Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1844

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. по делу N 33-1844


Судья: Савенкова Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чербаевой Л.В.,
судей: Ледовских И.В., Архиповой М.В.,
при секретаре Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е. об оспаривании действий администрации Моршанского района,
по апелляционной жалобе представителя заявителя Е. - Ш.И.В. на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 01 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ледовских И.В.,

установила:

Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации Моршанского района.
Указал, что 09.11.2012 года он обратился в администрацию Моршанского района Тамбовской области с заявлением о формировании самостоятельного земельного участка общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: *** в 5 метрах восточнее ***, в кадастровом квартале ***, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства.
05.12.2012 года администрация Моршанского района Тамбовской области в своем ответе сообщила, что отказывает в образовании вышеуказанного земельного участка в запрашиваемых границах в связи с попаданием в части вышеуказанного земельного участка (на 4,5 м) на землепользование Б.В. (***). Б.В. оформлен в собственность земельный участок общей площадью *** кв. м с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: *** на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 11.12.2009 года, выданной администрацией Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области, при этом граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. При выезде представителя администрации Моршанского района на место был предъявлен ситуационный план из технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: *** изготовленный 01.08.2012 года техниками-инвентаризаторами филиала по г. Моршанску и Моршанскому району ГУПТИ Тамбовской области, который, по его мнению, не может являться документом, определяющим местоположение границ земельного участка. В свое время Б.В. покупал вышеуказанный жилой дом у К.П. и К.М., при этом, площадь земельного участка под этим домом составила *** кв. м. Между домовладением К-вых (у которых купили дом Б.В.) и домовладением, расположенным по адресу: ***, находились еще два домовладения - Ю-вых и Т-вых, площади земельных участков под этими домовладениями также составляли по *** кв. м у каждого. Со временем, их владельцы, как выбыли на другое место жительства, так и умерли, данные домовладения пришли в ветхое состояние и разрушились, а Б-вы самовольно захватили себе их земельные участки, присоединив к своему земельному участку, в результате чего, площадь их земельного участка была увеличена с *** кв. м до *** кв. м. При проведении 01.08.2012 года техниками филиала по г. Моршанску и Моршанскому району ГУПТИ Тамбовской области технической инвентаризации жилого дома, расположенного по адресу: *** Б-выми был показан, как земельный участок под их домовладением, так и передняя (фасадная) часть, самовольно захваченных ими соседних земельных участков, что и отражено на ситуационном плане из технического паспорта на жилой дом. В связи с тем, что смежные земельные участки, расположенные по адресам: ***; ***; ***, оформлены в собственность, внутри этих земельных участков остается земельный участок, доступ к которому невозможен, что является нарушением, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, требований к образуемым и измененным земельным участкам, согласно которых, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами. Таким образом, исходя из положений ЗК РФ, ФЗ РФ "О государственном кадастре недвижимости", видно, что в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ***, и принадлежащего на праве собственности Б.В. соответствующие кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка не выполнялись, их местоположение не уточнено, сведения о местоположении границ земельного участка не внесены в государственный кадастр недвижимости. Вместе с тем, в поданном им 09.11.2012 года в администрацию Моршанского района Тамбовской области заявлении о формировании самостоятельного земельного участка указаны: площадь, местоположение, вид разрешенного использования, и к заявлению приложен план земельного участка, изготовленный кадастровым инженером. В результате отказа администрации Моршанского района Тамбовской области в формировании испрашиваемого им земельного участка нарушены его права и созданы препятствия к осуществлению этих прав.
В ходе рассмотрения данного заявления, представителем заявителя Ш.И.В. уточнены заявленные требования в части увеличения площади формируемого земельного участка со *** кв. м до *** кв. м. В связи с чем, просил обязать орган местного самоуправления администрацию Моршанского района Тамбовской области сформировать земельный участок общей площадью *** кв. м, расположенный по адресу: *** в 5 метрах восточнее ***, в кадастровом квартале ***, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства.
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 01 апреля 2013 года заявление Е. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением суда, представителем Е. - Ш.И.В. принесена апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения. Считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции были нарушены принципы состязательности и равноправия сторон. Выражает несогласие с указанием в решении суда первой инстанции на то, что "границы земельного участка Б.В. визуально видны на местности" - это абсолютно не соответствует действительности, наоборот большая часть границ земельного участка не огорожена, что сделано умышленно, чтобы пользоваться всей землей, которая находится и за самовольно захваченной передней (фасадной) частью улицы. Кроме этого, судом первой инстанции не учтено, что между домовладением Б.В. и домовладением Е. находится земельный участок с адресом: ***, ***, но его данные: площадь, границы, владелец (собственник) остались невыясненными, а именно в этом месте Е. просит сформировать самостоятельный земельный участок с целью постановки его на кадастровый учет и дальнейшего получения в аренду и выкупа. Утверждает о том, что права на земельный участок Б.В. оформлены в нарушение требований законодательства Российской Федерации. Действия заинтересованных лиц - Администрации Моршанского района Тамбовской области, Администрации Алгасовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области и Б.В. направлены исключительно с намерением причинить вред заявителю путем злоупотребления своим правом. Считает, что в суде первой инстанции заинтересованным лицом - Администрацией Моршанского района Тамбовской области как не доказаны те обстоятельства, на которые она ссылается, так и вообще не представлены какие-либо допустимые доказательства.
В возражениях на апелляционную жалобу Б.В. считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, принятым без нарушений норм материального и процессуального права. Считает, доводы, изложенные в апелляционной жалобе необоснованными и не заслуживающими внимания, и не являются основаниями для отмены либо изменения принятого судебного решения. Просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Моршанского района Тамбовской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу представителя Е. - Ш.И.В. - без удовлетворения. Указывает о том, что ни одна из норм ЗК РФ не обязывает орган местного самоуправления предоставлять земельные участки по желанию заинтересованного лица, и именно, в том месте, где он его выберет. Предоставляются только свободные земельные участки, и только в том случае, когда орган местного самоуправления считает возможным такое предоставление.
Проверив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу, поддержанную представителем Е. Ш.И.В., выслушав возражения представителя Б.В. Б.Г. и представителя администрации Моршанского района Н., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с положениями ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, 9 ноября 2012 года Е. обратился в администрацию Моршанского района Тамбовской области с заявлением о формировании самостоятельного земельного участка общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: *** в 5 метрах восточнее ***, в кадастровом квартале ***, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства.
05.12.2012 года администрация Моршанского района Тамбовской области в своем ответе сообщила, что отказывает в образовании вышеуказанного земельного участка в запрашиваемых границах в связи с попаданием в части вышеуказанного земельного участка (на 4,5 м) на землепользование Б.В. (***).
В дальнейшем Е. обратился с заявлением в администрацию Моршанского района Тамбовской области о формировании земельного участка площадью *** кв. м, в чем ему 31.01.2013 года было отказано по тем же причинам.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Разрешая заявленные Е. требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрация Моршанского района действовала в соответствии с действующим порядком предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а также в соответствии с земельным и градостроительным Кодексами, и нарушение прав заявителя отсутствует.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 11.12.2009 года Б.В. было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью *** кв. м, расположенный по адресу: *** который был поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Право собственности Б.В. никем не оспорено.
Границы земельного участка Б.В. отражены в ситуационном плане ГУПТИ Тамбовской области от 01.08.2012 г. и визуально определяются на местности.
При выходе на место комиссией администрации Морашнского района с участием кадастрового инженера М. установлено наложение истребуемого Е. земельного участка на земельный участок Б.В.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не является свободным, часть его ранее предоставлена другому лицу - Б.В. и принадлежит ему на праве собственности, что является основанием для отказа в формировании и предоставлении администрацией Моршанского района спорного земельного участка Е., как он того требует.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены значимые обстоятельства, доказательствам дана надлежащая оценка, закон применен правильно, процессуальных нарушений, ведущих к безусловной отмене решения, судом не допущено.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств, аналогичны тем, на которые ссылалась сторона заявителя в суде первой инстанции в обоснование своих заявленных требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы и не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 01 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Е. - Ш.И.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)