Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Вагнер Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Подвязниковой Н.А., Ланцовой М.В.,
при секретаре И.
рассмотрела в судебном заседании 08 февраля 2012 года
дело по кассационной жалобе С., Ж. на решение Центрального районного суда г. Омска от 09.12.2011, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах С.Н., Ж. к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области об обязании предоставить земельный участок отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., пояснения С.Н., поддержавшей доводы жалобы, представителя ГУ по земельным ресурсам Омской области К., возражавшей против удовлетворения жалобы, прокурора отдела прокуратуры Омской области Жигаловой Т.М., считавшей, что основания для отмены решения отсутствуют, судебная коллегия
установила:
Прокурор ЦАО г. Омска обратился в суд с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР Омской области), Администрации г. Омска в интересах С.Н., Ж. об обязании предоставить земельные участки. Указал, что прокуратурой округа по обращению названных лиц проведена проверка, в ходе которой установлено, что С.Н. и Ж. инвалидам *** группы с *** степенью ограничения к трудовой деятельности должностными лицами ГУЗР Омской области было отказано в получении земельных участков на жилищное строительство. При этом заявителям было разъяснено, что действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе; разъяснен порядок предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 ЗК РФ. По вопросу предоставления земельных участков по ул. *** и ул. *** в микрорайоне *** заявители проинформированы о том, что земельные участки по ул. *** сформированы для предоставления с торгов для индивидуального жилищного строительства. ГУЗР Омской области приняты распоряжения от 12 января 2011 N 4-р, N 5-р, N 6-р, от 13 мая 2011 N 526-р, от 25 мая 2011 N 587-р, от 13 мая 2011 N 525-р о проведении аукциона по продаже земельных участков для строительства. Прокурор считал, что отказ ГУЗР Омской области не обоснован, при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" по договору купли-продажи торги не проводятся. С учетом уточнений прокурор просил признать отказ ГУЗР Омской области от 08.08.2011 N 02-02/8042 Ж. незаконным в части не предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, признать отказ ГУЗР Омской области от 08.08.2011 N 02-02/8040 С.Н. незаконным в части не предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязать ГУЗР Омской области предоставить С.Н., Ж. испрашиваемые ими земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, взыскать с ответчика госпошлину в установленном законом размере.
Истцы Ж., С.Н. также уточнили исковые требования. Просили признать незаконными отказы ответчиков предоставить им как инвалидам земельные участки для индивидуального жилищного строительства по ФЗ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", обязать ответчиков предоставить истцам земельные участки как инвалидам. Указали, что согласно ст. 17 названного закона инвалиды имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, данная норма исключает применение при предоставлении земельных участков ч. 1 ст. 30 ЗК РФ. Проведение аукциона в случае предоставления земельного участка инвалиду противоречит смыслу ст. 17 указанного Закона.
Истец Ж. участия в судебном заседании не принимала.
В судебном заседании представитель прокуратуры ЦАО г. Омска М., истец С.Н. и представитель Ж. по устному ходатайству в одном лице уточненные исковые требования поддержали. Истец С.Н. дополнительно пояснила, что они претендуют именно на испрашиваемые земельные участки.
В судебном заседании представитель ответчика ГУЗР Омской области К. требования с учетом уточнений не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Администрации г. Омска участия в судебном заседании не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе Ж., С.Н. просят решение суда отменить. Ссылаются на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указывают, что они как инвалиды имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, нормы Земельного Кодекса РФ о предоставлении земельных участках путем проведения аукциона в данном случае не применимы. Ссылаются на ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг". Полагают, что за предоставлением земельных участков обращались в надлежащие органы. Указывают, что Администрация г. Омска являлась ответчиком по делу, вместе с тем, судом решение в отношении нее не вынесено.
Кассационное представление прокурора ЦАО г. Омска до начала рассмотрения дела в суде кассационной инстанции отозвано.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Ж. и С.Н. являются инвалидами *** группы.
20.05.2011 Ж. обратилась с заявлениями в ГУ по земельным ресурсам Омской области о предоставлении ей для строительства индивидуального жилого дома земельных участков в аренду по адресу: ул. *** N *** по схеме в мкр. ***, и по адресу: ул. *** по схеме в мкр. ***.
С аналогичными заявлениями 20.05.2011 обратилась С.Н. с просьбой предоставить ей для строительства индивидуального жилого дома земельных участков в аренду по адресу: ул. *** N *** по схеме в мкр. *** и по адресу: ул. *** по прилагаемой схеме в мкр. ***.
27.05.2011 ГУ по земельным ресурсам Омской области в адрес Ж. дан ответ о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка по ул. *** путем проведения аукциона, так как на данный земельный участок поданы заявления от 27.01.2010, от 06.07.2010, он сформирован для строительства индивидуального жилого дома, поставлен на кадастровый учет, принято распоряжение "О проведении аукциона по продаже земельного участка для строительства" от 25.05.2011 N 587. На земельный участок по ул. *** подано заявление от 24.08.2010, на которое получен отрицательный ответ о возможности формирования данного земельного участка из департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.
27.05.2011 ГУ по земельным ресурсам Омской области дан ответ С.Н. о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка по ул. *** путем проведения аукциона, так как на данный земельный участок поданы заявления от 10.06.2009, от 22.12.2009, от 27.01.2010, он сформирован для строительства индивидуального жилого дома, поставлен на кадастровый учет, принято распоряжение "О проведении аукциона по продаже земельного участка для строительства" от 13.05.2011 N 525-р. На земельный участок по ул. *** ранее поданы заявления от 18.01.2011, на которые получен ответ, что департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска рассматривает возможность использования данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В дальнейшем по обращению прокуратуры Омской области Главным управлением по земельным ресурсам Омской области было рассмотрено обращение Ж., С.Н. о предоставлении земельных участков для строительства индивидуального жилого дома в мкр. ***, 08.08.2011 заявителям даны ответы N 0202/8040, N 0202/8042 о том, что действующим земельным законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе, продажа земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства осуществляется на аукционах, в порядке, предусмотренном ст. 38.1 ЗК РФ, в соответствии с п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ.
Полагая отказы ГУЗР Омской области от 08.08.2011 незаконными, прокурор обратился в суд с указанным иском.
Согласно ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Статьей 28 ЗК РФ установлено, что предоставление в собственность граждан юридических лиц земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июля 1996 года N 901, определяют перечень льгот инвалидам и семьям, имеющим в составе инвалидов, среди которых указана льгота по обеспечению в первоочередном порядке земельным участком (п. 17). Однако, указание на бесплатность обеспечения инвалидов участками, нормативный акт не содержит.
Категории граждан, имеющих право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены 7.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области". Категория "инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов" в указанной норме отсутствует.
Исходя из содержания приведенных положений, предоставление инвалидам земельных участков в первоочередном порядке возможно на возмездной основе.
Утверждения стороны истца о том, что предоставление земельных участков должно осуществляться бесплатно (протокол - л.д. ***), на законе не основаны. В суде кассационной инстанции истец С. пояснила, что согласна с тем, что правом на бесплатное предоставление земельных участков в первоочередном порядке она и Ж. не обладают.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 ЗК РФ, в части 2 которой указано, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства по общему правилу осуществляется на аукционах.
Как правильно указано в решении суда аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся. Данный вывод соответствует позиции Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2008 года от 17.09.2008.
Вместе с тем право инвалидов на первоочередное предоставление земельного участка без проведения торгов не влечет безусловную обязанность органа местного самоуправления предоставить по его требованию любой выбранный им земельный участок.
Как установлено судом и подтверждается представленными суду кассационной инстанции документами, в отношении испрашиваемых С. и Ж. земельных участков по ул. *** ГУЗР Омской области в пределах его компетенции с 2009, 2010 годов проводились подготовительные мероприятия по организации аукциона на основании ранее поданных заявлений граждан о предоставлении указанных земельных участок в аренду, в том числе осуществлялись действия по формированию участков, постановка на кадастровый учет, получение технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков, распоряжениями департамента архитектуры Администрации г. Омска об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, распоряжениями ГУЗР Омской области о проведении аукционов по продаже земельного участка для строительства, протоколами о результатах аукциона.
По результатам аукционов, состоявшихся 25.07.2011, в отношении земельных участков по ул. *** заключены договоры купли-продажи с гр-ми *** и ***.
В отношении земельного участка по ул. ***, заявление на предоставление которого было написано Ж., департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска дан отрицательный ответ от 29.10.2010 о возможности формирования земельного участка.
Вопрос о возможности использования земельного участка по ул. *** для строительства объекта, испрашиваемого С., рассмотрен департаментом 08.06.2011 по заявлениям граждан ***, *** от 18.01.2011, принято решение о возможности использования в порядке ст. 30.1 ЗК РФ. Таким образом, в отношении указанного участка до обращения С. также имелись заявления третьих лиц о предоставлении участка под строительство, проводились мероприятия по подготовке аукциона.
При таком положении обязанность по предоставлению испрашиваемых земельных участков истцам у ответчика отсутствовала, так как до обращения гражданин-инвалидов с заявлением о предоставлении конкретных земельных участков юридическая судьба данных участков была определена и были реализованы необходимые мероприятия по подготовке к проведению аукционов по предоставлению земельных участков.
По изложенным основаниям доводы кассационной жалобы о наличии у истцов права на предоставление земельных участков, предусмотренного ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Постановлением Правительства РФ от 26 июля 1996 года N 901 основанием для отмены судебного постановления явиться не могут.
Следует отметить, что на обращение С.Н. в Администрацию г. Омска от 27.04.2011 истцу указано на то, что в *** в районе пересечения ул. *** и *** имеется свободная территория, находящаяся в муниципальной собственности и предназначенная для формирования земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов. Заявителю разъяснено право на обращение в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска по вопросу предоставления в аренду земельного участка на указанной территории. (л.д. ***).
Из решения подлежит исключению суждение суда со ссылкой на п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июля 1996 года N 901, о том, что за предоставлением земельных участков истцам следовало обратиться в орган местного самоуправления, поскольку из содержания указанной нормы данный вывод не следует.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95, с 01.07.2006 Главное управление является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, расположенных в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена, Главное управление осуществляет в порядке, предусмотренном законодательством.
Земельные участки по улицам *** и ***, расположенные в ***, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, что ответчиком не оспаривалось, соответственно решение вопроса о предоставлении таких земельных участков отнесено к полномочиям ГУЗР Омской области.
Кроме того, из смысла п. п. 1, 2, 3 выше указанных Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июля 1996 года N 901, право на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального строительства имеют лишь лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящие на учете в органах местного самоуправления.
Согласно ответу департамента жилищной политики Администрации г. Омска, представленному на запрос судебной коллегии Ж. состоит на учете граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 18.11.2005 составом семьи один человек. С.Н. состояла на учете указанных граждан с 18.11.2005 составом семьи один человек, постановлением Администрации г. Омска от 25.07.2011 N 798-п С. снята с учета в связи с утратой оснований, которые давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
При таком положении, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имелось.
Доводы кассационной жалобы истцов о том, что судом не вынесено решение в отношении Администрации г. Омска, основанием для отмены судебного постановления явиться не могут, поскольку как следует из материалов дела указание Администрации г. Омска соответчиком по делу содержалось в уточнении к иску, поданном истцами в суд 17.11.2011, из содержания решения следует, что исковые требования к Администрации г. Омска судом не рассматривались, что не лишает истцов права обратиться в суд с самостоятельным иском.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 362 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия проверив решение суда в пределах доводов кассационных жалоб в порядке ст. 347 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 09.12.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-722/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 февраля 2012 г. по делу N 33-722/2012
Председательствующий: Вагнер Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Подвязниковой Н.А., Ланцовой М.В.,
при секретаре И.
рассмотрела в судебном заседании 08 февраля 2012 года
дело по кассационной жалобе С., Ж. на решение Центрального районного суда г. Омска от 09.12.2011, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах С.Н., Ж. к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области об обязании предоставить земельный участок отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., пояснения С.Н., поддержавшей доводы жалобы, представителя ГУ по земельным ресурсам Омской области К., возражавшей против удовлетворения жалобы, прокурора отдела прокуратуры Омской области Жигаловой Т.М., считавшей, что основания для отмены решения отсутствуют, судебная коллегия
установила:
Прокурор ЦАО г. Омска обратился в суд с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР Омской области), Администрации г. Омска в интересах С.Н., Ж. об обязании предоставить земельные участки. Указал, что прокуратурой округа по обращению названных лиц проведена проверка, в ходе которой установлено, что С.Н. и Ж. инвалидам *** группы с *** степенью ограничения к трудовой деятельности должностными лицами ГУЗР Омской области было отказано в получении земельных участков на жилищное строительство. При этом заявителям было разъяснено, что действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе; разъяснен порядок предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 ЗК РФ. По вопросу предоставления земельных участков по ул. *** и ул. *** в микрорайоне *** заявители проинформированы о том, что земельные участки по ул. *** сформированы для предоставления с торгов для индивидуального жилищного строительства. ГУЗР Омской области приняты распоряжения от 12 января 2011 N 4-р, N 5-р, N 6-р, от 13 мая 2011 N 526-р, от 25 мая 2011 N 587-р, от 13 мая 2011 N 525-р о проведении аукциона по продаже земельных участков для строительства. Прокурор считал, что отказ ГУЗР Омской области не обоснован, при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" по договору купли-продажи торги не проводятся. С учетом уточнений прокурор просил признать отказ ГУЗР Омской области от 08.08.2011 N 02-02/8042 Ж. незаконным в части не предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, признать отказ ГУЗР Омской области от 08.08.2011 N 02-02/8040 С.Н. незаконным в части не предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязать ГУЗР Омской области предоставить С.Н., Ж. испрашиваемые ими земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, взыскать с ответчика госпошлину в установленном законом размере.
Истцы Ж., С.Н. также уточнили исковые требования. Просили признать незаконными отказы ответчиков предоставить им как инвалидам земельные участки для индивидуального жилищного строительства по ФЗ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", обязать ответчиков предоставить истцам земельные участки как инвалидам. Указали, что согласно ст. 17 названного закона инвалиды имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, данная норма исключает применение при предоставлении земельных участков ч. 1 ст. 30 ЗК РФ. Проведение аукциона в случае предоставления земельного участка инвалиду противоречит смыслу ст. 17 указанного Закона.
Истец Ж. участия в судебном заседании не принимала.
В судебном заседании представитель прокуратуры ЦАО г. Омска М., истец С.Н. и представитель Ж. по устному ходатайству в одном лице уточненные исковые требования поддержали. Истец С.Н. дополнительно пояснила, что они претендуют именно на испрашиваемые земельные участки.
В судебном заседании представитель ответчика ГУЗР Омской области К. требования с учетом уточнений не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Администрации г. Омска участия в судебном заседании не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе Ж., С.Н. просят решение суда отменить. Ссылаются на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указывают, что они как инвалиды имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, нормы Земельного Кодекса РФ о предоставлении земельных участках путем проведения аукциона в данном случае не применимы. Ссылаются на ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг". Полагают, что за предоставлением земельных участков обращались в надлежащие органы. Указывают, что Администрация г. Омска являлась ответчиком по делу, вместе с тем, судом решение в отношении нее не вынесено.
Кассационное представление прокурора ЦАО г. Омска до начала рассмотрения дела в суде кассационной инстанции отозвано.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Ж. и С.Н. являются инвалидами *** группы.
20.05.2011 Ж. обратилась с заявлениями в ГУ по земельным ресурсам Омской области о предоставлении ей для строительства индивидуального жилого дома земельных участков в аренду по адресу: ул. *** N *** по схеме в мкр. ***, и по адресу: ул. *** по схеме в мкр. ***.
С аналогичными заявлениями 20.05.2011 обратилась С.Н. с просьбой предоставить ей для строительства индивидуального жилого дома земельных участков в аренду по адресу: ул. *** N *** по схеме в мкр. *** и по адресу: ул. *** по прилагаемой схеме в мкр. ***.
27.05.2011 ГУ по земельным ресурсам Омской области в адрес Ж. дан ответ о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка по ул. *** путем проведения аукциона, так как на данный земельный участок поданы заявления от 27.01.2010, от 06.07.2010, он сформирован для строительства индивидуального жилого дома, поставлен на кадастровый учет, принято распоряжение "О проведении аукциона по продаже земельного участка для строительства" от 25.05.2011 N 587. На земельный участок по ул. *** подано заявление от 24.08.2010, на которое получен отрицательный ответ о возможности формирования данного земельного участка из департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.
27.05.2011 ГУ по земельным ресурсам Омской области дан ответ С.Н. о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка по ул. *** путем проведения аукциона, так как на данный земельный участок поданы заявления от 10.06.2009, от 22.12.2009, от 27.01.2010, он сформирован для строительства индивидуального жилого дома, поставлен на кадастровый учет, принято распоряжение "О проведении аукциона по продаже земельного участка для строительства" от 13.05.2011 N 525-р. На земельный участок по ул. *** ранее поданы заявления от 18.01.2011, на которые получен ответ, что департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска рассматривает возможность использования данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В дальнейшем по обращению прокуратуры Омской области Главным управлением по земельным ресурсам Омской области было рассмотрено обращение Ж., С.Н. о предоставлении земельных участков для строительства индивидуального жилого дома в мкр. ***, 08.08.2011 заявителям даны ответы N 0202/8040, N 0202/8042 о том, что действующим земельным законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе, продажа земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства осуществляется на аукционах, в порядке, предусмотренном ст. 38.1 ЗК РФ, в соответствии с п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ.
Полагая отказы ГУЗР Омской области от 08.08.2011 незаконными, прокурор обратился в суд с указанным иском.
Согласно ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Статьей 28 ЗК РФ установлено, что предоставление в собственность граждан юридических лиц земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июля 1996 года N 901, определяют перечень льгот инвалидам и семьям, имеющим в составе инвалидов, среди которых указана льгота по обеспечению в первоочередном порядке земельным участком (п. 17). Однако, указание на бесплатность обеспечения инвалидов участками, нормативный акт не содержит.
Категории граждан, имеющих право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены 7.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области". Категория "инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов" в указанной норме отсутствует.
Исходя из содержания приведенных положений, предоставление инвалидам земельных участков в первоочередном порядке возможно на возмездной основе.
Утверждения стороны истца о том, что предоставление земельных участков должно осуществляться бесплатно (протокол - л.д. ***), на законе не основаны. В суде кассационной инстанции истец С. пояснила, что согласна с тем, что правом на бесплатное предоставление земельных участков в первоочередном порядке она и Ж. не обладают.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 ЗК РФ, в части 2 которой указано, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства по общему правилу осуществляется на аукционах.
Как правильно указано в решении суда аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся. Данный вывод соответствует позиции Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2008 года от 17.09.2008.
Вместе с тем право инвалидов на первоочередное предоставление земельного участка без проведения торгов не влечет безусловную обязанность органа местного самоуправления предоставить по его требованию любой выбранный им земельный участок.
Как установлено судом и подтверждается представленными суду кассационной инстанции документами, в отношении испрашиваемых С. и Ж. земельных участков по ул. *** ГУЗР Омской области в пределах его компетенции с 2009, 2010 годов проводились подготовительные мероприятия по организации аукциона на основании ранее поданных заявлений граждан о предоставлении указанных земельных участок в аренду, в том числе осуществлялись действия по формированию участков, постановка на кадастровый учет, получение технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков, распоряжениями департамента архитектуры Администрации г. Омска об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, распоряжениями ГУЗР Омской области о проведении аукционов по продаже земельного участка для строительства, протоколами о результатах аукциона.
По результатам аукционов, состоявшихся 25.07.2011, в отношении земельных участков по ул. *** заключены договоры купли-продажи с гр-ми *** и ***.
В отношении земельного участка по ул. ***, заявление на предоставление которого было написано Ж., департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска дан отрицательный ответ от 29.10.2010 о возможности формирования земельного участка.
Вопрос о возможности использования земельного участка по ул. *** для строительства объекта, испрашиваемого С., рассмотрен департаментом 08.06.2011 по заявлениям граждан ***, *** от 18.01.2011, принято решение о возможности использования в порядке ст. 30.1 ЗК РФ. Таким образом, в отношении указанного участка до обращения С. также имелись заявления третьих лиц о предоставлении участка под строительство, проводились мероприятия по подготовке аукциона.
При таком положении обязанность по предоставлению испрашиваемых земельных участков истцам у ответчика отсутствовала, так как до обращения гражданин-инвалидов с заявлением о предоставлении конкретных земельных участков юридическая судьба данных участков была определена и были реализованы необходимые мероприятия по подготовке к проведению аукционов по предоставлению земельных участков.
По изложенным основаниям доводы кассационной жалобы о наличии у истцов права на предоставление земельных участков, предусмотренного ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Постановлением Правительства РФ от 26 июля 1996 года N 901 основанием для отмены судебного постановления явиться не могут.
Следует отметить, что на обращение С.Н. в Администрацию г. Омска от 27.04.2011 истцу указано на то, что в *** в районе пересечения ул. *** и *** имеется свободная территория, находящаяся в муниципальной собственности и предназначенная для формирования земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов. Заявителю разъяснено право на обращение в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска по вопросу предоставления в аренду земельного участка на указанной территории. (л.д. ***).
Из решения подлежит исключению суждение суда со ссылкой на п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июля 1996 года N 901, о том, что за предоставлением земельных участков истцам следовало обратиться в орган местного самоуправления, поскольку из содержания указанной нормы данный вывод не следует.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95, с 01.07.2006 Главное управление является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, расположенных в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена, Главное управление осуществляет в порядке, предусмотренном законодательством.
Земельные участки по улицам *** и ***, расположенные в ***, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, что ответчиком не оспаривалось, соответственно решение вопроса о предоставлении таких земельных участков отнесено к полномочиям ГУЗР Омской области.
Кроме того, из смысла п. п. 1, 2, 3 выше указанных Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июля 1996 года N 901, право на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального строительства имеют лишь лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящие на учете в органах местного самоуправления.
Согласно ответу департамента жилищной политики Администрации г. Омска, представленному на запрос судебной коллегии Ж. состоит на учете граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 18.11.2005 составом семьи один человек. С.Н. состояла на учете указанных граждан с 18.11.2005 составом семьи один человек, постановлением Администрации г. Омска от 25.07.2011 N 798-п С. снята с учета в связи с утратой оснований, которые давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
При таком положении, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имелось.
Доводы кассационной жалобы истцов о том, что судом не вынесено решение в отношении Администрации г. Омска, основанием для отмены судебного постановления явиться не могут, поскольку как следует из материалов дела указание Администрации г. Омска соответчиком по делу содержалось в уточнении к иску, поданном истцами в суд 17.11.2011, из содержания решения следует, что исковые требования к Администрации г. Омска судом не рассматривались, что не лишает истцов права обратиться в суд с самостоятельным иском.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 362 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия проверив решение суда в пределах доводов кассационных жалоб в порядке ст. 347 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 09.12.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)