Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2013 ПО ДЕЛУ N А57-17752/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. по делу N А57-17752/12


Резолютивная часть постановления объявлена "04" апреля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен "10" апреля 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 января 2013 года
по делу N А57-17752/2012 (судья Николаева Л.М.)
по исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Озернова Павла Ниловича (ОГРНИП 308645111100040), г. Саратов, Шабаркова Олега Борисовича, Саратовская область, п. Тепличный, Индивидуального предпринимателя Котлова Анатолия Геннадьевича, г. Саратов,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340, г. Саратов, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
третьи лица:
Правительство Саратовской области, г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов
Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича", г. Москва
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области, Саратов,
Инспекция Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова, г. Саратов,
о внесение изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - Шатунова О.Г., по доверенности от 28.01.2013, выданной сроком на 3 года,
от комитета по управлению имуществом - Ярыш И.А., по доверенности от 26.09.2012, выданной сроком на один год,
от ИП Озернова П.В. - Баталин В.В., по доверенности от 19.07.2012, выданной сроком на 3 года,
от ИП Котлова А.Г. - Баталин В.В., по доверенности от 19.07.2012, выданной сроком на 3 года,
от Шабаркова О.Б. - Баталин В.В., по доверенности от 23.07.2012, выданной сроком на 3 года,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратились Индивидуальный предприниматель Озернов Павел Нилович, Шабарков Олег Борисович с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000+/-19 кв.м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в микр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района, Саратовской обл., принадлежащего на праве общей долевой собственности Шабаркову Олегу Борисовичу, Озернову Павлу Ниловичу, Котлову Анатолию Геннадьевичу, указав ее равной рыночной стоимости земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000+/-19 кв.м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в микр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района. Саратовской обл. в размере 53 195 000,00 рублей.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцы уточнили исковые требования и просили суд, установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000+/-19 кв.м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в микр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района. Саратовской обл., по состоянию на 01.01.2007 г., равной его рыночной стоимости в размере 55095000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 января 2013 года по делу N А57-17752/2012 суд установил кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000+/-19 кв.м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, микр. Лазурный на дату 01.01.2007 г., равной его рыночной стоимости в размере 55 095 000,00 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 января 2013 года по делу N А57-17752/2012, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета по управлению имуществом Саратовской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, требования, изложенные в апелляционной жалобе - удовлетворить.
Представитель истцов в судебном заседании пояснил суду, что возражает против доводов апелляционной жалобы, просил суд оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Шабаркову Олегу Борисовичу, Озернову Павлу Ниловичу, Котлову Анатолию Геннадьевичу на праве общей долевой собственности по (1/3 доли каждому) принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 3060001+/-19 кв.м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенный в микр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района. Саратовской обл. Указанный земельный участок был приобретен истцами для осуществления на нем предпринимательской деятельности, а именно осуществления строительства коттеджного поселка и последующей реализации индивидуальных жилых домов с целью извлечения прибыли.
В целях определения кадастровой стоимости спорного земельного участка ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ были проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков, по итогам которых был составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 (далее - отчет), утвержденный 18.02.2009.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник -Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии) составлен Акт проверки отчета, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Правительства Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 года Утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 26.06.2012 года N 64/201/2012-84434 выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" кадастровая стоимость принадлежащего истцам земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости составляет - 376 753 320 рублей.
В досудебном порядке по инициативе истцов была проведена рыночная оценка указанного земельного участка. Согласно Отчету независимого оценщика ООО "Приоритет оценка" N 07/12-46 от "27" июля 2012 года, рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000+/-19 кв.м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в микр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района, Саратовской обл. составляет -53 195 000,00 рублей.
Истец полагает, что определенные значения кадастровой стоимости земельного участка существенно превышают размер его рыночной стоимости, что позволяет сделать вывод о недостоверности этих значений и необходимости защиты прав и законных интересов истца посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости и признании недостоверными экономических характеристик (УПКСЗ и кадастровой стоимости) этого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно руководствовался следующим.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцам земельного участка с кадастровым номером 64:48:020205:20, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Истцами в качестве доказательства действительной рыночной стоимости земельного участка представлен отчет оценщика N 07/12-46 от "27" июля 2012 года, согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2007 г. (на дату определения кадастровой стоимости) составляет 53 195 000,00 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 29 октября 2012 года производство по делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, производство которой поручено Обществу с ограниченной ответственностью ООО "А-Эксперт", на разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: Определить действительную рыночную стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000+/-19 кв.м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в микр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района. Саратовской обл. на дату 01.01.2007 г.
20 ноября 2012 г. в Арбитражный суд Саратовской области поступило заключение эксперта N А11/12-01 от 20.11.2012 г., согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2007 г. составляет 55 095 000,00 рублей.
Также, в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие в порядке, предусмотренном действующим законодательством, достоверность отчета независимого оценщика.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000+/-19 кв.м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, микр. Лазурный на дату 01.01.2007 г., равной его рыночной стоимости в размере 55 095 000,00 рублей.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком, поскольку органом кадастрового учета является Управление Росреестра по Саратовской области и он проводил кадастровую оценку земель. Однако указанный довод является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Довод заявителя жалобы, о том, что на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки, ввиду чего, истец может воспользоваться данной нормой, подлежит отклонению на основании следующего.
Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" вступило в законную силу только 28.12.2012, однако, при рассмотрении настоящего иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался законодательством, действовавшим на момент утверждения кадастровой стоимости спорного земельного участка, а именно 26.06.2012, данное распоряжение не имеет отношения к предмету исковых требований в спорный исковой период.
Согласно статье 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Также, суд первой инстанции правомерно распределил судебные расходы по делу, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что истцами в материалы дела представлено письменное ходатайство, в котором представитель истцов просил судебные расходы за проведение экспертизы и по оплате государственной пошлины оставить за истцом.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 января 2013 года по делу N А57-17752/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Т.В.ВОЛКОВА

Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)