Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.04.2011 N 33-1

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 апреля 2011 г. N 33-1


судья Кокарева Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Крыловой В.Н.
судей Буйнова Ю.К. и Суриной Е.В.
при секретаре Х.
с участием прокурора Нестеренко Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери 05 апреля 2011 года
по докладу судьи Суриной Е.В.
дело по кассационным жалобам Администрации МО "Осташковский район" и П.
на решение Осташковского городского суда Тверской области от 07 апреля 2010 года, которым постановлено:
"Заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы МО "Осташковский район" от 01.12.2009 г. N 1704 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка П. по адресу.
Взыскать с администрации муниципального образования "Осташковский район" за счет казны муниципального образования "Осташковский район" судебные расходы в доход федерального бюджета в размере 200 рублей".
Судебная коллегия

установила:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Тверской области о признании недействительным и не влекущим правовых последствий постановления главы МО "Осташковский район" от 01 декабря 2009 года N 1704 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка П.".
В обоснование требований указал, что в ходе проведения плановой проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях курорта местного значения "" Тверской области проведена проверка законности вышеуказанного постановления, которым П. из земель, находящихся в государственной собственности, в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: площадью, кадастровый номер N. Указанный земельный участок находится в третьей зоне округа горно-санитарной охраны курорта местного значения "Селигер", что подтверждается письмом территориального отдела Управления Роснедвижимости по Тверской области.
В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 данной статьи.
Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен также ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ курорта местного значения "Селигер" позволяет сделать вывод о границах и статусе земельного участка с кадастровым номером N, который находится в третьей зоне округа горно-санитарной охраны курорта местного значения "Селигер".
Согласно ст. ст. 94, 95 Земельного кодекса РФ порядок отнесения земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Курорт местного значения "Селигер" создан постановлением Администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. N 305-па "О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения "Селигер" в Тверской области", вступившим в силу после официального опубликования в газете "Тверская жизнь" N 49 от 13 марта 2009 г. Пунктами 2, 3 данного постановления утверждено "Положение о курорте местного значения "Селигер" в Тверской области и установлены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения "Селигер", обозначенные в проекте ЗАО "Курортпроект" (г. Москва) 2000 г.
Нахождение земельного участка с кадастровым номером N в третьей зоне округа горно-санитарной охраны курорта местного значения "Селигер" свидетельствует о том, что названный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. При указанных обстоятельствах земельный участок с кадастровым номером N не мог быть предоставлен в собственность П., в связи с чем оспариваемое постановление главы МО "Осташковский район" не соответствует закону.
Кроме того, предоставление земельного участка, расположенного в пределах особо охраняемой природной территории, обладающей природными лечебными ресурсами, организованной и созданной органами государственной власти в целях организации отдыха, лечения и профилактики заболеваний граждан, влечет за собой ограничение прав неопределенного круга лиц на отдых и лечение, а также на пользование природными лечебными ресурсами и лечебно-оздоровительной местностью в полном объеме, нарушает гарантированные статьями 41, 42 Конституции РФ права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, нарушает законные интересы Тверской области в сфере функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов.
В судебном заседании заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбников А.Н. заявленные требования и изложенные в заявлении обстоятельства поддержал.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО "Осташковский район" на основании доверенности А. в судебном заседании с требованиями не согласился.
Заинтересованное лицо П. в судебное заседание не явилась. Ее представитель, действующий на основании доверенности - Ш.В.В. просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица Управления Роснедвижимости по Тверской области, на основании доверенности Т., просил о рассмотрении дела без его участия, ранее в судебном заседании доводы заявления поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Администрации МО "Осташковский район" ставится вопрос об отмене решения Осташковского городского суда Тверской области от 07 апреля 2010 года и принятии нового решения. В обоснование жалобы указано, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд не имел законных оснований основывать свое решение на постановлении Администрации Тверской области от 11 сентября 2002 года N 305-па, поскольку данный акт противоречит нормам федерального законодательства. Постановление Администрации Тверской области от 11 сентября 2002 года N 305-па "О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения "Селигер" в Тверской области" в нарушение норм законодательства о публикации нормативных правовых актов было издано с нарушением порядка издания соответствующих правовых актов, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, не может применяться. Постановление 305-па было опубликовано лишь 13 сентября 2009 г., то есть спустя 7 лет с момента его подписания. Следовательно, суд мотивировал свое решение, сославшись на не действующий нормативно-правовой акт на дату вынесения решения. За данный период времени законодательство претерпело изменения, в том числе был принят ряд законодательных актов, касающихся перевода земель из одной категории в другую, а также регламентирующие особенности земельных отношений в пределах Тверской области. Судом неправильно истолкованы нормы Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях", ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Судом не применены нормы ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В кассационной жалобе 3-го лица П. также ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения. В обоснование жалобы указано, что суд не извещал надлежащим образом 3-е лицо; судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; в материалах дела имеются недоказанные обстоятельства установленные судом; произошло неправильное применение норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационные жалобы Осташковской межрайонный природоохранный прокурор выражает несогласие с доводами жалоб, просит решение суда оставить без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 20 мая 2010 года производство по делу по заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора приостановлено до рассмотрения гражданского дела Тверского областного суда по заявлению Д. о признании недействующим постановления Администрации Тверской области от 11 сентября 2002 года N 305-па "О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения "Селигер" в Тверской области" и вступлении решения по данному делу в законную силу.
Определением от 17 марта 2011 года производство по делу возобновлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции, о чем в материалах дела имеются соответствующие уведомления, в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили, с ходатайством об отложении слушания дела не обратились. С учетом данных обстоятельств судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 354 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, заслушав прокурора Нестеренко Р.Н., полагавшего, что решение является правильным, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
По смыслу статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебное постановление подлежит отмене в кассационном порядке, если оно не отвечает требованиям законности и обоснованности. В пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции входит законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Постановлением N 1704 от 1 декабря 2009 года П. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью кв. м с кадастровым номером N, площадью кв. м являвшийся государственной собственностью РФ, расположенный по адресу:. 4 декабря 2009 г. между Комитетом по правлению имуществом МО "Осташковский район" и П. заключен договор купли-продажи участка, который зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Тверской области.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с действующим законодательством к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В силу пункта 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Статьей 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" закреплено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой и п. п. 2, 3 Постановления Администрации Тверской области "О признании территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения "Селигер" в Тверской области" от 11 сентября 2002 года N 305-па, опубликованного 13 марта 2009 года в газете "Тверская жизнь" N 49, в целях реализации Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Закона Тверской области от 29 апреля 1998 года N 9-03-2 "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Тверской области", сохранения и развития природных лечебных ресурсов, обеспечения надлежащего санитарного и экологического состояния территории озера Селигер и Верхневолжских озер, создания необходимых условий для отдыха, лечения населения области и учитывая предложение органов местного самоуправления Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов Тверской области, Администрацией Тверской области территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения "Селигер" в Тверской области, утверждено Положение о курорте местного значения "Селигер" в Тверской области, а также границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения "Селигер", обозначенные в проекте ЗАО "Курортпроект" (г. Москва) 2000 год.
Курорт местного значения "Селигер" предназначен для отдыха граждан из Тверской области и других регионов Российской Федерации с использованием природных ресурсов, которыми эта местность располагает.
Постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 г. N 305-па утверждены границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения "Селигер". Пунктами 6.4, 6.5, 6.6 Положения о курорте местного значения Селигер" в Тверской области установлено, что природные лечебные ресурсы курорта "Селигер", как и другие природные объекты, включая собственно территорию курорта, образуют особо охраняемую природную территорию и подлежат охране в соответствии с требованиями проекта "Округ горно-санитарной охраны курорта "Селигер" в Тверской области". Горно-санитарная охрана курорта имеет своей целью сохранение химических и физических свойств природных лечебных ресурсов от истощения и загрязнения. Правовой основой горно-санитарной охраны курорта "Селигер" являются границы и режим округа, утвержденные данным Постановлением.
Учитывая обстоятельства дела, а также представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нахождение земельного участка, предоставленного в собственность П., в третьей зоне округа горно-санитарной охраны курорта местного значения "Селигер" свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение.
Судом первой инстанции установлено, что на основании постановления главы МО "Осташковский район" N 1704 от 01 декабря 2009 г. П. в собственность за плату предоставлен находящийся в государственной собственности земельный участок с кадастровым номером N относящийся к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которого пунктом 2 и пп. 1 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на отчуждение, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление следует признать незаконным.
Проанализировав п. 4 ст. 94 Земельного кодекса РФ, Закон Тверской области от 29 апреля 1998 г. N 9-03-2 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области", Закон Тверской области от 9 апреля 2008 г. N 49-30 "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что утверждение заинтересованного лица администрации МО "Осташковский район" о том, что одновременно со вступлением в силу постановления администрации Тверской области N 305-па от 11 сентября 2002 г. должен был быть издан правовой акт администрации Тверской области об изменении категории конкретных земельных участков согласно процедуре, определенной Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", без принятия которого нельзя считать состоявшимся перевод спорного участка в земли особо охраняемых территорий, оборот которых ограничен, является ошибочным, основанным на неправильном толковании законодательства, так как в соответствии с полномочиями, установленными в приведенных нормах закона, произведен не перевод земель или земельных участков из одной категории в другую, а отнесение земель к землям особо охраняемых территорий.
Доводы кассационной жалобы Администрации МО "Осташковский район" о том, что решение суда основано на противоречащем нормам федерального законодательства правовом акте - постановлении администрации Тверской области от 11 сентября 2002 года N 305-па "О признании озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения "Селигер" в Тверской области" - не могут быть приняты во внимание.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2011 года решение Тверского областного суда от 19 ноября 2010 года о признании недействующим постановления администрации Тверской области от 11 сентября 2002 года N 305-па "О признании озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения "Селигер" в Тверской области", в части пунктов 3.1, 3.6, 5.2, 5.4, 5.5, 8.3; абзацев 3, 4, 5, 10, 11 п. 7.2; пункта 3.10 в части слов: "Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Тверской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Управление центрального промышленного округа Госгортехнадзора России, Госсанэпиднадзор Тверской области"; пункта 6.2 в части слов: "согласованными с Управлением центрального промышленного округа Госгортехнадзора России"; пункт 6.7 в части слов: "Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Тверской области, Управление центрального промышленного округа Госгортехнадзора России, Госсанэпиднадзор Тверской области" Положения о курорте местного значения "Селигер" в Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 года N 305-па "О признании озера Селигер и Верхневолжских озер курортом местного значения "Селигер" в Тверской области" оставлено без изменения, в остальной части решение отменено и постановлено новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Таким образом, положения постановления администрации Тверской области от 11 сентября 2002 года N 305-па, которыми руководствовался суд первой инстанции при вынесении решения, согласно вступившему в законную силу судебному акту, не противоречат нормам действующего законодательства.
Границы и режим Округа горно-санитарной охраны курорта местного значения "Селигер", обозначенные в проекте ЗАО "Курортпроект" (г. Москва) 2000 г., утверждены постановлением администрации Тверской области от 11 сентября 2002 года N 305-па, в связи с чем доводы жалобы в указанной части также не могут быть приняты во внимание.
Довод кассационной жалобы П. о том, что она не извещалась о надлежащим образом о дне судебного заседания, является необоснованным, т.к. из материалов дела усматривается, что она была уведомлена о дне и месте судебного заседания телеграммой Осташковского городского суда. 07 апреля 2011 года от П. поступило заявление о рассмотрении дела, назначенного на 07 апреля 2010 года, в ее отсутствие с допуском к участию в деле представителя Ш.В.Д. Дело рассмотрено с участием представителя П. - Ш.В.В.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным, и оснований для его отмены по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Осташковского городского суда Тверской области от 07 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации МО "Осташковский район" и П. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)