Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лебедевым А.М.,
при участии:
от заявителя: представителя Вербицкого Э.Ю. по доверенности от 01.04.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Анапа
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18 марта 2013 года по делу N А32-34911/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СПК им. В.И. Ленина"
к заинтересованным лицам: администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа
о признании незаконным отказа и направлении проекта договора,
принятое в составе судьи Левченко О.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СПК им. В.И. Ленина" (далее - ООО "СПК им. В.И. Ленина", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация), Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - управление) о признании незаконным отказа управления от 01.10.2012 N 27.02-9332 в переоформлении обществу права постоянного (бессрочного) пользования на право долгосрочной аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 5 778 564 кв. м, с кадастровым номером 23:37:0301000:252, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, полевые земли СПК им. В.И. Ленина, земельный участок N 3, и об обязании администрации подготовить и направить в недельный срок обществу проект договора о передаче в долгосрочную аренду ООО "СПК им. В.И. Ленина" земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 5 778 564 кв. м, с кадастровым номером 23:37:0301000:252, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, полевые земли СПК им. В.И. Ленина, земельный участок N 3.
Заявленные требования мотивированы тем, что спорный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит ООО "СПК им. В.И. Ленина". В порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации общество обратилось к управлению с заявлением о переоформлении указанного права на земельный участок на право долгосрочной аренды, предоставив для этих целей необходимый комплект документов. Отказ управления в переоформлении прав общества в отношении спорного земельного участка, выраженный в письме N 27.02-9332 от 01.10.2012, мотивированный отсутствием на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу на праве собственности, не соответствует положениям указанных норм права и нарушает права заявителя.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным отказ управления в переоформлении ООО "СПК им. В.И. Ленина" права постоянного (бессрочного) пользования на право долгосрочной аренды спорного земельного участка и обязал администрацию подготовить и в месячный срок направить ООО "СПК им. В.И. Ленина" проект договора о передаче в долгосрочную аренду обществу спорного земельного участка.
Судебный акт мотивирован тем, что действующее законодательство не содержит требований, согласно которым для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения на право аренды в порядке пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации является необходимым наличие на данном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности заявителю. ООО "СПК им. В.И. Ленина" для переоформления своих прав в отношении спорного земельного участка был представлен полный комплект документов. Отказ управления в переоформлении прав общества на спорный земельный участок нарушает права последнего и не соответствует нормам действующего законодательства.
С принятым судебным актом не согласилась администрация, в порядке, предусмотренном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что управление обоснованно отказало ООО "СПК им. В.И. Ленина" в переоформлении прав в отношении спорного земельного участка, в связи с чем данный отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя. Общество, в нарушение положений пункта 8 приказа Минэкономразвития Российской Федерации N 475 от 13.09.2011 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", не представило сведения об объектах недвижимости, расположенных на спорном земельном участке.
В судебном заседании представитель ООО "СПК им. В.И. Ленина" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в представленном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация и управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. В отношении указанных лиц жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "СПК им. В.И. Ленина" на основании постановления главы администрации Анапского района от 17.12.1992 N 463, постановления главы города-курорта Анапа Краснодарского края от 09.07.2003 N 763 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное производство) площадью 5 778 564 кв. м, с кадастровым номером 23:37:0301000:252, расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, полевые земли СПК им. В.И. Ленина, земельный участок N 3. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.10.2010 23-АИ N 282935 и выпиской из ЕГРП N 26/072/2012-454 от 17.05.2012 (л.д. 20, 22).
29.06.2012 общество обратилось в МКУ МО г-к Анапа "Анапский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком в долгосрочную аренду (л.д. 25).
11.09.2012 общество дополнительно представило в МКУ МО г-к Анапа "Анапский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" справку ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" N 280 от 20.08.2012 об отсутствии на спорном земельном участке объектов недвижимости (л.д. 21, 24).
В письме от 01.10.2012 N 27.02-9332 управление отказало обществу в переоформлении прав на спорный земельный участок со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации (ввиду отсутствия на спорном земельном участке объектов недвижимости).
Полагая отказ управления незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм права следует, что обязательным условием для признания решения органа местного самоуправления незаконными является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением органа муниципальной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно данным кадастрового паспорта спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 57-59).
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 постановления от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил следующее: рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01.01.2006 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает одинаковую административную процедуру предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям прав на соответствующие земельные участки, однако основания для реализации лицами их правомочия на приобретение прав в отношении земельных участков является различными.
ООО "СПК им. В.И. Ленина" претендует на спорный земельный участок в порядке пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, как обладатель права постоянного (бессрочного) пользования указанным объектом недвижимости.
В связи с этим, обществу для реализации его правомочия по переоформлению прав на земельный участок было достаточно представить компетентному органу доказательства наличия у него права постоянного (бессрочного) пользования землей. Наличие либо отсутствие на земельном участке объектов недвижимого имущества для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка на праве долгосрочной аренды правового значения не имело.
В материалы дела представлены доказательства того, что ООО "СПК им. В.И. Ленина" был соблюден административный порядок реализации своего права на переоформление земельного участка, закрепленный пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Факт предоставления обществом компетентному органу полного комплекта документов, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 475 от 13.09.2011, подтверждается представленными в материалы дела регистрационными карточками N 5472/3-12 от 29.06.2012 и от 11.09.2012.
При таких обстоятельствах у управления не имелось правовых оснований для принятия решения об отказе в предоставлении ООО "СПК им. В.И. Ленина" спорного земельного участка на праве аренды, мотивированного отсутствием на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих обществу.
Указанное решение управления не соответствует положениям пункта 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, нарушает законный интерес ООО "СПК им. В.И. Ленина" на приобретение права аренды в отношении принадлежащего обществу земельного участка, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно расценил его в качестве незаконного.
Пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Поскольку решение управления об отказе в заключении договора аренды спорного земельного участка признано судом незаконным, в целях восстановления нарушенного права ООО "СПК им. В.И. Ленина" суд обоснованно возложил на администрацию обязанность по подготовке и направлению в месячный срок в адрес общества проекта договора о передаче в долгосрочную аренду спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 марта 2013 года по делу N А32-34911/2012 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.А.ПОПОВ
Судьи
В.В.ГАЛОВ
Н.Н.МИСНИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.06.2013 N 15АП-6620/2013 ПО ДЕЛУ N А32-34911/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. N 15АП-6620/2013
Дело N А32-34911/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лебедевым А.М.,
при участии:
от заявителя: представителя Вербицкого Э.Ю. по доверенности от 01.04.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Анапа
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18 марта 2013 года по делу N А32-34911/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СПК им. В.И. Ленина"
к заинтересованным лицам: администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа
о признании незаконным отказа и направлении проекта договора,
принятое в составе судьи Левченко О.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СПК им. В.И. Ленина" (далее - ООО "СПК им. В.И. Ленина", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация), Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - управление) о признании незаконным отказа управления от 01.10.2012 N 27.02-9332 в переоформлении обществу права постоянного (бессрочного) пользования на право долгосрочной аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 5 778 564 кв. м, с кадастровым номером 23:37:0301000:252, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, полевые земли СПК им. В.И. Ленина, земельный участок N 3, и об обязании администрации подготовить и направить в недельный срок обществу проект договора о передаче в долгосрочную аренду ООО "СПК им. В.И. Ленина" земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 5 778 564 кв. м, с кадастровым номером 23:37:0301000:252, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, полевые земли СПК им. В.И. Ленина, земельный участок N 3.
Заявленные требования мотивированы тем, что спорный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит ООО "СПК им. В.И. Ленина". В порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации общество обратилось к управлению с заявлением о переоформлении указанного права на земельный участок на право долгосрочной аренды, предоставив для этих целей необходимый комплект документов. Отказ управления в переоформлении прав общества в отношении спорного земельного участка, выраженный в письме N 27.02-9332 от 01.10.2012, мотивированный отсутствием на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу на праве собственности, не соответствует положениям указанных норм права и нарушает права заявителя.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным отказ управления в переоформлении ООО "СПК им. В.И. Ленина" права постоянного (бессрочного) пользования на право долгосрочной аренды спорного земельного участка и обязал администрацию подготовить и в месячный срок направить ООО "СПК им. В.И. Ленина" проект договора о передаче в долгосрочную аренду обществу спорного земельного участка.
Судебный акт мотивирован тем, что действующее законодательство не содержит требований, согласно которым для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения на право аренды в порядке пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации является необходимым наличие на данном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности заявителю. ООО "СПК им. В.И. Ленина" для переоформления своих прав в отношении спорного земельного участка был представлен полный комплект документов. Отказ управления в переоформлении прав общества на спорный земельный участок нарушает права последнего и не соответствует нормам действующего законодательства.
С принятым судебным актом не согласилась администрация, в порядке, предусмотренном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что управление обоснованно отказало ООО "СПК им. В.И. Ленина" в переоформлении прав в отношении спорного земельного участка, в связи с чем данный отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя. Общество, в нарушение положений пункта 8 приказа Минэкономразвития Российской Федерации N 475 от 13.09.2011 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", не представило сведения об объектах недвижимости, расположенных на спорном земельном участке.
В судебном заседании представитель ООО "СПК им. В.И. Ленина" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в представленном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация и управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. В отношении указанных лиц жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "СПК им. В.И. Ленина" на основании постановления главы администрации Анапского района от 17.12.1992 N 463, постановления главы города-курорта Анапа Краснодарского края от 09.07.2003 N 763 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное производство) площадью 5 778 564 кв. м, с кадастровым номером 23:37:0301000:252, расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, полевые земли СПК им. В.И. Ленина, земельный участок N 3. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.10.2010 23-АИ N 282935 и выпиской из ЕГРП N 26/072/2012-454 от 17.05.2012 (л.д. 20, 22).
29.06.2012 общество обратилось в МКУ МО г-к Анапа "Анапский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком в долгосрочную аренду (л.д. 25).
11.09.2012 общество дополнительно представило в МКУ МО г-к Анапа "Анапский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" справку ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" N 280 от 20.08.2012 об отсутствии на спорном земельном участке объектов недвижимости (л.д. 21, 24).
В письме от 01.10.2012 N 27.02-9332 управление отказало обществу в переоформлении прав на спорный земельный участок со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации (ввиду отсутствия на спорном земельном участке объектов недвижимости).
Полагая отказ управления незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм права следует, что обязательным условием для признания решения органа местного самоуправления незаконными является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением органа муниципальной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно данным кадастрового паспорта спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 57-59).
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 постановления от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил следующее: рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01.01.2006 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает одинаковую административную процедуру предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям прав на соответствующие земельные участки, однако основания для реализации лицами их правомочия на приобретение прав в отношении земельных участков является различными.
ООО "СПК им. В.И. Ленина" претендует на спорный земельный участок в порядке пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, как обладатель права постоянного (бессрочного) пользования указанным объектом недвижимости.
В связи с этим, обществу для реализации его правомочия по переоформлению прав на земельный участок было достаточно представить компетентному органу доказательства наличия у него права постоянного (бессрочного) пользования землей. Наличие либо отсутствие на земельном участке объектов недвижимого имущества для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка на праве долгосрочной аренды правового значения не имело.
В материалы дела представлены доказательства того, что ООО "СПК им. В.И. Ленина" был соблюден административный порядок реализации своего права на переоформление земельного участка, закрепленный пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Факт предоставления обществом компетентному органу полного комплекта документов, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 475 от 13.09.2011, подтверждается представленными в материалы дела регистрационными карточками N 5472/3-12 от 29.06.2012 и от 11.09.2012.
При таких обстоятельствах у управления не имелось правовых оснований для принятия решения об отказе в предоставлении ООО "СПК им. В.И. Ленина" спорного земельного участка на праве аренды, мотивированного отсутствием на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих обществу.
Указанное решение управления не соответствует положениям пункта 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, нарушает законный интерес ООО "СПК им. В.И. Ленина" на приобретение права аренды в отношении принадлежащего обществу земельного участка, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно расценил его в качестве незаконного.
Пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Поскольку решение управления об отказе в заключении договора аренды спорного земельного участка признано судом незаконным, в целях восстановления нарушенного права ООО "СПК им. В.И. Ленина" суд обоснованно возложил на администрацию обязанность по подготовке и направлению в месячный срок в адрес общества проекта договора о передаче в долгосрочную аренду спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 марта 2013 года по делу N А32-34911/2012 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.А.ПОПОВ
Судьи
В.В.ГАЛОВ
Н.Н.МИСНИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)