Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2013 ПО ДЕЛУ N А72-7450/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу N А72-7450/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи. Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителей:
заявителя - общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" - Храмовой Н.Ф., доверенность от 25.04.2012,
заинтересованных лиц - Администрации города Ульяновска - Трифоновой О.В., доверенность от 05.04.2013 N 37-01-12, служебное удостоверение; Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска - Трифоновой О.В., доверенности от 15.01.2012 N 01-13/112,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства города Ульяновска
на решение арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2012 (судья Ипполитова И.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А72-7450/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл", г. Ульяновск, о признании незаконным отказа и обязании, заинтересованные лица: администрация города Ульяновска, г. Ульяновск, Комитет архитектуры и градостроительства города Ульяновска, г. Ульяновск, муниципальное казенное учреждение "Служба охраны окружающей среды", г. Димитровград, Ульяновская область, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, г. Ульяновск, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск, открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Ульяновск,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" г. Ульяновск обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Ульяновска N 01-13/2329 от 03.05.2012 в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 2715,0 кв. м, расположенного южнее по ул. Московское шоссе, дом 108 в Засвияжском районе и предварительного согласования места размещения объекта торговли, досуга и развлечений, об обязании Администрации г. Ульяновска произвести выбор земельного участка ориентировочной площадью 2715,0 кв. м, расположенного южнее по ул. Московское шоссе, д. 108 в Засвияжском районе, утвердить акт выбора земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта торговли, досуга и развлечений.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013, заявление общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" удовлетворено.
Арбитражный суд признал отказ в обеспечении выбора земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска от 03.05.2012 N 01-13/2329, незаконным, и обязал Администрацию г. Ульяновска обеспечить выбор земельного участка по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" от 04.04.2012 исх. N 14 на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий в полном соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Городской Думы от 13.10.2004 N 90.
В кассационной жалобе Администрация города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства города Ульяновска просят названные судебные как принятые с нарушением норм материального и процессуального права отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании заявители кассационной жалобы доводы кассационной жалобы поддержали, а представитель общества, считая доводы жалобы несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" 04.04.2012 обратилось в Администрацию г. Ульяновска с заявлением, в котором просило обеспечить выбор земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта торговли, досуга и развлечений на земельном участке, расположенном южнее по ул. Московское шоссе N 108 в Засвияжском районе г. Ульяновска ориентировочной площадью 2715 кв. м, предполагаемая площадь застройки 2000 кв. м, право на земельный участок - аренда.
Письмом N 01-13/2329 от 03.05.2012 "О рассмотрении обращения" Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска сообщил заявителю на обращение о выборе земельного участка, что предоставление в аренду земельного участка для размещения объекта торговли, досуга и развлечений по указанному адресу не представляется возможным.
Сообщение мотивировано тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне инженерных сетей (водопровод, теплотрасса). В настоящее время на земельном участке по указанному адресу расположены зеленые насаждения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Симбирск-Ойл" в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, сослались на то, что заявление общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" от 04.04.2012 N 14 соответствует установленным требованиям, при этом факт наличия или отсутствия зеленых насаждений, а так же наличие и (или) отсутствие сетей не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Администрация в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ при проведении выбора земельного участка имела возможность скорректировать площадь земельного участка при определении вариантов размещения объекта торговли, досуга и развлечений, но никаких возможных вариантов заявителю предложено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления (пункт 2 статьи 11 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Кодекса).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса (пункт 5 статьи 30 Кодекса).
В пункте 1 статьи 31 Кодекса установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Кодекса).
Из изложенного следует, что акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Такой подход сформулирован и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса предусмотрена возможность определения вариантов размещения объекта по обращению заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Однако судами не принято во внимание, что в данном случае, обращаясь за предоставлением земельного участка площадью 2715 кв. м, общество просило предоставить ему определенный земельный участок указанного размера в указанном месте (определен адресно и на схеме).
Таким образом, доводы администрации об отсутствии при таких обстоятельствах возможности в рамках процедуры выбора земельного участка предлагать обществу другие варианты посредством изменения места расположения испрашиваемого земельного участка и (или) изменения площади испрашиваемого участка, в том числе ее уменьшения, оставлены без внимания и должной правовой оценки.
Вопрос о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории земельных насаждений общего пользования и согласно Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы N 90 от 13.10.2004, расположен в территориальной зоне Р2, в которой строительство капитальных объектов допускается лишь при соблюдении определенных условий, судами не исследован.
Оставлены без внимание и доводы администрации о необходимости соблюдения требований строительных норм и правил при наличии инженерных сетей на испрашиваемом земельном участке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что вывод судов о том, что поскольку администрация не осуществила мероприятия по выбору земельного участка, у нее отсутствовали правовые основания для отказа обществу в осуществлении выбора и предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, сделан по неполно исследованным обстоятельствам.
Поскольку кассационная инстанция, согласно статьи 287 АПК РФ, лишена процессуальной возможности устанавливать фактические обстоятельства и оценивать доказательства, судебная коллегия считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, в том числе позицию, сформулированную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 и принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А72-7450/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Г.Д.АЛЬМАШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)