Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя - председатель Коростин А.П., выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Садового некоммерческого товарищества "Родник" от 16.05.2013, Иванова А.М., доверенность от 07.06.2011, Смирнова Л.Н., доверенность от 01.12.2011,
от ответчика - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 июня 2013 года
по делу N А50-8941/2013,
вынесенное судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению Садового некоммерческого товарищества "Родник" (ОГРН 1105907001507, ИНН 5907046221)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании решения незаконным,
установил:
Садовое некоммерческое товарищество "Родник" (далее - заявитель, СНТ "Родник") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент), изложенного в письме от 19.02.2013 N 2613, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 17543 кв. м расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. 2-я Корсуньская, 47.
Решением суда от 26.06.2013 заявленные требования удовлетворены. Отказ Департамента, выраженный в письме от 19.02.2013 N 2613, признан незаконным.
Ответчик с решением суда от 26.06.2013 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Ответчик указывает, что в соответствии со ст. 80, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для предоставления земельного участка в аренду не имеется, поскольку земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не включен в фонд перераспределения земель.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился.
Заявитель в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда не подлежащим отмене.
На основании п. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленное обществом заявление от 07.08.2012 приобщено апелляционным судом к материалам дела, поскольку на данное заявление содержится ссылка в письме Департамента от 13.09.2012 N И-21-01-09-17007, приобщенном к материалам дела судом первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.02.2010 товарищество обратилось к заместителю главы Администрации города Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков по ул. 2-я Корсуньская.
В письме от 19.03.2010 N И-03-08-272 заместитель главы Администрации города Перми указал заявителю, что объекты недвижимости, под которые испрашиваются земельные участки, являются самовольными постройками; оформление прав на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта (л.д. 10).
СНТ "Родник" выдан акт о выборе земельного участка для строительства от 08.08.2011 N 449, получены положительные заключения функциональных территориальных органов Администрации г. Перми (л.д. 11).
22.11.2011 земельному участку для размещения СНТ "Родник" в Орджоникидзевском районе установлен временный адрес: ул. 2-я Корсуньская, 47 (л.д. 12).
07.08.2012 СНТ "Родник" обратилось в Департамент с заявлением о продлении срока действия акта о выборе земельного участка от 08.08.2011 N 449.
Департамент письмом от 13.09.2012 N И-21-01-09-17007 оказал заявителю в продлении срока акта о выборе земельного участка от 08.08.2011 N 449 (л.д. 13).
31.01.2013 СНТ "Родник" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 17 543 кв. м расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. 2-я Корсуньская, 47, в аренду на 49 лет.
19.02.2013 ответчик принял решение, оформленное письмом N 2613, об отказе СНТ "Родник" в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку в соответствии со ст. 80, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для ведения садоводства предоставляются из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов (л.д. 9).
Ссылаясь на то, что данное решение является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации, комплексно регулирует Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Пунктом 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
В соответствии с 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 7 той же статьи).
Довод ответчика о том, что предоставление земельного участка для СНТ возможно исключительно на землях сельскохозяйственного назначения, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами различным территориальным зонам, в том числе, к зонам сельскохозяйственного использования.
Пунктом 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться в том числе зоны сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения) могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов (п. 10 той же статьи).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-3 - зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков.
Данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыхам (ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
К основным видам разрешенного использования зоны Р-3 относятся садовые дома, дачные дома, летние сооружения, сады, огороды, зеленые насаждения.
Испрашиваемый земельный участок не относится землям сельскохозяйственного назначения и не входит в фонд перераспределения земель. Поэтому необходимость соблюдения в данном случае условий предоставления земельных участков, предусмотренных ст. 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не усматривается.
Постановлением Администрации г. Перми от 01.08.2012 N 64-П утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными органами Администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры с предварительным согласованием места размещения объектов (далее - Регламент).
В силу п. 4.1. Регламента Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней после поступления заключений, предусмотренных разделом 3 настоящего Регламента, рассматривает заявление с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта о выборе земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения линейного объекта.
В силу ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления администрации от 06.03.2009 N 108 "Об утверждении правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" на Департамент возложена обязанность по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков.
Соответствующие заключения функциональных и территориального органов Администрации города Перми получены, как следует из акта выбора.
Акт выбора земельного участка в установленный срок до 08.08.2012 представлен в Департамент, что подтверждается заявлением СНТ "Родник" от 07.08.2012.
Вместе с тем, заявление товарищества о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не рассмотрено с учетом оснований отказа, изложенных в письме ответчика от 19.02.2013 N 2613.
С учетом указанных правовых норм, поскольку спорный земельный участок расположен в зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков и доказательств установления запрета на ведение садоводства в указанной зоне ответчиком не представлено, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Департамента в предоставлении земельного участка в аренду по изложенным в оспариваемом решении основаниям является правомерным.
Оспариваемый отказ Департамента нарушает права заявителя на рассмотрение заявления в соответствии с действующим законодательством.
Судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу приведенных норм процессуального права в случае удовлетворения заявленных требований в рамках административного судопроизводства такое указание должно содержаться в резолютивной части решения суда независимо от просьбы об этом заявителя.
Как видно из решения суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворены; отказ Департамента, выраженный в письме от 19.02.2013 N 2613, признан незаконным.
В то же время, указание на то, каким образом подлежат устранению нарушения прав и законных интересов заявителя, в резолютивной части решения отсутствует.
Поскольку заявление товарищества, поданное на основании ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации с соответствии с указанным правовыми нормами не рассмотрено, на Департамент во устранение нарушения прав и законных интересов заявителя подлежит возложению обязанность по рассмотрению заявления в соответствии с действующим законодательством.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу вышеизложенного.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с нарушением судом норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклонены, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя апелляционной жалобы. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент земельных отношений администрации города Перми освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 июня 2013 года по делу N А50-8941/2013 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми, выраженный в письме от 19.02.2013 N 2613.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми устранить нарушение прав и законных интересов Садового некоммерческого товарищества "Родник", путем рассмотрения заявления Садового некоммерческого товарищества "Родник" о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с требованиями статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2013 N 17АП-8934/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-8941/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2013 г. N 17АП-8934/2013-ГК
Дело N А50-8941/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя - председатель Коростин А.П., выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Садового некоммерческого товарищества "Родник" от 16.05.2013, Иванова А.М., доверенность от 07.06.2011, Смирнова Л.Н., доверенность от 01.12.2011,
от ответчика - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 июня 2013 года
по делу N А50-8941/2013,
вынесенное судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению Садового некоммерческого товарищества "Родник" (ОГРН 1105907001507, ИНН 5907046221)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании решения незаконным,
установил:
Садовое некоммерческое товарищество "Родник" (далее - заявитель, СНТ "Родник") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент), изложенного в письме от 19.02.2013 N 2613, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 17543 кв. м расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. 2-я Корсуньская, 47.
Решением суда от 26.06.2013 заявленные требования удовлетворены. Отказ Департамента, выраженный в письме от 19.02.2013 N 2613, признан незаконным.
Ответчик с решением суда от 26.06.2013 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Ответчик указывает, что в соответствии со ст. 80, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для предоставления земельного участка в аренду не имеется, поскольку земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения и не включен в фонд перераспределения земель.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился.
Заявитель в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда не подлежащим отмене.
На основании п. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленное обществом заявление от 07.08.2012 приобщено апелляционным судом к материалам дела, поскольку на данное заявление содержится ссылка в письме Департамента от 13.09.2012 N И-21-01-09-17007, приобщенном к материалам дела судом первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.02.2010 товарищество обратилось к заместителю главы Администрации города Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков по ул. 2-я Корсуньская.
В письме от 19.03.2010 N И-03-08-272 заместитель главы Администрации города Перми указал заявителю, что объекты недвижимости, под которые испрашиваются земельные участки, являются самовольными постройками; оформление прав на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта (л.д. 10).
СНТ "Родник" выдан акт о выборе земельного участка для строительства от 08.08.2011 N 449, получены положительные заключения функциональных территориальных органов Администрации г. Перми (л.д. 11).
22.11.2011 земельному участку для размещения СНТ "Родник" в Орджоникидзевском районе установлен временный адрес: ул. 2-я Корсуньская, 47 (л.д. 12).
07.08.2012 СНТ "Родник" обратилось в Департамент с заявлением о продлении срока действия акта о выборе земельного участка от 08.08.2011 N 449.
Департамент письмом от 13.09.2012 N И-21-01-09-17007 оказал заявителю в продлении срока акта о выборе земельного участка от 08.08.2011 N 449 (л.д. 13).
31.01.2013 СНТ "Родник" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 17 543 кв. м расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. 2-я Корсуньская, 47, в аренду на 49 лет.
19.02.2013 ответчик принял решение, оформленное письмом N 2613, об отказе СНТ "Родник" в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку в соответствии со ст. 80, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для ведения садоводства предоставляются из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов (л.д. 9).
Ссылаясь на то, что данное решение является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации, комплексно регулирует Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Пунктом 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
В соответствии с 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно положениям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 7 той же статьи).
Довод ответчика о том, что предоставление земельного участка для СНТ возможно исключительно на землях сельскохозяйственного назначения, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами различным территориальным зонам, в том числе, к зонам сельскохозяйственного использования.
Пунктом 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться в том числе зоны сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения) могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов (п. 10 той же статьи).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-3 - зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков.
Данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыхам (ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143).
К основным видам разрешенного использования зоны Р-3 относятся садовые дома, дачные дома, летние сооружения, сады, огороды, зеленые насаждения.
Испрашиваемый земельный участок не относится землям сельскохозяйственного назначения и не входит в фонд перераспределения земель. Поэтому необходимость соблюдения в данном случае условий предоставления земельных участков, предусмотренных ст. 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не усматривается.
Постановлением Администрации г. Перми от 01.08.2012 N 64-П утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными органами Администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры с предварительным согласованием места размещения объектов (далее - Регламент).
В силу п. 4.1. Регламента Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней после поступления заключений, предусмотренных разделом 3 настоящего Регламента, рассматривает заявление с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта о выборе земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения линейного объекта.
В силу ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления администрации от 06.03.2009 N 108 "Об утверждении правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" на Департамент возложена обязанность по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков.
Соответствующие заключения функциональных и территориального органов Администрации города Перми получены, как следует из акта выбора.
Акт выбора земельного участка в установленный срок до 08.08.2012 представлен в Департамент, что подтверждается заявлением СНТ "Родник" от 07.08.2012.
Вместе с тем, заявление товарищества о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не рассмотрено с учетом оснований отказа, изложенных в письме ответчика от 19.02.2013 N 2613.
С учетом указанных правовых норм, поскольку спорный земельный участок расположен в зоне коллективных садово, садово-огородных и дачных участков и доказательств установления запрета на ведение садоводства в указанной зоне ответчиком не представлено, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Департамента в предоставлении земельного участка в аренду по изложенным в оспариваемом решении основаниям является правомерным.
Оспариваемый отказ Департамента нарушает права заявителя на рассмотрение заявления в соответствии с действующим законодательством.
Судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу приведенных норм процессуального права в случае удовлетворения заявленных требований в рамках административного судопроизводства такое указание должно содержаться в резолютивной части решения суда независимо от просьбы об этом заявителя.
Как видно из решения суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворены; отказ Департамента, выраженный в письме от 19.02.2013 N 2613, признан незаконным.
В то же время, указание на то, каким образом подлежат устранению нарушения прав и законных интересов заявителя, в резолютивной части решения отсутствует.
Поскольку заявление товарищества, поданное на основании ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации с соответствии с указанным правовыми нормами не рассмотрено, на Департамент во устранение нарушения прав и законных интересов заявителя подлежит возложению обязанность по рассмотрению заявления в соответствии с действующим законодательством.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу вышеизложенного.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с нарушением судом норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклонены, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя апелляционной жалобы. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент земельных отношений администрации города Перми освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 июня 2013 года по делу N А50-8941/2013 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми, выраженный в письме от 19.02.2013 N 2613.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми устранить нарушение прав и законных интересов Садового некоммерческого товарищества "Родник", путем рассмотрения заявления Садового некоммерческого товарищества "Родник" о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с требованиями статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)