Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Мисника Н.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цатуряном Р.С.,
при участии:
от истца: директор Кириллов Андрей Никитович (паспорт, выписка из протокола от 01.02.2005),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края (судья Русов С.В.)
от 17 декабря 2012 года по делу N А32-11767/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Корпоративные финансы"
к администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края,
при участии третьего лица: Финансового управления Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Горячий Ключ,
о взыскании убытков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Корпоративные финансы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края (далее - администрация) о взыскании 2 346 938 рублей 22 копеек убытков (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Горячий Ключ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2012 с муниципального образования город Горячий Ключ в лице администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края за счет казны муниципального образования город Горячий Ключ в пользу общества с ограниченной ответственностью "Корпоративные финансы" взыскано 1 864 006 рублей 22 копейки убытков, а также 27 586 рублей 29 копеек судебных расходов на уплату госпошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Суд пришел к выводу о наличии всех элементов состава правонарушения, необходимого для удовлетворения заявленных требований в части взыскания 1 864 006 рублей 22 копеек. Отказ в удовлетворении части исковых требований мотивирован тем, что истец не доказал причинную связь между действиями ответчика и наступившими последствиями в отношении понесенных расходов в сумме 482 932 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что администрация не несет ответственности за убытки, понесенные обществом при оформлении правовой документации.
В отзыве общество просило оставить решение суд первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
04 марта 2013 в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв до 15 часов 45 минут 11 марта 2013 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда и на информационном стенде в здании суда. После перерыва судебное заседание продолжено. Представитель общества после перерыва в судебное заседание не явился.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, в связи с чем, в отношении указанных лиц дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания убытков по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрация, рассмотрев заявление общества о возможности размещения спортивно-оздоровительного и развлекательного парка семейного отдыха "Поляна Шапошникова" на земельном участке площадью 17,5 га (земли населенных пунктов), расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, Шапошникова Поляна, на основании распоряжения главы муниципального образования город Горячий Ключ от 18.06.2007 N 214-р предварительно согласовала истцу место размещения спортивно-оздоровительного и развлекательного парка семейного отдыха и утвердила акт выбора земельного участка, обязала общество обеспечить в установленном порядке проведение работ по формированию земельного участка и его государственному кадастровому учету, а также обратиться в администрацию муниципального образования город Горячий Ключ для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
В результате проведенных работ по формированию земельного участка площадью 17,5 га (земли населенных пунктов), расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, Шапошникова Поляна, на основании постановления главы муниципального образования город Горячий Ключ от 04.05.2007 N 1626 утверждены границы земельного участка площадью 170 942 кв. м, расположенного по адресу: город Горячий Ключ, в 10 м от дома по улице Пионерская, 4, отнесенного к землям населенных пунктов, сформированного из земельных участков, находящихся в государственной собственности, расположенных в границах муниципального образования город Горячий Ключ, присвоен кадастровый номер участку, установлен вид разрешенного использования сформированного земельного участка - строительство спортивно-оздоровительного и развлекательного парка семейного отдыха.
Постановлением главы муниципального образования город Горячий ключ Краснодарского края N 3303 от 10.10.2008 "О предоставлении в аренду земельного участка", с учетом на распоряжения главы муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края от 18.06.2007 N 214-р "О предварительном согласовании ООО "Корпоративные финансы" места размещения спортивно-оздоровительного и развлекательного парка семейного отдыха" обществу был предоставлен в аренду на 5 лет земельный участок из земель населенных пунктов площадью 170 942 кв. м, с кадастровым номером 23:41:0000000:405, расположенный по адресу: город Горячий ключ, в 10 метрах на северо-запад от дома по ул. Пионерская, 4, с разрешенным использованием: для строительства спортивно-оздоровительного и развлекательного парка семейного отдыха.
Одним из условий предоставления земельного участка в аренду было установление обременения использования земельного участка в соответствии с режимом второй зоны округа санитарной охраны курорта Горячий ключ, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае".
Постановлением главы муниципального образования город Горячий ключ N 3303 от 10.10.2008 обществу было предоставлено право заключить в двухмесячный срок договор аренды земельного участка с администрацией и провести его регистрацию в установленном законом порядке.
16.10.2008 между администрацией и обществом был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 4100003549 сроком на 5 лет до 10.10.2013. Договор зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 07.05.2009.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2010 по делу N А32-9562/2010, вступившим в законную силу, администрации было отказано в удовлетворении требований к обществу о взыскании 9 668 445 рублей 24 копеек задолженности по арендной плате.
В указанном решении суд первой инстанции пришел к выводу о ничтожности договора аренды земельного участка от 16.10.2008 N 4100003549 ввиду отсутствия у администрации муниципального образования город Горячий Ключ полномочий по распоряжению земельным участком.
Общество, указывая на то, что оно во исполнение вышеназванных ненормативных актов осуществило работы по формированию земельного участка, а также проектные, изыскательские и другие подготовительно-организационные работы, понесло убытки на общую сумму 2 346 938 рублей 22 копеек, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Как обосновано указал суд первой инстанции, в силу статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и кодексом.
По правилам статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Статьей 31, 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" (в редакции Закона Краснодарского края от 06.03.2007 N 1193-КЗ), на территории Краснодарского края курортами краевого значения признаны курорты Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа.
Согласно статье 6 указанного закона, к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения относится решение вопросов землепользования на лечебно-оздоровительных местностях и курортах краевого значения.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа, в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края. Департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края поручено в срок до 31.12.2009 провести необходимые мероприятия, направленные на уточнение границ курортов Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае" установлены границы и режим округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 30.06.2009 N 2343/12/09-478076 следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:41:0000000:405 расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ, то есть в силу закона является собственностью Краснодарского края.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" на департамент имущественных отношений Краснодарского края возложены функции по осуществлению от имени Краснодарского края в установленном порядке управления и распоряжения имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент заключения договора аренды от 16.10.2008 N 4100003549 администрация муниципального образования г. Горячий Ключ полномочиями по распоряжению земельным участком не обладала.
В то же время, суд первой инстанции не учел следующее.
Из пункта 2 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса предусматривает возможность возмещения лицу, права которого нарушены, причиненных ему убытков.
При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность таких обстоятельств: наличие у него законных прав или интересов, факт нарушения имеющихся у него законных прав или интересов, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Судом при рассмотрении данного дела, а также дела N А32-9562/2010, установлено обстоятельство предоставления обществу земельного участка администрацией в отсутствие соответствующих полномочий у последней.
Из системного толкования норм пункта 2 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 15, статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что убытки подлежат возмещению в случае, если в результате издания органом государственной власти или местного самоуправления незаконного акта нарушены законные права и интересы гражданина или юридического лица.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые законные права и интересы.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, названными нормами предусматривается обязанность по возмещению убытков, причиненных в результате издания органом государственной власти или местного самоуправления незаконного акта, только в случае, когда лицо, понесшее эти убытки, несмотря на незаконность акта, не знало и не могло знать о незаконности этого акта.
В данном деле как следует из всей совокупности обстоятельств и имеющихся доказательств, общество не могло не знать о том, что администрация была не вправе распоряжаться земельным участком.
Интерес истца, знавшего о неправомерности предоставления ему земельного участка, не подлежит судебной защите. Игнорируя установленное законодательством регулирование правового режима земель курортов, общество обратилось с заявлением о предоставлении ему земельного участка в администрацию муниципального образования, а не в соответствующий орган государственной власти Краснодарского края как собственника земельного участка, и впоследствии на свой риск несло расходы, связанные с предполагаемой застройкой участка.
Вместе с тем, если лицо, зная об отсутствии у органа государственной власти или местного самоуправления полномочий по распоряжению земельным участком, совершало на основании принятых таким органом актов по вопросу предоставления земельного участка указанному лицу какие-либо действия, следствием которых явилось неосновательное обогащение соответствующего публичного образования или иных субъектов гражданского права, либо заключало и исполняло на основании указанных незаконных актов гражданско-правовые сделки, являющиеся в силу этого недействительными, такое лицо не лишено права требовать возмещения неосновательного обогащения или проведения двусторонней реституции.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 13443/11.
Таким образом, в удовлетворении требования общества о взыскании с администрации убытков надлежит отказать ввиду неправильного применения нормы материального права. Решение суда первой инстанции в соответствующей части подлежит отмене с отказом в иске.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 декабря 2012 года по делу А32-11767/2012 в части взыскания с муниципального образования город Горячий Ключ в пользу общества с ограниченной ответственностью "Корпоративные финансы" 1 864 006 рублей 22 копейки убытков и 27 586 рублей 29 копеек судебных расходов по уплате госпошлины - отменить и принять в этой части новый судебный акт, отказав истцу в иске.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 декабря 2012 года по делу N А32-11767/2012 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции уступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий
В.В.ГАЛОВ
Судьи
Н.Н.МИСНИК
А.А.ПОПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2013 N 15АП-1443/2013 ПО ДЕЛУ N А32-11767/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2013 г. N 15АП-1443/2013
Дело N А32-11767/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Мисника Н.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цатуряном Р.С.,
при участии:
от истца: директор Кириллов Андрей Никитович (паспорт, выписка из протокола от 01.02.2005),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края (судья Русов С.В.)
от 17 декабря 2012 года по делу N А32-11767/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Корпоративные финансы"
к администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края,
при участии третьего лица: Финансового управления Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Горячий Ключ,
о взыскании убытков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Корпоративные финансы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края (далее - администрация) о взыскании 2 346 938 рублей 22 копеек убытков (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Горячий Ключ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2012 с муниципального образования город Горячий Ключ в лице администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края за счет казны муниципального образования город Горячий Ключ в пользу общества с ограниченной ответственностью "Корпоративные финансы" взыскано 1 864 006 рублей 22 копейки убытков, а также 27 586 рублей 29 копеек судебных расходов на уплату госпошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Суд пришел к выводу о наличии всех элементов состава правонарушения, необходимого для удовлетворения заявленных требований в части взыскания 1 864 006 рублей 22 копеек. Отказ в удовлетворении части исковых требований мотивирован тем, что истец не доказал причинную связь между действиями ответчика и наступившими последствиями в отношении понесенных расходов в сумме 482 932 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что администрация не несет ответственности за убытки, понесенные обществом при оформлении правовой документации.
В отзыве общество просило оставить решение суд первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
04 марта 2013 в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв до 15 часов 45 минут 11 марта 2013 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда и на информационном стенде в здании суда. После перерыва судебное заседание продолжено. Представитель общества после перерыва в судебное заседание не явился.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, в связи с чем, в отношении указанных лиц дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания убытков по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрация, рассмотрев заявление общества о возможности размещения спортивно-оздоровительного и развлекательного парка семейного отдыха "Поляна Шапошникова" на земельном участке площадью 17,5 га (земли населенных пунктов), расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, Шапошникова Поляна, на основании распоряжения главы муниципального образования город Горячий Ключ от 18.06.2007 N 214-р предварительно согласовала истцу место размещения спортивно-оздоровительного и развлекательного парка семейного отдыха и утвердила акт выбора земельного участка, обязала общество обеспечить в установленном порядке проведение работ по формированию земельного участка и его государственному кадастровому учету, а также обратиться в администрацию муниципального образования город Горячий Ключ для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
В результате проведенных работ по формированию земельного участка площадью 17,5 га (земли населенных пунктов), расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, Шапошникова Поляна, на основании постановления главы муниципального образования город Горячий Ключ от 04.05.2007 N 1626 утверждены границы земельного участка площадью 170 942 кв. м, расположенного по адресу: город Горячий Ключ, в 10 м от дома по улице Пионерская, 4, отнесенного к землям населенных пунктов, сформированного из земельных участков, находящихся в государственной собственности, расположенных в границах муниципального образования город Горячий Ключ, присвоен кадастровый номер участку, установлен вид разрешенного использования сформированного земельного участка - строительство спортивно-оздоровительного и развлекательного парка семейного отдыха.
Постановлением главы муниципального образования город Горячий ключ Краснодарского края N 3303 от 10.10.2008 "О предоставлении в аренду земельного участка", с учетом на распоряжения главы муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края от 18.06.2007 N 214-р "О предварительном согласовании ООО "Корпоративные финансы" места размещения спортивно-оздоровительного и развлекательного парка семейного отдыха" обществу был предоставлен в аренду на 5 лет земельный участок из земель населенных пунктов площадью 170 942 кв. м, с кадастровым номером 23:41:0000000:405, расположенный по адресу: город Горячий ключ, в 10 метрах на северо-запад от дома по ул. Пионерская, 4, с разрешенным использованием: для строительства спортивно-оздоровительного и развлекательного парка семейного отдыха.
Одним из условий предоставления земельного участка в аренду было установление обременения использования земельного участка в соответствии с режимом второй зоны округа санитарной охраны курорта Горячий ключ, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае".
Постановлением главы муниципального образования город Горячий ключ N 3303 от 10.10.2008 обществу было предоставлено право заключить в двухмесячный срок договор аренды земельного участка с администрацией и провести его регистрацию в установленном законом порядке.
16.10.2008 между администрацией и обществом был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 4100003549 сроком на 5 лет до 10.10.2013. Договор зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 07.05.2009.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2010 по делу N А32-9562/2010, вступившим в законную силу, администрации было отказано в удовлетворении требований к обществу о взыскании 9 668 445 рублей 24 копеек задолженности по арендной плате.
В указанном решении суд первой инстанции пришел к выводу о ничтожности договора аренды земельного участка от 16.10.2008 N 4100003549 ввиду отсутствия у администрации муниципального образования город Горячий Ключ полномочий по распоряжению земельным участком.
Общество, указывая на то, что оно во исполнение вышеназванных ненормативных актов осуществило работы по формированию земельного участка, а также проектные, изыскательские и другие подготовительно-организационные работы, понесло убытки на общую сумму 2 346 938 рублей 22 копеек, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Как обосновано указал суд первой инстанции, в силу статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и кодексом.
По правилам статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Статьей 31, 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" (в редакции Закона Краснодарского края от 06.03.2007 N 1193-КЗ), на территории Краснодарского края курортами краевого значения признаны курорты Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа.
Согласно статье 6 указанного закона, к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения относится решение вопросов землепользования на лечебно-оздоровительных местностях и курортах краевого значения.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа, в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края. Департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края поручено в срок до 31.12.2009 провести необходимые мероприятия, направленные на уточнение границ курортов Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае" установлены границы и режим округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 30.06.2009 N 2343/12/09-478076 следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:41:0000000:405 расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ, то есть в силу закона является собственностью Краснодарского края.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" на департамент имущественных отношений Краснодарского края возложены функции по осуществлению от имени Краснодарского края в установленном порядке управления и распоряжения имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент заключения договора аренды от 16.10.2008 N 4100003549 администрация муниципального образования г. Горячий Ключ полномочиями по распоряжению земельным участком не обладала.
В то же время, суд первой инстанции не учел следующее.
Из пункта 2 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса предусматривает возможность возмещения лицу, права которого нарушены, причиненных ему убытков.
При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность таких обстоятельств: наличие у него законных прав или интересов, факт нарушения имеющихся у него законных прав или интересов, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Судом при рассмотрении данного дела, а также дела N А32-9562/2010, установлено обстоятельство предоставления обществу земельного участка администрацией в отсутствие соответствующих полномочий у последней.
Из системного толкования норм пункта 2 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 15, статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что убытки подлежат возмещению в случае, если в результате издания органом государственной власти или местного самоуправления незаконного акта нарушены законные права и интересы гражданина или юридического лица.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые законные права и интересы.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, названными нормами предусматривается обязанность по возмещению убытков, причиненных в результате издания органом государственной власти или местного самоуправления незаконного акта, только в случае, когда лицо, понесшее эти убытки, несмотря на незаконность акта, не знало и не могло знать о незаконности этого акта.
В данном деле как следует из всей совокупности обстоятельств и имеющихся доказательств, общество не могло не знать о том, что администрация была не вправе распоряжаться земельным участком.
Интерес истца, знавшего о неправомерности предоставления ему земельного участка, не подлежит судебной защите. Игнорируя установленное законодательством регулирование правового режима земель курортов, общество обратилось с заявлением о предоставлении ему земельного участка в администрацию муниципального образования, а не в соответствующий орган государственной власти Краснодарского края как собственника земельного участка, и впоследствии на свой риск несло расходы, связанные с предполагаемой застройкой участка.
Вместе с тем, если лицо, зная об отсутствии у органа государственной власти или местного самоуправления полномочий по распоряжению земельным участком, совершало на основании принятых таким органом актов по вопросу предоставления земельного участка указанному лицу какие-либо действия, следствием которых явилось неосновательное обогащение соответствующего публичного образования или иных субъектов гражданского права, либо заключало и исполняло на основании указанных незаконных актов гражданско-правовые сделки, являющиеся в силу этого недействительными, такое лицо не лишено права требовать возмещения неосновательного обогащения или проведения двусторонней реституции.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 13443/11.
Таким образом, в удовлетворении требования общества о взыскании с администрации убытков надлежит отказать ввиду неправильного применения нормы материального права. Решение суда первой инстанции в соответствующей части подлежит отмене с отказом в иске.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 декабря 2012 года по делу А32-11767/2012 в части взыскания с муниципального образования город Горячий Ключ в пользу общества с ограниченной ответственностью "Корпоративные финансы" 1 864 006 рублей 22 копейки убытков и 27 586 рублей 29 копеек судебных расходов по уплате госпошлины - отменить и принять в этой части новый судебный акт, отказав истцу в иске.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 декабря 2012 года по делу N А32-11767/2012 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции уступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий
В.В.ГАЛОВ
Судьи
Н.Н.МИСНИК
А.А.ПОПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)