Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 09 июля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи П.Б. Ванина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Ипполитовой рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Администрации городского округа Рефтинский (ИНН 6603004461) к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273)
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области об оспаривании действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя Мякинина Е.В., представитель по доверенности N 2586 от 03.08.2012 г., Никитинская И.Г., представитель по доверенности N 789 от 14.03.2013 г.,
от заинтересованного лица Дружинина Е.А., представитель по доверенности N 282 от 16.01.2013 г.,
от ТУФАУГИ Воронин А.Н., представитель по доверенности N АР-19214/03 от 12.12.2012 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Администрация городского округа Рефтинский обратилась в суд с заявление к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области с требованиями:
- - о признании незаконным действия Департамент лесного хозяйства Свердловской области, выраженное в уклонении от перевода земельного участка с кадастровым номером 66:69:0000000:12 площадью 4250000 кв. м, который входит в границы населенного пункта п. Рефтинский, из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта;
- - о признании земельного участка с кадастровым номером 66:69:0000000:12 площадью 4250000 кв. м земельным участком с категорией земель - земли населенных пунктов;
- - о признании права муниципальной собственности городского округа Рефтинский на земельный участок с кадастровым номером 66:69:0000000:12 площадью 4250000 кв. м.
Определением от 11.06.2013 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель на требованиях настаивает, заинтересованное лицо требования не признало по основаниям, указанным в отзыве, третье лицо поддержало позицию Департамента лесного хозяйства Свердловской области по доводам, изложенным в отзыве.
Заинтересованное лицо заявило о пропуске заявителем срока на подачу заявления.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
За Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12, категория земель - земли лесного фонда, целевое использование: для ведения лесного хозяйства, что подтверждается свидетельством от 28.11.2003. Кадастровым паспортом от 19.02.2013 также подтверждается, что земельный участок отнесен к землям лесного фонда.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 26.01.2004. В приложениях к кадастровому паспорту указано, что в государственном кадастре недвижимости (ГКН) зарегистрированы части земельного участка: площадью 2720000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0101003:559, площадью 1050000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0101002:510, площадью 480000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0101002:509, а также приведены планы частей земельного участка, их описание.
Заявитель указывает, что постановлением главы Администрации г. Асбеста от 27.03.1995 N 118 утверждена поселковая черта поселка Рефтинский, в состав черты включены земли Рефтинского лесничества, Пригородного лесничества. Законом Свердловской области от 21.07.2004 N 45-ОЗ "Об установлении границ Муниципального образования поселок Рефтинский и наделении его статусом городского округа" и Законом Свердловской области от 12.07.2007 N 85-ОЗ "О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" утверждена граница МО - городской округ Рефтинский, которая в части населенного пункта полностью совпадает с утвержденной в 1995 году чертой поселка Рефтинский. Заявитель полагает, что граница городского округа Рефтинский включает в себя спорный земельный участок площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12, категория земель - земли лесного фонда. Заявитель полагает, что этот земельный участок не подлежал включению в состав земель лесного фонда при регистрации права федеральной собственности в 2003 году.
Администрация городского округа Рефтинский полагает, что с момента утверждения поселковой черты поселка Рефтинский (с 27.03.1995) Департамент лесного хозяйства Свердловской области бездействовал, не принял должных мер по выводу спорного участка в границах населенного пункта из состава государственного лесного фонда. Заявитель при этом ссылается на ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", согласно которой земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Согласно ст. ст. 8, 11 этого закона установление границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов.
Администрация ГО Рефтинский в своем письме от 12.10.2011 просило Департамент лесного хозяйства Свердловской области исключить земельный участок площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12 из состава гослесфонда.
Поскольку Департамент лесного хозяйства Свердловской области положительно не решил вопрос о переводе земельного участка площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12 из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения требований в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания оспариваемых действий незаконными является наличие одновременно двух условий: несоответствие отказа законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
1. В своем заявлении Администрация просит признать незаконным действие Департамента, "выраженное в уклонении от перевода земельного участка площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12, который входит в границы населенного пункта поселок Рефтинский, из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта". Вместе с тем, такими полномочиями Департамент лесного хозяйства Свердловской области не обладает. Эти функции осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Следовательно, отказывая в совершении действий по переводу земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов Департамент и не мог выйти за рамки предоставленных ему полномочий и нарушить закон.
2. Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ), леса располагаются не только на землях лесного фонда, но также и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В силу ст. 67 ЛК РФ на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, предусмотрена необходимость проведения лесоустройства, которое согласно ст. 68 ЛК РФ включает проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 69 ЛК РФ предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 ЛК РФ в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В своих письмах от 15.11.2011 N 01-16-6993/11, от 16.08.2012 N 24-01-95-2983/12 Департамент указал Главе городского округа Рефтинский, что большая часть земельного участка площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12 расположена в лесопарковых зонах, в соответствии со ст. 105 ЛК РФ изменение границ лесопарковых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, спорный земельный участок, расположенный в городских лесах, фактически является лесным участком в составе земель населенных пунктов, формирование которого произведено в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Настоящие выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 10520/09.
Таким образом, судом не установлено, что Департамент лесного хозяйства Свердловской области совершил действия, которые не соответствуют законам и иным нормативным правовым актам, и нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя со ссылкой на нормы ст. ст. 8, 11 Федерального закона N 172-ФЗ отклоняются, поскольку:
- - во-первых, нормы этого закона вступили в действие позднее возникновения 28.11.2003 у Российской Федерации права собственности на земельный участок площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12;
- - во-вторых, вопросы, связанные с переводом земель из одной категории в другую, затрагивают только эти отношения, но никак не отношения собственности на земельный участок. Изменение в административном порядке категории земельного участка, утверждении границ муниципального образования не являются основаниями для прекращения права Российской Федерации на земельный участок и возникновения соответствующих прав у муниципального образования.
Из материалов дела, выступлений представителей заявителей следовало, что нарушение своих прав заявитель видит, прежде всего, в том, что он не может распоряжаться чужим имуществом - лесными землями, которые расположены в границах муниципального образования.
Однако при наличии зарегистрированного и не оспоренного права собственности Российской Федерации Департамент лесного хозяйства Свердловской области в силу возложенных на него полномочий управляет этим земельным участком.
В том числе, Департамент обладает правом по созданию аукционных комиссий по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, по заключению в установленном порядке договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности, а также договоров купли-продажи лесных насаждений обладает Департамент лесного хозяйства Свердловской области (п. п. 13, 15 п. 10 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 г. N 1905-ПП (с последующими изменениями).
Департаменту для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется также право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах полномочий, в том числе иски о возмещении вреда лесам, причиненного в результате нарушения лесного законодательства п. п. 26 п. 10 Положения о Департаменте).
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
3. Помимо этого, согласно п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Суд отказывает в удовлетворении требований также еще и потому, что заявитель пропустил установленный ст. 198 АПК РФ срок на обращение в суд с заявлением о признании незаконным решения.
Согласно ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании действия органа государственной власти может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
О нарушении своих прав заявитель должен был узнать из писем Департамента от 15.11.2011, от 16.08.2012, от 24.08.2012. Настоящее заявление подано в суд 07.05.2013. Следовательно, трехмесячный срок на подачу заявления в суд заявителем пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru. В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
П.Б.ВАНИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.07.2013 ПО ДЕЛУ N А60-16839/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. по делу N А60-16839/2013
Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 09 июля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи П.Б. Ванина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Ипполитовой рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Администрации городского округа Рефтинский (ИНН 6603004461) к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273)
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области об оспаривании действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя Мякинина Е.В., представитель по доверенности N 2586 от 03.08.2012 г., Никитинская И.Г., представитель по доверенности N 789 от 14.03.2013 г.,
от заинтересованного лица Дружинина Е.А., представитель по доверенности N 282 от 16.01.2013 г.,
от ТУФАУГИ Воронин А.Н., представитель по доверенности N АР-19214/03 от 12.12.2012 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Администрация городского округа Рефтинский обратилась в суд с заявление к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области с требованиями:
- - о признании незаконным действия Департамент лесного хозяйства Свердловской области, выраженное в уклонении от перевода земельного участка с кадастровым номером 66:69:0000000:12 площадью 4250000 кв. м, который входит в границы населенного пункта п. Рефтинский, из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта;
- - о признании земельного участка с кадастровым номером 66:69:0000000:12 площадью 4250000 кв. м земельным участком с категорией земель - земли населенных пунктов;
- - о признании права муниципальной собственности городского округа Рефтинский на земельный участок с кадастровым номером 66:69:0000000:12 площадью 4250000 кв. м.
Определением от 11.06.2013 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель на требованиях настаивает, заинтересованное лицо требования не признало по основаниям, указанным в отзыве, третье лицо поддержало позицию Департамента лесного хозяйства Свердловской области по доводам, изложенным в отзыве.
Заинтересованное лицо заявило о пропуске заявителем срока на подачу заявления.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
За Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12, категория земель - земли лесного фонда, целевое использование: для ведения лесного хозяйства, что подтверждается свидетельством от 28.11.2003. Кадастровым паспортом от 19.02.2013 также подтверждается, что земельный участок отнесен к землям лесного фонда.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 26.01.2004. В приложениях к кадастровому паспорту указано, что в государственном кадастре недвижимости (ГКН) зарегистрированы части земельного участка: площадью 2720000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0101003:559, площадью 1050000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0101002:510, площадью 480000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0101002:509, а также приведены планы частей земельного участка, их описание.
Заявитель указывает, что постановлением главы Администрации г. Асбеста от 27.03.1995 N 118 утверждена поселковая черта поселка Рефтинский, в состав черты включены земли Рефтинского лесничества, Пригородного лесничества. Законом Свердловской области от 21.07.2004 N 45-ОЗ "Об установлении границ Муниципального образования поселок Рефтинский и наделении его статусом городского округа" и Законом Свердловской области от 12.07.2007 N 85-ОЗ "О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" утверждена граница МО - городской округ Рефтинский, которая в части населенного пункта полностью совпадает с утвержденной в 1995 году чертой поселка Рефтинский. Заявитель полагает, что граница городского округа Рефтинский включает в себя спорный земельный участок площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12, категория земель - земли лесного фонда. Заявитель полагает, что этот земельный участок не подлежал включению в состав земель лесного фонда при регистрации права федеральной собственности в 2003 году.
Администрация городского округа Рефтинский полагает, что с момента утверждения поселковой черты поселка Рефтинский (с 27.03.1995) Департамент лесного хозяйства Свердловской области бездействовал, не принял должных мер по выводу спорного участка в границах населенного пункта из состава государственного лесного фонда. Заявитель при этом ссылается на ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", согласно которой земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Согласно ст. ст. 8, 11 этого закона установление границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов.
Администрация ГО Рефтинский в своем письме от 12.10.2011 просило Департамент лесного хозяйства Свердловской области исключить земельный участок площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12 из состава гослесфонда.
Поскольку Департамент лесного хозяйства Свердловской области положительно не решил вопрос о переводе земельного участка площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12 из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения требований в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания оспариваемых действий незаконными является наличие одновременно двух условий: несоответствие отказа законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
1. В своем заявлении Администрация просит признать незаконным действие Департамента, "выраженное в уклонении от перевода земельного участка площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12, который входит в границы населенного пункта поселок Рефтинский, из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта". Вместе с тем, такими полномочиями Департамент лесного хозяйства Свердловской области не обладает. Эти функции осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Следовательно, отказывая в совершении действий по переводу земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов Департамент и не мог выйти за рамки предоставленных ему полномочий и нарушить закон.
2. Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ), леса располагаются не только на землях лесного фонда, но также и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В силу ст. 67 ЛК РФ на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, предусмотрена необходимость проведения лесоустройства, которое согласно ст. 68 ЛК РФ включает проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 69 ЛК РФ предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 ЛК РФ в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В своих письмах от 15.11.2011 N 01-16-6993/11, от 16.08.2012 N 24-01-95-2983/12 Департамент указал Главе городского округа Рефтинский, что большая часть земельного участка площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12 расположена в лесопарковых зонах, в соответствии со ст. 105 ЛК РФ изменение границ лесопарковых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, спорный земельный участок, расположенный в городских лесах, фактически является лесным участком в составе земель населенных пунктов, формирование которого произведено в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Настоящие выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 10520/09.
Таким образом, судом не установлено, что Департамент лесного хозяйства Свердловской области совершил действия, которые не соответствуют законам и иным нормативным правовым актам, и нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя со ссылкой на нормы ст. ст. 8, 11 Федерального закона N 172-ФЗ отклоняются, поскольку:
- - во-первых, нормы этого закона вступили в действие позднее возникновения 28.11.2003 у Российской Федерации права собственности на земельный участок площадью 4250000 кв. м с кадастровым номером 66:69:0000000:12;
- - во-вторых, вопросы, связанные с переводом земель из одной категории в другую, затрагивают только эти отношения, но никак не отношения собственности на земельный участок. Изменение в административном порядке категории земельного участка, утверждении границ муниципального образования не являются основаниями для прекращения права Российской Федерации на земельный участок и возникновения соответствующих прав у муниципального образования.
Из материалов дела, выступлений представителей заявителей следовало, что нарушение своих прав заявитель видит, прежде всего, в том, что он не может распоряжаться чужим имуществом - лесными землями, которые расположены в границах муниципального образования.
Однако при наличии зарегистрированного и не оспоренного права собственности Российской Федерации Департамент лесного хозяйства Свердловской области в силу возложенных на него полномочий управляет этим земельным участком.
В том числе, Департамент обладает правом по созданию аукционных комиссий по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, по заключению в установленном порядке договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности, а также договоров купли-продажи лесных насаждений обладает Департамент лесного хозяйства Свердловской области (п. п. 13, 15 п. 10 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 г. N 1905-ПП (с последующими изменениями).
Департаменту для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется также право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах полномочий, в том числе иски о возмещении вреда лесам, причиненного в результате нарушения лесного законодательства п. п. 26 п. 10 Положения о Департаменте).
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
3. Помимо этого, согласно п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Суд отказывает в удовлетворении требований также еще и потому, что заявитель пропустил установленный ст. 198 АПК РФ срок на обращение в суд с заявлением о признании незаконным решения.
Согласно ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании действия органа государственной власти может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
О нарушении своих прав заявитель должен был узнать из писем Департамента от 15.11.2011, от 16.08.2012, от 24.08.2012. Настоящее заявление подано в суд 07.05.2013. Следовательно, трехмесячный срок на подачу заявления в суд заявителем пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru. В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
П.Б.ВАНИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)