Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Баширова Э.Г., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Винокуровой А.О. (доверенность от 03.09.2012 N ВМ-03-28/10254),
ответчика - Горюнова А.П. (доверенность от 31.01.2013 N 01-151),
1-го третьего лица - Шагаевой Ю.Н. (доверенность от 14.01.2013),
5-го третьего лица - Бирюковой С.Л. (доверенность от 04.07.2012 N 119-01-12),
6-го третьего лица - Прохоровой С.А. (доверенность от 20.02.2013 N 01-13/746),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2012 (председательствующий судья Семенова М.А., судьи Тимофеев В.В., Рогожин С.П.)
по делу N А72-9432/2012
по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Ульяновской городской Думе о признании недействующим решения Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска" в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: кварталы 1, 2 Ключищенского участкового лесничества, кварталы 1 - 4 Красноярского участкового лесничества, кварталы 5, 31, 32 Охотнического участкового лесничества, кварталы 36, 38, 39, 40, 50 - 64 Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, при участии третьих лиц: Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области", администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Министерства строительства Ульяновской области,
установил:
в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - агентство) с заявлением, которым просит признать недействующим решение Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска" в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: кварталы 1, 2 Ключищенского участкового лесничества, кварталы 1 - 4 Красноярского участкового лесничества, кварталы 5, 31, 32 Охотнического участкового лесничества, кварталы 36, 38, 39, 40, 50 - 64 Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска" в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: кварталы 1, 2 Ключищенского участкового лесничества, кварталы 1 - 4 Красноярского участкового лесничества, кварталы 5, 31, 32 Охотнического участкового лесничества, кварталы 36, 38, 39, 40, 50 - 64 Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, признано соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
В кассационной жалобе агентство просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в отзыве поддерживает кассационную жалобу.
Ульяновская городская Дума в отзыве возражает против доводов кассационной жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд установил, что решением Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 N 83 утвержден Генеральный план города Ульяновска.
В соответствии с Генеральным планом г. Ульяновск в границы населенного пункта включены кварталы 1, 2 Ключищенского участкового лесничества, кварталы 1 - 4 Красноярского участкового лесничества, кварталы 5, 31, 32 Охотнического участкового лесничества, кварталы 36, 38, 39, 40, 50 - 64 Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области.
По мнению агентства, оспариваемое решение принято без соблюдения установленной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений. Документы о включении в границы г. Ульяновска земельных участков из состава земель лесного фонда, расположенных в Ульяновском лесничестве, проект Генерального плана г. Ульяновска, предусматривающий включение земель лесного фонда в границы населенного пункта, в Федеральное агентство лесного хозяйства в установленном порядке не поступали. Перевод земельных участков из земель лесного фонда в земли поселений осуществлен автоматически путем установления городской черты муниципального образования "город Ульяновск".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ульяновской области исходил из того, что принятие оспариваемого нормативного правового акта не привело к изменению категории включенных в границы населенного пункта земель лесного фонда, границ земель лесного фонда, а также вида разрешенного использования.
Между тем выводы суда не соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 вышеуказанного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда.
Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Следовательно, как обоснованно указывает заявитель жалобы, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа. Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Системный анализ вышеперечисленных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Таким образом, вывод Арбитражного суда Ульяновской области противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также положениям Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязательность публичного перевода земель лесного фонда в иную категорию, включающую в себя необходимость согласования проекта генерального плана в установленном законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2012 по делу N А72-9432/2012 отменить, кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - удовлетворить.
Признать решение Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска" в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: кварталы 1, 2 Ключищенского участкового лесничества, кварталы 1 - 4 Красноярского участкового лесничества, кварталы 5, 31, 32 Охотнического участкового лесничества, кварталы 36, 38, 39, 40, 50 - 64 Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, недействующим как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Ш.ЗАКИРОВА
Судьи
Э.Г.БАШИРОВ
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.02.2013 ПО ДЕЛУ N А72-9432/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу N А72-9432/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Баширова Э.Г., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Винокуровой А.О. (доверенность от 03.09.2012 N ВМ-03-28/10254),
ответчика - Горюнова А.П. (доверенность от 31.01.2013 N 01-151),
1-го третьего лица - Шагаевой Ю.Н. (доверенность от 14.01.2013),
5-го третьего лица - Бирюковой С.Л. (доверенность от 04.07.2012 N 119-01-12),
6-го третьего лица - Прохоровой С.А. (доверенность от 20.02.2013 N 01-13/746),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2012 (председательствующий судья Семенова М.А., судьи Тимофеев В.В., Рогожин С.П.)
по делу N А72-9432/2012
по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Ульяновской городской Думе о признании недействующим решения Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска" в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: кварталы 1, 2 Ключищенского участкового лесничества, кварталы 1 - 4 Красноярского участкового лесничества, кварталы 5, 31, 32 Охотнического участкового лесничества, кварталы 36, 38, 39, 40, 50 - 64 Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, при участии третьих лиц: Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области", администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Министерства строительства Ульяновской области,
установил:
в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - агентство) с заявлением, которым просит признать недействующим решение Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска" в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: кварталы 1, 2 Ключищенского участкового лесничества, кварталы 1 - 4 Красноярского участкового лесничества, кварталы 5, 31, 32 Охотнического участкового лесничества, кварталы 36, 38, 39, 40, 50 - 64 Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска" в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: кварталы 1, 2 Ключищенского участкового лесничества, кварталы 1 - 4 Красноярского участкового лесничества, кварталы 5, 31, 32 Охотнического участкового лесничества, кварталы 36, 38, 39, 40, 50 - 64 Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, признано соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
В кассационной жалобе агентство просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в отзыве поддерживает кассационную жалобу.
Ульяновская городская Дума в отзыве возражает против доводов кассационной жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд установил, что решением Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 N 83 утвержден Генеральный план города Ульяновска.
В соответствии с Генеральным планом г. Ульяновск в границы населенного пункта включены кварталы 1, 2 Ключищенского участкового лесничества, кварталы 1 - 4 Красноярского участкового лесничества, кварталы 5, 31, 32 Охотнического участкового лесничества, кварталы 36, 38, 39, 40, 50 - 64 Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области.
По мнению агентства, оспариваемое решение принято без соблюдения установленной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений. Документы о включении в границы г. Ульяновска земельных участков из состава земель лесного фонда, расположенных в Ульяновском лесничестве, проект Генерального плана г. Ульяновска, предусматривающий включение земель лесного фонда в границы населенного пункта, в Федеральное агентство лесного хозяйства в установленном порядке не поступали. Перевод земельных участков из земель лесного фонда в земли поселений осуществлен автоматически путем установления городской черты муниципального образования "город Ульяновск".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ульяновской области исходил из того, что принятие оспариваемого нормативного правового акта не привело к изменению категории включенных в границы населенного пункта земель лесного фонда, границ земель лесного фонда, а также вида разрешенного использования.
Между тем выводы суда не соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 вышеуказанного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда.
Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Следовательно, как обоснованно указывает заявитель жалобы, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа. Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Системный анализ вышеперечисленных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Таким образом, вывод Арбитражного суда Ульяновской области противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также положениям Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязательность публичного перевода земель лесного фонда в иную категорию, включающую в себя необходимость согласования проекта генерального плана в установленном законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2012 по делу N А72-9432/2012 отменить, кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - удовлетворить.
Признать решение Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска" в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: кварталы 1, 2 Ключищенского участкового лесничества, кварталы 1 - 4 Красноярского участкового лесничества, кварталы 5, 31, 32 Охотнического участкового лесничества, кварталы 36, 38, 39, 40, 50 - 64 Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, недействующим как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Ш.ЗАКИРОВА
Судьи
Э.Г.БАШИРОВ
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)