Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.10.2013 ПО ДЕЛУ N А35-1082/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2013 г. по делу N А35-1082/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Ушаковой И.В.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг Сервис": Ленивкина В.А., представителя по доверенности б/н от 20.11.2012,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Администрации Курской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области и Администрации Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15.07.2013 по делу N А35-1082/2013 (судья Валеева Т.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг Сервис" (ОГРН 1054639009424 ИНН 4632049978) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Асеева, д. 46а, кадастровый номер 466296102240617, площадью 10193 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 8 757 478 руб. (с учетом уточнений, принятых судом к рассмотрению), при участии в качестве третьих лиц: Администрации Курской области, Комитета по управлению имуществом Курской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Маркетинг Сервис" (ООО "Маркетинг Сервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском (с учетом уточнения) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ответчики) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Асеева, д. 46а, кадастровый номер 46:29:102240:17, площадью 10 193 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 8 757 478 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация Курской области, Комитет по управлению имуществом Курской области (третьи лица).
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.07.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся решением, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Курской области и Администрация Курской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение Арбитражного суда Курской области от 15.07.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Курской области, Управление Росреестра по Курской области, Администрация Курской области, Комитет по управлению имуществом Курской области не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционные жалобы рассматривались в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В ходе судебного заседания представитель ООО "Маркетинг Сервис" возражал против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Маркетинг Сервис" на праве собственности принадлежит нежилое здание литера В площадью 1 928,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Асеева, д. 46а, что следует из свидетельства о государственной регистрации права серия 46 АЛ N 013070 от 22.03.2012.
Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 01.09.2008 N 01-18/1973 ООО "Маркетинг Сервис" был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 46:29:102240:0017, площадью 10 193 кв. м из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Курск, ул. Асеева, д. 46а, для производственно-хозяйственной деятельности.
19.09.2008 между комитетом по управлению имуществом Курской области (арендодатель) и ООО "Маркетинг Сервис" (арендатор) был заключен договор N 1680-08 ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска.
Срок аренды установлен с 01.09.2008 по 01.09.2013 (пункт 2.1 договора). Размер арендной платы за участок, согласно пункту 3.1 договора, составил 6 538 832 руб. 70 коп.
По акту приема-передачи от 19.09.2008 земельный участок с кадастровым номером 46:29:102240:17, площадью 10 193 кв. м, расположенный по адресу: расположенный по адресу: г. Курск, ул. Асеева, д. 46а, передан арендатору.
В соответствии с расчетом индексации арендной платы и сроков ее внесения по договору N 1680-08 ю от 19.09.2008 аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Асеева, 46а, размер арендной платы составил 5 049 659 руб. 67 коп.
Из пояснений Комитета по управлению имуществом Курской области, а также материалов дела следует, размер арендной платы рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 19 648 842 руб. 24 коп., которая содержится в кадастровом паспорте от 19.12.2012 N 46/12-1-164991; удельный показатель кадастровой стоимости равен 1 927,68 руб. /кв. м.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па по состоянию на 01.01.2011.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости спорного земельного участка ООО "Маркетинг Сервис" был получен отчет N 10/12/2012-1 независимого эксперта-оценщика Аксеновой Е.В. об определении рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Асеева, 46а, кадастровый номер 46:29:102240:17, по состоянию на 01.01.2011, которая составила 8 757 478 руб.
По вопросу соответствия отчета N 10/12/2012-1 законодательству об оценочной деятельности судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, по результатам проведения которой представлено экспертное заключение N 7/13.
В данном экспертном заключении экспертом сделан вывод о соответствии отчета N 10/12/2012-1 законодательству об оценочной деятельности.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются его права как арендатора земельного участка, ООО "Маркетинг Сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены постановлением Правительства Курской области от 17.01.2012 N 15-па.
Утвержденные Администрацией Курской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:102240:17 составил 1 927,68 руб. /кв. м, кадастровая стоимость земельного участка составила 19 648 842 руб. 24 коп.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы и выкупную стоимость земельного участка, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы арендатора и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно заключению эксперта N 7/13, полученному в рамках рассмотрения настоящего дела, рыночная стоимость земельного участка площадью 10 193 кв. м, кадастровый номер 46:29:102240:17, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Асеева, д. 46а, по состоянию на 01.01.2011 составила 8 757 478 руб.
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено. Доказательств недостаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленной нормативными актами, не было представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд правомерно признал заключение эксперта N 10/12/2012-1 надлежащими доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости в размере 8 757 478 руб. по состоянию на 01.01.2011.
Доводы апелляционных жалоб относительно того, что иск был предъявлен к ненадлежащему ответчику, не могут повлиять на правильность выводов суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорного земельного участка, права и законные интересы ООО "Маркетинг Сервис" нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки, и заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:102240:17, общей площадью 10 193 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Асеева, д. 46а, на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Курской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционных жалоб относится на заявителей жалоб. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители апелляционных жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 15.07.2013 по делу N А35-1082/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области и Администрации Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Л.М.МОКРОУСОВА

Судьи
И.В.УШАКОВА
А.И.ПОРОТИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)