имеется ссылка на то, что отсутствует сообщение заявителя, содержащее перечень зданий, строений и сооружений на земельном участке, заключение о соразмерности площади земельного участка расположенным на нем объектам недвижимости должно выдаваться уполномоченным на это органом (Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район).
Указанные доводы Росимущества отклоняются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что заявитель представил в Управление Свидетельства о государственной регистрации из ЕГРП на здания и сооружения, расположенные на испрашиваемом земельном участке, что свидетельствует о сообщении заявителем перечня всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров (пункт 8 действующего Перечня).
Относительно доводов Управления о необходимости прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГУ ДЭП N 110 суд указывает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В абзацах 2 и 3 пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в силу указанных норм права покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, закреплен в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка суда первой инстанции на указанный основополагающий принцип гражданского и земельного законодательства является обоснованным.
По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования (пункт 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации). Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (пункт 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в силу закона с момента государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке (08.11.2010 г.), к новому собственнику (ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие") перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что было у ФГУ ДЭП N 110 (ранее ДРСУ N 4), в связи с чем, отказ последнего от права постоянного (бессрочного) пользования в данном случае не требуется. Право продавца на земельный участок прекращается в связи с переходом к лицу, являющемуся приобретателем объекта недвижимости, прав на земельный участок, на котором этот объект находится и который необходим для его использования, что в силу подпункта 7 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Довод о необходимости представления заявителем заключения о соразмерности площади земельного участка расположенным на нем объектам недвижимости, выданного уполномоченным на это органом (Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район) не обоснован, поскольку заинтересованным лицом документально не опровергнут расчетом площади, представленный заявителем.
Ссылки Управления на необходимость подтверждения заявителем правопреемства ФГУ ДЭП N 110 от ДРСУ N 4 суд считает несостоятельными, поскольку такая обязанность на заявителя действующим законодательством не возложена.
Доводы заинтересованного лица о разночтении в адресе испрашиваемого земельного участка в свидетельстве от 20.04.2012 года 23-АК N 665276 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, кадастровом паспорте земельного участка от 07.08.2012 г. N 2343/12/12-499726 и постановлении администрации Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района с.Цыпка от 21.12.2011 г. N 275 "Об уточнении почтового адреса земельного участка, принадлежащего ООО "МИР" в п. Пригородный" судом первой инстанции также обоснованно отклонены, поскольку заявителем в заявлении о выкупе был указан кадастровый номер земельного участка. Из совокупности представленных заявителем заинтересованному лицу документов и переписки следует, что заинтересованное лицо однозначно могло установить, что заявитель просит предоставить в собственность именно земельный участок площадью 0,6056 га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, расположенный по адресу Туапсинский район, поселок Пригородный, Майкопское шоссе км 5.
Кроме того, Перечень, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 475, не предусматривает обязанности заявителя устранять разночтения в подобных случаях.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, соответственно полномочиями по изменению технических характеристик объекта недвижимости (в том числе и уточнение его местоположения) является правом и обязанностью правообладателя объекта недвижимости (в данном случае Российской Федерация в лице Управления).
Следует учитывать, что индивидуализация отдельного земельного участка как объекта недвижимости, а значит, как объекта земельных отношений, гражданских правоотношений осуществляется с помощью его кадастрового учета. По смыслу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 5, статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202007:0003 внесены в государственный кадастр недвижимости, доказательства расположения принадлежащих заявителю объектов недвижимости на указанном земельном участке имеются в представленных заявителем кадастровых паспортах объектов недвижимости.
Таким образом, у Управления имелись в наличии все предусмотренные действующим законодательством документы, которые обязан был представить заявитель, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" земельного участка площадью 0,6056 га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, местоположение установлено относительно ориентира в границах участка, Ориентир в 3х км за н\\\\п, почтовый адрес: ориентира: Краснодарский край, Туапсинский район, с/п Вельяминовское, п.Пригородный, Майкопское шоссе, км. 5, однако Управление в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный законом срок соответствующее решение не приняло, в адрес заявителя проект договора купли-продажи не направило.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.04.2012 г. по делу N А32-7733/2011.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 г. по делу N А32-32457/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2013 N 15АП-9236/2013 ПО ДЕЛУ N А32-32457/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2013 г. N 15АП-9236/2013
Дело N А32-32457/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2013 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Менеджмент Инвестиции Развитие": представитель по доверенности от 12.01.2012 г. N 23АА1188075 Чапковская О.Н.;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 г. по делу N А32-32457/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Менеджмент Инвестиции Развитие" о признании незаконным уклонение от предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:33:1306001:52,
заинтересованное лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Менеджмент Инвестиции Развитие" (далее - общество, ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, содержащим следующие требования:
- 1. признать незаконным уклонение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от предоставления в собственность ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137 от 25.10.2001 г., статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации за плату в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка площадью 0,6056 га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для существующих мастерских по адресу Туапсинский район, поселок Пригородный, Майкопское шоссе км 5;
- 2. обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в 10-дневный срок с момента вступления в силу решения по данному заявлению подготовить проект договора о предоставлении земельного участка площадью 0,6056 га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для существующих мастерских по адресу Туапсинский район, поселок Пригородный, Майкопское шоссе км 5 на праве собственности за плату в размере 2,5% кадастровой стоимости, что составляет 1 281 68,72 руб., и направить его в адрес ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие".
Заявленные требования мотивированы наличием у общества как собственника недвижимого имущества исключительного права на приобретение в собственность расположенного под ним земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В целях приобретения земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю здания, в собственность заявитель обратился в Территориальное Управление с заявлением о его выкупе, однако земельный участок в собственность не предоставлен. Заявитель считает, что заинтересованное лицо не выполняет возложенные на него законом обязанности, в результате чего нарушены права заявителя, закрепленные в статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13 мая 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным уклонение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от предоставления в собственность 000 "Менеджмент Инвестиции Развитие" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137 от 25.10.2001, статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации за плату в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка площадью 0,6056 га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для существующих мастерских по адресу Туапсинский район, поселок Пригородный, Майкопское шоссе км 5.
Суд первой инстанции также обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" земельного участка площадью 0,6056 га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, расположенного по адресу Туапсинский район, поселок Пригородный, Майкопское шоссе км 5.
Кроме того, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" земельного участка, площадью 0,6056га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, расположенного по адресу Туапсинский район, поселок Пригородный, Майкопское шоссе км 5, направить обществу проект договора купли-продажи с предложением о заключении соответствующего договора.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Росимущество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Росимущество указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В письмах Росимущества не содержится уклонение при рассмотрении заявлений ООО "МИР".
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства явку представителя в судебное заседание, состоявшееся 29.07.2013 г. не обеспечило.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании 29.07.2013 г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 02.08.2013 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя заявителя.
С учетом мнения представителя заявителя дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" на основании договора N 1 купли-продажи от 30.07.2010 г. (право на заключение договора купли-продажи в соответствии с протоколом о результатах торгов по лоту N 3 от 26.07.2010 г.), приобретены в собственность объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: Туапсинский район, пос. Пригородный, Майкопское шоссе км 5, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:33:1306001:52. Указанные объекты недвижимости ранее были закреплены на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным дорожным эксплуатационным предприятием N 110 на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 661 от 10.10.2002 г.
Указанный земельный участок предоставлен ФГУ дорожным эксплуатационным предприятием N 110 на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления Главы администрации Туапсинского района N 787 от 13.10.1992 г., свидетельства N 104 от 02.03.1994 г.
Заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: Туапсинский район, пос.Пригородный, Майкопское шоссе км 5: Проходная литер "Д" площадью 38,3 кв. м (выписка от ЕГРП от 24.01.2013 г. N 01/150/2013-010), Гараж литер "А, А1" площадью 765,2 кв. м (выписка от ЕГРП от 24.01.2013 г. N 01/150/2013-011), Уборная литер "Г" площадью 11,2 кв. м (выписка от ЕГРП от 24.01.2013 г. N 01/150/2013-008), мастерская литер "Бб" площадью 427,6 кв. м (выписка от ЕГРП от 24.01.2013 г. N 01/150/2013-009).
Иные объекты недвижимого имущества на данном земельном участке отсутствуют.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 23:33:1306001:52 поставлен на государственный кадастровый учет 15.09.2005 г., местоположение установлено относительно ориентира в границах участка, Ориентир в 3-х км за н\\\\п, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Туапсинский район, с/п Вельяминовское, п. Пригородный, Майкопское шоссе, км 5.
Общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Управление) с заявлением от 29.12.2011 г. с приложением необходимых документов о приобретении в собственность в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137 от 25.10.2001 г., статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации за плату в размере 2,5% кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером 23:33:1306001:52.
Письмом от 02.02.2012 г. N 09-10/1284 Управление сообщило заявителю, что Территориальным управлением проводится правовая экспертиза договора купли-продажи от 30.07.2010 г. N 4 по факту законности приобретения заявителем объектов недвижимого имущества. Также указывается, что Территориальным управлением сделан запрос в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с целью предоставления выписки из ЕГРП на склад, литер В и запрос в администрацию муниципального образования г. Туапсе с целью предоставления архивной копии государственного акта для обеспечения регистрации права собственности Российской Федерации. Кроме того, Территориальным управлением предложено представить пакет документов, установленных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 475.
Письмами от 27.03.2012 г. б\\\\н, 24.04.2012 г. N б/н, от 14.05.2012 г. N б/н, от 09.08.2012 г. заявителем в Управление представлялись дополнительные документы, в том числе, истребованные Управлением письмами от 02.02.2012 г. N 09-10/1282, 05.06.2012 г. N 09-10/7205.
Как указывает заявитель, им с целью сокращения сроков рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность была осуществлена регистрация права Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок. Документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности Российской Федерации (свидетельство 23-КК N 224015 от 13.03.2012 г., свидетельство 23-КК N 665276 от 20.04.2012 г.), а также документы, на основании которых была произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, были представлены в Территориальное Управление письмом от 14.05.2012 г.
Письмом от 05.06.2012 г. N 09-10/7205 Управление указало заявителю на необходимость прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП ДЭП N 110 на спорный земельный участок и необоснованность площади земельного участка, подлежащего выкупу.
09.08.2012 г. заявитель представил в Управление расчет площади земельного участка, выполненный ООО "Тихорецкагропромпроект" 81-12-Р, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 23:33:1306001:52 полностью используется для эксплуатации объектов недвижимости и соответствует нормативной площади.
Не получив ответ на данное письмо, заявитель письмом от 12.09.2012 г. в очередной раз обратился в Управление с заявителем о выкупе спорного земельного участка, указав, что все испрашиваемые Управлением для решения вопроса о предоставлении земельного участка были ранее представлены заявителем.
Ответ на указанное обращение не последовал, что явилось основанием для обращения общества с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений предоставленное исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11).
Из материалов дела следует, что общество является собственником 4-х объектов недвижимости, находящихся по адресу Туапсинский район, пос.Пригородный, Майкопское шоссе км 5, расположенных на земельном участке кадастровым номером 23:33:1306001:52. Право собственности на здания подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации. Факт нахождения зданий на испрашиваемом земельном участке отражен в договоре купли-продажи, на основании которого обществом приобретены в собственность объекты недвижимости, кадастровых паспортах на объекты недвижимости и в расчете площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, расположенного по адресу Краснодарский край, Туапсинский район, с/п Вельяминовское, п. Пригородный, Майкопское шоссе, км. 5, представленном заявителем в качестве обоснования необходимой для использования площади земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 23:33:1306001:52 является федеральной собственностью, о чем выдано свидетельство от 20.04.2012 г. серия 23-АК N 665276.
Юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Апелляционная коллегия учитывает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, и подведомственные им организации, участвующие в предоставлении публичных услуг, осуществляют взаимодействие с иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, в том числе и информационный обмен. При этом органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления подобных документов и информации.
Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации). То есть размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта недвижимости.
Спорный земельный участок земель населенных пунктов сформирован под принадлежащими обществу объектами недвижимости и поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке, что подтверждается кадастровым паспортом от 23.01.2013 г., согласно которого вид разрешенного использования земельного участка - для существующих мастерских.
Согласно расчету площади 81-12-Р земельного участка, выполненного ООО "Тихорецкагропромпроект", земельный участок кадастровым номером 23:33:1306001:52 полностью используется для эксплуатации объектов недвижимости и соответствует нормативной площади.
Вышеуказанный расчет заинтересованным лицом не опровергнут.
Управление ссылается на письмо от 11.10.2012 г., адресованное заявителю в ответ на его обращения от 09.08.2012 г. и от 12.09.2012 г., однако, доказательств фактического направления этого письма заявителю не представлено.
В письме указано, что для рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность необходимо прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ФГУ ДЭП N 110 и подтвердить правопреемство ФГУ ДЭП N 110 от ДРСУ N 4. В письме также имеется ссылка на то, что отсутствует сообщение заявителя, содержащее перечень зданий, строений и сооружений на земельном участке, заключение о соразмерности площади земельного участка расположенным на нем объектам недвижимости должно выдаваться уполномоченным на это органом (Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район).
Указанные доводы Росимущества отклоняются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что заявитель представил в Управление Свидетельства о государственной регистрации из ЕГРП на здания и сооружения, расположенные на испрашиваемом земельном участке, что свидетельствует о сообщении заявителем перечня всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров (пункт 8 действующего Перечня).
Относительно доводов Управления о необходимости прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГУ ДЭП N 110 суд указывает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В абзацах 2 и 3 пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в силу указанных норм права покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, закреплен в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка суда первой инстанции на указанный основополагающий принцип гражданского и земельного законодательства является обоснованным.
По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования (пункт 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации). Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (пункт 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в силу закона с момента государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке (08.11.2010 г.), к новому собственнику (ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие") перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что было у ФГУ ДЭП N 110 (ранее ДРСУ N 4), в связи с чем, отказ последнего от права постоянного (бессрочного) пользования в данном случае не требуется. Право продавца на земельный участок прекращается в связи с переходом к лицу, являющемуся приобретателем объекта недвижимости, прав на земельный участок, на котором этот объект находится и который необходим для его использования, что в силу подпункта 7 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Довод о необходимости представления заявителем заключения о соразмерности площади земельного участка расположенным на нем объектам недвижимости, выданного уполномоченным на это органом (Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район) не обоснован, поскольку заинтересованным лицом документально не опровергнут расчетом площади, представленный заявителем.
Ссылки Управления на необходимость подтверждения заявителем правопреемства ФГУ ДЭП N 110 от ДРСУ N 4 суд считает несостоятельными, поскольку такая обязанность на заявителя действующим законодательством не возложена.
Доводы заинтересованного лица о разночтении в адресе испрашиваемого земельного участка в свидетельстве от 20.04.2012 года 23-АК N 665276 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, кадастровом паспорте земельного участка от 07.08.2012 г. N 2343/12/12-499726 и постановлении администрации Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района с.Цыпка от 21.12.2011 г. N 275 "Об уточнении почтового адреса земельного участка, принадлежащего ООО "МИР" в п. Пригородный" судом первой инстанции также обоснованно отклонены, поскольку заявителем в заявлении о выкупе был указан кадастровый номер земельного участка. Из совокупности представленных заявителем заинтересованному лицу документов и переписки следует, что заинтересованное лицо однозначно могло установить, что заявитель просит предоставить в собственность именно земельный участок площадью 0,6056 га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, расположенный по адресу Туапсинский район, поселок Пригородный, Майкопское шоссе км 5.
Кроме того, Перечень, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 475, не предусматривает обязанности заявителя устранять разночтения в подобных случаях.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, соответственно полномочиями по изменению технических характеристик объекта недвижимости (в том числе и уточнение его местоположения) является правом и обязанностью правообладателя объекта недвижимости (в данном случае Российской Федерация в лице Управления).
Следует учитывать, что индивидуализация отдельного земельного участка как объекта недвижимости, а значит, как объекта земельных отношений, гражданских правоотношений осуществляется с помощью его кадастрового учета. По смыслу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 5, статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202007:0003 внесены в государственный кадастр недвижимости, доказательства расположения принадлежащих заявителю объектов недвижимости на указанном земельном участке имеются в представленных заявителем кадастровых паспортах объектов недвижимости.
Таким образом, у Управления имелись в наличии все предусмотренные действующим законодательством документы, которые обязан был представить заявитель, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Менеджмент Инвестиции Развитие" земельного участка площадью 0,6056 га с кадастровым номером 23:33:1306001:52, местоположение установлено относительно ориентира в границах участка, Ориентир в 3х км за н\\\\п, почтовый адрес: ориентира: Краснодарский край, Туапсинский район, с/п Вельяминовское, п.Пригородный, Майкопское шоссе, км. 5, однако Управление в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный законом срок соответствующее решение не приняло, в адрес заявителя проект договора купли-продажи не направило.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.04.2012 г. по делу N А32-7733/2011.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 г. по делу N А32-32457/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)