Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.01.2013 ПО ДЕЛУ N А65-18313/2011

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2013 г. по делу N А65-18313/2011


Резолютивная часть постановления объявлена: 26 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 10 января 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Ахметзянова Айрата Шакировича на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 августа 2012 г. по делу N А65-18313/2011 (судья Гасимов К.Г.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Ахметзянова Айрата Шакировича (ОГРН 304165921800077, ИНН 165900069703), г. Казань,
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполкома муниципального образования города Казани", г. Казань,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,

установил:

Индивидуальный предприниматель Ахметзянов Айрат Шакирович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань (далее - ответчик) о признании решения об отказе предоставить земельный участок на праве собственности незаконным, и об обязании ответчика предоставить данный земельный участок в собственность.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 12.05.2012 г. решение суда первой инстанции и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что суду необходимо установить обстоятельства имеющие значение для разрешения заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 августа 2012 г. по делу N А65-18313/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, судом не применен закон подлежащий применению.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель, в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции 30.07.2012 г. уточнил заявленные требования и согласно уточнения, просил признать незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка общей площадью 119,66 кв. м на праве собственности, и об обязании ответчика предоставить земельный участок, общей площадью 119,66 кв. м в собственность.
Арбитражный суд первой инстанции отказал в принятии уточнения заявленных требований по мотиву несоответствия заявленным требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Частью 5 ст. 49 АПК РФ установлено, что арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 (ред. от 10.11.2011) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" даны следующие разъяснения, обязательные для арбитражных судов. В случае если судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 Кодекса об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований и суд неправомерно отказал в удовлетворении такого ходатайства или рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела, в силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает не рассмотренные ранее требования, принимает измененные предмет или основание иска, увеличенные (уменьшенные) требования.
Поскольку арбитражный суд первой инстанции неправомерно, в нарушении ч. 5 ст. 49 АПК РФ отказал заявителю в принятии изменения предмета иска по основаниям не указанным в этой норме процессуального закона арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, принять изменение предмета заявленных требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав других лиц и перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Казани от 24.07.2000 г. N 1518 заявителю был предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 119,6 кв. м по ул. Кул-Гали для строительства торгового павильона и заключен договор аренды от 08.09.2000 г.
Заявитель построил на данном земельном участке торговый павильон, который был принят в эксплуатацию актом государственной приемочной комиссии от 22.01.2003 г. и постановлением N 829 от 27.05.2003 г. главы администрации города Казани "О вводе в эксплуатацию торгового павильона по ул. Кул-Гали".
На основании акта государственной приемочной комиссии и постановления главы администрации города Казани за заявителем было зарегистрировано право собственности на 1 этажное здание (торговый павильон) общей площадью 93,80 кв. м, инв. N 17210, лит. А, объект N 1, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Кул-Гали, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 28.08.2003 г.
Из материалов дела также следует, что 20.12.2007 г. договор аренды земельного участка от 08.09.2000 г. был по соглашению сторон расторгнут и между заявителем и ответчиком, на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу А65-13233/2007, был заключен договор аренды от 14.11.2007 г. N 12277 земельного участка, общей площадью 119,66 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Кул-Гали, кадастровый номер 16:50:16 05 06:0003, занимаемого торговым павильоном, сроком на 3 года.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 16:50:16 05 06:0003, расположенным по адресу: г. Казань, ул. Кул-Гали, этот земельный участок площадью 119,66 кв. м относится полностью к землям поселений с разрешенным видом использования под торговый павильон.
17.08.2010 г. предприниматель Ахметзянов А.Ш. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью 119,66 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Кул-Гали, кадастровый номер 16:50:16 05 06:0003, занимаемого торговым павильоном.
Ответчик в течение 2010 - 2011 г.г. под различными предлогами не рассматривал заявление предпринимателя по существу, требовал предоставления различных согласований и документов, не предусмотренных нормами Земельного Кодекса РФ.
30.03.2011 г. заявитель направил ответчику повторное заявление о рассмотрении вопроса о предоставлении в собственность земельного участка по ул. Кул. Гали по существу с приложением документов, подтверждающих согласование фасадов здания торгового павильона.
Ответчик 21.06.2011 г. принял решение N 14816 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность заявителя по мотивам того, что Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета города Казани не согласовало границы земельного участка.
Как следует из письма N 11476 от 19.04.2011 г. Управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета города Казани, направленного в адрес ответчика в связи с заявлением о подготовке градостроительного заключения по границам земельного участка, занимаемого объектом недвижимости по ул. Кул-Гали запрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, в зоне парков и граничит с восточной стороны с территорией спортивного объекта Универсиады 2013 г. и его целесообразно использовать для благоустройства этого спортивного объекта.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Частями 1, 4 статьи 20 Земельного кодекса Республики Татарстан в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Республики Татарстан; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Управление и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В порядке части 3 статьи 30 Земельного кодекса Республики Татарстан органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
Решением представительного органа Муниципального органа г. Казани N 11-5 от 24.12.2005 утверждено Положение о Комитете земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее Комитет), предметом и целью деятельности которого, является выполнение управленческих функций от имени исполнительно-распорядительного органа муниципального образования города Казани - Исполнительного комитета г. Казани в сфере реализации вопросов местного значения, а именно по владению, пользованию и распоряжению имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани.
Комитет является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и обладает статусом юридического лица.
Согласно частям 1 и 2 статьи 31 Земельного кодекса Республики Татарстан граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, обращаются с заявлением в уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков в соответствии со статьями 30, 48 Кодекса.
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом; исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" дал арбитражным судам следующие разъяснения. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Согласно статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
При этом, как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Из содержания указанных норм права следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Таким образом, заявитель имеет право на выкуп земельного участка, сформированного ранее и фактически используемого в естественных границах, той же площадью, что и при предоставлении его в аренду.
Ответчик не представил доказательств того, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, напротив, из материалов дела следует, что земельный участок, на котором расположен объект недвижимости заявителя, не относится к территории общего пользования и имеет целевое назначения для размещения объекта торговли.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Ответчик не представил доказательств того, что испрашиваемый заявителем земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте, также не представлены доказательства того, что Федеральным законом установлен запрет на приватизацию этого земельного участка.
Доводы ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок предназначен для благоустройства объекта Универсиады 2013 является не обоснованным, поскольку не представлено ни одного доказательства того, что указанный земельный участок зарезервирован в установленном порядке для государственных или муниципальных нужд.
Арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявителю в собственность земельного участка, площадью 119,66 кв. м расположенного по ул. Кул-Гали в г. Казани, с кадастровым номером 16:50:16:0506:0003, что этот отказ не соответствует, указанным выше нормам земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 августа 2012 г. по делу N А65-18313/2011 отменить
Заявленное требование удовлетворить. Признать незаконным решение Комитета земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 21.06.2011 г. N 14816 об отказе в предоставлении в собственность предпринимателю Ахметзянову Айрату Шакировичу земельного участка площадью 119,66 кв. м расположенного по ул. Кул-Гали в г. Казани, с кадастровым номером 16:50:16:0506:0003.
Обязать Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в месячный срок с момента вступления в силу судебного акта.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)