Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2009 ПО ДЕЛУ N А12-15545/08-С6

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2009 г. по делу N А12-15545/08-с6


Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Лыткиной О.В., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Ханиной А.Н.
при участии в заседании представителя предпринимателя Паламарчука И.В. Минаковой Т.В., действующей по доверенности от 05.09.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Паламарчука Игоря Владимировича (п. Киляковка Волгоградской области)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2008 года по делу N А12-15545/08-с6 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Паламарчука Игоря Владимировича (п. Киляковка Волгоградской области)
к администрации Волгограда (г. Волгоград)
заинтересованные лица: комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (г. Волгоград), комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград)
о признании незаконным постановления N 1425 от 25.07.2008,

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратился индивидуальный предприниматель Паламарчук Игорь Владимирович (далее - предприниматель, заявитель) с заявлением к администрации Волгограда о признании незаконным постановления от 25.07.2008 N 1425 "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 1-79-16) для строительства объекта индивидуальному предпринимателю ПаламарчукуИгорю Владимировичу", об обязании администрации Волгограда предоставить индивидуальному предпринимателю Паламарчуку Игорю Владимировичу в аренду земельный участок площадью 3328 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Тракторозаводской район, проспект им. В.И. Ленина, 120 Д, (учетный N 1-79-16), кадастровый номер 34:34:01 00 49:0019 для строительства автомобильной газозаправочной станции.
Решением суда первой инстанции от 18.11.2008 в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
Предприниматель не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 18.11.2008 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Администрация Волгограда против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители администрации Волгограда, комитета градостроительства и архитектуры администрации Волгограда в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 92826 5, 92827 2. Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

05 декабря 2007 года предприниматель обратился в комитет по земельным ресурсам администрации Волгограда с заявлением о рассмотрении пакета документов для размещения газозаправочной станции по проспекту им. В.И. Ленина, северо-восточнее незавершенного строительства путепровода в Тракторозаводском районе (л.д. 19).
13 декабря 2007 года комитет земельных ресурсов администрации Волгограда рассмотрел представленный пакет документов, обязал предпринимателя представить заключение комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о возможности размещения автомобильной газозаправочной станции по проспекту им. В.И. Ленина в Тракторозаводском районе г. Волгограда с указанием соответствия размещения объекта функциональной зоне на основе Генерального плана города (л.д. 16).
03 марта 2008 года предприниматель обратился с заявлением о представлении земельного участка площадью 3328 кв. м, кадастровым номером 34:34:01 00 49: 0019, расположенного по адресу: г. Волгоград, Тракторозаводской район, проспект им. В.И. Ленина, 120 Д, для размещения (строительства) автомобильной газозаправочной станции (л.д. 20).
28 марта 2008 года утверждено заключение комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда об аренде земельного участка (л.д. 140-141). Согласно пункту 2.7 заключения, участок частично находится за красными линиями застройки квартала зеленой зоны. В пункте 3.1 указано, что в соответствии с Генеральным планом Волгограда зона, в которой находится земельный участок, является зоной озеленения специального назначения. Утвержденные проекты планировки и проект межевания отсутствует.
25 июля 2008 года постановлением главы Волгограда N 1425 "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 1-79-16) для строительства объекта индивидуальному предпринимателю Паламарчук Игорю Владимировичу" заявителю отказано в предоставлении земельного участка (учетный N 1-79-16) для строительства капитального объекта - автомобильной газозаправочной станции по проспекту им. В.И. Ленина, 120Д, в Тракторозаводском районе, а также отменено постановление администрации Волгограда от 02 июня 2005 года N 953 "О предварительном согласовании места размещения автомобильной газозаправочной станции индивидуальному предпринимателю Паламарчук Игорю Владимировичу" как противоречащее пунктам 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с постановлением главы Волгограда от 25.07.2008 N 1425, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и обязании предоставить данный земельный участок на праве аренды.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку постановление администрации Волгограда от 25.07.2008 N 1425 "Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 1-79-16) для строительства объекта индивидуальному предпринимателю Паламарчуку Игорю Владимировичу" соответствует требованиям пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, а отмена постановления администрации Волгограда от 02.06.2005 N 953 "О предварительном согласовании места размещения автомобильной газозаправочной станции индивидуальному предпринимателю Паламарчуку Игорю Владимировичу" не влечет каких-либо правовых последствий для заявителя в связи с тем, что на момент вынесения оспоренного постановления срок действия постановления истек.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции основанными на законе и подтвержденными собранными по делу доказательствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
Согласно статье 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Статья 30 ЗК РФ регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий.
Согласно пунктам 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии с Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 N 105 "Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений" границы земельных участков устанавливаются по красным линиям, осям внутренних проездов и другим границам. К проекту межевания территории прилагаются: акты согласования границ землепользований; каталог координат границ землепользований; перечень сервитутов; пояснительная записка.
Согласно пункту 2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", (утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача от 10.04.2003 N 38), красная линия отделяет территорию улично-дорожной сети от остальной территории города. За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения.
Как видно из материалов дела, согласно выкопировке генерального плана (л.д. 39), представленной в землеустроительном деле (л.д. 21-82), заключению комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 27.03.2008 N 619, земельный участок, учетный номер 1-79-16, частично располагается за красными линиями застройки на территории земель общего пользования и зеленой зоны.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив доказательства, верно установил, что границы спорного объекта не скорректированы, выходят за красные линии застройки на землях общего пользования и находятся в зоне озеленения специального назначения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Следовательно, Генеральный план, как нормативный правовой акт, подлежит применению только с момента его официального опубликования.
Вместе с тем, Генеральный план города Волгограда, утвержденный решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112, опубликован 18 июля 2007 года путем опубликования в "Волгоградской газете", в связи с чем границы спорного земельного участка подлежат корректировке в соответствии с Генеральным планом.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что положения решения об утверждении Генерального плана Волгограда не подлежат применению, является ошибочным и не принимается судом апелляционной инстанции как основание для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что требования заявителя о признании незаконным постановления главы Волгограда от 25.07.2008 N 1425 и обязании администрации Волгограда предоставить индивидуальному предпринимателю Паламарчуку Игорю Владимировичу в аренду земельный участок площадью 3328 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Тракторозаводской район, проспект им. В.И. Ленина, 120 Д, (учетный N 1-79-16), кадастровый номер 34:34:01 00 49:0019 для строительства автомобильной газозаправочной станции удовлетворению не подлежат.
Ссылка предпринимателя на понесенные расходы, связанные с оформлением испрашиваемого участка, несостоятельна. Указанное обстоятельство не влияет на оценку законности оспоренного ненормативного акта. Действующее земельное законодательство предоставляет возможность защищать нарушенные неправомерными действиями органов интересы путем возмещения причиненного ими ущерба.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным документам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Паламарчука И.В. следует оставить без удовлетворения.
Порядок распределения судебных расходов, к которым относится и государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы, регулируется главой 9 АПК РФ. В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции следует отнести на заявителя. Государственная пошлина подлежит уплате в сумме 50 руб., а ошибочно уплачена им при обращении с апелляционной жалобой согласно платежному поручению от 08.12.2007 N 598 в сумме 1000 руб. Поэтому излишне уплаченные 950 руб. подлежат возврату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2008 года по делу N А12-15545/08-с6 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вернуть индивидуальному предпринимателю Паламарчуку Игорю Владимировичу (п. Киляковка Волгоградской области) излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 950 (девятьсот пятьдесят) руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 АПК РФ.

Председательствующий
М.А.АКИМОВА

Судьи
О.В.ЛЫТКИНА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)