Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2013 ПО ДЕЛУ N А33-13635/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. по делу N А33-13635/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Гуровой Т.С.,
секретаря судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра": Степанова И.В., представителя по доверенности от 14.02.2012 N 24/2012-06,
от общества с ограниченной ответственностью "Европарк": Креймера Н.Г., представителя по доверенности от 10.01.2013 N 3,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 23 ноября 2012 года по делу N А33-13635/2012, принятое судьей Лесковым Р.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Европарк" (ИНН 2466141120, ОГРН 1062466146687) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю с требованиями:
- 1. о признании незаконными действия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, выразившееся в утверждении 20.12.2011 г. схемы расположения земельного участка общей площадью 7 315 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106;
- 2. о признании незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с видом разрешенного использования земельного участка - размещение пяти-десятиэтажных многоквартирных жилых домов;
- 3. об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести в государственной кадастр недвижимости сведения о прекращении существования (о снятии с кадастрового учета) земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с видом разрешенного использования земельного участка - размещение пяти-десятиэтажных многоквартирных жилых домов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2013 года иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом в части признания незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю, по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с видом разрешенного использования земельного участка - размещение пятидесятиэтажных многоквартирных жилых домов, как противоречащие положениям Федерального закона 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; возложения на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю обязанности внести в государственной кадастр недвижимости сведения о прекращении существования (о снятии с кадастрового учета) земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с видом разрешенного использования земельного участка - размещение пяти-десятиэтажных многоквартирных жилых домов, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указал следующее.
Поскольку проект межевания территории, подтверждающий факт наличия (отсутствия) на земельном участке многоквартирного дома, не предусмотрен к предоставлению в Учреждение заявителем, а также не предусмотрена возможность запрашивать их самостоятельно Учреждением, у последнего отсутствует как возможность, так и необходимость проведения проверки межевого плана проекту межевания территории, указанной в Решении от 23.11.2012 (стр. 16).
В состав приложения межевого плана включается утвержденная органами местного самоуправления Схема расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
В составе представленного с заявлением межевого плана б/н от 22.12.2011, подготовленного кадастровым инженером Пеньковым П.Н., содержалась утвержденная, заместителем руководителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 20.12.2011.
Поскольку межевой план от 22.12.2011 содержал все необходимые для кадастрового учета сведения, в том числе об уникальных характеристиках (подлежащих обязательному включению в государственный кадастр недвижимости) объекта недвижимости - земельного участка, к которым в силу ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре относятся описание местоположения границ земельного участка и площадь, определенная с учетом требований Закона о кадастре, у Учреждения отсутствовали основания для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебное заседание не явились представители Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Дело рассматривается в отсутствие его представителя на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, поэтому решение проверяется в части, указанной заявителем.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
13.09.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300279:12, местоположение: относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира - Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, общей площадью 3033 кв. м, с разрешенным использованием - размещение пяти-десятиэтажных многоквартирных жилых домов, относящийся к категории земель населенных пунктов.
Согласно протокола совещания по вопросам размещения подземных многоуровневых парковок у главы г. Красноярска, было решено поручить руководителям департамента муниципального имущества и земельных отношений и департамента градостроительства администрации г. Красноярска рассмотреть возможность сохранения территории в муниципальной собственности в процессе межевания земельных участков под многоэтажными многоквартирными жилыми домами с целью использования ее для строительства подземных парковок. Срок исполнения определен до 24.09.2009. Департаменту градостроительства предложено представить главе города предложения по размещения многоуровневых парковок ООО "Европарк", срок исполнения 24.09.2009.
17.12.2009 администрацией г. Красноярска в средствах массовой информации опубликовано объявление о выборе земельного участка для предстоящего строительства подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия по ул. Дубровинского, 106.
17.08.2011 Администрацией г. Красноярска принимается постановление N 330 "Об утверждении проекта планировки и межевания исторического центра города Красноярска". (опубликовано в газете "Городские новости", N 125, 24.08.2011). Согласно данному постановлению в соответствии с Генеральным планом города Красноярска, протоколом публичных слушаний от 01.09.2010, заключением о результатах публичных слушаний по проекту планировки и межевания исторического центра города Красноярска от 03.09.2010 N 10/7040-дг - утвержден проект планировки и межевания исторического центра города Красноярска. Согласно схемы транспортной инфраструктуры входящей в проект - в районе жилого дома N 106 по ул. Дубровинского в г. Красноярске запланировано размещение подземного гаража-стоянки.
21.09.2011 Управлением архитектуры администрации г. Красноярска обществу "Европарк", на основании решения градостроительной комиссии департамента градостроительства от 07.09.2011 N 35, выдано извещение разрешающее сбор согласований по участку, расположенному по ул. Дубровинского, 106 в Центральном районе, для решения вопроса о возможности размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия. Срок предоставления указанных в извещении документов определен до 15.12.2011 г.
10.10.2011 ООО "Европарк" направило в адрес управления архитектуры администрации г. Красноярска документы, определенные в извещении, а также заявило о подготовке акта выбора земельного участка (исх. N 10\\10 от 10.10.2011 г.)
17.11.2011 руководителем управления архитектуры администрации города Красноярска утверждена схема местонахождения земельного участка, находящегося в границах кадастрового квартала 24:50:0300279 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, площадью 2322 кв. м, с разрешенным использованием - место размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия.
06.12.2011 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с КН 24:50:0300279:559, с местонахождением: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с разрешенным видом использования: место размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия, общей площадью 2322 кв. м (кадастровый паспорт земельного участка от 06.12.2011 N 24ЗУ/11-203158.
20.12.2011 заместителем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утверждена схема (план) расположения земельного участка на территории кадастрового квартала 24:50:0300279, площадью 7 315 кв. м, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение пяти-десятиэтажных домов.
Как следует из утвержденной 17.11.2011 схемы местонахождения земельного участка и схемы от 20.12.2011, земельный участок, местонахождение которого определено на схеме от 20.12.2011 имеет наложение на земельный участок, обозначенный в схеме от 17.11.2011.
22.12.2011 кадастровым инженером Пеньковым П.Н. по заявке департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106 был подготовлен Межевой план, который был предоставлен представителем департамента в орган кадастрового учета 22.05.2012. Как следует из данного межевого плана, на земельном участке, образованном в результате проведения кадастровых работ отсутствует какой-либо объект недвижимого имущества.
Письмом от 17.04.2012 N 1413 управление архитектуры администрации г. Красноярска на имя ООО "Европарк" известило последнего, что подготовленный управлением проект распоряжения "О предварительном согласовании ООО "Европарк" места размещения объекта" - подземной автопарковки, по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106 был отклонен от согласования департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в связи с наложением выбираемого земельного участка на земельный участок площадью 11367 кв. м, занимаемый многоквартирным жилым домом по ул. Дубровинского, 106, правообладателями, которого являются собственники помещений.
18.05.2012 ООО "Европарк" обратился (исх. N 29 от 16.05.2012 г.) в департамент муниципального имущества с требованием о предоставлении пояснений по факту несогласования проекта распоряжения о предварительном согласовании ООО "Европарк" места размещения объекта - подземной автопарковки.
Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 15.06.2012 за N 35904 подготовлен ответ на обращение ООО "Европарк": поскольку земельный участок общей площадью 3033,45 кв. м с КН 24:50:0300279:12 был сформирован в нарушение положений ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, были организованы топографо-геодезические и кадастровые работы по образованию земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом по ул. Дубровинского, 106. Земельный участок с КН 24:50:0300279:566, площадью 7315 кв. м сформирован и поставлен на кадастровый учет.
В дело представлено кадастровое дело объекта недвижимости 24:50:0300279:566, из которого следует, что данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 22.05.2012. В деле имеется межевой план от 22.12.2011 составленный кадастровым инженером Пеньковым П.Н. по заявке департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, а также утвержденная 20.12.2011 заместителем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска схема (план) расположения земельного участка на территории кадастрового квартала 24:50:0300279, площадью 7 315 кв. м, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение пяти-десятиэтажных домов.
Согласно протоколу проверки документов от 01.06.2012 по всем видам проверки, указанным в протоколе даны положительные заключения. Решением от 01.06.2012 за N Ф24/12-2-55152 Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю было принято решение поставить на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300279:566.
В дело представлены кадастровые паспорта земельного участка с КН 24: 50:0300279:566 за N 24/12-208526 от 17.07.2012 г., 24/12-159084 от 04.06.2012 г. с указанием местонахождения земельного участка: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, разрешенным использованием: размещение пяти-десятиэтажных многоквартирных жилых домов, видом права: долевая собственность, правообладателями: собственники помещений в многоквартирном доме.
Согласно ситуационного плана земельный участок с КН24: 50:0300279:566 имеет частичное наложение на земельный участок, схема расположения которого, была утверждена 17.11.2011 руководителем управления архитектуры администрации города Красноярска, находящегося в границах кадастрового квартала 24:50:0300279 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, площадью 2322 кв. м, с разрешенным использованием - место размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия.
Как следует из справочной информации по объектам недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок с КН 24:50:0300279:559-28.04.2012 г. снят с учета и имеет статус аннулированный.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
О факте постановки на кадастровый учет земельного участка с КН 24:50:0300279:566 заявитель узнал 15.06.2012 из письма департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска N 35904. О наличии утвержденной схемы месторасположения данного земельного участка заявитель узнал 27.07.2012 из полученного по его запросу из ФГБУ "Кадастровая палата при Росреестре" по Красноярскому краю копии межевого плана.
Данные утверждения заявителя какими-либо иными доказательствами не опровергнуты, в апелляционной жалобе указанное обстоятельство не оспорено.
Заявление ООО "Европарк" подано в суд 28.08.2012 в пределах срока, установленного в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 п. 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как следует из статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Данными органами осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 данной нормы, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Как следует из статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как указывает заявитель и этот факт не оспаривается сторонами в июне 2011 г. заявитель обратился в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о выборе и предварительном согласовании земельного участка в по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Дубровинского, 106, ориентировочной площадью 3500 кв. м под размещение подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия, согласно прилагаемой схемы.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 22.03.2011 N 218-Ж утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта" (опубликовано в газете "Городские новости" N 41 28.03.2011)
Согласно п. 1.1. Административного регламента (далее - Регламент N 218-Ж) муниципальную услугу по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляет управление архитектуры администрации города Красноярска.
В соответствии с п. 2.2. Регламента N 218-Ж результатом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является распоряжение администрации города о предоставлении земельного участка для строительства.
Как определено в п. 2.4 Регламента N 218-Ж, муниципальная услуга по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется руководителем Управления, его заместителями и структурными подразделениями Управления:
- - отделом застройки;
- отделом генерального плана;
- отделом ведения информационных систем градостроительной деятельности;
- юридическим отделом;
- отделом формирования градостроительных дел;
- отделом по работе с обращениями граждан и контролю исполнительской дисциплины.
Пунктом 2.9. Регламента N 218-Ж определены исчерпывающие основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Главой 111 Регламента определены административные процедуры выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта.
Как определено в п. 3.1.15. Регламента N 218-Ж общий срок подготовки акта о выборе со дня представления заявителем документов, предусмотренных извещением, до подписания акта о выборе не должен превышать 20 рабочих дней.
С учетом положений п. 3.1.3 Регламента N 218-Ж выдача извещения осуществляется при условии положительного решения градостроительной комиссии.
Как следует из материалов дела, заявителю 21.09.2011 было выдано извещение N 14078, согласно которому, Управлением архитектуры администрации г. Красноярска, на основании решения градостроительной комиссии департамента градостроительства от 07.09.2011 N 35, разрешено заявителю производить сбор согласований по участку, расположенному по ул. Дубровинского, 106 в Центральном районе для дальнейшего решения вопроса о возможности размещения подземной автостоянки.
Письмом N 10/10 от 10.10.2011 заявитель представил в администрацию все документы, определенные в извещении. 17.12.2009 администрацией г. Красноярска в средствах массовой информации (газета "Городские новости" N 190) уже были опубликованы сведения о выборе земельного участка для предстоящего строительства подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия по ул. Дубровинского, 106.
Оценив вышеуказанные действия, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что какие-либо препятствия для вынесения распоряжения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта заявителя, отсутствовали. Поэтому после утверждения 17.11.2011 руководителем управления архитектуры администрации города Красноярска схемы местонахождения земельного участка, находящегося в границах кадастрового квартала 24:50:0300279 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, площадью 2322 кв. м, с разрешенным использованием - место размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия, 06.12.2011 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с КН 24:50:0300279:559, с местонахождением: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с разрешенным видом использования: место размещения подземной автостоянки с комплексным благоустройством покрытия, общей площадью 2322 кв. м (кадастровый паспорт земельного участка от 06.12.2011 N 24ЗУ/11-203158.
При этом 20.12.2011 заместителем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утверждена схема (план) расположения земельного участка на территории кадастрового квартала 24:50:0300279, площадью 7 315 кв. м, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение пяти-десятиэтажных домов, имеющего наложение на земельный участок, обозначенный в схеме от 17.11.2011.
Согласно схемы расположения земельного участка утвержденной 20.12.2011 заместителем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска на территории кадастрового квартала 24:50:0300279, площадью 7 315 кв. м, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, категория земель - земли населенных пунктов, земельный участок формируется в целях использования под размещение пяти-десятиэтажных домов.
В соответствии с представленной в дело кадастровой выпиской о земельном участке от 12.12.2011 N 24ЗУ/11-207960-13.09.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300279:12, местоположение: относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира - Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, общей площадью 3033 кв. м, с разрешенным использованием - размещение пяти-десятиэтажных многоквартирных жилых домов., относящийся к категории земель населенных пунктов. Данный земельный участок имеет статус ранее учтенного.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что начатая Департаментом процедура формирования нового земельного участка на территории кадастрового квартала 24:50:0300279 для размещения пяти-десятиэтажных домов была инициирована на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Дубровинского, 106.
Утвержденная 20.12.2011 схема расположения земельного участка между тем была положена в основу Межевого плана данного земельного участка, который был впоследствии поставлен на кадастровый учет за номером 24:50:0300279:566.
Представленный в дело межевой план земельного участка 24:50:0300279:566, равно как и схема расположения земельного участка, не содержит в себе сведений о наличии в его границах многоквартирного жилого дома.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод о нарушение правил формирования земельного участка общей площадью 3033,45 кв. м с КН 24:50:0300279:12, поскольку данное обстоятельство не может являться основанием формирования земельного участка с КН 24:50:0300279:566 по инициативе департамента.
Апелляционный суд находит обоснованным указание суда первой инстанции на отсутствие доказательств оспаривания собственниками помещений дома по ул. Дубровинского, 106, действий (бездействия) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д., а также отсутствия доказательств оспаривания утвержденного проекта планировки и межевания исторического центра г. Красноярска, в котором в районе жилого дома N 106 по ул. Дубровинского в г. Красноярске запланировано размещение подземного гаража-стоянки.
Согласно п. 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию (утв. Распоряжением Администрации г. Красноярска от 07.11.2011 N 1311-ж, опубликован в газете "Городские новости" N 172 от 16.11.2011) - заявителями на получение Услуги являются физические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, а также физические, юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, либо их уполномоченные представители, обратившиеся в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент) с письменным заявлением о предоставлении Услуги, а также исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Заявитель).
Согласно подпункту 1) пункта 25 вышеназванного регламента определено, что основанием для начала административной процедуры является поступление документов по оформлению прав на земельный участок с проектом схемы КПТ в отдел контроля за использованием муниципального имущества Департамента.
Как следует из материалов дела, заявлений об утверждении схемы земельного участка, который был впоследствии поставлен на кадастровый учет за номером 24:50:0300279:566 в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ни от частных лиц не поступало.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса). Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (ч. 10 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса.
Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории. При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Администрация города Красноярска Постановлением от 17.08.2011 N 330 утвердила проекты планировки и межевания исторического центра города Красноярска, фактически определив местонахождение земельного участка с кадастровым 24:50:0300279:12, по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, на котором расположен многоквартирный дом, и местонахождение будущей подземной автомобильной парковки.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результатом выполнения кадастровых работ в отношении земельных участков является межевой план земельного участка.
В соответствии с частью 10 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Таким образом, действия департамента по формированию спорного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 противоречат положениям вышеуказанных нормативных актов. Данные действия нарушают права и законные интересы заявителя, т.к. явились прямым основанием для отказа со стороны департамента муниципального имущества согласовать проект распоряжения администрации г. Красноярска об утверждении акта выбора и предварительного согласования места размещения подземной автомобильной парковки по ул. Дубровинского, 106.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 7 данного Федерального закона определено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости в отношении земельных участков вносятся в т.ч. кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок. В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ, в состав необходимых для кадастрового учета документов входят межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка). Согласно статье 39 данного нормативного акта, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Согласно пункту 10 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В соответствии с частью 12 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с пунктом 7 подпунктом 4 Приложения N 2 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 (в редакции действующей на момент утверждения схемы нахождения земельного участка) "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" - обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит следующий раздел: схема расположения земельных участков.
Как определено, в статье 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в случае отсутствия иных правоустанавливающих документов местоположение границ земельного участка должно определяться исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Поскольку каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок с КН24:50:0300279:566 суду не представлено, схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденная органом местного самоуправления, а впоследствии и межевой план данного земельного участка должны соответствовать по своему содержанию проекту межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа.
Органом кадастрового учета не произведено проверки соответствия представленного для постановки на кадастровый учет межевого плана проекту межевания территории, утвержденному Постановлением администрации города Красноярска от 17.08.2011.
Несоответствие межевого плана проекту межевания территории является основанием считать такой межевой план противоречащим требованиям градостроительного законодательства.
Положенная в основу составления Межевого плана земельного участка с КН 24:50:0300279:566 схема, утверждена 20.12.2011 Департаментом в нарушение действующего законодательства. Как следствие, межевой план, предоставленный в орган кадастрового учета 22.05.2012, не может являться основаниям для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Орган кадастрового учета при предоставлении данного межевого плана, с учетом определенного вида разрешенного использования земельного участка не осуществил проверку наличия сведений в межевом плане земельного участка, подтверждающих факт нахождения в границах земельного участка многоквартирного жилого дома.
Апелляционный суд отклоняет доводы Учреждения о том, что согласно позиции Минэкономразвития РФ, изложенной в письме от 14.01.2011 МД23-41 отсутствие сведений о расположении на земельном участке многоквартирного жилого дома, не является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению и толкованию законодательства Российской Федерации.
Ответчиком не были соблюдены указанные рекомендации Минэкономразвития о том, что в случае если в документах, представленных для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, занятых многоквартирными домами, отсутствуют сведения о том, что соответствующий земельный участок занят многоквартирным домом, то в отношении таких земельных участков положения части 4 статьи 24 Закона о кадастре применяются в общем порядке, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения о таких земельных участках носят временный характер.
В нарушение подпункта 10 пункта 63 главы IV Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, в отсутствие необходимых сведений в межевом плане от 22.12.2011 о кадастровых номерах, расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, Учреждение осуществило постановку на кадастровый учет земельного участка с номером 24:50:0300279:566 и присвоило земельному участку с номером 24:50:0300279:566 статус "учтенный" вместо статуса "временный" в отсутствие необходимых сведений в межевом плане от 22.12.2011 и оснований, указанных в письме N Д23-41.
При таких обстоятельствах орган кадастрового учета должен был принять решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с видом разрешенного использования земельного участка - размещение пяти-десятиэтажных многоквартирных жилых домов, площадью 7315 кв. м на основании подпункта 2) части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственной кадастре недвижимости".
Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с КН 24:50:0300279:566, при наличии начатой заявителем процедуры предварительного согласования места размещения объекта (подземной парковки), является препятствием для продолжения процедуры оформления прав на земельный участок под строительство.
В силу статьи 59 Устава г. Красноярска, правовые акты города обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города Красноярска предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, а также гражданами.
Постановление администрации г. Красноярска от 17.08.2011 N 330 "Об утверждении проекта планировки и межевания исторического центра города Красноярска" опубликовано в газете "Городские новости", N 125, от 24.08.2011, а также размещено в сети Интернет на сайте администрации г. Красноярска.
С учетом вышеизложенного, Учреждение при проверке межевого плана от 22.12.2011 обязано было выявить противоречие между его содержанием и проектом планировки и межевания исторического центра города Красноярска от 17.08.2011 N 330 что, в свою очередь, является причиной несоответствия межевого плана требованиям части 10 статьи 38 Закона о кадастре N 221-ФЗ и является основанием для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета в силу подпункта 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве устранения последствий нарушения прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно возложил на филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю обязанность по внесению в государственной кадастр недвижимости сведений о прекращении существования (снятии с кадастрового учета) земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300279:566 по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 106, с видом разрешенного использования земельного участка - размещение пяти-десятиэтажных многоквартирных жилых домов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2012 года по делу N А33-13635/2012 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы, который от ее уплаты освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2012 года по делу N А33-13635/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ

Судьи
И.Н.БУТИНА
Т.С.ГУРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)